Рабочая программа по истории. 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

 

 Рабочая программа составлена для преподавания в 9 классах, в которых завершается  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

     Изучение истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей:                                                                                       - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды  принципы с мировоззренческими системами

- освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе.

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._9_klass_-_istoriya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                             1. Пояснительная записка.

 Рабочая программа составлена для преподавания в 9 классах, в которых завершается  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».

     Изучение истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей:                                                                                       - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды  принципы с мировоззренческими системами

- освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе.

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личности, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современного.

                                                        Задачи курса :

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

- осуществление гражданско- патриотического, нравственного воспитания учащихся, формирование у школьников ценностных ориентаций и личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.

Данная программа является программой 2 вида.

Рабочая программа по истории разработана на основе авторской программы  Козленко С.И., Загладина Н.В. Загладиной Х.Т. ,, История Отечества ХХ век” .М., ,, Русское слово”. 2004 ( 53 ч.) и программы Н.В.Загладина ,, Новейшая история зарубежных стран ХХ век”М., ,,Русское слово” 2006.( 44 ч.)

В соответствии с наличием в Федеральном учебном плане основного общего образования единого предмета ,, История”, состоящего из двух курсов,, История России” и ,, Всеобщая история”, преподаваемые ранее раздельно, рекомендуется изучать синхронно- параллельно с возможностью интеграции некоторых тем отечественной и всеобщей истории. Интегрируются темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории и культуры. При этом ,, История России “ занимает приоритетное место по объёму учебного времени.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 41 учебных часов, на изучение Всеобщей истории 27 часов; всего 68 часов из расчета 2 час на изучение курса в неделю. Региональный компонент составляет 10-15 % . В соответствии с методическими рекомендациями преподавание ведётся синхронно- параллельно по последовательно- блочной системе.

     Таблица тематического распределения количества часов :

№ п/п

              Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

рабочая программа

1.

Российская империя в первые десятилетия ХХ в. 1900- 1916 гг.

8

9

2.

Мир на рубеже новой эпохи.

3

3

3.

Первая мировая война и её итоги.

3

1

4.

Пути исторического развития в 1920- 1930-х гг.

6

8

5.

Россия в годы революции и гражданской войны( 1917- 1922).

6

10

6.

Страны Азии и Латинской Америки в пер. пол. ХХ в.

2

7.

СССР в 1920- 1930-е гг.

9

6

8.

Великая Отечественная война. 1941- 1945 гг.

8

5

9.

Мир в эпоху ,, холодной войны”.

3

3

10.

Евроатлантические страны. 1945-1999 гг.

5

5

11.

От  сталинизма  к ,, оттепели “. Советский Союз в 1945- 1964гг.

5

2

12.

Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке.

6

3

13.

СССР в 1960-е -  начале 1980-х гг.

6

2

14.

Перестройка, новое  политическое мышление и кризис советского общества.

4

          2

15.

Российская Федерация в 1991- 2002 г.

7

3

16.

Проблемы мирового развития  на рубеже  третьего тысячелетия

4

2

17.

Итоговые занятия

2

2

Итого:

85

68

                                                      2. Содержание обучения

                  Россия на рубеже ХIХ – ХХ вв. ( 9 ч. )

Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регионов. Население: численность. Национальное и религиозное многообразие. Особенности социально- экономического развития.

           Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги. Роль государства в модернизации России. Протекционистская таможенная политика. Формирование монополий. Рост противоречий  в российском обществе.

     Обострение соперничества ведущих мировых держав за раздел Китая на сферы влияния. Взаимоотношение России и Японии. Русско- японская война 1904- 1905 гг.: основные события, итоги, причины поражения России, значение.

      Начало революции 1905- 1907 гг. Развитие революционного движения весной- осенью 1905 г. Манифест 17 октября: провозглашение демократических свобод и создание Государственной думы.

        Реформы П.А.Столыпина. Противоречивые итоги столыпинских реформ. Различные оценки столыпинских реформ в российском обществе.

       Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Россия в кампании 1914- 1916 годах. Брусиловский прорыв.

Общественно- политический кризис в стране. Министерская чехарда. Убийство Г.Е.Распутина. Рост недовольства в армии. Пацифизм. Антивоенная позиция большевиков.Начало февральской революции 1917 г. Отречение от престола Николая II.

