Методическая разработка обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Лебедева Татьяна Владимировна

В методической разработке описывается создание обобщающих  уроков в 11 классе по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchitelya_istorii.docx78.85 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Методическая разработка обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»        

Список дополнительной литературы к занятиям        

Приложение 1        

Приложение 2        


Методическая разработка обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

        

Место проведения урока: МБОУ Ново – Горкинская СОШ Ивановская область Лежневский район.

Категория: учащиеся 11 класса.

Вид урока: Самостоятельная работа.

Актуальность методической разработки.В методической разработке описывается создание обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне».

Основной задачей работы системы образования Лежневского муниципального района, в том числе и Ново–Горкинской средней школы, является повышение качества общего образования через реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Для повышения качества образования в ходе реализации проекта были выбраны эффективные образовательные технологии.

Создание методической разработки позволит оказать помощь учителям истории по прохождению раздела учебного материала «Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны». Тема «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»относится к разряду «трудных» для усвоения, требует тщательной подготовки со стороны учителя и правильной организации учебного процесса.

Тема «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне» актуальна, так как в современном мире умаляется значение победы над фашизмом. Люди стали забывать какой ценой досталась победа советскому народу. Поэтому данная тема особенно актуальна в современной экономической и политической ситуации в России.

Методическая разработка соответствует концептуальным основам историко-культурного стандарта. Так в разработке внимание было уделено выработке оценочного отношения к победе в Великой Отечественной войне, учебник был использован в качестве навигатора. Также изучение этого вопроса истории необходимо для становления гармонично развитой личности, для формирования чувства долга, гражданственности, толерантности у учеников.Актуальность методической разработки обусловлена и тем, что на современном этапе модернизации образования, в связи с переходом к Единому Государственному Экзамену, выросла значимость прохождения «трудных вопросов истории», к которым и относится вопрос «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне».

Программы.В ходе подготовки доклада педагогом были использованы следующие программы: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftFrontPage, интернет –ресурсы.

Оборудование:мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация по теме «Основные этапы Великой Отечественной войны»; дидактические материалы (тесты), настенная карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945 гг.», литература.

Обоснование использованных технологии.Главная проблема создания любой методической системы - это оптимальное сочетание инновационных и традиционных педагогических технологий для повышения мотивации учеников к изучению истории, развития ключевых компетенций, и как следствие, повышение качества образования. В методической разработке используются сочетание традиционныхи современных педагогических технологий: технологии проектного обучения,здоровъесберегающие технологии, широко применяется ИКТ, технологии модерации.

Технология проектного обучения:

  1. позволяет формироватьумения школьников формулировать и решать проблему,развивать и самостоятельно конструировать свои знания;
  2. формирует познавательные навыки учеников, помогает ориентироваться в информационном пространстве, развивает творческое мышление.

Проект всегда заканчивается созданием «готового продукта». Получение практического результата важно для школьника, так как повышает уверенность учащегося в себе, формируют его мотивацию к изучению истории и адекватную самооценку. Участие в коллективном проекте развивают умения планировать деятельность, формируюткоммуникативные умения и рефлексивные способности. Итогом двух обобщающих занятий станет Проект постановления о цене Победы.

При организации занятий по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне» были использованы следующие элементы здоровьесберегающих образовательных технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, в том числе проветривание и влажная уборка кабинета; физкультпаузы (на 20 минуте урока).

На обобщающем уроке было использовано задание когнитивного типа «проживание» исторических фактов: цена победы в сознании лиц, участников событий военных лет. Ученикампредлагается эмоционально вжиться в образ людей, переживших войну. Для этого учащиеся должны были выполнить задание «Напиши рассказ от лица человека, пережившего войну».

В разработанной технологии модерации урок делится на определенные этапы, каждый из которых состоит из своих целей, задач и методы. Урок, включающий в себя выполнение заданий когнитивного типа включает в себя: инициацию погружение в тему, проработку содержания темы, подведение итогов.

Выделим ключевые процессы данной технологии: оценку, анализ,визуализацию, мотивацию, интеракцию, коммуникацию, мониторинг, рефлексию. Задания когнитивного типа особенно эффективны на обобщающих уроках. Ученик пытается «переселится» в изучаемое время, и таким образом лучше изучить и познать его.  

Объяснения учителя на уроке сопровождаются использованием интерактивной доски. С помощью интерактивной доскишкольники получают информацию с экрана в виде определений, исторической справки. На уроках по разрабатываемой теме предлагается использование тестов, используется поисковая и самостоятельная деятельность обучающихся. Рассматриваемые методы должны способствовать развитию творческого потенциала учеников.

