Урок истории 7 класс "Дворцовые перевороты"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Королева Альбина Юсуфовна

Разработка урока по истории 7 класс. Тема: "Дворцовые перевороты"

Также есть презентация к данному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvortsovye_perevoroty.docx20.74 КБ
Office presentation icon dvortsovye_perevoroty.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

"Дворцовые перевороты"

Цели и задачи:

Предметные:  познакомить учащихся с причинами, хронологией и действующими лицами дворцовых переворотов.

Метапредметные: продолжить формирование навыков конкретизации и структуризации информации;

Воспитательные: продолжить формирование чувства патриотизма, понимания плюсов и минусов монархического строя

ОБОРУДОВАНИЕ: -, генеалогическое древо.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Изучение нового материала

- Вступительное слово:

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра Великого, его реформами.

Петр I изменил порядок передачи престола: император сам назначал себе наследника. Петр пошел на этот шаг после дела царевича Алексея, опасаясь за судьбу реформ.

Сегодня мы поговорим о тех событиях, которые произошли в России после его смерти.

Петр I умер в 1725 году, не успев назначить наследника.(слайд 2)

Начинается эпоха дворцовых переворотов, которая продлилась 37 лет. 5 раз при помощи оружия произошла смена правителя на троне. Началась эпоха смертью Петра I и последовавшей за ней борьбой за власть различными дворянскими группировками. Завершилась эпоха воцарением на престол

Екатерины II (на 34 года).

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и гвардейскими полками. (запись в тетрадь) (слайд 3)

Почему происходила смена правителей на престоле?

Таблица. "Монархи России эпохи дворцовых переворотов" (слайд 3)

Правитель

Годы правления

На кого опирался

 

 

 

По ходу урока, учащиеся знакомятся с новой темой и самостоятельно заполняют таблицу, проверка таблицы происходит в конце урока.

Правами на престол обладали: (слайд 4)

А) внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея) - его поддерживали представители старинных боярских родов, во главе с Голицыными.

Б) жена Екатерина - ее поддерживал Меншиков.

В) дочери Анна и Елизавета

Меншиков использовал сложившуюся ситуацию, и с помощью других приближенных Петра, при поддержке гвардии, возвел на престол Екатерину Алексеевну. (слайд 5) - краткое сообщение учащегося.

Т.к. она не проявляла государственных способностей, фактическим правителем страны стал сам Меншиков. (слайд 6)

При императрице был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями. (ограничивавшими царскую власть ). Дворцовые перевороты не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны.

Фактически власть осуществлялась не монархом непосредственно, а группой его приближенных.

Наследовать престол должен был Петр Алексеевич. (слайд 7) - краткое сообщение учащегося.

Почему? (Влияние Меншикова.)

Меншиков решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою дочь за Петра II. Но его обошли князья Долгорукие.

Меншиков был смещен со всех постов, лишен всего состояния и вместе с семьей сослан в Сибирь. (слайд 8)

Но неудача ждала и Долгоруких. В 1730 году Петр II заболел и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание "верховников" было привлечено к дочери старшего брата Петра - Анне Ивановне. (слайд 9) - краткое сообщение учащегося.

Почему? (Она была практически неизвестна в России, и верховники не боялись, что она будет вмешиваться в дела управления).

Анне были предложены "кондиции" (условия), составленные в духе конституционной монархии (ограничивали власти монарха), подписав, которые она могла стать императрицей.(слайд 10)

Кто обладал реальной властью по этому документу?

Однако после коронации Анна публично разорвала документ. Гвардия и дворянство выразили одобрение сохранением самодержавной царской власти.(слайд 11)

Почему? (Гвардия и дворянство поддерживало самодержавию, т.к.абсолютная монархия защищала именно их интересы).

Верховный тайный совет был распущен.

Вместе с Анной прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. Главным лицом стал Бирон - фаворит Анны. (слайд 12, 13)

Правление императрицы Анны длилось 10 лет. Это время назвали бироновщиной.

Ключевский дал такую характеристику этому периоду: "Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении".

Наследником престола Анна Ивановна назначила Ивана Антоновича, сына племянницы Анны Леопольдовны, а регентом (правителем) со всей полнотой власти - Бирона. (слайд 14)

Бирону не удалось удержать власть. Благодаря дворцовому перевороту в 1741 году на престол была возведена Елизавета Петровна, дочь Петра I.(слайд 15) - краткое сообщение учащегося.

