Отккрытый урок на тему "История российского парламентаризма"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Тяжгова Галимат Хазреталиевна

Урок посвящен истории развития парламентаризма, приурочен к 110 - ой годовщине парламентаризма в РФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап  конкурса «Педагог года - 2016»

 «Педагог-профессионал»

Разработка открытого урока по истории России на тему:

«История российского парламентаризма»

в 10 классе

Учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ №1» с.п.Сармаково

                                                 Зольского района КБР

Тяжгова Галимат Хазреталиевна

Категория: первая

Стаж: 20 лет

Тема:  « История российского парламентаризма».

Цели урока:        

 1) образовательные;

- рассмотреть сущность российского парламентаризма;

- изучить историю создания российского парламента;

- определить  структуру парламента и основные функции;

- обсудить проблемы становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации;

 2) воспитательные – оказать влияние на формирование у учащихся гражданского самосознания и показать важность участия человека в выборах.;

3) развивающие- продолжить формирование у учащихся умений высказывать  свою точку зрения и аргументировать ее, имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;

Тип урока:  урок комплексного применения знаний.  

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Конституция РФ.

На доске портреты Ивана Грозного, Александра Первого, Николая Второго, Б.Н.Ельцина.

Ход урока.

К доске  вызываются  4 ученика. Они выбирают портреты российских правителей. На партах разложены листочки с понятиями. Задача  лидеров состоит в том, чтобы они нашли на партах те понятия, которые соответствуют периоду правителя, который достался ему. Таким образом, они формируют свои группы и рассаживаются отдельно. Лидеры развешивают на доске портреты правителей с соответствующими понятиями.

Вопрос  классу: определите общее понятие, которое присутствует во всех колонках. – это Государственная дума, орган  сословного представительства.

А вы знаете  как назывался в Европе  орган  сословного представительства? -  парламент.

Значит, вы  догадались, о чем сегодня будем говорить? – да, это  история парламентаризма. Тем более, что в том  году отмечается 110 годовщина российского парламентаризма.

Пусть кто – то из вас по интернету найдет определение этого слова, и зачитаем все вместе, запишем в тетрадях.

 Учитель:

Раскрывая суть актуализации сегодняшней темы, хочу процитировать слова Президента России Путина В.В.  

«Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии».

 Действительно, ребята, это выбор самого народа.  

Наша страна прошла очень тяжелый путь к демократии. Истоки отечественного парламентаризма можно искать в 15 веке, в 19 веке. Однако самостоятельная законодательная власть начинается с образованием в 1906 году Государственной думы – первого всероссийского представительного органа, наделенного законодательными полномочиями. 

Эту темы я выбрала неспроста. На мой взгляд, это самая лучшая тема, где мы сможем активизировать  наши познания и по истории, и по обществознанию.

Обратите внимание, пожалуйста, на слайд 7.

История мирового парламентаризма насчитывает более 750 лет,  а   в России 110 – летие отмечаем.

У меня возникает вопрос:

«Что помешало нам раньше построить в нашей стране правовое государство с разделением властей?»

Это и будет нашим проблемным вопросом.

На сегодняшнем уроке, листая страницы истории, мы постараемся ответить   на этот вопрос.

Давайте перейдем к следующему этапу урока. Мы же не зря разделились. Что мы будем делать? – работать в группах.

Работа с документами:

Я предлагаю вашему вниманию тексты и каждая группа должна определить свой документ.  Ваша задача состоит в том, чтобы изучить его, проанализировать, вспомнить события, которые напоминает вам текст,  прокомментируйте  так, чтобы мы услышали ответ на проблемный вопрос.

А когда будете работать с документом, я хочу, чтобы вы оттолкнулись от слов  видного русского ученого XIX века Б. Н. Чичерина.

«Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа», — писал видный русский ученый XIX века Б. Н. Чичерин, указывая на зависимость парламентаризма от определенного уровня развития общества и государства. Иными словами, парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде и является закономерным этапом в развитии государства, индикатором демократии, о чем свидетельствует мировой опыт. Анализ теории и практики представительной демократии (парламентаризма) на современном этапе показывает, что все государства, как правило, движутся в едином направлении, проходят по одному пути с небольшими отличиями и особенностями. Пожалуй, одним из наиважнейших достижений всей истории человечества, практически воплощенным в сфере государственного строительства, обеспечивающим стабильность общества, его развитие и процветание, является парламентаризм. Именно с парламентаризмом напрямую связаны представительная демократия, конституционализм, разделение властей и, что самое главное, права человека. Не является исключением в этом плане и история российской государственности.