Целью методической системы является создание условий для содействия воспитанию, развитию и образованию, и личности ученика средствами истории, формирования у учащихся таких компетенций, которые обеспечили бы им социальную и профессиональную адаптацию в обществе.

Цели и задачи методической разработки.

Целью написания методической разработки являются:приобретение учениками с использованием современных педагогических технологий умений, знаний и навыков по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»;обобщение педагогического опыта работы по организации и проведению урока.

Образовательные цели:

 1) сформировать у учащихся представление о человеческих жертвах стран-участниц войны и СССР, об уроках и итогах войны; о решающем вкладе советских людей в победу в войне;

3) развивать интерес учеников к предмету«История».

2) обобщение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне с использованием ИКТ.

3) совершенствование навыков учащихся по работе с дополнительной литературой, составлению выступлений, и совершенствование умений школьников анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и доказывать;

4) способствовать ориентации в современной экономической политической и культурной ситуации в мире и России.

Развивающие:

1) развитие наблюдательности, кругозора и внимания обучающихся;

2) развитиеречи, логики, памяти, мышления обучающихся;

Воспитательные:толерантности, трудолюбия, любви к Родине чувства ответственности и долга.

В методической разработке основной упор сделан на практическую часть урока. Актуализация пройденного осуществляется выполнением тестовых заданий. Закрепление изученного на уроках материала сопровождается занесением основных дат в хронологическую таблицу.

Основные цели и задачи занятий: определение последствий колоссальных человеческих жертв СССР в Великой отечественной войне; самостоятельная обработка статистических данных; формирование личностного отношения к трагическим событиям военного времени, развитие умений школьников сравнивать, обобщать, формулировать и публично выступать со своей позицией.

Формирование межпредметных связей. Самостоятельная работа с историческими источниками позволяет проводить межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. В том числе, с литературой. Художественная литература может служить источниками для изучения истории, психологии людей данного периода. Использование исторических источников, так же позволяет создавать тесные межпредметные связи с такими предметами, как политология, география, мировая художественная культура, обществознание.

Основные понятия, которые должны усвоить ученики: демилитаризация, решающий вклад в победу, денацификация, ООН.

Организационные моменты.

По теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне» планируется проведение двух уроков.

На первом уроке учениками сдается домашнее задание (заполненная таблица с основными датами Великой Отечественной войны). Проводится проверка знаний учеников с помощью теста (Приложение). После чего учитель говорит вступительное слово. Далее ученики читают, подготовленные в ходе самостоятельной работы доклады на тему «Какой ценой досталась победа советскому народу».  Текст домашнего задания. Представьте, что являлись свидетелем военных событий. Напишите, основываясь на рассказах своих родственников и знакомых (как лиц непосредственно переживших, так и передающих рассказы очевидцев) или на после прочтения литературных и исторических источников небольшой рассказ о том, что было сделано для победы (участие в военных действиях, работа в тылу). В заключение учитель выдает домашнее задание, которое заключается в подготовке к конференции.  

На втором уроке проводится конференция. Класс поделён на три группы: первая готовит доклады и презентации о цене победы для европейских стран, за исключением СССР, вторая – о роли Советского союза в победе, причинах такого большого количества жертв в войне, члены третьей группы выступают в роли экспертов (задают вопросы, делают обобщающие выводы, подготавливают заключительную речь на основании услышанного на уроке материала). Группы рассаживаются друг напротив друга (парты поставлены в форме буквы П). Учитель исполняет роль ведущего.

Структура первого занятия. Приветствие, проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку. Проверка домашнего задания, связанного с занесением основных дат и понятий в таблицу. На первом уроке на доске висит карта настенная карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 -1945 гг.».

С целью актуализации пройденного проводится фронтальный опрос.

Что нового узнали на уроках, посвященных события Второй мировой войны?

Когда началась Вторая мировая война?

Когда началась Великая Отечественная война?

Какой отечественный город в начале войны попал в блокаду?

В чем заключается особенность второго этапа войны?

После какого сражения наступил коренной перелом в ходе войны?

Чтобы проверить уровень знаний учеников по пройденной теме раздается тест в 2-х вариантах на 7 минут (Приложение 1). По итогам тестирования выставляется оценка.

Далее учитель читает доклад.

