Технологическая карта "Олимпийские игры в древности"
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Любаха Мария Николаевна

Соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka.docx31.16 КБ
Файл karta_uroka.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Формы,

методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 Организационный

момент.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение

в деловой ритм.

II. мотивация

к учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Тема нашего урока ….. А впрочем, попытайтесь сами догадаться, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Регулятивные

 принимают учебную задачу,

 сформированную

вместе с учителем.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

 Познавательные:

Включает видеофрагмент «Олимпийские игры», перед началом и после просмотра задает вопрос: с какой целью проводятся олимпийские игры?

Затем после просмотра учитель начинает диалог:

- как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- знаете ли вы насколько древние олимпийские игры?

- какую цель вы поставите на сегодняшний урок?

Тема урока «Олимпийские игры в древности»

(СЛАЙД 1)

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Выдвигают свои версии о чем будет речь сегодня на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь

Подумайте, что мы  должны выяснить, изучая тему Олимпийские игры в древности.

А что вы знаете об  Олимпийских играх?

Итак, сегодня мы узнаем, когда и где зародились Олимпийские игры и как они проходили в то далекое время.

К концу урока вы должны дать ответ на вопрос: СЛАЙД 3

Действительно ли Олимпийские игры играли огромную роль в жизни греков?

(СЛАЙД 2)

1. Когда и где состоялись  первые Олимпийские игры?

2. Кто основал Олимпийские игры?

 3. Как проходили игры?

 4. Кто участвовал в этих играх?

.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

фронтальная.

рассказ.

работа с картой

работа с «линией времени» хронологические задачи

индивидуальная

 работа с документом.

беседа

Рассказ учителя. Первые Олимпийские игры

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности.

Олимпийские игры проходили в Олимпии, это город располагался в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г до н.э. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета.

Задание: Используя «линию времени» посчитайте,

Сколько лет назад состоялись первые в истории игры?

в каком году игры отметят 3000 юбилей (2224)

Каждое событие имеет свою историю основания.

Существует немало мифов   о зарождении Олимпийских игр. И все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Внимательно прочитайте миф на с.159, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр, и ответьте на вопросы.

Кто основал эти игры?

В честь кого они проводились?

Работа с картой с. 115

Один ученик считает и отмечает даты на линии времени у доски, остальные на местах

(2015+776=2791)

Работа с историческим источником.

Основал Бог Зевс. Проводились в честь бога Зевса

Коммуникативные

слушают и понимают речь учителя

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из исторического источника

коммуникативные:

воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи;

Давайте зачитаем первый абзац п.1 с. 155

 (СЛАЙД 4)

Раз в четыре года из Олимпии во все стороны света оправлялись «священные посланники» Зевса. Они шли из города в город, извещая греков о радостном событии и приглашая всех посетить Олимпийские игры. «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!

Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.

Итак, как появились Олимпийские игры мы выяснили.

Читают. Отвечают на вопрос.

В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

На время проведения Олимпиады, прекращались войны.  

Решение задачи (работа с карточками)

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы.

    Однажды незадолго до начало Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город.  Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в Играх.

    Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

А кто же был их участником?

Вопрос:

Почему же обычно участниками игр были в основном зажиточные греки?

ребята, сколько дней у нас проходят олимпийские игры? (2 недели)

Самостоятельная работа с текстом учебника. Найти в тексте кто был участником Олимпийских игр.

Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. (Кроме женщин)

Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам, земледельцы должны были работать в поле, а ремесленники изготавливать свои орудия.

Примерно две недели

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из текста

владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, делают вывод.

коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают речь других

Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, иллюстрациями,

работа с карточками Парная.

 А вот в древней Греции олимпийские игры проходили 5 дней «Пять незабываемых дней»

А теперь выясним, какие виды спорта были у древних греков

Давайте, рассмотрим иллюстрации на СЛАЙДЕ 5,  какие виды спортивных состязаний изображены на экране?

 Прочитать п.3. в учебнике с.156-159 и заполнить таблицу. (Приложение1, задание № 2)

Олимпийские игры длились пять незабываемых дней.