Я вам сделала маленькую подсказку, пусть она будет вашим путеводителем.

1. «Власть нуждалась в диалоге с сословиями и искала такие формы сотрудничества, которые соответствовали новым условиям. Сами «диалог и сотрудничество» изначально не мыслились как равные. Тем не менее царская власть, выстраивая систему центрального и местного управления, уже не могла обойтись без поддержки и одобрения своих инициатив высшими сословно - представительными органами – Земскими соборами»

2… «Проект по переустройству государственного аппарата.  Власть в империи четко разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.  Высшим законодательным органом должна стать Государственная дума, венчавшая систему волостных, окружных и губернских дум и состоявшая из выборных представителей от сановников и свободных сословий. Высшей исполнительной властью будет обладать император. В качестве совещательного органа учреждается  Государственный  Совет. Высшей судебной инстанцией провозглашается Сенат. Монарх сохраняет всю полноту власти, но должен соотносить свою позицию с мнением Государственной Думы, Государственного Совета и Сената».

3..«Отбросьте сомнения:   Моя воля – воля царская – созывать выборных от народа – непреклонна. Пусть установится , как было встарь, единение между царем и всея Русью, между мною и земскими людьми, которое ляжет в основу  порядка, отвечающим самобытным русским началам: Привлечь к выборам все слои населения, признать Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу».

4.. Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

В РФ сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. В силу постоянного прямого противодействия осуществлению социально- экономических реформ, и за прямое попрание воли российского народа на референдуме 25 апреля 1993г. со стороны Верховного Совета, единственным соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного совета и с одной стороны, и Президента и правительства с другой стороны  являются выборы нового парламента РФ.

Комментарии:

1 группа.

1 ученик.  Россия очень долго была самодержавной монархией и люди разных сословий равных прав не имели, как не имели и представительного органа, с которым царь вынужден был бы считаться.  Подобное стало возможным    в 1549 году. В этом документе говорится    о решении  Ивана  Грозного созвать Земский Собор.  Он  последовал примеру Англии и Франции .  И английский король,  и французский король в тяжелые для их страны времена, когда нависла угроза над единоличной властью короля, единственный выход нашли в  созыве сословно- представительного органа.

Они согласились отдать часть своей власти народу  - это вынужденная мера.

Земский собор - это форма государственного устройства, при которой с самодержавной властью сосуществовали  сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

На Земском соборе были представлены основные сословия государства – дворяне, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди) черносошное крестьянство.

2 ученик.   У нас Первый собор тоже был созван в сложной   внутренней обстановке, вызванной  боярским правлением. Годы боярского всевластия, беспорядков истощили терпение народа. Народные восстания стали частым явлением, очевидцем  которых был сам царь. Он говорил: «От сего вошел страх в душу мою и трепет в кости мои».  Надо укреплять самодержавную власть.  Он нашел выход - земские соборы.

3 ученик.   В  данном тексте настораживают слова: « Власть нуждалась в диалоге с сословиями и искала такие формы сотрудничества, которые соответствовали новым условиям. Сами «диалог и сотрудничество» изначально не мыслились как равные».  Нам кажется , что последние слова являются ярким свидетельством тому, что Иван Грозный не готов делить свою власть с народом.  Мы рассматриваем  созыв Земского собора  требованием  времени. И это будет временным явлением.

Об этом свидетельствуют то, что    Иван Грозный уже принял титул царя, всячески стремится демонстрировать величие монарха. В 1547 году в Успенском Соборе Московского Кремля он торжественно короновался  - венчание на царство было.  А   его опричная политика 1565-1572гг преследует единственную цель – укрепление самодержавной власти .                                                              

4 ученик. Тем не менее, мы вспоминаем эпоху Ивана Грозного и отдаем должное тому, что именно он  в России заложил фундамент  гражданского общества, т.е. такого общества, в котором воля правителя начинает ограничиваться в пользу граждан.  

Вывод, к которому группа пришла – введение народного представительства конечно передовое явление, но беда в том, что Иван Грозный отводит им лишь второстепенные и совещательные функции. Это говорит о том, что общество еще не созрело для настоящей демократии.

2 группа.    