Мы закончили изучение темы «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945». Великая Отечественная война является частью Второй мировой войны. В истории не было более разрушительной и масштабной войны. В истории не было равных войн равной этой по человеческим потерям.   Во Второй мировой участвовало более 70 стран мира, численность населения которых составляла 80% от населения всей планеты. Разрушительные военные действия велись на территории 40 стран. Человеческие потери только в одной Европе превышают 50 миллионов человек. На всей территории СССР не было ни одной семьи, которую бы не затронула война. Практически не было семей, не потерявших в войне близкого человека.

США, Великобритания и Китай внесли весомый вклад в общую победу над фашистами. Но не следует забывать, что роль Советский Союз в победу во Второй мировой войне была решающей. В течение всей Второй мировой войны советско-германский фронт был главным. На территории СССР Германия потеряла 75% авиации, до 75% артиллерийских орудий и танков; около 74% личного состава. Очень тяжелую цену пришлось заплатить народу СССР заПобеду в Великой Отечественной войне.

Основной урок, который был вынесен в результате масштабных военных действий, - любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет горе и страдания людям. Поэтому нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым.

И значит нам нужна одна Победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим!

Это строки из известной песни о войне. Цель нашего урока определить какой на самом деле была цена победы.  После завершения войне в мире произошло много изменений: появились новые границы, изменилась расстановка политических сил, странам был нанесён материальный урон. Но, самым страшным итогом войны стали человеческие жертвы, которые являются «невосполнимыми людскими потерями». В СССР после войны образовался демографическая яма, последствия которой до сих пор отражаются на демографической и социальной структуре современной России, хотя после завершения войны прошло более 70 лет.

Поднимите руку те, кто может утверждать, что его семья совсем не пострадала от войны?

А теперь перейдём к проверке домашнего задания.  Желающие могут прочитать свои доклады на тему «Какой ценой досталась победа советскому народу». Далее желающие зачитывают несколько докладов. Остальные доклады сдаются после урока. В заключение учитель выдает задание на следующий урок, которое заключается в том, чтобы провести урок конференцию. Далеепедагог делит учеников на три группы и выдает ключевые вопросы, которые следует самостоятельно изучить участникам каждой группы. Участники третьей группы должны заранее подготовить проект постановления о цене победы. На уроке проект должен будет только корректироваться. Ученики каждой группы должны самостоятельно координировать свою деятельность, так чтобы более полно осветить каждый поставленный вопрос. Для подготовки ко второму занятию в классе учащиеся могут использовать любую дополнительную литературу (справочную, мемуарную и т.д.) по истории войны.

Структура второго занятия. Приветствие, проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку.

Наша работа на втором занятии будет строиться следующим образом. По вопросам будут выступать ученики, затем специальная группа рецензентов (участники третьей группы) будут задавать вопросы по докладам.

После этого необходимо будет провести самостоятельные расчеты потерь по статистическим источникам. Каждый из учеников работает в одной из экспертных групп (первой или второй).Проект постановления о цене победы в Великой отечественной войне готовит координационная третья группа. В заключение мы с вами подведём итоги урока.

Первая группа должна дать оценку причинам значительных жертв среди населения СССР. Ученики должны самостоятельно изучить материалы, касающиеся внешнеполитической доктрины Сталина. Ученики в обязательном порядке с аргументами ответить на вопрос было ли нападение Германии в 1941 году внезапным. Также используя различные источники следует обозначить каким было отношение Советского командования к рядовому составу советской армии.  Что в контексте Великой отечественной войны означал принцип «любойценой».Также отдельно следует упомянуть о самопожертвовании русского солдата.

II группа: Цель второй группы сравнить потери СССР с другими странами, которые участвовали в войне. Цель группы на основании проведённого самостоятельного исследования следует сделать вывод о значительном вкладе СССР в Победу. Участники второй группы должны самостоятельно: рассчитать человеческие жертвы стран-участниц антигитлеровской коалиции; выявить численные потери Германии на всех (за исключением Восточного фронта) фронтов войны. Участникам группы предстоит самостоятельно выяснить причины относительно небольших людских потерь Франции, США и Англии.

Кроме того, участники второй группы должны оценить последствия потерь: социальные (влияние на изменение генофонда); демографические (рождаемость, диспропорция женского и мужского населения); экономические (потери рабочей силы); психологические (милитаризация сознания).

III группа: Участники третьей группы задают вопросы выступающим. Корректируют заранее подготовленный проект постановления. В заключении читают проект постановления. Основная цель третьей группы определить, как отразилась на дальнейшем развитии страны участие в войне, сформулировать возможные уроки из этой трагедии.

