Сценарий урока по истории "Идеализация понятия "Смутное время"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Урок в технологии МДП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idealizatsiya_ponyatiya_smutnoe_vremya_10_klass.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

                      Сценарий урока истории

-

Тема: "Идеализация понятия "Смутное время"                                                                                    Учитель: Иванова И.Ю.

Класс: 10 

 ГОУ СОШ №718                                                                            

Тип содержания образования: 

Мыследеятеьностное. Это техники и способы мышления и деятельности, которые являются содержанием образования в рамках мыследеятельностного подхода. При этом форма организации учебного процесса – проблемно-ситуационная. У учащихся  формируются способности воображения, действия, коммуникации, мышления, понимания, рефлексии, способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.  

Технология, обеспечивающая освоение содержания: 

Элементы метопредмета «Проблема», « Знание» Единица учебного содержания, которую планируется ввести, используется педагогом для сценирования учебной ситуации (ситуации учения-обучения), а ученики в ходе разрешения учебной ситуации должны освоить фрагмент учебного содержания  как средство преодоления затруднения  в учебной ситуации. При этом учащиеся способны самостоятельно давать формулировки законов, правил, понятий, решать задачи. Развиваются такие способности как мышление, обобщение, действие, понимание, рефлексия, коммуникации. В ситуации учения-обучения происходит взаимодействие педагога и ученика, при котором преобразуются способы работы  ученика и способы работы учителя.   

Единица содержания (дидактическая единица): 

Освоение способа идеализации  понятия  "Смутное время" на основе предметного материала и текстов. Способ идеализации  предполагает фиксацию сути предмета, объекта, явления и выработки личностного  нового знания через переосмысливание исходного материала в новой социокультурной ситуации. При этом развивается идеализационная способность, осуществляется работа  с мыслекоммуникативными способностями учащихся, позволяющие совершенно нетрадиционным, неожиданным образом представить объект знания.
Полифокусное понятие "Смутное время".

Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц: 

 -Формирование полифокусного понятия "Смутное время" происходит в процессе идеализации, как способа действия. Который организован через коммуникации, различения, обобщения, что приводит к приращению знания.
-Различения:  человек- народ;  одна власть - безвластие, многовластие ; территориальная целостность - обособленность территорий; единство государства - распад государства.


Логика освоения единицы содержания:                                                                                   -исходное знание -понимание текста, реконструкция предметных знаний - схематизация, коммуникации - идеализация понятия.

Учебный материал:                                                                                                                                                                Ключевский В.О., Курс русской истории, Соч. в 9тт, т.3, М.: Мысль, 1988,С.5-75 Платонов С.Ф., Полный курс лекций по русской истории, Литера, 1999                                             Тихомиров Л.А., Монархическая государственность,СПб.,1999, С.438-444, 452-462                    Шмурло Е.Ф., История России, М.: Аграф, 2001, С.189-216                                                                                           

Деятельность, в которую включаются учащиеся: 

I этап                                                                                                                                               - Коммуникации по вопросу необходимости изучения события с разных сторон


II этап                                                                                                                                                  -Реконструкция исторического периода Смутного времени - работа в группах;
-Чтение и понимание текстов о Смутном времени разбитых по  фокусам:

  • территория
  • сословная иерархия
  • династия (родственные связи)
  • внешняя политика – работа в группах

     -Схематизация представления о Смутном времени по шаблону:
 
           До      /       Во время    /      После         
                1584                   1613
 
   через фокус:

  • территория 
  • внешняя политика
  • сословная иерархия
  • династия (родственные связи) – работа в группах;

     -Коммуникации и рефлексия схем и текстов – фронтально;


III этап                                                                                                                                                      - Идеализация понятия «Смутное время» по фокусам – работа в группах. Выдвижение тезисов.
- Схематизация и идеализация полифокусного понятия «Смутное время» -
     индивидуально и фронтально;
- Коммуникации, рефлексия


IV этап                                                                                                                                                                               -Схематизация идеализационной картинки и фиксация идеализации полифокусного понятия «Смутное время».


