Главные вкладки

    15_16_история 8 класс образование и наука
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    15_16_история 8 класс образование и наука

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 15_16_istoriya_8_klass_obrazovanie_i_nauka.docx35.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК № 7.

     Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники

    Цели урока:
    Образовательная: познакомить учащихся с образовательной системой российской империи в 1половине 19 в., с достижениями российской науки в это время, дать представление о русских первооткрывателях и путешественниках
    Развивающая: развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы
    Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности
    Тип урока: комбинированный
    Методы обучения: репродуктивные и ч/п
    Формы работы: проверка знаний – вопросы, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебным материалом

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний по теме: «Крымская война»

    Определите правильность суждений:
    1. Под восточным вопросом понимаются споры между ведущими государствами Европы за влияние над территорией Османской империи

    1. В Крымской войне против России выступали Османская империя, Англия, Франция и Италия
    2. Главной причиной войны стала передача Турцией христианских святынь католической церкви
    3. Крупнейшее морское сражение Крымской войны произошло в бухте Синоп
    4. Англия и Франция вступили в Крымскую войну, так как опасались усиления влияния России на Балканах
    5. Крымская война продолжалась с 1853 по 1856 гг.
    6. В Синопском сражении черноморским флотом командовал адмирал П.С. Нахимов
    7. Оборону Севастополя возглавил В.А. Корнилов
    8. Одним из лучших врачей Севастополя стал Э. Тотлебен
    9. Мирный договор 1856 г. Был подписан в Берлине
    10. По мирному договору Россия теряла Севастополь и право иметь военный флот в Черном море
    11. После Крымской войны Россия оказалась в международной изоляции

    1 – да
    2 – нет
    3 – нет
    4 – да
    5 – да
    6 – да
    7 – да
    8 – да
    9 – нет
    10 - нет
    11 – нет
    12 – да

    3. Изучение нового материала.

    1) Система образования России в 1 половине 19 в.

    В начале 19 в . в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. В Губернских городах были гимназии, в уездных городах и сельской местности создавались уездные училища. В приходские училища принимались дети «всякого сословия, без различия пола и лет». Дети крепостных могли учиться только в приходских школах.

    Было очень мало учителей, например в уездном училище работали как правило 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.

    При Николае I было четко определено, что нужно преподавать во всех типах школ. Так в рескрипте 1827 г. Сказано, что «Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущем учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться»

    ???Как вы понимаете слова документа?

    В итоге преобразований Николая по прежнему сохранялись три ступени обучения, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

    ^ Сословность в образовательной школе

    ??? Представителям каких сословий после реформ Николая I был закрыт доступ к университетскому образованию?

    Университеты: в нач. 19 в. Открыты Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский и Петербургский университеты, в 1834 г. – Киевский университет.

    Согласно Университетскому уставу 1804 г. – у университетов было право самостоятельной избирать свое руководство.

    ВЫВОД: несмотря на расширение системы образования в России уровень грамотности к 50м гг. 19 в. Не превышал 1% населения. В основном грамотными были представители дворянского сословия

    2) Наука России в 1 пол. 19 в. (самостоятельно, с. 93-96)

    Область науки

    Представители науки

    Вклад в науку, открытия

    Биология

    И.А. Двигубский

    1806 г. – земная поверхность и населяющие ее существа с течением времени претерпевают естественные измения

    И.Е. Дядьковский

    1816 г. – все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития.

    К.М. Бэр

    1834 г. 2Всеобщий закон развития живого». – предшественник Дарвина

    Медицина

    Н.И. Пирогов

    Основоположник военно-полевой хирургии, применял наркоз, неподвижную гипсовую повязку

    Геология

    Н.И. Кошкаров

    Составил первую геологическую карту Европейской России

    Астрономия

    Создание мощных телескопов
    1839 г. – открытие Пулковской обсерватории – центра астрономических работ

    Математика

    Н.И. Лобачевский

    Создание теории неэвклидовой геометрии

    Изика

    В.В Петров

    1802 г. – разработал гальваническую батарею (на 7 лет раньше, чем в Европе)

    Б.С. Якоби

    1840 г. – изобрел гальванопластику – способ нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества

    Э.Х. Ленц

    1833 г. – установил правило определения направления движущей силы индукции – закон Ленца

    Химия

    К.Г. Кирхгоф

    Разработал способ получения глюкозы

    К.И. Гротгус

    Открыл основной закон фотохимии

    Г.И. Гесс

    Открыл основной закон термохимии

    П.Г. Соболевский и В.В. Любарский

    Начало порошковой металлургии

    А.А. Воскресенский, Ю.Ю. Фрицше, Н.Н. Зинин

    Начало органической химии

    Наука и производство


    П.П. Аносов

    Разработал технологию получения булатной стали

    Е. и М. Черепановы

    Первая паровая железная дорога (30е гг. 19 в.)

    Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров

    Создали устойчивые химические красители для текстильной промышленности


    3) Русские первооткрыватели и путешественники

    Первооткрыватели и путешественники

    Годы

    Открытия, занчение

    И.Ф. Крузенштерн,

    Ю.Ф. Лисянский

    1803 - 1806 гг.

    • На кораблях «Надежда» и «Нева» исследовали северную часть Тихого океана
    • Первая русская кругосветная экспедиция
    • На карту нанесено более тысячи км берегов о-ва Сахалин,
    • Открыт остров в Гавайском архипелаге
    • Собрана информация об Алеутсских островах, Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов
    • Материалы положены в основу «Атласа Южных морей» - нач. 20х гг.

    Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

    1819 – 1821 гг

    Кругосветная экспедиция на шлюпах (одномачтовых кораблях) «Восток» и «Мирный»

    • 1820 г. – подошли к берегам неведомой в то время Антарктиды (назвали «льдинным материком»)
    • Открыты острова Россиян в Тихом океане
    • 751 день плавания, прошли ок. 50 тыс. км.
    • Сделаны открытия и наблюдения за водами Мирового океана, открыта Антарктида

    А.А. Баранов

    • Освоение русской Америки
    • Изучил о-в Кадьяк, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения, налаживал обмен с местными жителями, закрепил за Россией побережье Северной Америки
    • В 1799 г. Стал правителем Российско-американской компании, в 1803 г. – правителем Российских колоний в Америке
    • Основал крепость Новоархангельск и форт Росс

    Г.И. Невельский

    1848-1849, 1850 – 1855

    • Обошел Сахалин с севера, открыл ряд неизвестных территорий в низовьях Амура
    • Основал г. Николаевск-на-Амуре,
    • Доказал, что Сахалин является островом, а Татарский пролив – пролив, а не залив

    Е.В. Путятин

    1822 – 1825 гг

    • Кругосветное путешествие
    • 1852 – 1855 гг. – экспедиция на фрегате «Паллада» - открыл острова Римского-Корсакова
    • Первым из русских побывал в закрытой от европейцев Япнии и подписать там договор в 1955 г.
    • Закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке


    ^ Домашнее задание. §§ 15, 16, закончить таблицы

    Урок истории

    8 класс

    Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."

    Цели урока:

    • познакомиться с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX в;
    • способствовать созданию представления о российской науке первой половине XIX в.;
    • обратить внимание учащихся на атмосферу, в которой создавались выдающиеся открытия того времени, сделать анализ;
    • пополнять и развивать понятийный аппарат школьников по курсу Отечественной Истории XIX в.
    • воспитывать любовь и уважение к российским ученым и изобретателям.

    Тип урока: урок изучения нового материала с использованием

    Оборудование урока:

    1. Учебник «.История России XIX век./ Данилов А. А., Косулин Л. Г..
    2. Колганова Е. В., Сумакова Н. В. Поурочные разработки по Истории России XIXвек. 8 класс. - М: Вако, 2007.
    3. Тексты источников (Приложение 1)
    4. Мультимедийный проектор, слайды презентации (Приложение 2)

    Использованные технологии:

    • Компьютерная
    • Традиционная
    • Проблемная

    В ходе презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом и иллюстрациями. Вся презентация состоит из 17 слайдов. На уроке учащиеся пользуются учебниками, атласами и контурными картами. Урок сопровождается выступлениями учащихся по заранее заданным темам.

    Ход урока

    Изучение нового материала

    Сегодня на уроке, мы познакомимся с интересной темой из курса Истории России, которая называется: Наука и образование первой половины XIX века и ответим в конце урока на главный вопрос: Почему в начале XIX века происходит резкий подъем образовании и науки в России? (слайд 2)

    Ознакомление с планом урока (Слайд 3)

    Работа со схемой

    Отмена крепостного права и успехи в экономике в первой половине XIX века способствовали глубокому сдвигу в образовании и науке. В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации. Огромную роль в распространении просвещения играли земства. Основным типом средней школы были гимназии, а так же церковно – приходские училища и уездные училища. К высшим учебным заведениям относились гимназии и академии.

    Работа с учебником

    Изучение статистических данных об уровне грамотности населения России в первой половине XIX века стр. 226-227.

    Рассказ учителя о сословности в общеобразовательной школе (слайд 5)

    Работа с иллюстрациями учебника ( работа с классом)

    Анализ картины Н. П. Богданова – Бельского. Устный счет в народной школе С. А. Рачинского.

    Рассказ учителя об открытии Университетов в России (слайд 6,7)

    Учитель: В первой половине XIX века в связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях. Поэтому увеличивается число технических учебных заведений, появляются ведомственные школы (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т. д.) (слайд 8)

    Учитель сжато рассказывает о В. О. Ключевском.

    Работа с источником (работа с классом)

    (Приложение 1)

    Вопросы к документу:

    • О ком идет речь в данном источнике?
    • Какими педагогическими приемами пользовался В. О. Ключевский?
    • В чем отличия школьной жизни и студенческой жизни?

