индивидуальная программа самообразования
рабочая программа по истории на тему

Майорова Любовь Никитична

Индивидуальная образовательная программа расчитана на период с 2016 до 2018 года.Тема самообразования: "«Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».Разделы программы :цель методической деятельности,рефлексивный анализ педагогической деятельности,гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию),цель и задачи изучения данной темы,план самообразования с указанием сроков изучения темы и результатов.Программа составлена в соответствии с школьным положением о программе самообразования педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon iop.zip95.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

Индивидуальная образовательная программа

учителя истории и обществознания

                                                                           

Майоровой  Любови Никитичны

Сроки реализации программы 2016-2018

Цель методической деятельности.

                                                                           Тот, кто мало знает, малому может и учить.

                                                                                                                                 Ян Коменский

Необходимым  условием профессиональной деятельности педагога является самообразование.  Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями  непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения  ФГОС  в образовательный процесс.

Функции методической деятельности:

  • -аналитическая;
  • -проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
  • - нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • - исследовательская  ( педагогическое творчество и мастерство).
  • рефлексивная  (результат деятельности  учителя  и учеников).

Рефлексивный анализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности - создание оптимальных условий для личностного развития ученика путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что позволит развить у учащихся интерес к предмету, сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке к итоговой аттестации, повысить уровень нравственности. Для  реализации поставленной цели использую следующие виды деятельности: дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся. Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: целеполагание и составление плана деятельности; выбор учащимися содержания различной сложности; использование проблемных заданий; рефлексию учащимися своей деятельности. Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельностный подход.

Весьма удачным в практике считаю использование элементов интерактивной методики – работу в группах, ролевые и деловые  игры. Классы, где практикую интерактивные методики, имеют более высокие показатели качества обучения и СОУ.

Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и  психолого-педагогическим  особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.

Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты; в старшей группе классов использую лекции, семинары. На занятиях по основам регионального развития  применяю метод проектов( защита бизнес-планов, социальный проект « Гражданин»).

Подготавливая выпускников к сдаче единого государственного экзамена, не только еженедельно провожу консультации, но и организую самостоятельную  работу по подготовке к итоговой аттестации через составление индивидуальных программ учащихся. Использование современных педагогических технологий позволяет добиваться хороших результатов при проведении контрольных срезов и сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения  нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Контроль знаний осуществляю c помощью  тестовой системы Test Edu, позволяющей оценить уровень усвоения материала самому ученику, наметить темы для повторения. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы. 

Проблемы

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы недостаточной мотивации учащихся, обратившись к теме: «Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».

 Причиной  выбора данной  темы является  снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями снижения мотивации  являются: несформированность умений  работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих  и исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

учебе

Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию).

 Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня мотивации учащихся при изучении истории и обществознания.
  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества
  • повышение навыков саморегуляции, обеспечивающих самоорганизацию учебной деятельности через  целеполагание, планирование, контроль и оценивание
  • освоение современных педагогических технологий
  • совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий
  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД

Тема самообразования: 

«Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».

Цель изучения данной темы.

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей одновременно гибким мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного пространства общества. 

Для реализации новых стандартов, нужно, прежде всего, сформировать мотивацию ребенка к необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия и уроки  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной информации и способы ее применения в реальной жизни. Формирование мотивации, с которой начинается любая деятельность, могут обеспечить  новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса или активные методы обучения. 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.

 Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Задачи изучения данной темы.

  • повышение мотивации учащихся при изучении истории и обществознания, во внеурочной деятельности, проведение  целенаправленной работы с одарёнными детьми
  • развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  • формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий
  • продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание  истории и обществознания, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания  предмета
  • продолжение работы по обобщению  опыта, обеспечение программирования своей деятельности и творческой рефлексии
  • разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;

План самообразования по форме:        

Этапы самообразования

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1.Диагностический

 1.  Изучение и анализ литературы по теме самообразования.

Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.

М., 2001.

Воровщиков С.Г.   Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: М.: 5 за знания, 2010.

.Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 1961

Конаржевский Ю.А.   Анализ урока. М.,Педагогический поиск, 2000

Кукушин В.С. Педагогические  технологии. Ростов - на – Дону. 2002.

Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991

Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии.М., 2006.

 Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991

Яковлев И.м. Методика и техника урока. М., 2003.

