Главные вкладки

    11_02_8класс_Социально-экономическое развитие России в 20-50 года XIX века-.
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    11_02_8класс_Социально-экономическое развитие России в 20-50 года XIX века-.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК истории

    8 класс

    Тема  «Экономическое развитие России в 20 – 50-е гг. XIX века». 

    Цели урока Обучающиеся смогут:

    Образовательная цель:  определять причины кризиса феодально-крепостнической системы, нарастающее влияние промышленного переворота, развития капиталистических отношений в промышленности и торговле.

    Развивающая цель:  развивать умения работы с текстом, заполнения пропущенных слов в тексте, анализировать, выделять главное, сравнивать.

    Воспитательная цель: содействовать формированию ответственности, исполнительности.

    Тип урока Комбинированный

    Метод обучения Иллюстративно-словесный

    Форма работы Фронтальная

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа

    - приветствие учащихся;

    - проверка их явки и готовности к уроку;

    - положительный настрой на работу на уроке.

    - приветствие учителя;

    - положительный настрой на работу на уроке.

    Учащиеся заполняют текст, содержащий пропуски, для повторения материала, пройденного в ходе урока 1.

    Приложение 1.

    Актуализация и мотивация учебной деятельности.

    Первая половина XIX в. – это время и перемен, и одновременного медленного  развития страны.

    Больше всего тормозило прогресс промышленности и сельского хозяйства крепостное право.

    Почему развитие экономики России в первой половине XIX в. носило противоречивый характер?

    Изучение нового материала

    Объявляет тему урока.

    Знакомит с планом урока.

                  План:

    1. Противоречия хозяйственного развития.

    2. Промышленный переворот в России.

    3. Помещичье и крестьянское хозяйство.

    4. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.

    5. Торговля. Города. Железные дороги.

    6. Итоги социально-экономического развития.

    Объяснение первого пункта.

    Экономическое развитие России при Николае I свидетельствовало о дальнейшем кризисе феодально-крепостнической системы. Прочитайте 1й пункт параграфа и ответьте на вопросы 1, 2 после п.11.

    Объяснение второго пункта.

    Зародившиеся на рубеже XVIII-XIX вв. капиталистические отношения получили свое дальнейшее развитие в первой половине XIX в. и привели к началу промышленного переворота в России.

    Промышленный переворот начинается в России в 30-40 гг. XIX в. Это переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к машинному производству (фабрикам и заводам). Промышленный переворот завершился в России только после отмены крепостного права

    Промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся в основном лишь в технической стороне – переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. Своеобразие формирования пролетариата в 1-ой половине XIX в. заключается в том, что наемный рабочий из оброчных крестьян был в двойственном положении. Он сохранял свою крепостную и феодальную зависимость от помещиков или государства, но в то же время вступал в капиталистические отношения (отношения найма).

    Работа с документом. В 1840-е гг. московские фабриканты писали в ходатайстве правительству: «…в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которые не проявляют обычные рабочие…»

    Объяснение  3 пункта.

    Прочитайте 3 пункт параграфа «Помещичье и крестьянское хозяйство» и ответьте на вопрос.

    Рассмотрение 4 пункта.

    Назначенный Николаем I министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

    Объяснение  5 пункта.

    Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. Крупнейшими городами были Санкт-Петербург и Москва.

    Транспорт и система путей сообщения в России были слаборазвиты и к тому же носили сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой – санный.

    С конца XVIII –начала XIX в. начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). В середине XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок. Широкое распространение получила торговля в разнос. Во внешней торговле вывоз преобладал над ввозом. В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В  экспорте большую роль играл вывоз хлеба; снижался ввоз промышленных товаров.

    Почему развитие экономики России в первой половине XIX в. носило противоречивый характер?

    С одной стороны, сохранение натурально-патриархального уклада, использование внеэкономического принуждения, рутинное состояние техники. С другой стороны, расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевооружения промышленности. Применительно к новым условиям происходит и формирование социальной структуры общества.

    Записывают название темы в тетрадь.

    Учащиеся изучают1-й пункт параграфа и отвечают на вопросы 1, 2 после п.11

    Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот, где и когда он начался впервые.

    Работа в тетради: записывают определение и хронологические рамки промышленного переворота в России. Отмечают особенности промышленного переворота в России.

    Учащиеся вспоминают кто такие пролетарии и буржуазия.

    Отвечают на вопрос: «Имело ли отмеченное фабрикантами обстоятельство какое-либо отношение к проблеме крепостничества? Какое?

    Читают и отвечают на вопрос: «Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйств?»

    Работа в тетради: записывают дату проведения финансовой реформы.