Почему? (Поддержка гвардии: ликвидировать засилье иностранцев и расширить дворянские привилегии)

Своим наследником Елизавета объявила племянника - Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I. (слайд 16) - краткое сообщение учащегося

В 1761 г. Петр III стал императором, царствовать ему довелось всего 186 дней.

Почему? (Недовольство увлечением Петра прусскими порядками)

В 1744 г. ПетрIII женился на принцессе Ангальт - Цербстской (будущей Екатерине II) (слайд 17) - краткое сообщение учащегося.

28 июня 1762 г. ПетрIII был свергнут своей женой. На 34 года на престол вступила Екатерина II (слайд 18)

Эпоха дворцовых переворотов закончилась.

Проверить таблицу (слайды 19-25)

Каковы же были причины дворцовых переворотов?

  • отсутствие законодательной базы наследования престола;
  • слабость власти преемников Петра I;
  • усиление роли гвардии.

 В период 37 - летнего правления преемников Петра Великого произошло создание новых и закрепление старых привилегий дворянства, без которого ни один монарх не имел возможности удержаться на троне.

На генеалогическом древе указать последовательность правления монархов.

(слайд 26)

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

(слайд 27)

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Было решено усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол ей направили кондиции (условия). Дворяне поддержали эти требования. Приехав в Москву, Екатерина II подписала кондиции, после этого она императрицей.

Д/з парагр.39п.1

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

"Монархи России эпохи дворцовых переворотов"

Правитель

Годы правления

На кого опирался

Екатерина I, жена Петра I

1725-1727 умерла от чахотки

Меншиков и другие приближенные Петра I, гвардия, Верховный тайный совет - высшее гос. учреждение в России в 1726- 1730г.г.

Петр II, внук Петра I

1727 - 1730 умер от оспы

Группа князей Долгоруких и Голицыных, гвардия, Верховный тайный совет

Анна Иоановна, племянница Петра I, дочь его старшего брата Ивана

1730 - 1740 бироновщина

Поддержка гвардии, немецкое дворянство во главе с Бироном. Верховный тайный совет распущен

Иван IV Антонович, внучатый племянник Петра

Менее месяца, низложен гвардией

Регент (правитель) со всей полнотой власти - Бирон

Елизавета Петровна, дочь Петра I

1741 -1761

Гвардия и русское дворянство

Петр III, внук Петра I

Полгода

Низложен гвардией

Без поддержки

Екатерина II, жена Петра II

1762 -1796

Гвардия и русское дворянство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока:

Слайд 2

В январе 1725 года Умирает Петр l . Царь не успел назначить наследника престола.

Слайд 3

Таблица «Монархи России эпохи дворцовых переворотов» Правитель Годы правления На кого опирался

Слайд 4

Претенденты на трон Петр (сын царевича Алексея) Екатерина (жена Петра) Анна и Елизавета Дочери Петра l

Слайд 5

А.Меншиков и другие приближенные Петра при поддержке гвардии возвели на трон его жену Екатерину l . Екатерина l (1725-1727)

Слайд 6

Меншиков стал фактическим правителем России. Он должен был помогать Екатерине, совсем не способной к государственной деятельности, управлять государством. В1726г. был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, куда вошли соратники Петра l . А. Меншиков

Слайд 7

В мае 1727 г. Екатерина l скончалась. Новым императором стал внук Петра l Петр Алексеевич. Меньшиков задумал женить его на своей дочери, но его обошли князья Долгорукие. Петр ll (1727-1730)

Слайд 8

Меншиков был смещен со всех постов, лишен всего состояния и сослан в Сибирь. Огромное влияние на Петра оказывали Долгорукие и Голицыны, но и их постигла неудача. В январе 1730 г. Петр заболел и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых. Меньшиков в ссылке

Слайд 9

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Выбор был сделан в пользу Анны Ивановны , дочери старшего брата Петра l , живущей в Курляндии. Анне были предложены «кондиции» (условия), составленные в духе конституционной монархии, подписав которые онам могла стать императрицей.

