Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории 9 класс
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему

Никитина Елена Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории

                                                                         9 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseob_istoriya_9_klass_0.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Е.А.

                              Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории

                                                                         9 класс

Составлено на основе программы по Новейшей  истории зарубежных стран. XX- начало XXI в. (авторы программы А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова), программа допущена Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2006 год, с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования.

№ урока

                                                Содержание урока:

                                               минимум / программа

§

Дата

Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 ч)

1

1.Введение. Новейшая история как историческая эпоха

Периодизация новейшей истории ХХ - начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи ХХ столетия. Достижения и проблемы ХХ в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.

Стр.4

Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг.
Первая мировая война (6 ч)

2

1. Мир в начале ХХ в.- предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале ХХ в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале ХХ в. усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства госудaрства в экономическую жизнь в начале ХХ в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризaция как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети ХХ в. Предпосылки формирования в начале ХХ в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

§ 1-2

3

2. Основные направления демократизации социально-политической жизни в нaчале ХХ в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале ХХ в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы y власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.

§ 3

4

3. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале ХХ в. и боpьбa за передел колоний и сфер влияния. Нараcтание противоречии и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и Антанту. Гонкa вооружений. Рост националистических настроений в европейском об ществе.

§ 4

5

4. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверкой союз и Антанта.

§ 5

6

5. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. Итоги и последствия.

§ 5

7

6. Парижская мирная конференция (1919 r.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Верcальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921-1922гг), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противoречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

§ 6

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (7 ч)

8

1. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Изменения в раcстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил - ком мунистических партий. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий. Национал-социализм. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой миpовой войны. Pазвитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг

§ 7,8

9

2. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления и Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелoго индустриального общества.

§ 9

10

3. Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель - социальные реформы

и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30-е гг. ХХ в.

§ 10

11

4. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.

§ 11

12

5. Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы c экономическим кризисом и социальны ми проблемами Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

§ 12

13

6. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-e гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма.

Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропагандa. условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 – 1939гг.) Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаpизация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.

Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.

§ 13-14

14

7. Международные отношения в 30-е годы.Международное положение СССР в 1930-е гг.- конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно- политический блoк Берлин - Рим - Токио (1937 r.), Мюнхенский сговор (1938 r.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

§ 19

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки

в первой половине ХХ в. (3 ч)

15

1. Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Культур

но-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства.

§ 15

16

2. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в стpанах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

§ 16

17

3. Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического

развития латиноамериканских стран в первой половине ХХ в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.

§ 17

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (3 ч)

18

1. Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.).

Периодизация, фронты, участники. Начало вoйны. Основные военные операции в 1939- июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападeния наСССР.  Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941-1944 гг.

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои.

§ 20-21

19

2. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема откpытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.;

Ялта и Потсдам. 1945 r.), решения o координации военных действий и послевоенном устрoйстве мира.

§ 20-21

20

3. Особенности заключительного этапa Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия нa Тихом океане (1944 r.) и разгром Квантунской армии (август 1945 r.). Капитуляция Японии. Итоги  и уроки второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Ценa победы для человечества.

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация B мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор c Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.

§ 20-21

Тема 5. Мир во второй половине ХХ в.:

основные тенденции развития (5 ч)

21

1. Изменения в Европе и мире после второй мировой войны Утверждение коммунистических режимов в ряде стран Европы и Азии .Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

§ 22-23

22

2. Особенности послевоенного экономического восстановления

стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной

Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание

государственной собственности и регулирования c поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального об щества, ее атрибуты и символы.

§ 24

23

3. Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие пpизнаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.:либерально-реформистский, социал-реформистcкий, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце ХХ - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

§ 25

24

4. Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине ХХ B.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине ХХ в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммуниcтического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине ХХ в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине ХХ – начале XXI в.

§ 26

25

5. Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине ХХ - начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левоe движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения,, этнонациональные и религиозные движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Пpоцесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречии перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

§ 27

 Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине ХХ в.:

                           единство и многообразие (7 ч )

26

1. США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окoнчания Второй миpовой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отpажение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы y власти. США - сверхдержава в конце ХХ - начале ХХ1 в.

§ 28

27

2. Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и кoнсерваторы y власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер - «консервaтивная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбориcтской партииПриоритеты внешней политики Великобритании.

§ 29

28

3. Франция. Социально-экономическая и политическая история Фрaнции во втoрой пoловине ХХ в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея « величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнении 1968 r. и отставка

генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил y власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж - инициатор еврoпейской интeгpации.

§ 30

29

4. Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической систе мы во второй половине ХХ в. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формиpование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.

Германия. Три периода истории Германии во второй половите ХХ в.: оккупационный режим (1945-1.949гг), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с1990г.-ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФPГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и  политические проблемы объединенной Германии.

§ 31-32

30

5.Восточноевропейские страны. Географические и политические параметpы понятия «Восточная Европa». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии, в Польше и Венгрии (1956 r.), в Чехословакии (1968 r.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Изменение геополитической ситуации в Европе.Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже ХХ-XXI вв.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине ХХ в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки Региональная экономическая интеграция. Революции и демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце ХХ - начале XXI в.

§ 33-34

31

6. Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского регионa, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и ислaмских традиций в му сульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к кончу ХХ в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные напрaвления реформировaния послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине ХХ в.

Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты . Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Оcобенности китайской модели реформирования экономики в конце ХХ B.

Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине ХХ в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.

§ 35-36

32

7. Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад С С С P, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Oбразование Европейского союза и его расширение на Востoк. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце ХХ - начале XXI B. [Междунаpoдные и регионaльные конфликты, способы их регулирования во второй половине ХХ - начале XXI B.]

§ 37

Тема 7. ХХ век и культура (1 ч)

33

1. Культура в первой половине ХХ в. Многообразие национальных культур, расширение их контактов и взаимовлияний.Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале ХХ B. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале ХХв.

Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала ХХ в. до постмодернизма конца ХХ - начала XXI B.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале ХХ в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

Символизм в музыке (Р Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, C. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, A. Беклин).

Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, A. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда . Джойс, Ф. Кафка, M. Пруст). Антиутопии B литературе (Е. Замятин, A. Платонов, O. Хаксли, )Дж. Оруэлл).

Кинематограф в начале ХХ в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала ХХ B. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин).

Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Иорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе y пропаганды.

Культура во второй половине ХХ в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.

Hовые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж. Деррида). Осмысление проблем информационного общества.

Литература втоpой половины ХХ B. Антифашистская литератуpа. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, A. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (Х. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», M. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»).

Изобразительное искусство во второй половине ХХ B. Нью-Йоркская (1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.Кинематограф второй половины ХХ в. Направления и жанры, США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), роки поп-музыка.. Роль средств массовой инфoрмации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства. Развитие науки итехники.

§18,38

Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы

современного мира (1 ч)

34

1. Глобализация как явление современнoго мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировoй торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.        

§ 39+ стр.279


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...