       Наука и культура России в Начале ХХ в. Новые тенденции в поэзии. Живописи, художественном творчестве и духовной жизни. Русская литература начала века. Музыкальная культура. Театр. Изобразительное искусство.

                  Мир на рубеже новой эпохи. ( 3 ч. )

         Индустриальные страны  : обострение противоречий. Страны первого и второго эшелонов индустриального развития, общие и особенные черты их моделей модернизации. Социальные последствия ускоренной модернизации.

        Народы колониальных и зависимых стран на пути к пробуждению. Традиционное общество и колониализм, торгово- экономическая экспансия индустриальных стран.

        Предпосылки формирования в начале ХХ в. единого мирового хозяйства и его последствия.

      Военно – политические союзы и международные конфликты 1900- 1914 гг.Последствия раскола Европы на два противостоящих друг другу военных блока.

                    Первая мировая война и её итоги. ( 2 ).  

Причины и повод возникновения мировой войны. Соотношение сил Центральных держав и стран Антанты и планы военных действий. Основные события на фронтах первой мировой войны.

     Противоречия между  державами- победительницами, особенности интересов США, Великобритании, Франции. Условия версальского мира и противоречия Версальской системы

                   Пути исторического развития 1920- 1930 –х гг. ( 7 ч.).

   Революционные движения в Европе и Азии после первой мировой войны. Влияние политики Советской России и Коминтерна на идеологию и политику социал- демократии. Спад революционной волны в Европе и нормализация отношений СССР со странами Западной Европы.

         ,, Левые”  и ,, правые” в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.Коммунисты и социал- демократы: углубление разногласий, политическое противоборство. Недооценка опасности фашизма политическими партиями левой и правоцентристской ориентации.

        Мировой экономический кризис 1929 – 1932 гг. и ,, новый курс” Ф.Д.Рузвельта. Первый опыт государственного регулирования рыночной экономики в условиях демократии, создание общегосударственной системы социальной защиты в США.

      Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. Особенности фашистской диктатуры в Германии. Расовая теория на практике, создание лагерей смерти. Характерные черты фашистской диктатуры в Италии. Экономический кризис и подъём национализма и милитаризма в  Японии.

       Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции. Особенности кризиса в Великобритании. Особенности кризиса во Франции. Угроза фашизму и создание Народного фронта во Франции.

        Милитаризм и пацифизм на международной арене. Пацифистские настроения в Западной Европе 1920-х гг. Подготовка Германии к войне и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско - германский пакт о ненападении и его значение.                                                                               Россия в годы революции и гражданской войны (1917- 1922 гг.)  ( 10 ч. )

       Политика Временного правительства и российское общество в 1917 г. Двоевластие в центре и на местах. Июльский кризис Временного правительства. Корниловский мятеж. Причины его правала.

      События октября 1917 г. Приход большевиков к власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация частных банков и части крупных заводов. Созыв и роспуск учредительного собрания.

       Переговоры России и Германии о мире. Разногласия в партии большевиков вокруг заключения мира с Германией и её союзниками. Условия Брестского мира и его разрушительные последствия.

        Советская Россия в годы гражданской войны. Политика военного коммунизма: сущность, основные направления, роль в исходе гражданской войны.

            Экономическое положение России в 1920- 1921 гг. Причины пересмотра политики большевиков. Переход к НЭПу. Основные направления нэпа.

          Создание СССР : принципы объединения, всесоюзные органы власти и управления, определение границ  союзных республик. Борьба за власть в новом государстве.

          Советская внешняя политика 1920-х гг. Развитие сотрудничества СССР со странами Азии. Причины неустойчивости взаимоотношений СССР со странами Запада. Деятельность Коминтерна по поддержке компартий.

        Влияние И.В.Сталина в партийном аппарате. Идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Разгром ,, кулацкой оппозиции”. Программы индустриализации и коллективизации.

      Родной край в первой трети ХХ века. Гражданская война на Кубани. Особенности НЭПа на территории края.

          Страны Азии и Латинской Америки В первой половине ХХ века.( 2 ч. ).

    Социально – экономическое и политическое развитие Японии, Индии, Китая. Разрушение традиционного жизненного уклада. Антиколониальные движения в государствах Востока. Предпосылки модернизации в Японии.

         Особенности социально- экономического и политического развития стран Латинской Америки. Особенности процесса модернизации.