  1. Этот документ относится к 1807-1808гг. Речь идет о проекте Сперанского М.М.  «Введение к Уложению государственных законов». М.М.Сперанский обладал блестящим юридическим умом, был мастером чеканных формулировок. По приказу Александра I он составил проект фундаментальных реформ российских учреждений, проект был очень смелым, в нем предлагалось отменить крепостное право, сословия, сделать граждан свободными. Монарх должен был править совместно с Государственным советом. Планировалось создать и законодательные учреждения. Но проект остался проектом. Сперанского по ложному доносу судили, отправили в ссылку. Вскоре началась война с Францией, стало не до реформ…

2 ученик.  В проекте  подчеркивалось:  пример Франции показывает, что опасность революционных потрясений грозит и России. Для того, чтобы сохранить власть императора в неприкосновенности, необходимо провести преобразования. Сперанский предложил проект преобразования государственных учреждений на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим законодательным органом должна стать Государственная дума, венчавшая систему волостных, окружных и губернских дум и состоявшая из выборных представителей от сановников и свободных сословий.  

Высшей исполнительной властью будет обладать император.

 В качестве совещательного органа учреждается  Государственный  Совет.

Высшей судебной инстанцией провозглашается Сенат. Монарх сохраняет всю полноту власти, но должен соотносить свою позицию с мнением Государственной Думы, Государственного Совета и Сената».

3 ученик. На то время это было очень смелое решение.

Проект был шагом к ограничению самодержавной власти в России.  Александр признал его удовлетворительным и полезным, но не желая идти на открытый конфликт с высшими сановниками,  отказался от реформы. Единственным мероприятием, утвержденным по проекту, был Государственный Совет в 1810г.

И до 1905-1907гг вопрос о Государственной думе будет отложен в долгий ящик.

При Александре I учреждение Госдумы было всего лишь прекрасной идеей, исходившей от  Сперанского. Его  Предложения   спровоцировали против него мощную придворную интригу, противостоять  которой не смог даже сам Александр  I. Сперанского обвинили в превышении служебных полномочий, даже  сочли его французским шпионом  и сослали в Нижний Новгород. Когда вернулся в Петербург, он уже был совсем другим человеком, считавшим свою прошлую деятельность ошибочной, а Россию не готовой для европейских реформ. Но и тем не менее следует отметить тот момент, что Александр I  в душе  одобрял идею учреждения Госдумы.

Вывод: Россия не созрела к переменам.

3 группа.

1 ученик.   Про этот документ можно сказать многое. Наша группа берет на себя смелость выявить недостатки и достоинства событий , которые происходили в начале 20 века.

Данный документ относится к 1905 г. На первый взгляд может показаться, что он исключительный. Царь мечтает о  единении  с  земскими людьми,  о единстве, которое ляжет в основу  порядка, отвечающим самобытным русским началам.  

Все хорошо, если не знать, что  подтолкнуло его на  этот шаг-  всему виной революция. Идет первая русская революция.

 И встает вопрос: если бы тогда не началась революция, Николай Второй ввел бы Государственную думу?

Вряд ли. Государственная дума стала результатом стремления стабилизировать политическую обстановку.

 2 ученик. Размах революции   внушающий. Жизнь в стране была парализована до такой степени, что императору ничего не оставалось, как подписать Манифест 17 октября и согласиться на   введение Госдумы. Это не жест доброй воли.  Это происходит под давлением снизу.

Ярким подтверждением тому является судьба 1, и 2 , и 4 Госдумы. Николай II подписал манифест о создании Государственной Думы, и она была  сформирована, но  оказалось, что у царя и парламента разные взгляды на решение важнейших проблем.  

Фракция социал-демократов была обвинена правительством  Столыпина в том, что она ведет революционную агитацию в войсках и промышляет военный переворот с целью захвата  государственной власти в стране. Правительство было против того, чтобы удовлетворять требования по аграрному вопросу, по проведению амнистии революционеров, по гарантии демократических прав и свобод граждан. В связи с этим

Ни первая, ни вторая дума   не имели возможности отработать свой срок. Николай 2 проявил свою суровость к ним и они были распущены.

3 дума Единственная из дореволюционных Дум, которая полностью проработала предусмотренный законодательством того времени пятилетний срок ее полномочий.

Судьба 4 думы  решена    26 февраля 1917 г. императорским указом о  перерыве в занятиях Государственной думы и назначении  «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств», чрезвычайным обстоятельством была начавшаяся февральская революция.

