Смертная казнь "за и против".
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Беляева Татьяна Владимировна

Мероприятие " Смертная казнь "за и против" разработано мною для учеников в 10 - 11 классов. Тема актуальна для  современного общества, вопрос о смертной казни дисскусионный и вызывает в обществе много споров. Ученики  имеют возможность сделать свой выбор по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Смертная казнь: за и против»

Урок обществознания в 11 классе

Беляева Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 4»

г.Чистополь  РТ

2016г.

Урок обществознания в 11 классе

«Смертная казнь: за и против»

В курсе обществознания в старших классах особое место занимает раздел « Право», в котором формируются и правовые знания, и основы правовой культуры. Изучая тему «Уголовное право» мною разработан урок-диспут «Смертельная казнь: за и против», в ходе которого отрабатываются знания и умения курса, отрабатываются интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения. Тема актуальна, часто обсуждается в СМИ. У учащихся есть возможность высказать каждому свою точку зрения. Урок способствует социализации учащихся, формирование правовой культуры.

Цель занятия: 1.Формирование правовой культуры у учащихся; 2.Формирование интеллектуальных умений: делать вывод, анализировать, комментировать, отстаивать свою точку зрения; 3.Способствовать социализации  учащихся в обществе, самореализация, самоадаптация.

Форма занятия: Диспут.

Оборудование: Плакаты «Правила проведения диспута», «Золотые правила нравственности»,  2 урны для голосования, карточки для голосования.

Запись на доске

Казнить нельзя помиловать.

(без запятой, после обсуждения запятая будет поставлена в зависимости от результатов голосования.)

Слова учителя.

Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим тему «Смертельная казнь: за и против» (из раздела «Уголовное право»). Тема сложная, неоднозначно оцениваемая в нашем обществе, вызывающая дискуссии. Подписав Конвенцию о правах человека, РФ ввела мораторий на смертельную казнь (т.е. смертельная казнь приостановлена, заменяется пожизненным заключением). Сегодня мы выскажем свою точку зрения по данному вопросу (являемся сторонниками или противниками смертельной казни). Вы будете работать в группе (сторонники и противники), мы выслушаем мнения экспертов и присутствующих. Хочу отметить, что это не просто игра, здесь не будет победителей и проигравших. Когда будут выслушаны  мнения всех участников дискуссии, будет проведено голосование - вы опустите жетоны в ящики за и против -  именно тот, который ближе вашим убеждениям и гражданской позиции. И в зависимости от голосования мы поставим запятую в этом предложении: « Казнить нельзя помиловать». Навязывать свою точку зрения мы никому не собираемся. Каждое мнение имеет право на существование и достойно уважения. Вы делаете свой выбор.

1.Напоминаю правила ведения дискуссии.

2.Начало дискуссии: 2 команды (сторонники и противники смертной казни) приводят свои доводы и аргументацию, свою точку зрения. В ходе дискуссии каждая группа аргументировала свой выбор.

Противники смертной казни:

1.Возможны ошибки следствия и может погибнуть невинный человек.

2.Люди, исполняющие приговор становятся убийцами.

3.Жестоко – жестокость порождает жестокость.

4.Грех – главная библейская заповедь «Не убий».

5.Не остановит других преступников.

Сторонники смертельной казни:

1.Общество  избавиться от особо опасного преступника.

2.Преступник будет знать, что он не останется безнаказанным.

3.Родственники потерпевшего удовлетворены совершившимся возмездием.

4.Уменьшаться затраты на содержание преступников.

5.Казнь – это не убийство, убивает человек, а казнит государство!

Задание: 2 участника от каждой команды в плакатах выражают своё отношение к смертной казни.

Задание(домашнее)-конкурс компьютерных презентаций по теме.

Мнение высказывают эксперты, гости и приглашенные.

Далее голосование, подсчёт голосов.

Итоги занятия подводит учитель.

Если побеждают противники смертной казни, то «Казнить нельзя, помиловать».

Если побеждают сторонники смертной казни, то «Казнить, нельзя помиловать».

        

Список используемой литературы:

1. Интерактивные методы преподавания права. – Волгоград. Издательство «Учитель» 2009г.

2.Книга методик по праву. – Москва, 2012г.

3.Энциклопедия материалов по праву. – Москва, 2012г.

4.Учебно-методическое пособие для учителей средней школы «Мой выбор» - М., 2003г.

5.Методическое пособие по воспитательной работе «Мой выбор» - М., 2003г.

