Внеклассное мероприятие по истории на тему: « История и время».
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Тупикова Татьяна Викторовна

Цель для учителя: наглядно представить экономическое и историческое содержание человеческого общества от, первобытно - общинного до наших дней;

   Цель для учеников: проанализировать полученную информацию и  ответить на вопрос, что является самым главным в жизни человека во все времена.

Оборудование: костюмы первобытного человека, египтянина, раба, спартанца, феодала, крепостного, рыцаря, монаха, современного человека.

Предварительно в каждом классе созданы инициативные группы:

а)        действующие лица;

б)        костюмеры;

в)        группа подготовки информации;
  г)      группа поддержки;

д)      редколлегия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории на тему:                               « История и время».

Цель для учителя: наглядно представить экономическое и историческое содержание человеческого общества от, первобытно - общинного до наших дней;

   Цель для учеников: проанализировать полученную информацию и  ответить на вопрос, что является самым главным в жизни человека во все времена.

Оборудование: костюмы первобытного человека, египтянина, раба, спартанца, феодала, крепостного, рыцаря, монаха, современного человека.

Предварительно в каждом классе созданы инициативные группы:

а)        действующие лица;

б)        костюмеры;

в)        группа подготовки информации;
 г)      группа поддержки;

д)      редколлегия.

Ход мероприятия

1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Недавно я встретил двух своих ; товарищей, и мы поспорили о том, что главное в жизни человека?

2-й ведущий. Я считаю, что смысл жизни в том, чтобы приобрести  
как можно больше знаний и умений. Это, будет благом, и для, меня и
для общества, в котором я живу.        

3-й ведущий. А я думаю, что смысл жизни в накоплении богатства. Когда у человека много денег, он может все купить, окружить себя комфортом, нанять охрану и ничего не бояться. Это ли не благо? Да и обществу неплохо будет за счет моих налогов.

1-й ведущий. Смысл жизни, с моей точки зрения, это физическое самосовершенствование. Когда человек здоров, красив» силен, то любое общество будет его уважать.

2-й ведущий. Ну, что мы спорим. Давайте заглянем вглубь веков и  посмотрим.

3-й ведущий. Что ж, мысль неплохая. И начнем мы с первобытного времени.

Звучит барабан. Входит Первобытный человек с топором в руках.

Первобытный человек.        

Я жил в пещере, спад и ,ел. Чтоб есть - искал коренья. Один был горек, сладок тот. Был опыт наблюденья.

Так я увидел, как журавль,  нацелясь на лягушку,

Ее на клюв свой нанизал, и не ушла простушка.

Тогда и я, соорудив себе подобье клюва,

Снасть острую заговорил. Нацелился на тура.

Мне ловкости не занимать — давно ли стал двуногим?

Бросок! Тур ранен! Я попал! Теперь его загоним!

И здесь вопрос: загоним — мы? Охота стала общей.

Любого зверя победить ватагой много проще!

 Преподнесла мне жизнь урок: мы вместе — это сила!

Один не воин, жалок он — так мудрость возгласила!

1-й ведущий. Вот видите, я был прав! Он говорил о силе!

2-й ведущий. Нет, он говорил о мудрости, о знаниях. Опыт подсказал ему, что надо охотиться вместе. Охота его стала удачной, когда он научился делать оружие наподобие клюва журавля.

3-й ведущий. А что, друг, у вас, первобытных, не было богатых?

Первобытный человек. Жили мы так, что все было общим; все были равны, Правда, оружие у каждого было свое,; да и запасы пищи кое у кого были по больше. Но богатых у нас не было.

1-й ведущий. Так что же было главным в твоей жизни?

Первобытный человек. Выжить. Вырастить детей, обучить их всему, что знаю сам. А для этого мне нужна была и сила, и мудрость. Без этого я не смог бы устоять.

2-й ведущий. Ну что ж в первобытном обществе богатство и не нужно было. Они ведь все в шкурах ходили, и магазинов, у них не было. Давайте лучше отправимся в страны древней цивилизации - Египет, Грецию. Посмотрим, что там происходило. Уж там-то были богатые аристократы, я читал.

Звучит музыка из оперы «Аида». Входит Египтянин в тоге со свитком в руке.

Египтянин.

Жизнь моя — Нил.

Нил порождает

И войны, и братство.

Мне без него

Нет ни благ, ни богатства.

Нил — моя жизнь!

(Входит усталый раб с лопатой или мотыгой.)

Раб.

Горька, таких, как я, судьба... Жить, повинуясь воле Хозяина — удел раба. Нет хуже рабской доли. Да, я готов был выполнять Приказы и работу. Но о богатстве я мечтал. Богатство то — свобода. Я - раб!!!

3-й ведущий. Ну вот, наконец-то! Оба о богатстве заговорили!

