программа по истории Древнего мира 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему

Пинчук Таиса Владимировна

поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_drevnego_mira_5_klass.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение
Лицей № 281

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»


на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла
_____________________
     ФИО
Протокол № 1
от «31» августа 2015г

«Утверждено»


приказ № ________
от «__»_________ 2015г
директор
_____________/Е.В.Чернигова/
     ФИО

«Принято»
педагогическим советом
протокол № 1
    
«31» августа 2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории 5  класс

Пинчук Таисы Владимировны 
   на 2015 – 2016 учебный год

Составлено на основе программы:

А. А. Вигасин, Г.И.Годер

Всеобщая История. История

Древнего Мира  2014 г








Санкт-Петербург
2015  

Пояснительная записка

     Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории,  примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы А. А. Вигасина,  Г. И. Годера (Всеобщая история.  Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).

Рабочая программа ориентирована на 5 класс, рассчитана на 68  учебных часов из расчёта 2 часа в неделю.  Сроком реализации программы считать 1 год.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Цель  изучения курса:

     Освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в мировой цивилизации.

     Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Общие задачи:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе своих знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Планируемые образовательные результаты.

     В результате  изучения курса у обучающихся должны сформироваться следующие знания и умения:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
    - высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
    - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы организации образовательного процесса: 

     При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 5 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-суд, урок-путешествие, урок-викторина, урок - аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок - съезд, интерактивный урок. Традиционная форма урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др.

Технологии обучения:

     Технология изучения  исторического материала по разделам на основе опорных схем, игровые технологии, технологии проблемного обучения: исследовательский метод, метод проектов; технологии кооперативного обучения, обучение в сотрудничестве.

Виды контроля:

   Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.

Формы контроля: 

     Самостоятельная работа, хронологический диктант, понятийный диктант, работа с контурной картой, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, словарная работа, решение познавательных задач, работа с документами и др.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Что изучает история (1 ч)

         

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч)

     Первобытные собиратели и охотники

     Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

     Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

   Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом.

Раздел II  Древний Восток (19 ч)

     Древний Египет (7 ч)

     Природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

     Западная Азия в древности  (7 ч)

     Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

     Индия и Китай в древности (5 ч)

     Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

     Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

     Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

       

Раздел III. Древняя Греция (19 ч)

     Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

       Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

       Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (20 ч)

        Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

        Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

         Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

       

Проект «Семь чудес света» (2 ч)

Повторно обобщающие уроки (2 ч)

Учебно - тематическое планирование

5 класс (А.А.Вигасин)

урока

Тема урока

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ  (1ч)

1

Что изучает история древнего мира.

стр.6-8

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ  (7ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

2

Древнейшие люди

§1

3

Родовые общины охотников и собирателей

§2

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

§3

5

 Возникновение земледелия и скотоводства.

§4

6

Появление неравенства и знати.

§5

7

Счет лет в истории  

стр.29-32

8

Контрольная работа по теме

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК(19ч)

Тема 2.  Древний Египет (7ч)

9

Государство на берегах Нила: возникновение единого государства в Египте

§6

10

Земледельцы и ремесленники  Древнего  Египта

§7

11

Жизнь египетского вельможи.

§8

12

Военные походы фараонов.  

§9

13

Религия древних египтян.

§10,  сообщения на тему

14

Искусство, письменность, знания Древнего Египта

§11-12

15

Контрольная работа по теме:  «Древний Египет»

Тема 3. Западная Азия в древности  (7ч)

16

Древнее Двуречье.

§13

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

§14

18

Финикийские мореплаватели.

§15

19

Древние евреи. Библейские сказания

§16

20

Древнееврейское царство.

§17

21

Ассирийская держава

§18

22

Персидская держава «царя царей»

§19

Тема 4. Индия и Китай (5 ч)

23

Природа и люди Древней Индии.

§20

24

Индийские касты

§21

25

Китай в древности. Чему учил китайский мудрец Конфуций

§22

26

Первый властелин единого Китая.