После выступлений учащихся, вопросов рецензентов - вывод учителя: население СССР вынесло на себе основную тяжесть борьбы с фашисткой Германией и внесло решающий вклад в победу во Второй мировой войне.

Далее учитель читает заключительный доклад.

Итак, на советско-германском фронте было разгромлено две трети сухопутных сил вермахта.  В результате военных действий на территории СССР было разрушено более 1700 городов и посёлков, в результате этого около 25 млн. человек остались без своего дома. Кроме того, военными действиями было разрушено почти 50 тыс. км. железных дорог, выведено из строя более 30 тыс. средних и крупных промышленных предприятий; разрушено 1900 мостов, разграблено около 1600 церквей и 400 музеев. Экономике СССР был нанесён общий ущерб, который почти в 20 раз превышал национальный доход за 1940 г. Другими итогами войны стали: образование двухполярного мира; превращение СССР наряду с США в сверхдержаву, была создана ООН, образоваласьмировая система социализма, рухнули колониальные империи. Важным итогом войны стал разгром держав, отказавшихся соблюдать нормы международного права, выбравших путь откровенной агрессии. В ходе Второй мировой войны потерпела поражение политика, основанная на расизме и национализме. Суть идеологии фашизма заключалась в попытки поделить всех людей на высшие и низшие расы. Именно поэтому Победа во Второй мировой войне способствовала признанию человечеством значимости таких ценностей, как свобода, гуманизм и равноправие народов.

На заключительном занятии, завершающем цикл уроков о Великой Отечественной войне, нами был подтверждён тезис о решающей роли СССР в победе над фашистскими державами, возглавляемыми Германией. Именно народ СССР внёс решительный вклад в достижении победы. Победе способствовали: достаточно большие материальные илюдские ресурсыдержавы, великий патриотический подъём, справедливый характер войны (война велась на родной территории, не была захватнической), единство фронта и тыла.

Подведение итогов урока, комментирование ответов, выставление оценок.

Итак, я считаю возможным воспользоваться качественно-количественным анализом успеваемости по истории и обществознанию, как показателем эффективности использования современных педагогических технологий в повышении качества образования.

В заключении был проведён опрос. Мною было выяснено отношение учащихся к проектной деятельности и оценка учащимися своего уровня владения проектной методикой. Результаты опроса 15 человек были приведены на рисунке 1 и 2 (Приложение 2).

Результаты опроса показали, что почти у половины учеников (48%) создание проектов вызывает интерес. 36% имеют желание выполнять проектную деятельность на регулярной основе. Большинству учеников понравилось участие в проектной деятельности. Проведенная оценка учащимися своего уровня владения проектной методикой показывает, что 56% могут заниматься проектной деятельностью самостоятельно; 32% нуждаются в консультациях, и только 12% могут заниматься проектной деятельностью под контролем учителя. Проведённая мною (рис.3 Приложения 2) оценка уровня владения учениками проектной методикой показала, что 56% смогли выполнить задание самостоятельно; 36% нуждались в консультации; 8% смогли справиться только под контролем учителя.

Опыт работы показывает, что данная методика даёт положительные результаты. После внедрения методики удалось достичь следующих результатов:

1.формирование общеучебных навыков и умений у учеников;

2.оптимизация обобщающего урока через применения оптимального сочетания традиционных и инновационных педагогических технологии;

3.достижение высокого уровня самостоятельной деятельности школьников;

4.придание уроку творческого и исследовательского характера.


Список дополнительной литературы к занятиям

  1. Афанасьев Ю.Н. «Другая война 1939-1945» М., 1996
  2. Борозняк А.И. «Третий Рейх» в современной историографии ФРГ // вопросы истории – 1999. - №10 – С.150-157.
  3. Герасимова С.Л. Ржевская бойня. Потерянная победа Жукова. - М., 2009. - С.320.
  4. Городецкий Г. Канун войны: Сталин и дело Гесса // Вопросы истории – 1999. - №11 – С.161-169.
  5. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. – М., 2004. – С.231.
  6. Дробязко С. И. Вторая мировая война 1939-1945 . - М., 2006.-С.384.
  7. Ерин М.Е. Исследования Г.А. Винклера по истории Веймарской республики // Вопросы истории – 1989. - №9 – С.68-90.1.АдриановВ.И. и др. «Великая Отечественная война 1941-1945: События, люди, документы» М., 1990
  8. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч. - М., 2006. - С.59.
  9. Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / - М.,Сов.энциклопедия,1985.- С.832.
  10. Лавренев С.В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М., 2002. - С.212-220.
  11. Орлов А. С. Великая Отечественная война 1941 – 45 // Большая Российская энциклопедия в 30 т. - М.,2006.-Т.4.-С.722-732.
  12. Ржешевский О. А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник . - М., 1995.-С.416.
  13. Тепильских К. Вторая мировая война. - М., 2006. - С. 52.
  14. Чернякевич О.М. Великие битвы XX века. - М., 2002.-С. 480.