1-й ведущий. Да, для раба богатство - это свобода, не деньги! И у свободного человека какое-то странное богатство — река! Вот для меня Нива никогда не была главным в жизни. Хорошо, конечно, искупаться летом у Петропавловки, но чтобы река была жизнью?! Давай спросим его, почему он так сказал?      

2-й ведущий. Простите, что же для вас было главным? Почему
Нил - ваша жизнь?

Египтянин. Только от Нила зависит благосостояние всего Египта! Если боги нас покарают и будет засуха; то мы все погибнем от голода. Так уже было во времени фараона Микерина. Семь лет были хорошие урожаи, и народ ни в чем не нуждался. Но потом наступила семилетняя засуха. Нил не разливался, не было ни капли Дождя. И только мудрый Иосиф спас нас от гибели. Поэтому мы и говорим, что Нил —  наша жизнь. А главное, скорее всего власть — только она дает человеку и богатство, и свободу, и рабов, и воинов. Но только мудрец, знающий   грамоту, имеет власть, глупец ее не достоин!        

3-й ведущий. Что ж, с развитием общества и ценности меняются.
Хоть он и говорит, что главное - власть, но
 при этом подчеркивает; что она доступна только образованным людям. Значит, я Прав. И верно, попробуй, построй египетские пирамиды с помощью одной только силы, без знаний инженерной техники!        

1-й ведущий. Подождите! Давайте заглянем по соседству, в Древнюю Грецию. Там-то люди ценили силу, ведь именно оттуда и пришли к нам Олимпийские игры. И город там был такой - Спарта. Его жители только силу и уважали. И детей воспитывали в строгости, воздержанности, стремились, чтобы они выросли дисциплинированными воинами. А грамота была им нужна только для чтения донесений.
Да вот, идет кто-то, давайте послушаем его.
.

Звучит греческая мелодия. Входит Спартанец в шлеме, коротком плаще, с копьем.

Спартанец.

Чем Спарта отличалась в эту Пору?

 Тем, что Ликург установил законы?

Где благом был бы общий ратный труд,

А земледелие — удел илотов.

 В общине Спарты были все равны,

 Но тот лишь называл себя богатым

Кто сыновей имел больше пяти,

Иль избегал бича не виноватым!

2-й ведущий.  И в Спарте все равны, и богатство почему-то не в деньгах, а в сыновьях.

3-й ведущий. Чем больше сыновей, тем больше воинов в Спарте. А смысл жизни спартанцев - завоевание рабов илотов. И воевать-то они недалеко ходили. Вот, например, пришли в богатые Афины и разгромили их, не понравились им афинские демократы.

1-й ведущий. Но Афины славились не только демократией. Они были культурным центром Древней Греции, там жили поэты, философы, ученые. Сегодня мы вспоминаем не столько спартанские войны, сколько Пифагора, Архимеда, Гомера, Сократа. А легенды и мифы Древней Греции любят читать и взрослые, и дети. Войны и тогда ничего хорошего не приносили. Подумаешь — рабов у кого-то больше стало! А во время войны Архимеда убили? вот это — потеря.

2-й ведущий. Значит, в мире древних цивилизаций появились новые ценности: образование, материальное богатство, свобода, самовыражение. Все это и привело к развитию, наук и искусства. Но и о силе не забывали, хотя она не столь важна, как для первобытных людей.

3-й ведущий. Давайте посмотрим, что же изменилось в Среднее века?

Звучит клавесин. Входит Феодал, за ним — крепостной с:лопатой или вилами.        

Феодал.

        У феодалов какой идеал?

             Всюду порядок: хозяйство, иль бал.

 Ну, богатство — чтоб душ крепостных

Было, по боле, чем зайцев лесных.

Крепостной.

Крестьянин чем живет?

 Чтоб добр был господин.  

        .По больше, сыновей, пахать — так не один.

А если повезет - надел свой улучить.

А если Бог пошлет — свободу получить.

1-й ведущий. Ну, с крепостным все ясно. Для него главное - свобода, как было у раба. И дети ему нужны не для войны, а чтобы заработать деньги и купить свободу. Вот Феодал — молодец. Наконец-то о богатстве заговорил! Чтоб крепостных было много, чтоб самому ничего не делать. Деньги-то уже давно появились — вот все у купцов и покупали. Тогда и дом - полная чаша, да и на балу потанцевать можно.

Феодал. Да, мы любим деньги, красивые вещи, вкусную еду. Мы украшаем свои замки, наши женщины носят изделия из золота и драгоценных камней. Многие из этих вещей мы купили у заморских купцов, заодно и уму-разуму у них набирались, ведь они везде ездили, много видели.