    Читают  документ на стр. 77 «Описание современником Царскосельской железной дороги» и отвечают на 4-й вопрос после документа.

    Закрепление изученного материала

    Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово «промышленность», на другом – «сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и другом  «стволе».

    На  «дереве» выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист пронумерован:

    1. Применение сельскохозяйственных машин.

    2. Использование удобрений.

    3 Натуральных характер крестьянских хозяйств.

    4. Расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян).

    5. Барщина.

    6. Оброк.

    7. Отходничество.

    8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.

    9. Районная специализация.

    10. Посессионные мануфактуры (с применением крепостного труда).

    11.Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

    12. Мануфактуры с применением наемного труда.

    13.Появление российского пролетариата.

    14. Производство крестьянами продукции на рынок.

    15. Покупка богатыми крестьянами земли.

    16. Начало промышленного переворота.

    На стволе «промышленном» расставьте цифры так, чтобы на  «ветке», смотрящей вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящей вниз – «листочки» феодальные, так же и на «сельскохозяйственном стволе» дерева: расставьте цифры на «ветке» капиталистической (смотрящей вверх) и на феодальной (смотрящей вниз).

    - О чем говорит ваш рисунок? Россия в первой половине XIX в. была индустриальной или аграрной страной?

    - Почему одни «ветки» смотрят вверх, другие вниз?

    - Почему «ветвь» аграрная толще «ветви» промышленной?

    - Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России первой половины XIX в.

    Изображают дерево в тетради и выполняют задание.

    Отвечают на вопросы.

    Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

    Итоги социально-экономического развития:

    - всплеск стихийного протеста крестьян;

    - упадок существующей системы;

    - усиливание необходимости отмены крепостного права.

    Домашнее задание

    П. 14, вопросы

    Записывают домашнее задание.

    Ход урока:

    Основные структурные

    элементы урока

    Содержание и приемы работы учителя

    1.Организационный момент (задачи урока)

    2.Объяснение нового материала

    а) противоречия хозяйственного развития

    б) Начало промышленного переворота

    в) Помещичье и крестьянское хозяйство

    е) Итоги социально-экономического развития

    Домашнее задание

    Оценки

    Тема сегодняшнего урока «Социально-экономическое развитие России в 20 – 50-х годах XIX века. Мы должны выяснить , как развивалась экономика России в 20 – 50-х годах XIX века, какие изменения произошли в социальной структуре русского общества. Но прежде мы перейдем  к новой теме вспомним, что сам известно об социально-экономическом развитии России в начале XIX века. Для этого выполним следующее задание. Перед вами на столе лежит текст, в котором пропущены слова. Вам надо в тексте вставить пропущенные слова.

    (Текст. «Российская империя была __________ страной, т. к. большую часть населения составляли ________ . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостнчиеская система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______ , а работали _____ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________ . За пользование землей крестьяне несли повинность: платили____ и отрабатывали________.

    В это время происходит районная специализация с/х. Появляются крестьяне_____, временно на заработки в город или на с/х работы. Отходничество было развито в _____ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _____.

       В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ___ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

       В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в ситуацию разложения, и появляются элементы капиталистической системы ______, ________ свидетельствует о разложении феодализма.

    Проверим выполненное задание. (Ответы: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк, капиталистические, отходничество, расслоение.)

    Итак: феодально-крепостническая система в начале XIX века вступает в стадию разложения. Сохраняются феодальные пережитки, но появляются элементы капиталистической системы. При НиколаеI происходит дальнейший кризис феодально-крепостнической системы.

       Но кризис не означал экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, в 30 – 50-х годах были временем постоянного поступательного развития и промышленности и с/х. Однако хозяйственные успехи были достигнуты за счет капиталистического уклада многоукладной российской экономики, при укладе других укладов.

       Вопрос: вспомните, какие еще уклады, кроме капиталистического существовали в экономике России в это время. (1.Патриархальный

    2.Мелко-товарный (промышленный) 3.Государственный)

       Итак, мы выяснили в общем в чем проявлялся кризис крепостнической системы, и  о появлении нового в экономике России. А теперь об этом поговорим поподробнее

    Беседа: 1) Что такое капитализм? (-это общественно-экономический строй, основанный на частной собственности буржуазии на средствах производства и на эксплуатации наемных рабочих).

     2) Когда в России зародились первые капиталисты? (В XVII веке)

    Дальнейшее развитие капитализма привело к началу промышленного переворота.

       3) Что такое промышленный переворот? (переход от ручного труда к труду машин, от мануфактур к фабрикам и заводам).

    4) Где и когда начался промышленный переворот? (В Англии)

    5) Пром. Переворот имеет 2 стороны. Какие?