                           СССР в 1920- 1930-е гг. ( 5 ч. )

     Коллективизация и индустриализация в СССР. Раскулачивание. Репрессивные меры властей в отношении крестьянства. Индустриализация в годы первых пятилеток, её источники. Новые отрасли промышленности. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Движение ударников и стахановцев.

      Политика СССР в 1930-е годы. Наивысший размах репрессий. Конституция СССР 1936 г., её основные положения. Руководящее положение Коммунистической партии в обществе.

         Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский сговор и его последствия.

       Культура и искусство СССР в 1930-е годы. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Ужесточение цензуры.

         Кубань в 20- 30-е годы. Образование Краснодарского края.

                                Великая Отечественная война ( 5 ч.)

        Советско- германские отношения в 1939- 1941 гг. пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. Секретный протокол о разграничение сфер влияния СССР и Германии в Восточной Европе.

        Подготовка СССР и Германии к войне. Провозглашение Литвы, Латвии и Эстонии советскими республиками и включение их в состав СССР. ,, Барбаросса” – план молниеносной войны Германии с СССР. Начало Великой Отечественной войны.Начало блокады Ленинграда. Битва под Москвой.

       Коренной перелом в Великой отечественной войне. Победа под Сталинградом, её причины и значение. Партизанское движение. Патриотический подъём населения в годы войны.

      СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны. Укрепление Антифашистской коалиции. Проблема второго фронта. Тегеранская конференция , её итоги и значение. Снятие блокады Ленинграда.

     Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. Основные сражения Великой Отечественной войны и участие в них кубанцев.

                          Мир в эпоху ,, холодной войны “ ( 3 ч.)

    Истоки ,, холодной войны” и создание военно- политических и экономических союзов в Европе. ,, Доктрина Трумэна” . ,, План Маршала” и раскол Европы. ЗЕС, НАТО, СЭВ, ОВД.

    Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность. Глобализация систем союзов и локальные конфликты. Карибский кризис.Европейская безопасность и германский вопрос.

      Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики ,, холодной войны “. Идеи нового политического мышления и развитие советско- американского диалога в конце 1980-х гг.

                     Евроатлантические страны. 1945- 1999 гг.( 5 ч. )

      США : ,,великое общество” всеобщего благоденствия. Политика новых рубеже Дж.Кеннеди. США в роли мирового лидера.  Администрация Б.Клинтона и особенности её политики.

       Послевоенное восстановление и модернизация в Западной Европе.  Неоконсерватизм в странах Запада 1980-х гг. Приватизация государственной и муниципальной собственности, содействие, содействие малому бизнесу. Переход к информационному обществу в развиых странах.

        Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. Расширение состава Евросоюза. Формирование единого общеевропейского политического, экономического, правового пространства.

       Восточная Европа : от тоталитаризма к демократии. Особенности демократических революций в Восточной Европе в конце 1980-х гг. Причины кризиса и распада Югославии.

                От сталинизма к ,,оттепели “ : Советский Союз в 1945- 1964 гг. ( 2  ч. )

     Внешняя политика СССР в начальный период ,, холодной войны “. Создание советской системы союзов. Значение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В.Сталина в Восточной Европе. Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В.Сталина. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенные годы. Особенности политики репрессий. Политика правящей партии в области культуры и искусства.   

    Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС. Разоблачение культа личности И.В.Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 г., значение этого шага для последующего развития общества.   Борьба за изменения соотношения сил на международной арене в пользу СССР. Вовлечение СССР в региональные конфликты. Противоречия развития советского общества конца 1950-х – начала 1960-х гг. Особенности экономической политики КПСС и Советского государства в период пребывания у власти Н.С.Хрущёва. Освоение целинных земель. Начало освоения космоса. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г

               Проблемы модернизации с странах Азии, Африки и Латинской Америки ( 3 ч.)

       Япония и новые индустриальные страны. Политические, социально- экономические реформы в Японии после второй мировой войны. Китай на пути модернизации и реформирования.  Социально – политические эксперименты в КНР: ,, большой скачок” , ,. Культурная революция”.

        Страны Южной Азии во второй половине ХХ века.Индо- пакистанские войны. Противоречия Индии с Китаем, Пакистаном. Исламский мир : единство и многообразие. Арабо – израильский конфликт как фактор сплочения исламских стран.

      Африка к югу от Сахары : опыт независимого развития. Сепаратизм, межплеменные и региональные конфликты в странах Африки. Латинская Америка между авторитаризмом и демократией.

