Рабочая программа. История 9 класс.
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических  и возрастных осбенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nafikova_l.n._rp_istoriya_9_kl.docx92.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «31»августа 2015 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «31» августа 2015 г.    №1

Председатель    _________

И.В. Иванова

СОГЛАСОВАНО

И.о.заместителя  директора   школы - интерната по МР  

__________  И.В. Иванова 

«31» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«31» августа 2015 г.

Приказ «31» августа 2015 г.     № 252

Рабочая программа

 История

9а класс

Составитель:

Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания,

высшая КК

   

с. Панаевск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа интегрированного курса отечественной  и всеобщей истории для 9 класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат» разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  • Авторской программы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. -  М.: Просвещение, 2011.
  • Авторской программы История России. Рабочие программы.  Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011.
  • Авторской программы Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
  • Основной образовательной программы 6-9 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат» (приказ № 251-ОД от 31.08. 2015 г.).

      Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

      Задачи изучения истории в основной школе:

 • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

 • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

 • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции и исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов. А также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Новейшей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом школы в 9 классе программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 42 часа - «История России» и 26 часов - «Новейшая история» (68 часов, 2 часа в неделю).                

           Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и воз

Новизна рабочей программы заключается в уменьшении количества часов авторской программы  на изучение курса и во включении в неё тематического тестирования.

Объектом изучения курса «Всеобщая история. Новейшая история» являются события, явления и процессы в период Новейшего времени в истории народов Европы, Азии, Америки, Африки.

Объектом изучения курса «История России. XX – нач. XXI вв.» являются события, явления и процессы истории России в  период XX - нач. XXI вв.».

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

        В рабочей программе курс «Всеобщая история. Новейшая история» 9 класса представлен 6 главами:

  1. Становление индустриального общества.
  2. Строительство новой Европы.
  3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества.
  4. Две Америки.
  5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма.
  6. Международные отношения: обострение противоречий.

Цель преподавания курса «Истории России. XX – нач. XXI вв.». – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; определение места России в общем потоке истории человечества. Особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

           Общие задачи изучения истории России в 9 классе:

  • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
  • овладение обучающимися основными знаниями по истории России XX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории России XX в. и гордости за героические свершения предков;
  • развитие способности  обучающихся анализировать информацию, содержащуюся в источниках по истории России XIX в.;
  • формирование у обучающихся умения применять знания по истории России в XX в. для осмысления сущности современных общественных явлений.

 В рабочей программе курс «История России. XX – нач. XXI вв.» для 9 класса представлен 10 темами:

  1. Россия на рубеже XIX - XX вв.
  2. Великая российская революция. 1917-1921 гг.
  3. СССР на путях строительства нового общества.
  4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
  5. СССР в 1945 – 1953 гг.
  6. СССР в 1953 – середине 60-х гг. XXв.
  7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.
  8. Перестройка в СССР.
  9. Россия в конце XX – нач. XXI вв.
  10. Россия в начале XXI вв.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 9а классе  выделяется  68 часов (2 ч в неделю, 34 учебных недели), из которых  на контрольные работы  - 4 часа.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории нового времени: 

1. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2. История России. XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю Брандт. – М.: Просвещение, 2012.

Учебники содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий  сосредоточен в рабочей тетради, содержание которого достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения истории выпускник должен:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  •  полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • работать с исторической картой;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний  об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Межпредметные связи: история России, обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Технология игрового обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология проблемного обучения. 

Основные формы и средства  контроля:

  • Тестирование
  • Исторические диктанты
  • Контрольная работа
  • Творческие работы
  • Составление   плана к тексту
  • Электронная презентация по материалам сети Интернет
  • Мини-проекты
  • Тематический кроссворд
  • Работа с контурными картами

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (68ч.)

Тема 1. Россия в начале 20 века (1900-1916 гг.) – 10ч.

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.

Личность Николая II, его политические воззрения.

Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С.Ю.Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.

Внешняя политика Николая П. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война  1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий. Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Радикализация либерального движения.  Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в   1901 —1904  гг.  «Зубатовский  социализм»:  суть,  перспективы, причины   провала.   Кровавое   воскресенье.   Причины   революции. Основные революционные события.  «Верхи» в условиях революции. Манифест  17 октября  1905 г. Создание первого представительного  органа  власти  — Государственной думы.  Формирование либеральных и консервативных политических партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Традиционалистские   (монархические)  партии   и   организации: программные лозунги,  социальный состав, численность.  Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в  1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина. III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне.  Русская внешняя политика |после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий.   Начало   Первой   мировой   войны,   ее   причины,   цели планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях. Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа.