6.Методическое пособие «Моё действие – мой выбор» - М., 2003г.



Предварительный просмотр:

Эссе «Это гордое слово- Учитель»

«Учитель – сколько нужно любви и тепла, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя».

Я, Беляева Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания работаю в средней школе №4 г. Чистополя Республики Татарстан. Многие дети играют в детстве в школу, учителей, ставят оценки. Я же не играла в школу никогда, а хотела стать врачом, делала уколы, лечила кукол. И среди родственников у нас не было ни одного учителя. Поэтому когда я окончила школу, мой дядя решил, что я должна стать финансистом, как все мои родственники. И я поступила в Казанский финансово-экономический институт, вместе со своей школьной подругой (которая закончила его и сейчас работает управляющей банком в г. Чистополе). Проучившись, месяц в институте,  поняла, что это все не мое, я гибну среди бумаг, отчетов, кредитов и, бросив все,  вернулась домой к ужасу своих родных. Еще бы единственная дочь в семье, отличница, бросает престижный институт. Дядя долго не мог простить мне этого шага. Целую неделю я ревела, не знала, что делать. Для меня семнадцатилетней девочки, казалось, рухнул мир. И вдруг звонок из моей родной школы вернул меня к жизни. Позвонила, завуч Булычева Валентина Дмитриевна  (которой я всегда восхищалась как руководителем, учителем, и прекрасной женщиной) и сказала:  «Хватит сидеть дома, у нас есть место пионервожатой». Именно этому человеку я благодарна, что стала учителем, она была моим лучшим наставником. На следующий день я уже была в школе и сразу поняла, что это мое, это моя стихия. Каждый день все новое, интересное, море эмоций, чувств и интересных встреч. Это не скучная, бумажная работа - это интересная, кипучая жизнь.  И вот с тех пор я работаю в школе уже 36-й год (окончив педагогический институт,  стала учителем истории и обществознания). И все эти годы  работаю в одной школе. Когда я пришла оформлять заграничный паспорт, девушка, увидев мою трудовую книжку, воскликнула: «Неужели можно 35 лет проработать в одной школе?» Можно! Да я не мечтала в детстве стать учителем, но пришла в школу и осталась навсегда. Я очень люблю свою работу (и это не пустые слова). За эти годы я воспитала около 8 тысяч учеников. Учила их истории, обществознанию, праву, учила их жизни. Профессия стала моим призванием, и я горжусь этим. Хотя мой муж говорит - это  диагноз, ведь я не могу и дня прожить без школы. Я считаю себя счастливым человеком - каждое утро с радостью иду на работу, вечером бегу домой. Я много добилась в профессии  - « Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ», победитель Гранта «Наш лучший учитель», но не это самое главное. Главное- это любовь детей и доверие людей (выпускников, родителей, коллег). Работая в школе №4,воспитала не одно поколение учеников. Сейчас в моем 9 классе из 31 ученика- 26 дети моих учеников, и это очень помогает мне в работе. Все эти годы я – классный руководитель, а это сложнейшая работа. Как создать дружный, творческий коллектив единомышленников, учитывая, что каждый из 30 человек – личность со своими способностями, особенностями, интересами. Сейчас у меня очередной выпуск – 8-й по счету. Мое кредо - классный руководитель- это понятие круглосуточное. Мои ученики (даже бывшие) могут позвонить мне в любое время, попросить совета, помощи. А когда мне нужна была помощь в трудные минуты, мои ученики были рядом, помогали, как могли. Это ли не радость для учителя? Сколько же их было за эти годы: веселых и серьезных, озорных и целеустремленных, отличников и « трудных» детей. И к каждому старалась найти свой «ключик», каждого пропускала через сердце и душу. Главное для учителя не быть равнодушным. Если тебе всё равно, если ты провёл урок и спокойно пошёл домой, если твоя работа закончилась за порогом школы – тебе надо уходить, не надо мучить себя и детей. Среди моих выпускников очень много успешных людей: десятки стали учителями, врачами, экономистами, юристами, рабочими. Я горжусь: Гайнутдиновой Изольдой «Заслуженным экономистом РТ», руководителем крупной Холдинговой компании г. Казани; Нурутдиновым Рустемом – депутатом Муниципального образования г.Чистополь; Шиловой Светланой – помощником депутата Государственной Думы РФ; Матросовым Евгением – отличным рабочим судоремонтного завода. Безусловно, профессия и место в жизни очень важны, но, то, что большинство из них стали хорошими людьми – это великолепно. Конечно, за эти годы было не всё так замечательно: очень трудно было в «лихие» 90-е, были разочарования, ошибки, но каждый раз проанализировав их, всё начинала заново. А ещё мне очень повезло с мужем, который во всём меня поддерживает и помогает мне. Он на «ты» с компьютером и когда у нас в Татарстане ввели электронное образование, он учил меня как первоклашку. Когда молодые педагоги спрашивают меня: «В чём слагаемые вашего успеха?». Я отвечаю: нужно хорошо знать свой предмет и уметь преподнести его детям. Очень любить детей, признавать их выбор и право на ошибку. Постоянно совершенствоваться, не стоять на месте,  иначе будешь не интересна детям. В этом учебном  году Министерство образования и науки Республики Татарстан совместно с сингапурской компанией   «Educare International Consultancy» внедряют в школах Республики совместный проект «Совершенствование качества преподавания в РТ». Проект направлен на творческое применение в образовательной практике лучшего мирового опыта организации учебной и внеучебной деятельности. Я тоже активно включилась в проект. Ведь для того чтобы наши ученики стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире, непохожим на наш с Вами.

