Конспект урока по кубановедению в 7 классе
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Королева Любовь Дмитриевна

Тема "Моя гордость,моя сила,моя русская хата"(литература Кубани)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель урока:

способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение произведений художественной литературы  кубанских писателей.

Задачи урока:

1. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для творческого чтения, формировать стремление удовлетворять свои познавательные интересы путём самообразования.

                       2. Через произведения художественной литературы познавать         предшествующую жизнь народа своего края.

                       3.  Помочь  в выработке  мировоззренческих  позиций, раскрыть для себя высшие нравственные ценности православия. Воспитывать чувства патриотизма и  любви к родному краю, гордость за своё Отечество.

Оборудование :    

                             1.  Компьютер.

                             2.  Мультимедийный проектор.

                             3.   Колонки.

                             4.   Экран.

                             5.  Раздаточный материал для учащихся (тексты рассказа И. Н. Бойко «Гимн хате», фрагменты из книги  схиархимандрида Иоанна (Маслова) «Симфония» )

Ход урока

  1. Организация класса.
  2. Вступительное слово учителя.

         

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой водою

И в два оконца изба,

Что дорога нам с тобою.

Тихо о чём-то тоскует

Возле колодца ветла.

Родиной землю другую

Не назвала б никогда…

Золотые пшеничные поля, высокие горы, бурные реки, добрые люди – вот такая она наша Родина, наша Кубань. А с чего же она начинается? Вы  знаете, наверное, однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Для каждого Родина своя, и начало тоже своё. Давайте попытаемся ответить вместе: что для вас Родина? С чего она начинается?

Ответы учащихся

        Есть хорошее словосочетание – любовь к Родине, к своему Отечеству. И если собрать воедино всё, что вы сказали, то получится, что любовь к  своей семье, к земле, которая вскормила и вырастила, к людям, живущим рядом, к новому дому, построенному на месте старого – это и есть любовь к Родине.  А знаете ли вы, каким он был, этот старый дом, который стал началом вашему роду?

        Давайте вернёмся в историю. Кубань Конец  XVIII века. В  это время казаки стали строить невысокие турлучные или глинобытные  побелённые снаружи  жилые постройки, покрытые четырехскатными  соломенными или камышовыми крышами. Что это были за постройки? Как они назывались? (ХАТЫ)

Вот она, казацкая хата. Такую уже редко встретишь на станичной улице. Ну а о городе и говорить не приходится. Но если вам вдруг  удастся встретиться со «старушкой», не спешите пройти мимо, остановитесь. Это ведь наша история, наша память

 

III. Изучение нового материала

а). Краткие сведения о жизни  И. Н. Бойко

Мудрость веков хранится в книгах, а богатство  народной души в памяти и сердце. Так  уж распорядилась судьба, что в доме кубанского писателя Ивана Николаевича Бойко очень мало книг его собственного сочинения. Мало их и на книжных полках библиотек. А жаль. Думается, стоило бы перелистывать написанные им книги чаще, страницу за страницей. В строках его произведений обрела бы голос, отозвалась бы целая эпоха. Это ведь настоящее признание в любви своей Родине, Кубани, матери, просто человеку.

Родился Иван Николаевич в хуторе Новоурупском, что в Отрадненском районе. Его родители были крестьянами, поэтому тяжёлая доля сельского труженика была ему хорошо  знакома с раннего детства.

После службы в армии  окончил институт, стал работать корреспондентом. Многое увидел, в разных местах побывал. А сколько материала для будущих книг привёз, и все о тружениках родного края. Но где бы он ни был, чем бы ни занимался, с кем бы ни встречался, не было случая, чтобы  Иван Николаевич не вспомнил о своём хуторе, о маме, о своей хате, где родился и вырос, где сделал свои первые шаги, произнёс первое слово.

Сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментом рассказа нашего замечательного земляка, который  называется «Гимн хате» (полностью рассказ помещён в III томе хрестоматии «Литература Кубани», автор-составитель Ю. Г. Любимцев).