Урок обобщение по теме:  Россия на рубеже  XIX – XX в.»

Тема 2. Россия в 1917-1921 гг. (5ч.)

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие суть и причины его появления. Отречение Николая II. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля.

Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах право-либеральной альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

«Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н.Я.Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.

Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П. Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и .социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.

«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.

Тема 3. СССР на путях строительства нового общества. (8ч.)

Новая экономическая политика. Внешняя политика в 20-е гг.  Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР.

Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.

Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация — неразрывная связь. Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия — ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тоталитарному режиму. Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий. Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.

От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.

Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.

Тема 4. Великая Отечественная война. (5ч.)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты.

Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом — осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. СССР в  1945—1952 гг.

Урок обобщение по теме: «Великая Отечественная война.»  

Тема 5. СССР в 1945-1953 гг. (3ч.)

Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

 «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

Внешняя политика СССР. Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

Тема 6. СССР в 1953-середине 60х годов. (3ч.)

Экономическое и социальное развитие. Развитие науки и образования.  Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С.П.Королев. М.В.Келдыш. И.В.Курчатов. А.Д.Сахаров. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д.Гранин. В. Дудинцев. Р.Рождественский. Е.Евтушенко. А.Вознесенский. А. Солженицын.

Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис

1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

Тема 7. СССР в середине 60-середине 80х годов.(2ч.)

Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь. Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В, Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиспа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

Тема 8. Перестройка в СССР 1985-1991 гг. (2ч.)

Реформа политической системы. Экономические реформы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия.

Общественная жизнь. Внешняя политика. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.

Тема 9. Россия в конце XX – начале XXIв. (4ч.)

Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия — СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Итоговая контрольная работа.

Введение. Понятие «Новейшая история», периодизация новейшей истории    (1 ч)

Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Образ XX в. в воспоминаниях его современников. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.

Новая индустриальная эпоха. Мир в начале XX в. — предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США.

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов.

Повод причины и последствия первой мировой войны. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.

Версальско-Вашингтонская система в действии.

Международные отношения в 1920-е годы. США и страны Европы Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США.

Причины экономического кризиса в 1929-33 гг. «Новый курс Рузвельта» Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. Особенности экономического кризиса в США.

Экономический кризис в Великобритании, Франции, Италии, Германии, Испании.  Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Особенности итальянского фашизма. Кризис Веймарской республики в Германии. Испания в годы мирового экономического кризиса.

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 века.

Положение в странах Востока и Латинской Америки. Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки

Вторая мировая война. Начало войны. Основные военные операции в 1939— июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции, решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны  Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Мир во второй половине 20 века.

Факторы обусловившие экономический подъем в странах Запада 1945-1970 г.г  Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла .Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное.

Кризисы 70-80 годов. Предпосылки перехода к постиндустриальному обществу. Причины экономического кризиса 1974—1975 гг. и 1980— 1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода  к постиндустриальному (информационному)  обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Ценности постиндустриального (информационного) общества.

Изменение в партийно-политической расстановке сил в странах Запада  Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения.

Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX — начале XXI в.. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др..  Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Страны и регионы мира во второй половине XX в.

США, Великобритания Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. Великобритания.  «Политический  маятник»   1950—1990-х гг.:

лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. - М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии.

Франция, Италия. Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы.

Германия. Три периода истории Германии во второй половине 20 века: оккупационный режим (1945 — 1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949 — 1990-е гг.), объединенная Германия 1990 г. Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии.

Восточно-Европейские страны. Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1955 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989 — 1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений. Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в. Китай. Гражданская война и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949—1957 гг. «Большой скачок» и его результаты.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. [Финансовые кризисы и долговая проблема.] Демократизация в латиноамериканских странах — тенденция в конце XX — начале XXI в. ВКС (Новейшая история): Революции и реформы в странах Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. Особенности модернизации в традиционных обществах стран Востока.

Международные  отношения   в  условиях  биполярного  мира. Карибский кризис и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире.

Итоговая контрольная работа.

Итоговое обобщение по курсам «История России 20-начало 21 века» и «Новейшая история зарубежных стран. 20-начало 21 века.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Россия на рубеже XIX – XX веков – 10ч.

1.

Государство и российское общество в конце XIX – начале XX в.

1

2.

 Экономическое развитие  страны.

1

3.

 Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

1

4.

Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

1

5.

Первая русская революция. Реформы политической системы.

1

6.

Экономические реформы.

1

7.

Политическая жизнь в 1907-1914 гг

1

8.

Духовная жизнь Серебряного века

1

9.

Россия в Первой мировой войне.

1

10.

Контрольная работа по теме «Россия на рубеже XIX – XX веков».

1

Великая российская революция. 1917 – 1921 гг. – 5ч.