Как  быстро летят годы. Одно поколение сменяет другое. Но поверьте за эти 36 лет ни разу  не пожалела, что стала учителем. С гордостью могу сказать, что это мое призвание!

 



Предварительный просмотр:

Беляева Татьяна Владимировна

МБОУ «СОШ №4» РТ, г.Чистополь

Героический подвиг народа в

Отечественной войне

1812 года.

Интегрированный урок по истории и

литературе 8 класс.

Беляева Татьяна Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №4» г. Чистополь

2016 г.

                               

8 класс

Героизм народа в Отечественной войне 1812 года.

Цель урока:  

1. Ознакомить учащихся с событиями последних месяцев войны 1812 года;

2. Используя исторический и литературный материал, раскрыть роль отдельных ярких личностей и мужество и героизм всего народа ;

3. Продолжить работу над формированием понятий «Отечественная война», «патриот», «народные ополчения».

Оборудование:

карта «Отечественная война 1812 года», портреты «Д.Давыдов», «М.И.Кутузов», презентация и видеофрагменты из фильма «Эскадрон гусар летучих», аудио запись романса Д.Давыдова, выставка книг.

Тип Урока:  

интегрированный.

План урока:

  1. Противостояние двух армий. Партизанская война
  2. Наш край в Отечественной войне 1812 года.
  3. Разгром армии Наполеона.
  4.  Значение Отечественной войны и причины победы.

Запись на доске:

Отечественная война – справедливая война в защиту Отечества.

Народное ополчение – войска, создаваемые в помощь регулярной армии на добровольных началах (в период вражеского нашествия).

Патриот – человек, горячо любящий свою Родину .

Баиты – литературно-поэтические произведения татарского фольклора.

  1. Мотивационная беседа. В Отечественной истории есть такие события, которые должен знать каждый человек.  К таким событиям, безусловно, относится Отечественная война 1812 года. Ведь именно в то трудное время решалась судьба Родины, всего народа. Тема нашего урока: «Героизм народа в Отечественной войне 1812 года». План урока (на доске).

Цель урока: показать героизм народа и отдельных личностей в войне. Как удалось победить врага, который считался непобедимым? Каковы причины победы в Отечественной войне?

Наш урок сегодня необычный – интегрированный. И проводим мы его вместе с учителем литературы. Ведь литература и история – это два родственных предмета. На уроках истории у нас часто звучат стихи и фрагменты художественных произведений. Нашу тему мы сегодня будем раскрывать на примерах исторических личностей и литературных образов (рассмотрим завершающий этап войны).

Определения и термины (они будут у нас переходом к теме урока)

  1. Какая война называется Отечественной?
  2. Что такое народное ополчение?
  3. Кто такой патриот? И кого из известных личностей Отечественной истории можно назвать патриотом?

Биографическая задача.

  1. Почему вы решили, что это Кутузов?
  2. Что означает выражение «провидение»?
  3. Чем объяснялась популярность Кутузова?

Новая тема.  (объяснение учителя)

Противостояние двух армий. Партизанская война.