Статьи по теме:

  1. Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе.2012. № 1.
  2. Алексашкина Л.Н.   Деятельностный подход в изучении истории в школе     Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. N 9.
  3. Гайнеев Э.Р.   Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования     Методист. 2013. № 1
  4. Ковылёва Ю.Э.   Организационно-педагогические условия групповой работы старшеклассников на основе деятельностного подхода, влияющие на развитие коммуникативных компетенций    Профильная школа. 2009. № 3
  5. Полякова Н.В.   Перспективные школьные технологии   Завуч    2005 . N5
  6. Стрелова О.Ю. Современный урок истории Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 1.
  7. Юдин В.В.   Концепция педагогической технологии (элементы теории)     Педагогические технологии. 2007.  №1.

Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Педагогика: традиции и инновации: Челябинск,2011  

Погребная Е.Н.  Психолого-педагогические основы активных методов обучения

 http://tnaia.narod.ru/ 

Основные формы и методы активного обучения

http://www.prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1

 2. Обучение на дистанционных курсах АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» , факультет технологий интерактивного обучения

www.moi-universitet.ru

3.Посещение уроков педагогов школы, использующих АМО.

4. Первичный мониторинг уровня  мотивации учащихся  ( совместно с психологом)

Январь-март 2016

ШМО, беседа с заместителем директора

2. Прогностический

1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам история, обществознание с учётом АМО.

2.Разработка приёмов для совершенствования  урока с помощью АМО.

3.Изучение опыта применения АМО  на уроках учителей школы, района через посещение уроков коллег

4.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы.

5. Разработка комплекса тематических заданий  с использованием АМО для  развития учебной мотивации учащихся.

6. Разработка технологии игровых форм обучения на уроках истории и обществознания.

7.Выступление на заседании ШМО и РМО учителей по теме: « Активные методы обучения  как система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала».

Методсовет, ШМО

3. Практический

1.Участие в работе школьного методического совета  по темам:

 А) « Мотивация учебной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода»

Б) «Современные методы в преподавании предметов гуманитарного цикла»

2.Проведение внеурочной деятельности по предмету ( предметные недели, викторины, дебаты,  классные часы)

3.Проведение открытых уроков с использованием АМО

4.Участие в работе школьного и районного МО.

5. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ и на сайте школы.

6.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, отслеживание результатов участия обучающихся

7. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата.

8.Проведение  самоанализа  деятельности по формированию мотивации учащихся

9.Повторный мониторинг уровня  мотивации учащихся (совместно с психологом)

10.Составление сравнительной таблицы по изменению качества образования и уровня мотивации обучающихся.

Февраль март

Открытые уроки, собеседования с коллегами,

заместителем директора,

ШМО

4. Обобщающий

1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме ««Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования»

 2.Выступление на педагогическом совете по теме «Использование современных технологий на уроках истории и обществознания»

3.Разработка рекомендаций по использованию АМО на уроках истории и обществознания.

4.Консультативная помощь учителям в проведении уроков с использованием АМО.

5. Оформление и описание результатов работы по теме самообразования.

6.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов.

7. Публикация статьи о результатах работы по теме на сайтах « Инфоурок», «Социальная сеть работников образования».

Выступление метод. совете, ШМО, педсовете

5. Внедренческий

1.Проведение мастер-класса «Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания»

2.Проведение открытых уроков с использованием АМО

3.Размещение результатов работы над темой самообразования на школьном и персональном  сайтах 

4. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

5. Участие в  открытом форуме учителей истории и обществознания по теме : «Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания»

сайт, педсовет, творческая группа и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа самообразования учителя Бареевой Р.В.

Тема «Использование интерактивных модулей и метода проектов  на уроках информатиках  как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»Цель: Применение инновационной образоват...

Индивидуальная программа самообразования

Индивидуальная  программа  самообразования учителя  истории и обществознания...

Индивидуальная программа по самообразованию

ТЕМА: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ»...

Индивидуальная программа по самообразованию

ТЕМА : «Использование ИКТ на уроках биологии как способ повышения мотивации к изучению предмета»...

Программа самообразования «Индивидуальная траектория молодого педагога»

Программа самообразования«Индивидуальная траектория молодого педагога» учителя изобразительного искусствапервой квалификационной категорииТрофименко Ольги Сергеевнына 2018-2021 учебны...