После  свержения самодержавия в феврале 1917 года дума добровольно отказалась от власти, передав ее большевикам.  

3 ученик.

Оставляет желать лучшего и тот момент в документе «Привлечь к выборам все слои населения» . Он конечно привлек широкие слои населения к выборам- это и рабочие, и крестьяне, и землевладельцы, и буржуазия, и городское население, но система выборов  была несовершенной, выборы были многоступенчатыми, что давало преимущества состоятельным слоям населения и крестьянству  по сравнению с рабочими.

Выборы Не всеобщие -

      избирательным правом не обладали женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств

Выборы Не равные -

    один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии; на 4 тыс. — в городской; на 30 тыс. — в крестьянской; на 90 тыс. — в рабочей .

4 ученик. Что касается положения «признать Думу законодательным органом, без одобрения которого ни один закон не мог вступить в силу» , тоже будет проигнорировано самим же императором в 1906 году, когда назначит новые выборы в Госдуму по измененным правилам без одобрения Думы. Сам же царь нарушает свой же Манифест 17 октября.

Вывод:   Но и тем не менее История российского парламентаризма   берет свое начало с   1906г.   –  потому,  что Государственная дума введена, действовала, хоть и короткий срок. Это событие имело место быть. В начале 20 века Россия так и не стала парламентской монархией, так как правительство, в лице императора, оставляло за собой право прекратить парламентскую деятельность в любой момент. Разгон первых двух дум яркое тому доказательство.  

Россия не созрела для парламентаризма.

Учитель: я хочу обратить ваше внимание , ребята, на тот факт, что

 революция породила Государственную Думу, и она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны - обе они попали под «локомотив истории».  Историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений.

Какова же дальнейшая судьба Российского парламента?

Слова учителя… Пройдет еще с немалым век, прежде чем появится парламент. Дальше наступает советский период российской истории. Десятилетия советского народовластия были далеки от современного понимания роли и места органов законодательной власти в политической системе общества. И поэтому мы позволили себе мысленно сразу перенестись в конец 80-х – начало 90-х  годов 20 века.

Что же произойдет в конце 20 века?  

  Предлагаем вашему вниманию комментарии к историческому документу 4 группы.

4 группа.

 Данный документ относится к 1993 году. 21 сентября. Называется указ № 1400 «О поэтапной  конституционной реформе в Российской Федерации». Принятие этого указа продиктована событиями, происходившими в стране после распада СССР.  К весне 1992 года у нас сложилось противостояние между  Верховным Советом  РФ  и Президентом  Ельциным. Верховный Совет РФ добивался полного контроля над правительством, а Ельцин и его сторонники взяли курс на роспуск парламента, и прежде всего съезда народных депутатов.    Верховный Совет РФ требовал отставки президента. В этой ситуации Ельцин решил провести референдум о доверии президенту. 58 % голосовавших выразили свою поддержку курса Ельцина, что и предопределила следующие события.  21 сентября     1993 г Ельцин издает указ. в котором он объявляет о роспуске съезда и Верховного Совета,   объявляет выборы в новые органы власти  - двухпалатное Федеральное собрание (Государственная дума   и Совет Федерации). Этот указ президента вызвал резкие действия оппозиции , началось открытое противостояние. Эти события вошли в историю под название «черный октябрь». Были жертвы. Но в своем желании вывести Россию на новый этап политического развития Ельцин был непреклонен. Он сделал то, чего не посмели сделать все его предшественники.

Хочется верить, что Россия будет продолжать идти по пути демократических реформ. Хочется верить, что будущее России именно в демократии. И невозможно недооценить роль человека, который положил начало этим демократическим реформам, который посвятил свою жизнь борьбе за демократию в России. Поэтому роль Бориса Николаевича Ельцина – первого президента свободной, демократической России – в жизни страны очень велика.  

Давайте теперь подведем итоги работы над документами.

Вопрос учителя: Вот мы подошли к тому моменту, когда мы сможем ответить на наш проблемный вопрос  «Что помешало  раньше построить в нашей стране правовое государство с разделением властей?»

1. что общего между этими эпохами?

Пожалуйста, ваши рассуждения.

  1. Их можно объединить тем, что во все времена идея введения народного представительства продиктовано временем.
  2. Введение Государственной думы происходит в тот момент, когда Россия особо ждет обновлений.