    (-техническую: от ручного труда к труду машин

    -общественную: превращение капиталистов и наемных рабочих в основные классы капиталистического общества).

     6) Кто такие рабочие? (Рабочие – это класс, лишенный среднего производства, продающий рабочую силу и эксплуатируемый буржуазией).

    А кто такие капиталисты?( Капиталисты – владельцы капиталистических предприятий, эксплуатирующих труд наемных рабочих).

    7) Что свидетельствует о завершении промышленного переворота?

    В 30-40-х г. – начало промышленного переворота. Особенность промышленного переворота в России заключается в том, что он начался в 20-30-х г. XIX века – позже чем в Европе, сохранялись феодальные пережитки, и до 1861 г. промышленный переворот проявлялся лишь в технической стороне – переходу к машинному производству, а общая сторона – появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. На Российских предприятиях довольно долго использовался труд крестьян-отходников.

    Вопрос: Выгодно ли было использовать на предприятиях труд крестьян-отходников? (выгодно – не хватало свободных рабочих рук

    -нет – их работа носила сезонный характер, требовались дополнительные средства, чтобы обучить работать на станках, такое положение вещей замедляло развитие промышленности, а причиной этого было крепостное право).  

       Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности, где к 50-м годам паровыми двигателями приводилось в действие более 1,6 млн. веретен. В металлургии начали проявляться прокатные станки.

       С середины 30-х годов началось железнодорожное строительство.

       Работа с картой.

    1837 г. – 1 железная дорога из Петербурга в Царское Село (не имела практического значения).

    1843-1851 гг. – Петербург – Москва, Николаевская железная дорога, огромное значение.

    Вопрос:  почему это направление, западное, было избрано первым в строительстве железных дорог? (торговля с западом имела большое значение для России).

    Работа с документом: «Описание современниками царскосельской  железной дороги» - учебник, стр. 70, документ.

    Вопрос: Что из приведенного описания первой железной дороги могло вызвать ужас и испуг у населения. Почему?

    ( быстро передвигались; дым валит из трубы;

    - из чугуна и железа, чтобы не лопнули);

    Но начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XIX веков. Главное, что мешало развитию страны, были феодальные пережитки, крепостное право и помещичья собственность на землю.

    Основу экономики по-прежнему составляло с/х. Ни помещики, не крестьяне уже не могли обойтись без промышленных товаров; чтобы купить что-то необходимое (одежду, обувь) нужны деньги.

    Вопрос: Где помещики и крестьяне могли взять деньги? (продать свой продукт (зерно) на рынке).

    Доходность большинства помещичьих имений при господстве крепостного труда и отсталости техники оставалась низкой, - Почему? (незаинтересованность в своем труде, крепостные крестьяне работали плохо);

    Работа с документом с. 69 учебника

    «Из работы нае6много управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837 г.

    Вопрос: Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками?

    Большинство помещиков вело хозяйство по-старому. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение барщины и оброка. А это разоряло крестьянское хозяйство, подрывало экономические основы крепостничества.

    Некоторые помещики пытались вести хозяйство по-новому: выписывали заграничные машины, внедряли передовые приемы обработки земли, разводили породистый скот, удобрение. В некоторых губерниях использовали вольнонаемный труд, дававший большую отдачу. Не хватало свободных рабочих рук. Были и другие черты капитализма в развитии с/х.

    Вопрос: Кто вспомнит, что это за черты (какие еще черты капитализма  в с/х вам известны?). Некоторые капиталистические крестьяне выпускались на свободу за большие деньги и заводили свои фабрики. Так были основаны предпринимательские династии Морозовых,

    При Николае I была проведена финансовая реформа. Назначенный Николаем I министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839-1843 гг. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция (обесценивание денег), бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

    Вопрос: Давайте вспомним, что долгое время являлось центром торговли? ярмарки;

       Какие ярмарки вам известны? (макарьевская;

    -свинская; -ирбитская)  

    Помимо ярмарочной торговли, присущей аграрному обществу, в России во второй четверти XIX века начала развиваться постоянная ( в магазинах, на ярмарках) торговля, являющаяся ярким показателем индустриального общества.

       Что мешало развиваться торговле? (низкая покупательная способность населения;

    -трудности со сбытом товаров в центре России)

    Меняется наименование ввозимых товаров – больше машин и промышленного оборудования, сырья, меньше готовой продукции.

       Сокращается вывод из России металла, льняных изделий. Увеличивался объем вывоза хлеба. Его вывоз за первую половину XIX века

    Увеличился в 3,5 раза.

    Вопрос: Действительно ли в России существовал избыток хлеба или хлеб вывозился в ущерб внутреннему потреблению? (Валовой сбор зерна увеличился в 1,5 раза. Экспорт хлеба в 3,5 раза.