1-ый день после того как принесли жертву богам атлеты и судьи давали клятвы, в храме зажигали священный огонь.

Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва,  и допишите не достающие слова.

Прочитайте приведенный выше текст, в котором пропущен ряд слов. Обратите внимание,  что в списке слов больше чем вам потребуется для заполнения.  

Рассматривают иллюстрации, извлекают информацию.

Судя по рисункам на вазах спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.

СЛАЙД 6

«Я, гражданин полиса Афины, подтверждаю перед (статуей бога Зевса), что тренировался, как требуют древние (обычаи) великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду (нарушать правила).

Слова: Боги, Статуей Геракла, Статуей бога Зевса, подкупать судей, нарушать правила, обычай, гражданин.

 

Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям.

Пятый  день награждение победителей.

Возвращение в родной город.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из текста

Регулятивные:

составляют план и последовательность событий

Коммуникативные:

принимают участие в работе парами,  оформляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других

познавательные:

используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме

коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме

IV. Закрепление изученного материала

парная. Составление таблицы. Беседа

Предлагаю в паре сравнить древние и современные Олимпийские игры, найти сходство и различие, составить и заполнить таблицу.  (Приложение 1, задание 4)

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале урока СЛАЙД 7

Заполняют таблицу

Называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

познавательные:

осуществляют сравнение, делают выводы

коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

V. Рефлексия

На столе у Вас лежат смайлики. Если вам было интересно, и вы считаете,  что план урока был выполнен, возьмите весёлый смайл

Ну, а если в течении урока были непонятные моменты и урок совсем не зажег в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то поднимите грустный

VI. Домашнее задание

СЛАЙД 8

п.33, Вопросы с.160

*Задание в рабочей тетради

*Составьте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя

воспринимают задание, уточняют

регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 3 П.Г.Т.СМЫШЛЯЕВКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока  истории  Древнего мира  5 класса

 «Олимпийские игры в древности»

                                                                                                                                                                                      Разработана учителем

                                                                                                                                                                          истории и обществознания

                                                                                                                                                     Любахой М.Н,

 директор ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка _________________С.В. Солдатов                                                          

                                                 2014-2015 учебный год

Педагогические цели

Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний; о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр в наши дни; содействовать развитию умения сопоставлять древние игры с современными.

Дата проведения

10 февраля 2015 г.

Место проведения

ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка

Тип урока

Изучение новых знаний

Личностные результаты

Освоение  гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, уважение к культуре своего и других народов; формирование  устойчивой мотивации к обучению.

Планируемые результаты (Предметные)

Умение изучать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Метапредметные результаты

Владение умением работать с текстом учебника, историческим источником (анализировать, формулировать и обосновывать выводы), работа с иллюстрациями, способность решать творческие задачи

Технологии

Развития критического мышления, ИКТ

формы, методы, методические приемы

Рассказ учителя. Парная. Индивидуальная. Работа с текстом учебника, документом, иллюстрациями, работа с карточками, с картой,  с «линией времени» хронологические задачи,

Основное содержание темы, понятия и термины

Начало Олимпийских игр (776 г. до н.э.). Подготовка к играм, правила участия, торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний. Спортивные состязания. Награждение победителей. Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней.

Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром, атлет

Образовательные ресурсы

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова.М.: Просвещение, 2014.

Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь  Часть №2,  Маршрутный лист. Презентация



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Формы,

методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 Организационный

момент.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение

в деловой ритм.

II. мотивация

к учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Тема нашего урока ….. А впрочем, попытайтесь сами догадаться, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Регулятивные

 принимают учебную задачу,

 сформированную

вместе с учителем.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

 Познавательные:

Включает видеофрагмент «Олимпийские игры», перед началом и после просмотра задает вопрос: с какой целью проводятся олимпийские игры?

Затем после просмотра учитель начинает диалог:

- как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- знаете ли вы насколько древние олимпийские игры?

- какую цель вы поставите на сегодняшний урок?