 2.Кто из государственных деятелей вам показался более решительным и наоборот, кто  может быть обвинен в отсутствии решительности?

  1. Ельцин- самый решительный, он действует во имя народа и от имени народа. Именно при нем в России сформировалась новая российская государственность и утвердился принцип современного парламентаризма – разделение властей. И при этом он стойко выдержал серьёзное противостояние. Прекрасную идею Сперанского о создании правового государства претворил в жизнь Ельцин, хотя эта возможность  двумя веками раньше была у Александра Первого.

        2.    Александр I -  он хочет действовать, но не может. Будь бы Александр более решительным и уверенным в принятии важных решений, Кто знает, может быть история развития России была бы совершенно другой. Может быть и не было бы и социалистической революции, которую сейчас обвиняют в том, что она повела Россию не в том направлении. Александр не смог в полной мере исполнить свою миссию -  помочь  России сделать шаг навстречу к правовому государству.

3. Какую оценку вы дадите Ивану Грозному и Николаю  I I?

Они оба ввели Государственную думу исключительно ради того, чтобы сохранить свою власть до поры до времени.

  1. Кого из государственных деятелей вы бы объединили для того, чтобы приблизить демократию ?

 Мы бы объединили Сперанского и Ельцина, у Сперанского идея, а у Ельцина – решительность и стойкость в желании построить правовое государство.

Учитель: Да, действительно, ребята, тогда мы смогли бы переписать историю  России и в ней не было таких трагических страниц.  как   революции 1905  и  1917гг.  Не было б  революций, не было бы и гражданской войны.

Учитель: Давайте теперь вернемся к проблемному вопросу:

Так что же помешало раньше построить в России  правовое государство с разделением властей ?

Ответы учащихся:

  1. Главной причиной является политическая незрелость народа.
  2. Впервые за всю историю Дума в 1906-1907гг. получила возможность определить историческую судьбу России, спасти ее от революционного исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил –  и Дума и Россия  попали под «локомотив истории».  
  3. отсутствие настоящих лидеров, которые несмотря на все трудности, были бы готовы на коренные политические изменения.  

Учитель: Мы ответили на наш вопрос? – да.

Учитель: 

А что вы знаете о современном парламенте?

Каковы полномочия Государственной думы?

Каковы полномочия Совета Федерации?

Как формируется Совет Федерации?

Учитель: 25 слайд познакомит вас со структурой Федерального Собрания.

Возможные ответы:

Выборы в Федеральное собрание прошли 12 декабря 1993 года..  

Впервые законодательный орган был назван парламентом.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все депутаты должны работать на постоянной основе.

Полномочия государственной думы состоят в следующем:

а) дает согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Как формируется Совет Федерации?.

Верхняя палата – Совет Федерации – представляет и защищает интересы 85 субъектов РФ., рассматривает федеральные законы, принимаемые государственной думой.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации – по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ; членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет.

- Член Совета Федерации – представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа,  

- Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.  

 Полномочия Совета Федерации состоят в следующем:

1.Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

4. Назначение выборов Президента Российской Федерации;

5. Отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

6. Назначение на должность по представлению президента судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (также осуществляется по представлению президента);

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Учитель: Ребята, наш разговор   был бы неполным, если бы не связали   тему с нашей  республикой.  Давайте поговорим о парламенте КБР.  

 

  Ученик: Современный Парламент Кабардино-Балкарской Республики является ровесником Российской Конституции, им обоим исполнится двадцать три года – в один день, 12 декабря 2016 года.

  Ученик:   1 сентября 1997 года этим законодательным органом принята Конституция Кабардино-Балкарской Республики – первая и единственная в истории нашей республики конституция современного демократического правового государства в составе Российской Федерации. За короткий период (по существу – с нуля) сформирована республиканская законодательная база, депутатами Парламента принято более 1375 нормативных правовых актов. Сегодня можно уверенно говорить о том, что институт регионального парламентаризма стал важнейшим фактором устойчивого общественно-политического развития Кабардино-Балкарии.

Учитель: А что вы можете рассказать о депутатах КБР?

Ученик: Депутатом Парламента КБР может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

По статье 96 депутат парламента КБР обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, подвергнут обыску или допросу без согласия Парламента КБР. Депутаты Совета Республики работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Учитель: Кто мне скажет, какие вопросы являются предметом постоянного внимания депутатов?