    Урожайные годы можно перечислить по пальцам. Почти каждый год та или иная местность в стране голодала).

    Вопрос: Что же изменилось в социально-экономическом развитии России 20-50-х годов XIX века по сравнению с началом XIX века?

    (Увеличение экспорта за счет уменьшения его

    внутреннего потребления.

    -магазины, рынки;

    -вывоз хлеба;

    -ввоз машин;

    -кризис углубляется;

    -промышленный переворот;

    -помещ. по - кап-ки;

    -постоянная торговля;

    -финансовая реформа;

    -железные дороги;

    Давайте попытаемся дать оценку социально-экономическому развитию России 20-50-х годов XIX века в виде рисунка. Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой узкий. Напишите на одном их них слово «промышленность», а на другом «с/х». Объясните, почему вы так написали?

    На дереве выросли на одном и на другом столе листочки. Они символизируют отдельные черты развития с/х и промышленности.

    1. Применение с/х машин (кап.);

    2. Использование удобрений (кап.);

    3. Натур. характер крест. хозяйств (феод.);

    4. Расслоение крестьян (кап.);

    5. Барщина (феод.);

    6. Оброк (феод.);

    7. Отходничество (кап.);

    8. Примитивная с/х техника (феод.);

    9. Районная специализация (кап.);

    10.

    (с применением крепостного труда) (феод.);

    11. Низкая урожайность в крестьянском и помещичьем хозяйствах (феод.);

    12. Мануфактуры с применением наемного труда (кап.);

    13. Появление российского пролетариата (кап.);

    14. Производство крестьянами продукции на рынок (кап.);

    15. Покупка богатыми крестьянами земли (кап.);

    16. Начало промышленного переворота.

     На промышленном «стволе» расставьте цифры так, чтобы на «ветке» смотрящей вверх, появились листочки кап., а вниз –                        

    листочки феод., на с/х «стволе дерева» расставьте цифры также как и на промышленном.

    Беседа: 1) О чем  говорит нам рисунок, что Россия в первой половине XIX века была индустриальной или аграрной страной? (Россия была аграрной страной)    

    2) Почему одни «ветки дерева» направлены вверх, а другие вниз? (вверх – это черты капитализма, движение вперед  в развитии;

    -вниз – это черты феодализма, движение назад, оно тормозит развитие)

       3) Почему аграрная ветвь толще промышленной ветви? (главной отраслью в России остается с/х)

       4) Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России.

       4а) Почему мало в промышленном стволике?

       5) Почему больше листочков, смотрящих вниз на ветви с/х?

     (К середине 50-х годов промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. С/х заметно отставало от промышленности  в применении новых форм и метолов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крестьян на оброк вел к значительному отгону сельского населения в город и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это способствовало росту помещичьей задолженности (в 1844 году дворяне заложили 54% своих хозяйств). Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России. Новые явления в промышленности и с/х развивались вопреки крепостному праву, которое лишь препятствовало их становлению. В то же время с крепостным правом были связаны явления, тормозившие хозяйственный прогресс страны. Падение крепостного права было неизбежно)

    §11, вопросы, документы и задания к ним в конце §.

            Социально-экономическое развитие России в начале XIX века.

    Ответы по тексту приложения: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, помещиков, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк.

            Социально-экономическое развитие России в начале XIX века.

    Российская империя была ___________ страной, так как большую часть населения составляли ________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ________, а работали ________ крестьяне, находившиеся в полной собственности _________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили - ________ и отрабатывали ________.

            В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне - _________, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в _________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______.

    Социально-экономическое развитие России в начале XIX века.

    Российская империя была ___________ страной, так как большую часть населения составляли ________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ________, а работали ________ крестьяне, находившиеся в полной собственности _________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили - ________ и отрабатывали ________.

            В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне - _________, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в _________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______.

    Социально-экономическое развитие России в начале XIX века.

    Российская империя была ___________ страной, так как большую часть населения составляли ________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ________, а работали ________ крестьяне, находившиеся в полной собственности _________. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили - ________ и отрабатывали ________.

            В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне - _________, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в _________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _______.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

    Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

    "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века"

    Презентация к уроку в 8 классе по теме "Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века" (спор западников и славянофилов и судьбах России)....

    Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

    30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

    Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"

    Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...

    Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

    Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

    Россия в 20-е годы XX века (Готовимся к контрольной)

    Материал для подготовки к контрольной работе Россия в 1920-е гг XX века....

    Практическая работа 11 класс "Политическое развитие страны в 90-е годы XX века"

    Методическая разработка для проведения практической работы по теме "Политическое развитие страны в 90-е гг. XX века" в 11 классе. Содержит выдержки из исторических источников указанного пери...