Тема урока «Олимпийские игры в древности»

(СЛАЙД 1)

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Выдвигают свои версии о чем будет речь сегодня на уроке.

Записывают тему урока в тетрадь

Подумайте, что мы  должны выяснить, изучая тему Олимпийские игры в древности.

А что вы знаете об  Олимпийских играх?

Итак, сегодня мы узнаем, когда и где зародились Олимпийские игры и как они проходили в то далекое время.

К концу урока вы должны дать ответ на вопрос: СЛАЙД 3

Действительно ли Олимпийские игры играли огромную роль в жизни греков?

(СЛАЙД 2)

1. Когда и где состоялись  первые Олимпийские игры?

2. Кто основал Олимпийские игры?

 3. Как проходили игры?

 4. Кто участвовал в этих играх?

.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

фронтальная.

рассказ.

работа с картой

работа с «линией времени» хронологические задачи

индивидуальная

 работа с документом.

беседа

Рассказ учителя. Первые Олимпийские игры

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности.

Олимпийские игры проходили в Олимпии, это город располагался в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г до н.э. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета.

Задание: Используя «линию времени» посчитайте,

Сколько лет назад состоялись первые в истории игры?

в каком году игры отметят 3000 юбилей (2224)

Каждое событие имеет свою историю основания.

Существует немало мифов   о зарождении Олимпийских игр. И все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Внимательно прочитайте миф на с.159, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр, и ответьте на вопросы.

Кто основал эти игры?

В честь кого они проводились?

Работа с картой с. 115

Один ученик считает и отмечает даты на линии времени у доски, остальные на местах

(2015+776=2791)

Работа с историческим источником.

Основал Бог Зевс. Проводились в честь бога Зевса

Коммуникативные

слушают и понимают речь учителя

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из исторического источника

коммуникативные:

воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи;

Давайте зачитаем первый абзац п.1 с. 155

 (СЛАЙД 4)

Раз в четыре года из Олимпии во все стороны света оправлялись «священные посланники» Зевса. Они шли из города в город, извещая греков о радостном событии и приглашая всех посетить Олимпийские игры. «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!

Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.

Итак, как появились Олимпийские игры мы выяснили.

Читают. Отвечают на вопрос.

В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

На время проведения Олимпиады, прекращались войны.  

Решение задачи (работа с карточками)

ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы.

    Однажды незадолго до начало Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город.  Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в Играх.

    Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

А кто же был их участником?

Вопрос:

Почему же обычно участниками игр были в основном зажиточные греки?

ребята, сколько дней у нас проходят олимпийские игры? (2 недели)

Самостоятельная работа с текстом учебника. Найти в тексте кто был участником Олимпийских игр.

Участвовать в играх могли только свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. (Кроме женщин)

Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько времени уделять тренировкам, земледельцы должны были работать в поле, а ремесленники изготавливать свои орудия.

Примерно две недели

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из текста

владеют навыками смыслового чтения; осуществляют анализ, делают вывод.

коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают речь других

Рассказ учителя. Работа с текстом учебника, иллюстрациями,

работа с карточками Парная.

 А вот в древней Греции олимпийские игры проходили 5 дней «Пять незабываемых дней»

А теперь выясним, какие виды спорта были у древних греков

Давайте, рассмотрим иллюстрации на СЛАЙДЕ 5,  какие виды спортивных состязаний изображены на экране?

 Прочитать п.3. в учебнике с.156-159 и заполнить таблицу. (Приложение1, задание № 2)

Олимпийские игры длились пять незабываемых дней.

1-ый день после того как принесли жертву богам атлеты и судьи давали клятвы, в храме зажигали священный огонь.

Археологами была найдена клятва древнегреческих атлетов, но вот часть слов разобрать очень трудно, подумайте, как могла звучать клятва,  и допишите не достающие слова.

Прочитайте приведенный выше текст, в котором пропущен ряд слов. Обратите внимание,  что в списке слов больше чем вам потребуется для заполнения.  

Рассматривают иллюстрации, извлекают информацию.

Судя по рисункам на вазах спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.