Слайд 10

кондиции, подписанные Анной Иоановной Без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно: - не объявлять войны и не заключать мира; - никаких не налагать поборов и налогов; - никого за преступления не осуждать и ни у единого дворянина не конфисковать имения; - беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом; - казенных вотчин никому не дарить; - не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Слайд 11

Анна согласилась, но заняв престол – разорвала документ. Гвардия и дворянство поддержали самодержавную царскую власть. Анна Иоановна надрывает кондиции

Слайд 12

Вместе с Анной прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах государственного управления. В вопросы государственной власти она не вникала. Фактическим правителем государства стал прибалтийский немец Бирон. Анна Иоановна, племянница Петра (1730-1740)

Слайд 13

Пользовался неограниченным доверием императрицы. Современник писал о Бироне: «Характер Бирона был высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный». Правление Бирона назвали бироновщиной. Проводимая им политика привела к засилью иностранцев, разграблению богатств страны, жестокому преследованию недовольных. Всюду свирепствовала тайная полиция, выносились смертные приговоры . Эрнст Иоганн Бирон

Слайд 14

Анна Ивановна объявила наследником престола Ивана Антоновича , сына своей племянницы Анны Леопольдовны, а Регентом (правителем) – Бирона. Но гвардия свергла ненавистного правителя. Иван Антонович и Анна Леопольдовна

Слайд 15

В 1741 г. Елизавета Петровна, дочь Петра, при поддержке гвардии, совершила новый дворцовый переворот. Иностранцы были удалены от двора, государством управляли способные государственные деятели из русского дворянства. Елизавета Петровна (1741-1761)

Слайд 16

Своим наследником Елизавета Петровна объявила племянника - Петра lll , сына Анны Петровны, внука Петра l . Который стал императором в 1761г. Но царствовать ему довелось всего 186 дней. Противоречивость действий, непредсказуемость и преклонение перед прусским королем Фридрихом привело к новому заговору. Петр lll

Слайд 17

В 1744 году Петр lll женился на принцессе Ангальт - Цербстской, будущей Екатерин ll . Софья Ангальт-Цербстская

Слайд 18

28 июня 1762 года Петр lll был смещен своей женой Екатериной Алексеевной, умной и честолюбивой женщиной. Новой императрицей стала Екатерина ll , получившая титул Великой. Екатерина ll (1762-1796)

Слайд 19

Правитель Годы правления На кого опирался Екатерина l , жена Петра l 1725 - 1727 Меншиков и другие приближенные Петра, гвардия, Верховный тайный совет.

Слайд 20

Правитель Годы правления На кого опирался Петр ll , внук Петра l 1727 - 1730 Группировка князей Долгоруких и Голицыных, гвардия, Верховный тайный совет.

Слайд 21

Правитель Годы правления На кого опирался Анна Иоанновна, племянница Петра l . 1730 – 1740 бироновщина При поддержке гвардии, немецкое дворянство во главе с Бироном.

Слайд 22

Правитель Годы правления На кого опирался Иван Антонович Менее месяца Регент (правитель) со всей полнотой власти - Бирон

Слайд 23

Правитель Годы правления На кого опирался Елизавета Петровна, дочь Петра l 1741- 1761 Гвардия, русское дворянство

Слайд 24

Правитель Годы правления На кого опирался Петр lll , внук Петра l Полгода Без поддержки

Слайд 25

Правитель Годы правления На кого опирался Екатерина ll , жена Петра lll 1762 -1796 Гвардия и русское дворянство

Слайд 26

Указать последовательность правления монархов

Слайд 27

Текст с ошибками После смерти Петра ll встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Было решено усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол ей направили кондиции (условия). Дворяне поддержали эти требования. Приехав в Москву, Екатерина II подписала кондиции, после этого она стала императрицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"

Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

урок по истории"Дворцовые перевороты" в 7 классе

Урок призван выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.Урок формиру...

Урок истории в 7 классе "Дворцовые перевороты XVIII века".

Урок разработан в соответствии рабочей программы, предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.г. Косулиной. В итоге изучения данной темы ученики должны: называть события, определяемые историками как д...

Урок истории Тема: "Промышленный переворот в Англии"

Урок дает представления об изменениях, происшедших в Англии XVIII в., о переходе от традиционного общества к индустриальному....

Урок по истории "Дворцовые перевороты".

План - конспект урока в 7 классе на тему: "Дворцовые перевороты " с использованием ЭОР....

Презентация к уроку истории "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок изучения нового материала на основе технологии системно-деятельностного подхода, групповой работы....