Историческое образование в отечественной школе
статья по истории на тему

Токарева Мария Алексеевна

История

Скачать:


Предварительный просмотр:

Историческое образование в отечественной школе

Токарева Мария Алексеевна, учитель истории,

обществознания, права,

СКО школа-интернат III-IV вида

Человек существо историческое, и это относится не только к его социальной природе, но и к его духовности, ибо лишь в ходе истории и посредством истории он познает окружающий мир и себя в нем. Поэтому и отношение  человека к миру и к себе подобным есть вопрос исторический.

История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни.

Современная система образования недостаточное внимание уделяет механизмам донесения исторического знания, формирования исторического сознания у нашего народа, прежде всего у подрастающих поколений с учетом принципиальной разницы между тем временем, в котором мы родились и начали свою жизнь, и тем, в котором живем сегодня.

В настоящее время государство не имеет того набора рычагов, посредством которых, так или иначе, через школу, ВУЗ, литературу и искусство, средства массовой информации формировало предельно контролируемые, но достаточно предсказуемые и нужные для государства со всеми особенностями представления о прошлом. Взять такой вопрос: хорошо или плохо, что знания об истории России у основной массы населения страны формируются на 70% через учебники, школу? А если человек прекращает учебу, или идет в технический ВУЗ, где нет гуманитарного обучения? Кому на откуп отдается история, знания о ней?

Что остается за гранью истории, из которой практически изгнано повествование о событиях и их участниках? Как ни странно, не так уж и мало. Прежде всего- образ жизни и мышление людей разных стран и эпох. Разве не удивительно, что люди, биологически мало отличающиеся друг от друга, умудрились выработать множество несхожих обычаев, политических и хозяйственных систем, моральных норм и мировоззрений. Изучая это многоцветие, легко понять, в чем человек способен меняться, а что в нем задано природой и изменениям не подлежит. Если бы, к примеру, большевистские вожди осознавали, что человек, даже являясь общественным животным, наделен от природы неодолимой тягой к собственности, Россия избежала бы многих неприятностей [1, с. 21-22]

Историческая память – объект целенаправленного государственного воздействия. И будущее в значительной степени должно быть связано с целенаправленной деятельностью государства на формирование фундаментальных положений исторической памяти для будущих поколений.

Образование, являясь основным социальным институтом, регламентирующим жизненный путь индивидов, предопределяет их ценностно-мировоззренческие установки и социальные ориентации. Именно поэтому проблемы образования в последнее время не только оказались в центре общественных дискуссий, но и вызывают растущий интерес ученых, как в России, так и во всем мире.

«Работа историка, как любая другая работа, касающаяся прошлого, состоит не только в том, чтобы устанавливать факты, но и в том, чтобы отбирать среди них наиболее показательные и значимые, а затем сопоставлять их друг и другом…».(Ц. Тедоров) [5. c. 126].

Задача истории – давать название тому, что претерпело изменение, что упразднилось, что стало иным. Каким образом с помощью современного языка, с помощью современного национального языка, обозначить и сделать понятным уже не существующие институты, ситуацию, если не путем использования функциональных сходств, которые вслед за этим подвергаются различению и корректировке? [6. c. 42]

У Св. Августина эпоха, изучаемая историком, принимается им за настоящее, к которому он апеллирует, за центр временных перспектив: у этого настоящего есть свое будущее, состоящее из ожиданий, неведения, предвидений, опасений людей. Умение приближать к нам историческое прошлое, все время, сохраняя историческую дистанцию, или, скорее внедряя в ум читателя представление об удаленности, о временной глубинности, является редкостным даром.

Прочитывать прошлое заново – это тоже реконструкция, подчас ценой сноса, который нам дорого обходится; строить, сносить, строить заново – вот что большей частью делает историк.

Сартр превосходно показал в своей статье « Вопросы метода»: именно из художника надо исходить, чтобы понять, какова та ситуация, которую он, создавая произведение, сделал своей.[6, С.89].

И.Ф. Гончаров, выделил фундаментальные задачи, стоящие перед историческим сообществом, по сохранению русской школы:

  1. Сохранить и проявить лучшие национальные качества русского человека.
  2. Укрепить, углубить и сделать массовыми прекрасные качества русского человека.
  3. Воскресить и пробудить к новой жизни замечательные черты русского характера.
  4. Развивать русскость русских людей, освещать лучшие глубины натуры.
  5. Преодолеть пороки, слабости, недостойные свойства русского человека.
  6. Возродить и вырастить высокие качества современного человека, «обновить пейзаж русской души», совершенствовать национальный русский характер [2, c. 10-11].