Их больше всего волнуют вопросы :

-качество и доступность медицинской помощи населению,

-доступность дошкольного образования,

-демографическая ситуация в КБР,

-реализация дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда в республике,

 

Кто представляет КБР в Совете Федерации.

  1. Каноков Арсен Баширович — полномочия признаны 10 октября 2014 г. — истекают в октябре 2019 г.- от правительства
  2. 2..Ульбашев Мухарбий Магомедович - полномочия признаны 11 октября 2014 г, - истекают в сентябре 2019 г.- от парламента

Учитель: Давайте посмотрим на слайд, ребята, и познакомимся со структурой парламента КБР.

Учитель: Отрадно сообщить , что одна из самых лучших учениц школы в составе группы победителей по предметным олимпиадам встречалась с председателем Парламента КБР Егоровой Т.Б. Она задала волнующий всех вопрос – вопрос трудоустройства молодежи.

Об этом расскажет сама Зарина. 

Ученик: Татьяна Борисовна  сказала,  что надежды на дальнейшее улучшение жизни наше государство связывает,   с молодыми, энергичными, умными, честными и порядочными людьми. Что в условиях рыночной экономики молодежь должна быть конкурентоспособной, креативной. А для этого нужны знания, знания.

Значит, будем учиться.

 Учитель: Давайте сейчас подведем итоги.

 Что вы извлекли из нашего урока?

 Какое значение вы будете придавать  парламенту ?  

Ученики:

Парламент — это общенациональный представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти.

Парламент,   является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета;

  Парламент, в отличие от других представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны.

Парламент – это площадка, где может вестись продуктивный диалог между обществом и властью.

Учитель: Как вы думаете, то, о чем мы говорили, поможет вам в жизни?

Учитель:   На этом мы закончим урок. Хочу поблагодарить всех, кто мне помогал. Вы поработали на славу.

Я желаю вам быть достойными гражданами России, найти себя и свое место в жизни, жить интересной и насыщенной жизнью, быть порядочными и гуманными. Верьте в себя, верьте в добро, верьте в Россию!

Домашнее задание: я приготовила письменные задания, результаты проверим на следующем уроке.

Приложение

Тест

Проверьте себя по этому небольшому тесту. Не беда, если вы сразу не сможете ответить на все вопросы.

Вопрос

Вариант ответа:

1. Как называется Парламент Российской Федерации?

- Правительство РФ
- Государственная Дума РФ
- Федеральное собрание РФ

2. В какую палату Парламента РФ избираются депутаты?

- Совет Федерации
- Государственная Дума РФ 
- Государственный Совет

3. Как часто проходят выборы депутатов Парламента РФ?

Один раз в 2 года 
- Один раз в 4 года
- Один раз в 5 лет

4. Что такое активное избирательное право?

Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
- Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны
- Право не участвовать в голосовании

5. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

- 21 год - 18 лет - 25 лет

6. С какого возраста гражданин обладает пассивным избирательным правом?

- 21 год - 18 лет - 25 лет

7. В каком возрасте Вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?

- 30 лет - 35 лет - 40 лет

8. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее скольких лет?

- Не менее 5 лет

- Не менее 10 лет

- Не менее 15 лет

9. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы?

- 25%
- 33%
- 50%

10. Какой процент от общего числа проголосовавших д0лжен набрать кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы победить на выборах?

- 25%
- 50%
- Простое большинство

11. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

- 25%
- 50%
- 75%

12. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?

- 30%
- 50% + 1 голос
- 75%

13. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования?

- Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики
- Падает рейтинг кандидатов
- Падает активность избирателей

14 .Сколько депутатов работает в нижней палате Парламента РФ?  

- 450 депутатов
- 250 депутатов
- 1000 депутатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление российского парламентаризма

интегрированный урок с применением технологии критического мышления).                      ...

Классный час: День российского парламентаризма

Классный час знакомит с  праздником - День российского парламентаризма....

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

Урок "Становление российского Парламентаризма"

Цель урока: показать значение возрождения парламентаризма в России как важнейшего инструмента демократии....

Открытое мероприятие (круглый стол) «Российский парламентаризм: уроки, проблемы, перспективы»

На заседании круглого стола была представлена история российского парламентаризма и роль его в современном демократическом обществе. В отличие от многих европейских стран, где парламентские трад...

Урок истории в 11 классе. Становление российского парламентаризма

Методическая разработка урока с элементами ролевой игры...

Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».

Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...