Русская армия расположилась у села Тарутино, в 80 км от Москвы, прикрывая тульские оружейные заводы и плодородные южные губернии. Наполеон, находившийся в Москве, полагал, что кампания окончена и ждал предложения о мире. Но никто не присылал к нему послов. Армия, возглавляемая Кутузовым, была настроена против переговоров о мире. Однако, при дворе царя шла закулисная борьба (императрица-мать, брат Константин и любимец царя Аракчеева – требовали мира с Наполеоном). Между армией и двором возникли напряженные отношения. И царь Александр 1 отказался вступать в переговоры с Наполеоном. Ненависть к врагу и патриотический подъем в обществе были таковы, что ни о каком мире не могло быть и речи.

1 часть презентации.

-  Какова была цель Кутузова, оставляя Москву? Почему? Как вы оцениваете его поступок?

Кутузов рисковал. Если бы его общий план не удался, он был бы сурово наказан императором. А каким трусом остался бы он в памяти народа. Он мог дать Наполеону еще одно сражение, и даже в случае поражения его честь была бы вне опасности. Кутузов рискнул своим именем и положением. Священный долг- спасения Отечества он поставил выше личного благополучия. Как патриот

С начала вторжения наполеоновской армии в Россию начала развертываться народная война против врага, стихийно возникли крестьянские отряды. Бесчинства неприятеля, пожар Москвы вызвали еще большее негодование народа. Народная война охватила всю занятую врагом территорию. Партизанские отрады, выделенные из состава армий, совершали смелые рейды  вглубь занятой врагом территории. Заслуга Кутузова в том, что он придавил большое значение этой малой войне, которая поднимала дух населения прифронтовых губерний. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали вражеских фуражистов (ведь французская армия давно оторвалась от своих тыловых баз, существовала за счет поборов с населения). В одном из приказов Наполеон писал, что французская армия теряет каждый день от нападения партизан более чем на поле сражения.

Кутузов, быстро оценивал значение партизанской войны, стал засылать в тыл неприятеля летучей кавалеристские отряды; стали создаваться армейские партизанские отряды.

Первым отрядом в составе 50 гусар и 80 казаков командовал Д.В.Давыдов.

«Денис Давыдов примечателен как поэт, и как военный писатель, и вообще как литератор, и как воин – не только по примерной храбрости и какому-то рыцарскому одушевлению, но по таланту военачальника».

Белинский В.Г

Военной службе Давыдов отдал 35 лет жизни из отпущенных ему судьбой 55 лет. У правительства он пользовался репутацией дерзкого и политически неблагонадежного человека. Но он был одним из самых популярных людей своего времени. Его любили, им восхищались, посвящали стихи.

Продолжение презентации.

Сообщение ученика:

Давыдову, что называется, на роду было написано быть военным. Десяти лет не было Денису, когда он встретился с величайшим полководцем России – А.В.Суворовым. Эта встреча определила выбор его жизненного пути. «Этот будет военным человеком. Я еще не умру, а он уже три сражения выиграет!».

В течение 5 лет Давыдов был помощником  и адъютантом замечательного военачальника Багратиона. Во время атак он был с Багратионом во главе войск. На поле Бородина, в самый канун сражения, получил он согласие Кутузова возглавить самый первый партизанский отряд.

Багратион, прощаясь  на Бородинском поле с Давыдовым, передал ему собственноручно написанное предписание о партизанском действии и подарил свою карту Смоленской губернии, которую поэт-партизан бережно хранил до  конца жизни.

С самого начала рейда партизанского отряда  по тылам неприятеля  Давыдов начинает вести дневник, на страницах которого с замечательной правдивостью передает все то, что было увидено, прочувствовано в минуты величайшей для Родины опасности. Он всемерно способствует развертыванию народной войны – раздает крестьянам оружие, призывает их создавать партизанские отряды, дает советы, как бороться с французами. Хотя Давыдов писал о себе: «Я не поэт, я партизан, я казак» - он был настоящим, талантливым поэтом, которого высоко ценили современники. Им восхищались Вяземский, Жуковский, Пушкин.

Учитель литературы.

Литературная известность поэта-гусара, бездумного храбреца и безудержного гуляки, как-то слилась с партизанской славой Давыдова и превратилась в своеобразную легенду.  Его сослуживец характеризует литературные занятия Давыдова в эмоционально-приподнятом тоне:  «Большая часть стихов его пахнет биваком». Они были писаны на правилах, на дневках, между двух дежурств, между двух стражей, между двух войн; это пробные почерки пера, чинимого для писания рапортов.  Стихи Давыдова были очень популярны за шумными трапезами, за веселыми пирами, среди буйного разгула». Давайте все вместе окунемся в ту эпоху, когда жили такие замечательные люди и постараемся почувствовать дух того времени.