Духовное здоровье и жизнь общества зависят от его способности помнить о событиях собственной истории. Провалы и искажения в памяти общества, односторонняя фиксация одних событий в ущерб другим свидетельствуют, по крайней мере, о частичном духовном расстройстве, об отсутствии самоконтроля и деформациях в самосознании. Подобно здоровому человеку, самосознание которого включает все пережитое им, здоровое общество должно знать свое прошлое. Человек должен помнить, кто он, откуда и куда идет. Черпая силы в воспоминаниях и победах и «звездных часах», нельзя забывать о неверных решениях, нельзя не скорбеть о непоправимых ошибках. Общество, боящееся своего прошлого, стремящееся забыть о нем, действует вопреки собственным интересам [3, c.67]

Внимательно вникая в прошлое, мы тем самым убеждаемся, что прошлое не ушло, не исчезло безвозвратно. Мы фактически живем в нем, сами того не замечая. Оно, это прошлое, в нас: в нашем мировоззрении, в нравственных нормах и традициях, в каждодневных мыслях, чувствах, поступках, образе жизни, языке, наследственных – от деда к внуку – привычках и т.д.

Обращаясь к прошлому, современный человек научается понимать, что то великое некогда существовало, было, во всяком случае, хоть раз возможно, и что поэтому оно может стать возможным когда-нибудь еще раз.

Чем могла истории лучше служить жизни, как не тем, что она привязывает даже и менее избалованные судьбой поколения и народности к их родине и родным обычаям, делает их более оседлыми и удерживает от стремления искать счастья на чужбине и бороться за него с другими, задается вопросом Ф Ницше. Согласно его концепции «историю могут вынести только сильные личности, слабых же она совершенно подавляет. Причина лежит в том, что она сбивает с толку наши чувства и ощущения в тех случаях, когда эти последние недостаточно мощны, чтобы помериться с прошлым. Тот, кто не осмеливается больше полагаться на самого себя, но невольно для определения своего чувства обращается к истории за советом: «как мне в этом случае ощущать?», тот из трудности постепенно пре вращается в актера и играет какую-нибудь роль, большей честью даже несколько ролей, и потому каждую из них так плохо и так плоско» [4, с.51]

А. Грилькарцер имеет мужество заявить следующее: «Что такое история, как не способ, которым человеческое сознание воспринимает недоступное для него событие, соединяет в одно целое, что, Бог знает, находится ли в какой – либо связи, заменяет непонятное чем – либо понятным, приписывает свои понятия о внешней целесооразности некоторому целому, которому известна только внутренняя целесообразность, и предполагает наличность случая там, где действуют тысячи мнимых причин?» [4, с. 61].

  1. Алексеев А. Возвращение к фактам, или как восстановить единство истории //Наука и жизнь. – 2006. - №5. – С.20-30
  2. Гончаров И.Ф. Лик народно-русской школы. РГПУ им. А.И. Герцена. Учебно-методический центра национального образования. Кафедра ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе». СПб, 2009.
  3. Ельчанов В.А. Историческое сознание. Издательство Алтайского университета. Барнаул, 2002.
  4. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Семерки кумиров, или как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле. М.: ООО «Издательство АСТ», Минск: Харвест, 2005.
  5. Рикер П. Память, история, забвение/Пер. с фр. – М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 2004.
  6. Рикер П. История и истина/Пер. с фр. – СПБ.: Алетейя, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока-погружения по теме: «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории.

Сценарий урока-погружения по теме:  «Математические расчеты и исторические задачи в Отечественной войне 1812 года», Посвященного Году Российской истории проводился в рамках Ломоно...

Исторический ринг "Великая Отечественная война"

Сценарий интеллетуальной игры для школьников начальной школы, посвященный Дню Победы....

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...

Значимость исторического образования в формировании национальной и общегражданской идентичности в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны.

Цель:           - показать значимость исторического образования в условиях санкций, вызовов и ревизии истории Великой Отечественной войны...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся через православно-ориентированный взгляд на исторические события Великой Отечественной войны»

Статья педагога (обобщение педагогического  опыта) из воспитательной работы с классным коллективом....