СЛАЙД 6

«Я, гражданин полиса Афины, подтверждаю перед (статуей бога Зевса), что тренировался, как требуют древние (обычаи) великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду (нарушать правила).

Слова: Боги, Статуей Геракла, Статуей бога Зевса, подкупать судей, нарушать правила, обычай, гражданин.

 

Последующие три дня были посвящены спортивным состязаниям.

Пятый  день награждение победителей.

Возвращение в родной город.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из текста

Регулятивные:

составляют план и последовательность событий

Коммуникативные:

принимают участие в работе парами,  оформляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других

познавательные:

используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме

коммуникативные:

оформляют свои мысли в устной форме

IV. Закрепление изученного материала

парная. Составление таблицы. Беседа

Предлагаю в паре сравнить древние и современные Олимпийские игры, найти сходство и различие, составить и заполнить таблицу.  (Приложение 1, задание 4)

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале урока СЛАЙД 7

Заполняют таблицу

Называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

познавательные:

осуществляют сравнение, делают выводы

коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

V. Рефлексия

На столе у Вас лежат смайлики. Если вам было интересно, и вы считаете,  что план урока был выполнен, возьмите весёлый смайл

Ну, а если в течении урока были непонятные моменты и урок совсем не зажег в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то поднимите грустный

VI. Домашнее задание

СЛАЙД 8

п.33, Вопросы с.160

*Задание в рабочей тетради

*Составьте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя

воспринимают задание, уточняют

регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 3 П.Г.Т.СМЫШЛЯЕВКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта урока  истории  Древнего мира  5 класса

 «Олимпийские игры в древности»

                                                                                                                                                                                      Разработана учителем

                                                                                                                                                                          истории и обществознания

                                                                                                                                                     Любахой М.Н,

 директор ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка _________________С.В. Солдатов                                                          

                                                 2014-2015 учебный год

Педагогические цели

Создать условия для понимания места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества, формирования представлений о правилах проведения игр, видах спортивных состязаний; о возобновлении традиций проведения Олимпийских игр в наши дни; содействовать развитию умения сопоставлять древние игры с современными.

Дата проведения

10 февраля 2015 г.

Место проведения

ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Смышляевка

Тип урока

Изучение новых знаний

Личностные результаты

Освоение  гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека, уважение к культуре своего и других народов; формирование  устойчивой мотивации к обучению.

Планируемые результаты (Предметные)

Умение изучать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Метапредметные результаты

Владение умением работать с текстом учебника, историческим источником (анализировать, формулировать и обосновывать выводы), работа с иллюстрациями, способность решать творческие задачи

Технологии

Развития критического мышления, ИКТ

формы, методы, методические приемы

Рассказ учителя. Парная. Индивидуальная. Работа с текстом учебника, документом, иллюстрациями, работа с карточками, с картой,  с «линией времени» хронологические задачи,

Основное содержание темы, понятия и термины

Начало Олимпийских игр (776 г. до н.э.). Подготовка к играм, правила участия, торжественное открытие. Виды олимпийских состязаний. Спортивные состязания. Награждение победителей. Судьба олимпийских состязаний с древности до наших дней.

Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром, атлет

Образовательные ресурсы

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова.М.: Просвещение, 2014.

Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь  Часть №2,  Маршрутный лист. Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

Технологическая карта урока истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Пояснительная записка к уроку. На изучение раздела  IV «Древняя Греция » отведено 17 часов  в соответствии с планированием. Данный урок  стоит пятнадцатым, на его изучение отведен 1 час...

Технологическая карта урока Олимпийские игры в древности

Цель урока - сформировать у обучающихся представление о б Олимпийских играх: месте и времени проведения первых игр, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;познакомить с основ...

Технологическая карта урока "Олимпийские игры в древности"

Технологическая карта по истории Древнего мира в 5 классе "Олимпийские игры в древности"...

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс по теме " Олимпийские игры в древности".

Урок по Древнему миру по теме " Олимпийский игры в древности" проводился в рамках муниципального конкурса " Лучший современный урок  истории ФГОС", где занял 2 ( второе) место...