                                 Кинофрагмент из к/ф «Эскадрон гусар летучих»..

-        Я предлагаю вас послушать стихотворение Д.Давыдова «Песня» и подумать, что воспевает поэт-герой в этом стихотворении.

-         Это стихотворение как панорама жизни гусара. Что главное для лирического героя? (стремление бороться за Родину, самоотверженно, очертя голову служить матушке России).

Много слухов ходило в то время о Д.Давыдове.  Были преувеличены они и о любовных победах гусара. Хотя, как герой войны, человек обаятельный и остроумный, он, в самом деле, пользовался успехом у женщин. И, естественно, тема любви звучала и в его творчестве.

- Послушайте романс Д.Давыдова, музыку к которому написал известный композитор Александр Журбин.

           Звучит роман из к/ф. «Эскадрон гусар летучих»  - «Не пробуждай».

-   Каким чувством проникнут этот романс?

-   В какой момент жизни Д.Давыдова он мог звучать?

-   Почему до сих пор этот романс воспринимается нами очень эмоционально?

Имеется объективное свидетельство Вяземского (друга поэта): «Радушный и приятный собутыльник, он на самом деле был довольно скромен и трезв. Он не оправдывал собою нашей пословицы: «Пьян  да умен, два угодья в нем». Умен он был, а пьяным не бывал». Поэтому и не лишним будет заметить, что, воспевая в стихах вино и разгулы, Д.Давыдов в этом отношении несколько поэтизировал.  Вот, скажем, «Песня старого гусара». На первый взгляд, автор тоскует здесь о тех временах, когда гусары в застолье «ни полслова» не говоря, предавались бесконечным  возлияниям.  Однако на самом деле упрек «Жомини да Жомини» (обозначавший имя известного генерала и военного историка) больше подходил к самому Д.Давыдову, чем «гусарство», с преувеличением описанное в первых строках.

  • Что характерно для стихов Д.Давыдова? Какова тематика его стихов?
  • У вас на столах раздаточный материал с высказываниями известных людей о Д.Давыдове. Что можно сказать об этом человека как личности?

Прошло без малого полтора столетия, а благороднейшая личность, своеобразные стихи и военно-исторические труды Д.Давыдова не забыты. Не забыта и его дружба с А.С Пушкиным, который много стихов посвятил поэту-партизану, у которого  многому научился. И именно Давыдов (как однажды высказался Пушкин) помог ему найти свой собственный путь в политическую эпоху.

    Есть прекрасные строки Ярослава Смелякова, известного поэта:

Утром, ставя  ногу в стремя-

Ах, какая благодать!-

Ты в теперешнее время

Умудрился доскакать.

И это правда. Стихи этого замечательного поэта дожили до наших времен, и будут жить много лет, оставляя память  о том, кто оставил их нам в наследие.

Сообщение учеников.

  1. Другой штабс-капитан Александр Фигнер, отлично владея французским языком, собирал сведения в тылу врага, в том числе, в захваченной Москве. (Здесь Фигнер даже намеревался убить Наполеона). Смелые рейды по тылам врага наносили отряды офицеров Сеславина,  Фигнера.

Большой урон врагу наносили крестьяне-партизаны Ермолай Четвертаков и Г.Курин. Солдат Четвертаков в одном из сражений попал в плен, вскоре бежал и возглавил партизанский отряд, насчитывающий более 4 тыс.человек. Отряд Герасима Курина был еще более крупным.

  1. Крестьяне создавали также много небольших отрядов. Известность получила старостиха Василиса Кожина, возглавлявшая отряд из подростков и женщин. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой сыпались с засохшего дерева французского войска» - писал Л.Н.Толстой. За месяц пребывания в Москве французские войска потеряли около 30 тыс.человек».