2-й ведущий. Да, я читал книги об Афанасии Никитине, Марко Поло... Подождите, я вижу, кто-то идет.

Появляется рыцарь в шлеме, плаще, с копьем в руках.

Рыцарь.

Я жил походами, войной,

За благо почитая

Хороший меч мой боевой,

Коня, вино без края,

А если выиграть пришлось

На рыцарском турнире,

И на чело мое  венок

Мне нежно водрузили.        

О! Я богат! Как счастлив я!

И в жилах кровь играет.

Чу! Снова рог зовет меня.

Король мой призывает!

Я счастлив. Я богат!

3-й ведущий. Ура! Главное — сила! Кто сильнее — тот и победит. Вот я читал «Айвенго», так там рыцари такие подвиги совершали, а их возлюбленные за это дарили им ленты и венки, и это было для победителей высшей наградой.

1-й ведущий. Но они и деньги любили, и даже нанимались в войска за плату. И крестьян грабили, чтобы разбогатеть! Сэр рыцарь! Скажите нам, что было для вас главным в жизни?

Рыцарь. Признание! Если я побеждал на турнирах или в боях, то все знали, что я — самый сильный, все меня боялись и уважали!

2-й ведущий. Что же получается? В Средние века образование не играло никакой роли? Только сила и богатство были смыслом жизни?

Появляется представитель духовенства — монах, в рясе, с толстой книгой в руках.

Монах.

Нет, ты не прав.

Блага мои и богатства — едины,    

Мне безразлична окраска ,личины,

Главное — верить, искать жизни суть,

Главное — веру в другого , вдохнуть.

Если ж во многих вдохнуть вам удастся —

 Что ж — вы владелец большого богатства.

3-й ведущий. Смысл жизни в вере - такого мы еще не встречали. Значит, в Средние века власть над людьми попала в руки духовенства?

Монах. Вера — духовная сила, она нужна каждому. Так получилось, что разрушив древнюю культуру, сгубив храмы, дворцы, библиотеки, варвары ничего от нее не переняли. Но, культура не умерла. Она медленно возрождалась, но уже на основе христианской религии, поэтому монахи и стали Главными носителями новой культуры. Именно в монастырях печатали книги, обучали грамоте детей, в первых университетах преподавали высшие духовные чины.

1-й ведущий. Верно, культура средневековья дала нам Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи, и школе мы изучали «Божественную комедию» Данте Алигъери, на уроках физики знакомились с теориями Ньютона, Коперника, Галилея. Даже первые часы были созданы в это время- вXVвеке,

2-й ведущий. Средние века много значили для развития человечества. Но как-то в них неуютно! И замки какие-то мрачные. И рыцари без деда по дорогам, скачут - того и гляди, прибьют ни за что. Поссоришься с кем-нибудь, тут же обвинят в ереси и, колдовстве. Так и на костре сгоришь, ни за понюх, табаку. Вроде только монахи и движут общество вперед — у них в руках и власть, и богатство и образование, хотя физически они не всегда атлеты. Но свои средства они тратят не на предметы роскоши, они финансируют путешественников, открывающих новые земли, науки и искусства. Правда, не бескорыстно — все это приносит им несметную прибыль! Кстати, в Средние века и банковская система Начала складываться через ростовщиков.

1 -и ведущий. А что же было дальше?

Звучит мелодия песни «Пусть всегда будет солнце». Входит современный человек:

Современный человек.

     Живи, даря любовь и. счастье.

Их ценность, верь, непреходяща.

Что сила? Сила хороша,

Когда в ладу с добром душа.

 Твой ясен путь, он дан от века,

Он верен также и сейчас.

Идя и падая подчас,

Храни крупицу Человека:

3-й ведущий. В наше время верх взяли духовные потребности: образование, самовыражение, воспитание нового образованного поколения. Надеемся, что в будущем это станет важно для всех людей без исключения.

1-й ведущий. Что же все-таки было главным в жизни человека во все времена? Что помогло ему выжить, победить врагов?

Вместе. А как вы думаете, друзья?

Ответы учащихся.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие - звездный час "По страницам истории".

Данная игра проводится в рамках недели истории в школе. Данное мероприятие я проводила с целью повышения интереса учащихся к изучению истории родной страны. Это мероприятие нацеливает учащихся н...

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)

Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....

Презентация к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам" об истории Астраханского казачества

Эта красочная презентация является приложением к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам"...

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...

Внеклассное мероприятие по биологии по теме: «Красная книга: история, факты, исследования»

Внеклассное мероприятие по биологии по теме: «Красная книга: история, факты, исследования»...

Отчетное мероприятие по английскому языку и истории на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему История из жизни Ивана Грозного и Елизаветы 1 Английской. При участии МО английского языка и Истории. Предназначено для просмотра как в начальной школе , ...