    Записи в тетради: Гуманитарные науки - науки, имеющие отношение к изучению человеческого общества (история, физиология, экономические науки и т.д.)

    Сообщение учащегося о деятельности биолога Ивана Алексеевича Двигубского (слайд 9)

    Сообщение учащегося о деятельности Карла Максимовича Бэра (слайд 9)

    Рассказ учителя о крупных достижениях в области естественных наук (слайд 10-12)

    Работа с контурной картой и учебником ( можно дать в качестве домашнего задания)

    Используя атлас и учебник заполните контурную карту «Русские первооткрыватели и путешественники»

    Записи в тетради: Естественные науки- науки, изучающие природу.

    Сообщение учащегося о деятельности математика Н. И. Лобачевского. (слайд 13)

    Рассказ учителя о крупных достижениях в области астрономии, физики, химии. (слайд 14,15)

    Закрепление материала (беседа с учащимися)

    - Почему в начале XIX века происходит резкий подъем образовании и науки в России?

    - Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.

    В конце урока учитель подводит итог занятия (слайд 16)

    Домашнее задание

    1. Прочитать §36, вопросы 1-3 на с. 230, и 1,2 на стр 231;
    2. Работа с контурной картой «Русские первооткрыватели и путешественники»

    Приложение № 1.

    Документ №1.

    Работа передовых педагогов (из «Очерков по истории русской культуры» П. Н. Милюкова)

    Созданием типа сельской трехгодичной школы при одном учителе земство обязано главным образом члену Александровского (бывшей Екатеринославской губернии) училищного совета Н. А. Корфу, соединявшему положение земца с горячей защитой  начал  русской  педагогики 60-х  гг.

    ...Корф применял и развивал выработанные этой педагогикой методы. Воспитание  посредством обучения, подготовка к практической жизни и наглядное знакомство с окружающим миром; ознакомление с естественными науками, «чтобы народ не думал, что земля на ките стоит, а гром происходит от стука колесницы»; повторительные занятия в воскресных школах (3 года по 20 воскресений в учебный сезон), чтобы избежать рецидива безграмотности, грозящего при неизбежном кратком трехлетнем курсе; наконец, подготовка учителей: вот взгляды, которые пропагандировал Корф, сам открывший за пять лет (1867— 1872) свыше 50 школ в двух уездах Екатеринославской губернии.

    Документ №2.

    О В.О. Ключевском (из воспоминаний М. А.  Голубцовой)

    ...В субботу около 12 часов аудитория начинала наполняться оживленной и пестрой публикой, пришедшей «на Ключевского»: студенты разных факультетов, курсистки даже священники, офицеры занимали галереи, лестницы, аудитории, на эстраде было тесно; и только разве люстры не были заняты: сидели высоко на окнах, на гармониях отопления. В аудиторию вмещалось, наверное, до 2000 человек. У публики было самое веселое, студенчески-беззаботное настроение... хохот, свист, подхваченная  песня,— ничего  не разберешь.

    Звонок. Аудитория стихает... пробегает шепот: «Сам идет». Сгорбившись, на ходу кланяясь толпе, бочком пробирается Василий Осипович. Аудитория на минуту замолкает. Ключевский показывается на кафедре, и как-то неожиданно громкими кажутся аплодисменты, дружные, веселые, упрямо не желающие прекратиться. В. О. стоит, кланяется, просит замолчать, неторопливо вытаскивает из боковых карманов какие-то листочки и среди внезапно наступившей тишины начинает лекцию очень тихо, так, что приходится прислушиваться к первым фразам. Но скоро голос его крепнет, и он ведет слушателей куда хочет...

    В. О. всегда великолепно знал аудиторию — уровень ее знаний, интересов и симпатий, и умел этим пользоваться. Строго продуманная схема его построений, яркость образов, меткость сравнений — все это гипнотизировало слушателей; не было сил ему сопротивляться, и властью художника он уводил за собой в мир прошлого, где все тогда казалось близким и родным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

    Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

    Презентация по истории России 8 класс "Образование и наука в начале XIX в"

    Презентация по истории России 8 класс на тему "Образование и наука в начале XIX в"...

    Презентация к уроку истории России "Образование и наука в первой половине XIX века"

    Презентация к уроку истории России "Образование и наука в первой половине XIX века". В презентации показывается развитие образования и науки в России, основные открытия и достижения учёных....

    Конспект урока истории в 8 классе по теме «Образование и наука в первой половине XIX века»

    Конспект урока по истории России в 8 классе по теме "Образование и наука в первой половине XIX века"....

    7 класс - образование и наука в XVIII веке

    Технологическая карта урока...

    Задание на сопоставление по истории 8 класс по теме "Образование и наука"

    Данное задание разработано с цельбю проверки знаний средних уеников по теме: "Образование и наука"...