  1. А русская армия за три недели, проведенные в  Тарутинском  лагере, пополнилась новыми орудиями. Вся страна, все народы России помогали армии. Каждый день создавались народные ополчения. Каждый день, проведенный в лагере, Кутузов называл Золотым днем. Наш край – Казанская губерния, Чистопольский уезд так же не остались без участия к происходящему. В июле 1812 года вышел манифест о сборе ополчения. В Казань собрались  представители всех уездов. Речи звучали на русском, татарском, чувашском и марийском языках. Вспоминали ополчения Минина и Пожарского. Татары отмечали силу своей конницы и обещали громить врага. Газета «Казанские известия» сообщала, что население стремилось «доказать усердие свое к общему благу, особливо в нынешнее время,  когда злоковарный враг дерзнул нарушить спокойствие любезного нашего Отечества.    В ополчение добровольно вступали русские и татарские крестьяне и горожане. Государственные крестьяне-татары сформировали батальон конницы. Все ополчение насчитывало около 5000 человек. Под командой адмирала Чичагова оно вошло в состав ополчения 3 округа, формировавшегося в Костроме.  Ополчение  прошло большой боевой путь, сражаясь с врагом в Западной Европе. Весь октябрь 1813 года оно участвовало в осаде Дрездена. Чичагов писал: «Казанцы были выдвинуты на передовые позиции и сумели в непрерывных боях проявить огромную стойкость и мужество». За самоотверженную   борьбу с врагами многие ополченцы были награждены, в том числе и татарин Агеев. В Казань ополчение возвратилось в конце февраля 1815 года. Население края бескорыстно помогало бороться с иноземными захватчиками. Обычно пороховому заводу не хватало подвод для отправления продукции и подвозки сырья, а во время войны «крестьяне буквально стояли в очереди, предлагая себя и свою лошадь». В военное время  рабочие суконной мануфактуры давали высокую выработку, говоря: «Мы будем давать такое сукно, которое будет греть наших воинов, как печь». Крестьяне Свияжского уезда собрали и  доставили 100 пудов меди, а крестьяне Чистопольского уезда 200 пудов шерсти.  Среди населения было собрано 346 тысяч рублей. Для борьбы с врагом люди не жалели драгоценных украшений, золотых и серебряных изделий. Кроме того, жители Татарии собрали средства на содержание двух пехотных полков регулярной армии.

  1. Баиты.

События Отечественной войны отразились не только в русском народном творчестве и художественной литературе, но и в татарской литературе.  Особенно интересны  баиты, созданные участниками похода. Отмечая выдающуюся храбрость, мужество и превосходство русского войска, баиты  не умаляют и силы врага. Отмечая упорные атаки французов, они рассказывают, что татары и башкиры во главе с русскими вышли полными победителями, хотя и «по пояс ,утопая в крови»».

Война и женщина – понятие   несовместимые.

У войны не женское лицо. Но в суровые годины женщины не могли оставаться в стороне.

Учитель литературы.

Одно из произведений, посвященных героизму русских людей в войне 1812 года, это «Записки кавалерист – девицы Н.А.Дуровой». Написала их легендарная женщина – офицер.

Родилась она в сентябре 1783 года. Отец был ротмистром гусарского, мать – дочь богатого помещика. Вышла замуж по любви, сбежав из родительского дома.  Мечтала о сыне. Но первенцем оказалась девочка, которая сразу стала нелюбимым дитем. «Я была очень крепка и бодра, но только до невероятности  криклива. В один день мать моя была в весьма дурном нраве. Я не дала ей спать всю ночь; в поход вышли на заре. Маменька расположилась было заснуть в карете, но я опять начала плакать. Это переполнило меру досады матери моей, она вышла из себя и выхватит меня из рук девки, выбросила в окно! Гусары вскрикнули от ужаса, соскочили с лошадей и подняли меня, всю окровавленную и не подающую никакого знака жизни. К удивлению всех, я возвратилась к жизни. Батюшка… сказал матери моей: «Благодари бога, что ты не убийца! Дочь наша жива, но я не отдам ее тебе во власть, я сам займусь ею».

С этого момента отец отдал девочку на попечение своего денщика Астахова.  С утра дядька водружал свою воспитанницу на плечи, шел с ней в полковую конюшню, занимал девочку разными военными приемами. Мать стыдилась своей «девки-гусара», осыпала бранью, часто наказывала, пробовала перевоспитать. Ничего не вышло. По ночам Надя кое-как взбиралась на спину отцовского  Алкида и галопом уносилась в поле, уцепившись руками за гриву.

«Может быть, я забыл бы все свои гусарские замашки, если бы мать  моя не представляла мне в самом безотрадном виде участь женщины. Она говорила при мне в самых обидных выражениях о судьбе женского пола: женщина, по ее мнению, должна родиться, жить и умереть в рабстве; что женщина исполнена слабостей, лишена всех совершенств и не способна ни к чему; что женщина – самое несчастное, самое ничтожное и самое презренное творение на свете! Голова моя шла кругом от этого описания: я решилась, хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятьем божьим…».