11.

Свержение монархии

1

12.

Россия весной – летом 1917 г.

1

13.

Октябрьская революция. Формирование советской государственности.

1

14.

Гражданская война и интервенция.

1

15.

Экономическая политика красных и белых.  Кризис начала 20-х гг.

1

СССР на путях строительства нового общества – 8ч.

16.

Переход к нэпу.

1

17.

Образование СССР.

1

18.

Политическое развитие в 20-е гг.

1

19.

Социалистическая индустриализация

1

20.

Коллективизация сельского хозяйства

1

21.

Политическая система СССР в 30-е гг.

1

22.

Духовная жизнь в 20-30-гг.

1

23.

Внешняя политика СССР в 20 - 30-е гг.

1

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. – 5ч.

24.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны.

1

25.

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.

1

26.

Советский тыл и коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

27.

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

1

28.

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг»

1

СССР в 1945 – 1953 гг. –3 ч.

29.

Восстановление экономики

1

30.

Политическое развитие и идеология в СССР.

1

31.

Внешняя политика СССР

1

СССР в 1953 – середине 60-х гг. –3 ч.

32.

Изменения политической системы.

1

33.

Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.

1

34.

«Оттепель» в духовной жизни. Политика мирного сосуществования

1

СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. – 2ч.

1

35.

Политическое и экономическое развитие СССР в 60-80-х гг.

1

36.

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Политика разрядки.

1

Перестройка в СССР –2ч.

1

37.

Реформы политической и экономической  системы: цели, этапы, итоги.

1

38.

Политика гласности: достижения и издержки

1

Россия в конце XX – начале XXI в. –4ч.

1

39.

Российская экономика и политическая жизнь  

1

40.

Строительство обновленной Федерации

1

41.

Россия в начале XXI века

1

42.

Итоговая контрольная работа

1

43.

Индустриальное общество в начале XX века.

1

44.

Политическое развитие в начале XX века.

1

45.

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.

1

46.

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система.

1

47.

Последствия войны: революции и распад империй.

1

48.

Особенности экономического развития стран Европы и США в 20-е гг. Международные отношения в 20-е гг.

1

49.

Мировой экономический кризис

1

50..

США: «Новый курс» Ф. Рузвельта.

1

51.

Особенности экономического кризиса 1929 – 1933 гг. в Великобритании и Франции.

1

52.

Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания.

1

53.

Восток в первой половине XX века

1

54.

Латинская Америка в первой половине XX века

1

55.

Международные отношения в 30-е гг.

1

56-57.

Вторая мировая война. 1939-1945 гг.

1

58.

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война» Военно-политические блоки.

1

59.

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг

1

60.

Кризисы 70-80 гг. Становление информационного общества.

1

61.

Политическое развитие стран. Социальные движения.

1

62.

США. Англия.

1

63.

Франция. Италия

1

64.

Германия. Развитие стран Восточной Европы

1

65.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX.

1

66.

Международные отношения. Глобализация в конце XX – начале XXI века

1

67.

Итоговая контрольная работа.

1

68.

Итоговое повторение

1

ВСЕГО

68ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная:

1. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2. История России. XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю Брандт. – М.: Просвещение, 2012.

3. Рабочая тетрадь «История России XX - начало XXI в. 9 класс» в   2-х частях/ - М: Просвещение, 2013.

Для учителя

Основная:

1. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2. История России. XX – начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю Брандт. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России. 9 кл. М., Вако, 2011.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. – М.: Вако, 2013.

3. Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс /Сост. К.В. Волкова. – М.: Вако, 2014.

4. Соловьев К.А. поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (XX – начало XXI века): 9 класс, -М.6Вако, 2010.

Мультимедийные пособия: 

1. Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг.

2. От Кремля до Рейхстага.

Адреса Интернет-ресурсов

  1. http:/school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
  3. http://rules.narod.ru – проект  «Всемирная история в лицах»
  4. http://www.vostlit.info – средневековые исторические источники
  5. http://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура»
  6. http://www.rusedu.ru
  7. http://rus.1september.ru
  8. http://www.openclass.ru
  9. http://www.metodist.ru
  10. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  11. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории Новейшего времени в 9 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения истории Новейшего времени обучающиеся должны:

В результате изучения истории России обучающиеся должны:

Знать:

  • даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, их участников, результаты и итоги событий Всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в изучаемый период;
  • особенности экономического, политического и социального развития различных зарубежных стран.
  • важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;
  • об изменениях в повседневной жизни людей.

 Уметь: 

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ.

  • Владеть компетенциями:- информационно-поисковой; учебно-познавательной; коммуникативной; рефлексивной; смыслопоисковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...