Сейчас, когда я буду читать отрывок из рассказа, вам предстоит не просто слушать. У нас с вами работать будут не только сердце и душа. Во время чтения я попрошу вас следить за мной по тексту и на полях делать пометки: какие сведения вам уже известны, что вы хорошо знаете; если вы открыли для себя неизвестное ранее вам, тоже сделайте пометку; и обязательно отметьте те части  текста, которые повествуют о неизвестных ранее событиях.

Возьмите тексты (распечатаны на каждого ученика), посмотрите на условные обозначения, которые вы вынесете на поля страницы и  в путь…    

Чтение отрывка из рассказа И. Н. Бойко «Гимн хате»

Учащиеся  работают с заданием № 1 «Знал, узнал, хочу узнать»

б) Аналитическая работа по тексту

-  Рассказ прочитан. Как вы думаете, о чём он?

-  Вы что-то представляли себе, когда слушали его? Попробуйте закончить фразу: «Когда я слушал(а) рассказ, мне показалось…»

-  А почему  автор назвал свой рассказ не «Хата» или «Моя хата», а именно «Гимн хате»?

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного единства.

- Как в истории хаты переданы судьбы людей? Откуда вы об этом знали?  Что открыли для себя нового?

- Какие своеобразные традиции при постройке дома описаны в рассказе?

- Вспомните, о каких национальных обычаях упоминается в рассказе? Знали ли вы о них?

- Как вы думает, почему автор на протяжении всего рассказа повторяет, что хата – самая счастливая? Ведь здесь же мы читаем, что и «жгли» её, и «топтали копытом», и «секли вражьим чёрным словом», и « столько слёз выплакала, что до сердца Земли дошло»?

- А, как по-вашему, о чём печалится автор, когда говорит, обращаясь  хате,: «…тебя скоро не будет…»

- Для писателя хата – это самое дорогое в жизни. Почему?

- От кого зависит счастье матери? (От собственных детей, их отношения к ней)

- Мама – самый родной человек для каждого из нас.  Скажите, как бы вы назвали слова РОДНОЙ, РОДИТЕЛИ, РОДНЯ, РОД, РОДИНА?  Почему?

- Как вы считаете, есть ли у  человека обязанности перед родителями, перед Родиной?

Давайте обратимся к строкам из книги «Симфония» (распечатаны на каждого ученика).

Это заповеди, по которым жили многие поколения людей. Наши кубанские казаки были людьми верующими, для них слово Божие было законом. Сегодня,  верим мы в Бога  или нет, стоит задуматься, как  должен относиться каждый  ко всему родному, чтобы  сохранить наш дом, нашу с вами землю, нашу Родину, чтобы не остаться «Иванами, не помнящими родства»?

Самостоятельная работа учащихся

- Чему же нас учат Святые Отцы?

Ответы учащихся

IV.  Итог урока.

Подходит к концу наш сегодняшний урок, и мне хочется спросить у вас только одно: что же самое дорогое  есть в жизни каждого человека, без чего он не сможет прожить?

Так давайте помнить слова, которые оставил нам как клятву наш земляк – кубанский писатель  Иван Николаевич Бойко. Как вы думаете, какие это слова?

И пусть звучит гимн хате, гимн земле нашей и всему роду человеческому.

Звучит гимн Кубани

  1. Домашнее задание  (по выбору) 
  1. Подготовить сообщения на темы, которые заинтересовали вас во время чтения рассказа И. Н. Бойко «Гимн хате» («Хочу узнать!»);
  2. Для тех, кто не нашёл в рассказе ничего незнакомого и интересного для себя, написать  сочинение  « Если бы я …»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности экономического развития региона.Урок №30.Кубановедение.9 класс

Конспект урока кубановедения для 9 класса.Этот материал, также,  можно использовать при изучении географии Краснодарского края в  9 классе....

конспект урока по кубановедению "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки".

Разработка интегрированного урока с элементами игровой технологии по кубановедению. Тема: "Одежда жителей Кубани. Одежда казака и казачки", с презентацией. Использованы материалы литературы, истории, ...

Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

Тема урока по кубановедению  для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»...

Конспект урока по кубановедению в 5 классе

Конспект урока по теме "Дольмены Кубани"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...