урок по истории в 5 классе (ФГОС) "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

урок предназначен для 5 класса по учебнику А,А, Вигасин "Всеобщая история" История Древнего Мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_klass.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе.

Выполнила: учитель истории и обществознания Архипова Е.В.

  1.  Класс 5
  2.  Рабочая программа по Всеобщей истории. Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. Автор  УМК - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира. 5 класс.  
  3.  Раздел: Древняя Греция.
  4. Тема: Олимпийские игры в древности.
  5.  Девиз: Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием. (К.С. Станиславский)
  6. Цель  урока: 
    1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

    2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. 

    3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.
  7. Задачи:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ. 

Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, пятиборье, Олимпия; самостоятельной работы с информацией,  умения находить её, осмысливать и использовать.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия

8.Тип учебного занятия: комбинированный урок.

9. Вид учебного занятия: проблемный урок.

10.  Литература: 1.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс. – М,: ВАКО, 2010.

2.Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2012.

      Цифровые образовательные ресурсы: 

1.http://lesson-history.narod.ru/map/gr-kolon.gif

2.http://class2004.ru/index.php/drevnieolimpiiskieigry

3.http://news.bcm.ru/sport/2011/2/13/22901/1

4.http://www.olympic.kz/content.php?id=001

5.http://www.olympic-history.ru/istoriya-ellady/nauka.html

6.http://www.olympic.kz/content.php?id=070

     Оборудование учебного занятия: мультимедийный проектор, презентация «Олимпийские игры в древности», ноутбук, экран, раздаточный материал к уроку, учебник.

11. этапы учебного занятия:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2. этап фронтальной проверки домашнего задания

3.Этап всесторонней проверки универсальных учебных действий

4.этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

5.Этап усвоения новых знаний.

6.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

7.Этап закрепления нового материала.

8.Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

9.Подведение итогов урока.

Здравствуйте, ребята! Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

Вспомним?: Все мы изучали раздел Древняя Греция и поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны. (на них изображены олимпийские кольца). А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки.

Итак, начнем?! слайд

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция?

2). Какой город являлся столицей Древней Греции?

3). Какая форма правления зародилась в Афинах?

4). Что такое демократия?

5). Что такое полис?

6). Назовите один из самых могущественных полисов Греции?

7). Каковы особенности спартанского воспитания?

8). Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»?

9) Как древние Греки называли свою Родину?

10). Как называли себя Древние Греки?

Молодцы, вроде все хорошо поработали. А кто затруднялся отвечать, почитайте еще раз дома предыдущие темы или подойдите после урока ко мне.

 (Слайд) А теперь, попробуйте отгадать загадку: Это событие – наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей. Оно  связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а 2014 году это грандиозное событие проходило  в нашей стране в городе Сочи.  

Кто догадался, о каком событии идет речь?

Правильно! (получает жетон)

Ребята, а  вы уже можете назвать тему нашего сегодняшнего урока?

(слайд)Итак, записываем  тему нашего урока – Олимпийские игры в древности.

(слайд) Для начала,  я бы хотела начать со слов К.С. Станиславского: Основа всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием.

Как вы понимаете это высказывание?

Верно, т.е. наша жизнь не может существовать без движения, без спорта.

А вы ребятки, любите заниматься спортом? В связи с этим обращаю ваше внимание на  проблемный вопрос урока: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»

Слушая  моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу вы должны дать ответ на данный вопрос.

А каков, по вашему мнению,  план работы на уроке?

 Мы должны будем разобраться в следующих аспектах: (слайд)

 1. Зарождение Олимпийских игр.

 2. Подготовка греков к Олимпийским играм.

 3. Олимпийские игры.

 4. Олимпийские игры вчера и сегодня.

(слайд) Ребята, а давайте поразмышляем, почему игры называются Олимпийскими?

(слайд) Верно, давайте последим по карте, Местом проведения Олимпийских игр в древности  была область в Южной Греции – Элида, расположенная на с-з п-ва Пелопонесс ,где протекает река Алфей. Здесь находился г. Олимпия, в котором, были расположены храмы греческих богов, а также места для проведения состязаний и тренировок.(слайд)

А в честь кого проводились Олимпийские игры?( Работа с историческим источником. Учебник стр. 151.)

Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр, и ответьте на вопросы. Кто основал олимпийские игры? В честь кого они проводились?      

- А где, по мнению греков, жили боги?

 (слайд) Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся:

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

(слайд)Олимпийские игры были чисто мужским соревнованием, женщинам под страхом смерти запрещалось присутствовать на них даже в качестве зрителей.  

Подробнее нам об этом расскажет Виктория, которая заранее подготовила легенду об этом, все внимательно слушайте!

(слайд)Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. Разберем подробнее…

Слайд

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи  клялись выносить справедливые решения.