                                       СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. ( 2 ч. )

     Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.  Социально – экономическое развитие Советского Союза в конце 1960-х гг. Успехи в развитии науки и техники. Падение темпов развития экономики.  Нерациональное использование ресурсов.

     Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества. Попытки руководства СССР при Ю.В.Андропове найти альтернативы в условиях обостряющегося кризиса общества Кампания укрепления трудовой дисциплины.

            Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества? ( 2 ч)

       Политика перестройки : первые шаги. Ограниченность и непоследовательность преобразований, ухудшение экономического положения страны. Полемика о путях дальнейшего развития экономики. Денежная реформа и её  итоги.

      Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР. Упадок политического влияния КПСС.  Консолидация демократической  оппозиции политике М.С.Горбачёва. Конфликт между М.С.Горбачёвым и Б.Н.Ельциным.

      Новое политическое мышление и завершение ,, холодной войны  “. Соглашения  между СССР и США по военно- стратегическим вопросам.   Проблема односторонних уступок со стороны Советского союза .Политика СССР в вопросе объединения Германии.

               Российская Федерация в 1991- 2002 гг. (  4  ч. )

     Начальный этап экономических реформ. Меры правительства Е.Т.Гайдара. Шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Позитивные и негативные последствия преобразовании. Поляризация политических сил в России.

     Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации. Правительство В.С.Черномырдина и коррекция курса реформ. Вооружённый конфликт в Москве. Расстановка политических сил. Итоги выборов 1993 г.

     Россия на рубеже ХХ  - ХХI вв.: новый этап развития. Особенности современного этапа развития страны. Поиск путей стабилизации развития Российской Федерации.

            Ориентиры внешней политики демократической России. Попытки сближения со странами Запада в  начале 1990-х гг. Особенности взаимоотношений со странами СНГ, проблемы развития интеграции.

         Духовная жизнь в российском обществе. Развитие культуры и искусства в 1990-е гг.,расширение культурных связей с зарубежными странами. Изменение политики государства в вопросах культуры. Новые формы массовой культуры.

                            Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия. ( 2 ч.)  

          Глобальные проблемы современности. Военная угроза человечеству. Рост числа ядерных держав. Загрязнение среды обитания людей промышленными отходами, угроза климатической катастрофы. Международный терроризм.

         Проблемы устойчиво- безопасного развития человечества. Возможности предотвращения экологической катастрофы. Институты нового миропорядка и проблема мирового лидерства.  Вклад России в решение проблемы современного мира.  

                                3. Требования к подготовке учащихся по предмету.

        В результате изучения истории в 9 классе ученик должен знать/ понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории

- периодизацию всемирной и отечественной истории

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории

- историческую обусловленность современных общественных процессов

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

    уметь:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

·  критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

·  представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

        использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для:

·  определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·  использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

     

     4. Список  используемой учебно -  методической литературы

                               История России

1. История России. ХХ век.9 класс. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.- М., ,, Русское слово”, 2010.

2. История Отечества. ХХ век. Программа курса и тематическое планирование.9 класс. Козленко С.И., Загладин Н.В., Загладина Х.Т.- М., ,,Русское слово”, 2004.

3. Поурочные разработки по истории России . ХХ – начало ХХI века. 9 класс. Арасланова О.В., Поздеев А.В.- М., ,,Вако”, 2011.

4. Отечественная история в схемах и таблицах. Кириллов В.В.- М., ,, Эксмо”, 2012.

5. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества._ М., 1992.

6. Очерки истории Кубани. / под ред. Ратушняка В.Н. – Краснодар, 1993.

                              Всеобщая история

1. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. 9 кл. Загладин Н.В. , - М., ,,Русское слово”, 2010.

 2. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. 9кл. Программа курса. Для 9 класса общеобразовательных учреждений.-  М.,  ,, Русское слово”, 2006.    

 3. К.А.Соловьёв. Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран. 9 класс.- М., ,,Вако”, 2011.

4. Всеобщая история. Новиков С.В. и др. – М., 1999.

 

Обсуждено                                                                              Согласовано

на заседании МО                                                                    заместитель

протокол №---- от ------- 2015г.                                             директора по УВР

руководитель МО                                                                   -----------------  2015 г.

                 

---------------   -----------------------                                            --------------  -------------------

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...