Приложение 1

Вариант Ι

1. Характер боевых действий Красной Армии с 1941по 1942 гг.:

А) Выжидательный.

Б) Наступательный.

В) Оборонительный.

2. Когда произошла битва за Москву.

А) Декабрь 1941год.

Б) Февраль 1945 год.

В) Ноябрь 1943.

3. Какой город СССР находился в блокаде 900 дней?

А) Ленинград.

Б) Сталинград.

В) Москва.

4. Период проведения Великой Отечественной войны.

В) 1939-1945 гг.

А) 1940-1946 гг.

Б) 1941-1945 гг.

5. Когда был подписан Пакт о ненападении между СССР и Германией.

А) 23 августа 1939 год.

Б) 22 июня 1941 год.

 В) 1 июля 1941 год.

6. Когда проводилась Сталинградская битва.

В) Ноябрь 1943 год.

А) Февраль 1943 год.

Б) Декабрь 1941 год.

7. Впервые во Второй мировой войне немецкие войска потерпели поражение:

А) В боях за Одессу.

Б) В ходе наступления под Москвой.

В) В боях за Киев.

8. Название приказа Сталина №227 от 28 июля 1942 года?

А) «Отстоим Волгу-матушку!»

Б) «Родина-мать зовет!»

В) «Ни шагу назад!»        

9. Маршал Советского Союза, заместитель Верховного Главнокомандующего в годы Вов?

Б) Ф.И. Кузнецов.

В) Д.Г. Павлов.

А) Г.К. Жуков.

Вариант ΙΙ

1. Период проведения второй мировой войны.

А) 1937-1946 гг.

Б) 1939-1945 гг.

В) 1941-1945 гг.

2. План, получивший название «молниеносной» войны?

А) «План Дауэса»

Б) «План Ост»

В) «План Барбаросса»

3. Как называют людей, развернувших народную борьбу в тылу немецко-фашистских войск.

А) Интервенты.

 Б) Оккупанты.

В) Партизаны.

4. Какой итог битвы под Сталинградом?

А) Советская Армия была полностью разгромлена.

Б) Положила начало коренному перелому в ходе всей войны.

В) Немецкая армия была полностью разгромлена.

5. Легендарный танк времен Вов:

А) Т-34

Б) «Тигр»

В) Т-90

6. Вторая мировая война началась с нападения Германии на:

А) Польшу.

Б) Англию.

В) Францию.

7. Какое название получил план, согласно которому СССР должен стать германской колонией, а русская нация практически уничтожена?

А) «Морской лев»

Б) «Барбаросса»

В) «План Ост»

8. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

А) 550 дней.

Б) 1000 дней.

В) 900 дней.

9. На какой срок СССР и Германия заключили договор о ненападении?

А) 20 лет.

Б) 10 лет.

В) 3 года.


Приложение 2

Рис. 1. Отношение учащихся к проектной деятельности

Рис. 2. Оценка учащимися своего уровня владения проектной методикой, %

Рис. 3. Оценка учителя уровня владения учениками проектной методикой, %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества, посвященный годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне

Цели:Формирование у обучающихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., ее защитниках и подвигахСпособствовать нравственно-патриотическому развитию школьниковВоспитание патриотических чув...

Тема урока. Причины Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

Цель урока: Выявить  причины  Победы СССР в Великой Отечественной войне  1941-1945гг через  обобщение знаний учащихся;Задачи урока:Ознакомить обучающихся с  причинами По...

Комплекс учебных заданий по теме: "Цена победы СССР в Великой Отечественной войне"

Комплекс   учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов»,  сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по ...

Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги...


 

Комментарии

Лебедева Татьяна Владимировна

Создание методической разработки позволит оказать помощь учителям истории по прохождению раздела учебного материала «Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны». Тема «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»относится к разряду «трудных» для усвоения, требует тщательной подготовки со стороны учителя и правильной организации учебного процесса.