А как же звучала Клятва участника соревнований нам расскажет Дима:

А клятва судей звучала так:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

(Физкультминутка)

 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Запишем, что такое (слайд)Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

 

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц.  (Слайд)Они проходили в четвертый день соревнований. Обратимся к иллюстрации и проследим.

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний.

5-й день Олимпиады.

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались на  ровне с богами. Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

Ребята, в чем отличия современных Олимпийских игр от древних?(слайд)

Молодцы!

А найдите ошибки в рассказе древнего грека об Олимпийских играх : Слайд

1. Как сейчас помню, 450-й год до нашей эры был годом Олимпийских игр.

2. Купив за драхму билет в первом ряду, я занял свое место на ипподроме, где атлеты состязались в пятиборье.

3. Главным победителем в беге оказался молодой скиф, который превзошел в мастерстве и умении остальных юношей. Ему и досталась главная награда –венок из золотых листьев.

Я смотрю, вы хорошо усвоили материал, теперь  вам раздам листочки с заданиями, на это 3 минутки для решения.

Укажите верный ответ.

1.        Олимпийские игры проводились в честь:

А.    Афины;

Б.    Зевса;

В.   Посейдона.

2.        Первые Олимпийские игры состоялись в:

А.   776 г. до н.э.;

Б.   677 г. до н.э.;

В.   431 г. до н.э..

3.        Во время  Олимпийских игр прекращались:

А.   войны;

Б.   торговые сделки;

В.   хозяйственные работы.

4.        Победитель игр награждался:

А.   лавровым венком;

Б.   медалью;

В.   оливковым венком.

Теперь поменяйтесь тестами со своим соседом по парте. перед вами правильные ответы. за правильный ответ ставим «+», за неправильный «- »

Решение проблемного задания. Слайд

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока.

(слайд)Но на этом наш праздник не заканчивается, он продолжится у вас дома при чтении параграфа 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

Всем понятно задание?

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы.

А теперь давайте подсчитаем, кто за сегодняшний урок набрал больше всех жетонов., те получают оценки.

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение. Слайд Сегодня на уроке, я узнал, ….

Слайд Теперь оцените, пожалуйста, уровень своих достижений, для этого вы поставьте крестик на той фигуре,  где вы считаете на каком уровне у вас находятся  знания, после прошедшего урока.

 И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу.

Балканском

Афины

Демократия

Власть народа

Город- государство

Спарта

Воспитать воина

Гомер

Элладой

Эллинами

Дети получили жетоны.

Олимпийские игры в древности.

Да, отвечают

Фиксируют

Высказывают свое мнение

Да

Записывают план урока в тетради.

Отвечают  и получают жетоны

Ученик: Основал бог Зевс. Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса. Слайд

Ученик: Боги жили на горе Олимп.

Фиксируют

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью

Ученица (Вика) повествует:

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом!

Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Ребята встали и начали повторять движения показанные в ролике

Записывают в тетради

-Проводятся зимой и летом.

-участвует много стран.

-в состязаниях принимают участие, как мужчины, так и женщины

отвечают

Решают тесты

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

Записывают домашнее задание

Да!

Подсчитывают, называют фамилии.

отвечают

отмечают

До свидание! Спасибо!

                 

 Саморефлексия

Укажите верный ответ.

1.        Олимпийские игры проводились в честь:

А.    Афины;

Б.    Зевса;

В.   Посейдона.

2.        Первые Олимпийские игры состоялись в:

А.   776 г. до н.э.;

Б.   677 г. до н.э.;

В.   431 г. до н.э..

3.        Во время  Олимпийских игр прекращались:

А.   войны;

Б.   торговые сделки;

В.   хозяйственные работы.

4.        Победитель игр награждался:

А.   лавровым венком;

Б.   медалью;

В.   оливковым венком.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

УРОК ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС "УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ"

Урок  разработан на основе технологии развития критического мышления, центральный прием - фишбоун. В приложении содержится текст на основе которого составляется фишбоун....

Конспект урока истории в 6 классе Тема: «Олимпийские игры в древности»

Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....

Урок истории в 5 классе. Тема: "Олимпийские игры в древности"

Методическая разработка урокапо теме: «Олимпийские игры в древности» Класс: 5Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: создать условия,  при которых учащиеся  смогут охарактеризо...

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

урок по истории в 5 классе (ФГОС) "Олимпийские игры в древности"

урок предназначен для 5 класса по учебнику А,А, Вигасин "Всеобщая история" История Древнего Мира...

Урок географии в 5 классе по теме: "География в древности"

Цели урока:Познакомить  учащихся с тем, какой вклад внесли древние цивилизации в рождение географии, что изучали и какие открытия и путешествия совершали древние географы. Урок составлен по ...