Однажды, увидев проходивший через их Сарапул казачий полк, Надя отрезала отцовский саблей длинную косу, оседлала Алкида и догнала казачий полк. Она выдала себя за Александра Дурова и упросила полковника  принять ее временно в казачий полк. В составе  Литовского уланского полка она вступила в Отечественную войну 1812 года. Во главе своего эскадрона участвовала она в сражениях под Смоленском, под  Кольцким монастырем, в знаменитом Бородинском сражении.

После контузии служит ординарцем у Кутузова. Заботливый фельдмаршал настоял, чтобы она взяла отпуск и уехала домой  - полечится. После десяти лет военной службы Дурова вышла в отставку в чине штаб-ротмистра и получила  пенсию в одну тысячу рублей в год. Проживая в Елабуге, она взялась за перо писательницы. Читатели с изумлением увидели, что  нежные пальчики, некогда сжимавшиеся рукоять уланской сабли, владеют и пером. Высокую оценку «Запискам» дали А.С.Пушкин, Денис Давыдов – славный партизан войны 1812 года и строгий критик В.Г.Белинский, писавшей о романе Дуровой так: «Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этой мужественной твердостью и силой, этой яркой выразительностью своего слога, этой живописностью своего рассказа, всегда полного, проникнутого какой-то скрытой мыслью ».

Последние годы жизни Дуровой прошли в Елабуге. Близких друзей у нее было мало. Не любила разговоров о своем прошлом. Холодна была и к своей литературной славе. Скончалась она 21 марта 1866 года на 83 году жизни. Хоронили ее с воинскими почестями. Наши земляки свято чтят подвиг великой женщины России, помнят и хранят все памятные штрихи удивительной жизни. В доме, где она провела последние годы, открыт музей. Улица Садовая переименована в улицу Н.А Дуровой.

  1. Наполеоновская армия чувствовала себя в Москве, как в осажденной крепости. Трижды Наполеон пытался начать переговоры с Александром 1 и Кутузовым, но не получалось. Наполеон  решил оставить Москву и двинуть остатки армии на не разоренный юг России. Перед уходом он приказал взорвать Кремль, храм Василия Блаженного и другие национальные святыни. Лишь благодаря самоотвержению русских патриотов удалось сорвать этот план.

Показ презентации.

6 октября французы покинули Москву, но на их пути встала окрепшая и увеличенная численность русская армия. Русские войска нанесли французам поражение под  Тарутином.  Маленький городок  8 раз переходил из рук в руки. Русская армия наглухо закрыла дорогу на Калугу. Это сражение заставило французское командование изменить путь дальнейшего отступления французской армии и повернуть на разоренную Смоленскую дорогу.  Кутузов организовал преследование отступающих французских войск. Противник нес большие потери. Отступление становилось все более и более беспорядочным. Ранняя и сурова зима превратила армию французов  в неуправляемую, голодную и облезлую толпу. При переправе через реку Березину Наполеон потерял еще 30 тысяч своих солдат. Границу сумели перейти лишь жалкие остатки «великой армии». Сам император, бросив  войска бежал в Париж со словами: «Армии больше нет!»

            Как вы считаете, следовало бы России продолжить войну после изгнания Наполеона из ее пределов? (из курса «Новая история»).

             В конце 1812 года генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр 1 издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

  1. Значение Отечественной войны 1812 года и причины побед.

А) В чем значение победы русской армии? (миф о непобедимой армии Наполеона).

Б) Используя материалы сегодняшнего урока покажите, что война 1812 года была Отечественной.

В) Почему одержали победу в Отечественной войне? Как удалось это сделать?

Г) Кого вы можете назвать патриотом?

Д) Согласны ли вы с мнением историка Тарм о главной причине поражения Наполеона в России?

Е) Подведите главные причины победы на ваш взгляд?

Вывод:

В войне 1812 года русская армия проявила свои лучшие качества: стойкость, мужество, храбрость. Все участники войны были награждены медалями. В приказе по армии говорилось: «Всяк из Вас достоин носить на себя сей знак досточтенный  знак, сие свидетельство трудов, храбрости и участия в славе, ибо все вы одинаково несли тяготу ».

Главный герой – народ, поднявший на защиту государственной независимости и национальной свободы своей великой Родины. Война эта способствовала росту национального самосознания людей.