V этап                                                                                                                                              - Рефлексия 

Подведение итогов занятия: 

Обсуждение с учащимися вопросов:

  • Какое событие в истории России может сравниться с событиями Смутного  времени?
  • Что Вы расскажите своему ребенку, когда он спросит:"Что такое Смутное время?
  • Продолжите фразу:    События Смутного времени  учат нас...
  • Чему мы учились? Как мы сегодня работали на уроке? Что мы делали? Что для вас явилось новым в работе?

Изложение сценария занятия в произвольной форме: 

I этап                                                                                                                                                            - целеполагание (познавательная мотивация) С учащимися обсуждаются вопросы:

  • Как оцениваются исторические события?;
  • Кто принимает участие в оценке события?
  • Чьи позиции выражают эти оценки?
  •  Зачем надо рассматривать событие с разных сторон, позиций, через призму разных фокусов?

Благодаря этому работа стала носить личностный характер, учащиеся самоопределяются к дальнейшей работе.
 
II этап                                                                                                                                           – реконструкция, восстановление событий Смутного времени

Работа учащихся в группах. Прочитать текст и используя собственные знания о данном периоде представить в виде схемы, что происходило в период Смутного времени, исходя из фокусов:
- территория и государственность;
- власть;
- человек и народ.
 Каждая группа прослеживает собственный фокус, определяя его по текстам.

 Группы анализируют ситуацию, используя шаблон:
                      До         /       Во время                 /       После
                               1584                                1613
Обсуждение получившихся схем. (фронтально)

  • Правильно ли понят текст и восстановлены  ли исторические события?
  • Что можно добавить в схему?

Дополнение схем графическими элементами, уточнениями.                                                                      Обобщающая смысловая работа: «В чем смысл Смутного времени»?  

 Заполнение таблицы:

Территория

Сословия

Династия

Внешняя политика

Хронология

До

Во время

После


 
 III этап                                                                                                                                                      – выдвижение идеализационных версий, что такое Смутное время из данного фокуса? Сформулировать тезис.
(Смутное время – самоопределение русского народа;                                                                           Смутное время образование экономической  и социальной дыры: территориальный раскол, возникли новые территории, население стало утекать из старых территорий; Смутное время- борьба за власть между сословиями, нарушение взаимосвязи между ними;                                                                                                                                                            Смутное время – разрыв связи с Богом, испытание верой .)
 
IV этап                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           – выстраивание обобщенной схемы «Ссутное время» и идеалзация понятия «Смутное время».
Работа с новыми текстами: индивидуально и фронтально:
А.С. Пушкин «Борис Годунов»

  • Какая идея  о Смутном времени здесь заложена?
  • Какое здесь представление об этом событии?
  • На что делается главный акцент?

История создания памятника Минину и Пожарскому – http//ru.wikipedia/org.

  • Почему произошло создание памятника?  Когда? Зачем?
  • Кто  был инициатором? Как проходили работы?
  • Как проходило открытие?
  • Каково отношение власти? С чем это связано?
  • Почему это стало возможно?
  • Как к этому отнеслись граждане России?
  • Какие можно сделать выводы об этом событии?
  • Надо что-то добавить в схему?

Дополняется обобщенная схема Смутного времени и  идеализируется  полифокусное понятие. Смутное время – это  народная  и государственная трагедия, народ сражался за Россию, за ее завтрашний день. Остро стоял вопрос о территориальной целостности государства, о существовании самого государства. Это опыт народного единения в борьбе за единство, независимость России на основе принципа соборности.


 V этап                                                                                                                                                                         -рефлексия, подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса по ПДД "Проводим время с пользой"

Название: «Проводим время с пользой». Цель: пропаганда социальной значимости курса ПДД. Задачи: - закрепить знания по Правилам дорожного движения;- формировать  у учащихся с...

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...

сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"

Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова...

Сценарий урока «Время доверять»

Научно-методическая работаСценарий урока «Время доверять»...

Сценарий урока на тему "Свободное время"

Представленный материал может быть использован на уроках иностранного языка на первом курсе СПО. Обучающимся предлагается выполнять задания разных видов: аудирование, чтение, подстановка, первичное за...

Сценарий урока в 5 классе по теме "Простое прошедшее время"

Сценарий открытого урока. В нем раскрывается материал, который может помочь учителю при составлении конспектов урока....