§23

27

Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Востока в мировую культуру

Сообщения на тему

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 Ч)

Тема 5. Древняя Греция (19 ч)

28

Местоположение и природные условия Древней Греции.

§24

29

Древнейшие  города. Микены и Троя

§25

30

Поэмы Гомера «Илиада»  и «Одиссея»

§26-27

31

Религиозные верования древних греков

§28

32

Возникновение самостоятельных государств  в  Греции: Афинский полис

§29

33

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Зарождение демократии в Афинах

§30

34

Спартанский полис.

§31

35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

§32

36

Олимпийские игры

§33

37

 Греко-персидские войны

§34-35

38

Возвышение Афин в V в.до н.э.  В гаванях порта Пирей

§36

39

В городе богини Афины.

§37

40

В афинских школах и гимнасиях.

§38

41

В театре Диониса

§39

42

Афинская демократия при Перикле

§40

43

Возвышение Македонии. Потеря Элладой  независимости

§41

44

Поход Александра Македонского на Восток

§42

45

Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья.

§43

46

Контрольная работа.  Вклад древних эллинов в мировую культуру.

§§24-43

РАЗДЕЛ IV ДРЕВНИЙ РИМ (20 Ч)

Тема 6. Древний Рим (20 ч)

47

Древнейший Рим.

§44

48

Установление господства Рима над Италией

§45

49

Устройство  Римской республики.

§46

50

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

§47-48

51

Рабство в Древнем Риме

§49

52

Земельный закон братьев Гракхов

§50

53

Восстание Спартака.

§51

54

Единовластие Цезаря

§52

55

Установление империи.

§53

56

Соседи Римской империи.            

§54

57

В Риме при императоре Нероне.

§55

58

Первые христиане и их учение

§56

59

Расцвет империи во 2-м веке.

§57

60

Рим – столица империи

§58

61

Римская империя при Константине

§59

62

Взятие Рима варварами.

§60

63

Повторение. Достижения культуры Древнего Рима.

64

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций

 

65

Проект «Семь чудес света»

стр. 282- 284

66

Проект «Семь чудес света»

стр.282- 284

67

Итоговая контрольная работа за курс «История Древнего Мира»

68

Повторно - обобщающий  урок

Учебно-методический комплект:

1.  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая История. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2014.

2. Годер Г.И.   Рабочая тетрадь по всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс – М.: Просвещение, 2013г.  (в 2-х частях)

3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по Всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.-  М., «ВАКО»,  2015 г.

4. Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс.- М.: Просвещение, 2015.

Список литературы для учителя:

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2007.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2012.
  3. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М., 2012
  4. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
  5. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998
  6. Г.И.Годер  задания и задачи по  истории Древнего мира – М., «Просвещение», 1996г.
  7. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2010.

 

 Список литературы для обучающихся:

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2006.
  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2002
  3. Колобова К. М. Как жили древние греки. – М., 1959
  4. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 1977
  5. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998
  6. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей. – М., 2011
  7. Рони-Старший Ж. Борьба за огонь М., 1966
  8. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. – М., 2004
  9. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. – М., 2004

Приложения

  1. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего Мира: 5 класс/сост. К.В.Волкова. М.: ВАКО, 2013
  2. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс/Ю.И.Максимов. М.:Экзамен, 2013
  3. Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс.- М.: Просвещение, 2015

Список образовательных Интернет-ресурсов

  1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www/rusedu.ru/subcat_32/html

  1. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

  1. Ресурсы по истории Древнего Египта:

http://maat.org.ru/about/lectures.shtml

http://www.kemet.ru

  1. Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
  2. http://www.earth-history.com/
  3. Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru/

  1. Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

  1. Античное христианство:

http://www.verigi.ru/?book=13

http://www.verigi.ru/?book=71

http://www.verigi.ru/?book=94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Всеобщая история. История древнего мира» Класс: 5

Это попытка создать Рабочую программу по новым образовательным стандартам. Еще было разработано календарно-тематическое планирование по одному из разделов курса....

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...