Подведение итогов.

Д/З: дополнительная литература.

                        Раздаточный материал №1 Литература

Денис Давыдов… примечателен и как поэт, и как военный писатель, и как вообще литератор, и как воин – не только по примерной храбрости и какому-то рыцарскому одушевлению, но и по таланту военачальника,  и, наконец, он примечателен как человек, как характер. Он во всем этом знаменит, ибо во всем этом возвышается над уровнем  посредственности и обыкновенности.

В.Г.Белинский.

Славы звучной и прекрасной

Два венка ты заслужил!

Знать,  Суворов не напрасно

Грудь твою перекрестил…

Давыдов, пламенный боец,

Он вихрем – в бой кровавый;

Он в мире счастливый певец

Вина, любви и славы…

В.Жуковский.

Пока с восторгом я умею

Внимать рассказу славных дел,

Любовью к чести пламенею

И к песням муз не охладел,

По  куда русский я душою,

Забыть ли  о счастливом дне,

Когда приятельской рукою

Пожал Давыдов руку мне!

Е.Баратынский.

Страсть есть преобладающее чувство в песнях любви Давыдова; но как благородна эта страсть, какой поэзии и грации исполнена она в этих гармонических стихах. Боже мой, какие грациозно – пластические образы!

В.Белинский.

Певец – гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов;

С веселых струн во дни покоя

Прохладную сдувая пыль,

Ты  славил, лиру  перестроя,

Любовь и мирную бутыль.

Я слушаю тебя – и сердцем молодею,

Мне сладок жар твоих речей,

Печальный, снова пламенею

Воспоминаньем прежних дней…

Я все люблю язык страстей,

Его пленительные звуки

Приятны мне, как глас друзей

Во дни печальные разлуки.

А.С Пушкин

Раздаточный материал №2 История

С.Глинка -  поэт и участник Отечественной войны писал: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верой и образом жизни, народы кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую».

Мнение историка Тарле:

«Конечно, коренной из всех ошибок Наполеона была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не  только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины. Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоеванию. Все это Наполеон узнал слишком поздно».

Н.И.Тургенев:

«Завоеватель не нашел в России ни изменников, ни даже льстецов. На русской территории Наполеона встречал только врагов. Знаменитый  Ростопчин сжег свою усадьбу и оставил там надпись, в которой французы могли прочесть, что такой же прием ожидает их всюду».

Обращение русской церкви:

«Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена  было спасителем Отечества. Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда теплыми мотивами своими признавали благодать на главу России. Народ русский! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы, устремлявшихся на тебя львов и тигров: соединяйтесь все с крестом в сердце и с оружием в руках, никакая сила человеческая вас не одолеет».

                                 Список используемой литературы:

  1. Артёмов В.В.  Великие русские полководцы. – М.: Росмэн, 2002г.

  1. Мячин А.Н.  Бородинское сражение (1812г.) – М.: Вече, 2002г.

  1. Левченко В.  Герои 1812г. – М.: Молодая гвардия, 1987г.

  1. Левандовский А.А. История России 19 века. – М.:ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2003г.

  1. Лукин П. Отечественная война 1812г. – М.: Аванта+, 1997г.

  1. Любецкий С.М.  Русь и русские в 1812г. – М.: Современник, 1994г.

  1. Тарле Е.В.  Нашествие Наполеона на Россию. 1812г. – М.: Воениздат, 1992г.

  1. Шишов А.В.  Сто великих военачальников. – М.: Современник, 1988г.

  1. Сироткин В.Г.  Отечественная война 1812г. – М.: Просвещение, 1988г.

  1. Рыжов В.  Сто великих россиян. – М.: Вече, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

урок-дебаты на общественно-политическую тему в 11 классе "Смертная казнь в России"

Урок русского языка в 11 классе "Смертная казнь в России" создан на основе технологии "Дебаты". Пришлось немного модифицировать работу в группах из-за небольшой наполняемости класса, но в больших клас...

Смертная казнь: "за и против".

Данная работа посвящена рассмотрению смертной казни в России с древнейших времен и до настоящего времени. А также позиции ученых в отношении этой меры наказания....

внеклассное мероприятие в 11 классе смертная казнь: "за" или "против"

Данное занятие может быть использовано как на уроке права, обществознания, истории, литературы, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, классных...

Урок Смертная казнь за и против для 9 классов

Интелектуальный урок про смертную казнь доводы за и против...