Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Ложкина Любовь Алексеевна

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».

Тема урока: Военные походы феодалов.

Цель урока: научиться объяснять причины активной завоевательной политики фараонов, выявлять трагические последствия завоеваний;

научиться читать историческую карту, ставить цель урока, извлекать нужную информацию из текста учебника и видеоряда презентации, развивать навыки монологической и диалогической речи;

развитие умения устанавливать рабочие отношения сотрудничества и толерантности, способствовать воспитанию гуманизма.

Этапы урока

Используемые методы и приемы

Формирование и развитие УУД

  1. Постановка цели урока

  1. Изучение нового материала
  1. Отряды пеших воинов

  1. Боевые колесницы

  1. Войско возвращается с добычей

  1. Пленных обращают в рабство

  1. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни

  1. Закрепление.

  1. Целеполагание через прием прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления) - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

В ходе фронтальной беседы на доске заполняется таблица.

- Назовите тему урока.

- Кто такие фараоны?

- Как вы думаете, с какой целью они ходили в походы?

Проблемный вопрос на весь урок: Почему фараоны должны были проводить активную внешнюю политику?

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

(в ходе беседы заполняется вторая колонка таблицы)

Что знаем

Что хотим узнать

Что узнали

Фараоны– правители Египта.

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника:

- Зачем фараону войско?

- Из кого и каким образом формировалось войско фараона?

Работа учащихся со слайдами презентации:

- Опишите вооружение египетских воинов. Из какого металла изготавливали это оружие?

Работа учащихся со слайдом презентации:

- Как были устроены египетские колесницы?

- Почему на площадке колесницы находились два человека, а не один?

- Что такое дышло? (работа с текстом учебника при затруднении)

- Какую роль играли колесницы в сражениях? Почему колесничими могли стать лишь знатные египтяне?

Работа учащихся с картой: 

- Покажите территорию египетского царства при фараоне Тутмосе.

- В какие страны совершали походы фараоны?

- Какие богатства они привозили из этих стран? (работа с текстом учебника)

Работа учащихся с источником «Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо»: египетские воины одержали победу в первом же сражении. Тогда почему они смогли взять крепость только спустя семь месяцев?

Работа учащихся с источником «Из древнеегипетской летописи»:

- Можно ли доверять этому источнику? Почему?

Фронтальная беседа:

- Почему в Египте было большое количество рабов?

- Докажите, что они были абсолютно бесправными? (работа с текстом учебника)

Работа с текстом учебника и составление рассказа от имени египетского воина.

- Представьте себя на месте египетского воина. Что бы вы могли рассказать о своей жизни?

- Почему фараоны для своей охраны предпочитали наемное войско из чужеземцев?

- Каковы последствия завоеваний для простых воинов?

- Каковы последствия завоеваний для жителей завоеванных стран?

Связь с современностью: трагические последствия завоеваний ИГИЛ. Угроза существованию государств Ирака и Сирии. Гуманитарная катастрофа в Сирии. Последствия массовой миграции беженцев для стран Европы.

3.Беседа по вопросам в 3-ей колонке таблицы. Рефлексия результатов деятельности.

Обсуждение проблемного вопроса.

Описание рисунка «Войско фараона в походе» по плану.

Формирование целевых установок учебной деятельности. Учащиеся  формулируют свои гипотезы и познавательную цель урока (регулятивные УУД). Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала (личностные УУД)

Учащиеся, работая с текстом и рисунками, анализируют состав и вооружение войска фараона, выделяя существенные и несущественные признаки, учатся находить нужную информацию в тексте и видеоряде презентации или учебника

(познавательные УУД)

Учатся точно и грамотно выражать свои мысли, вести диалог с учителем (коммуникативные УУД), применять новые понятия: дышло, возница, колесничий, дротик, бронза, наемное войско (предметные УУД)

Учатся читать историческую карту, определять направления  походов египетских фараонов, называть страны (предметные УУД)

Находят информацию по данной проблеме в историческом источнике (познавательные УУД)

Оценивают достоверность исторического источника (предметные УУД)

Развитие навыков монологической речи (коммуникативные УУД).

Учатся исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа (познавательные УУД). Выявляют закономерности трагических последствий завоеваний, устанавливают причинно-следственные связи (предметные УУД).

 Оценивают события с точки зрения моральных норм. Развитие личностных качеств: свободолюбия и гуманизма

(личностные УУД).

Осуществляют рефлексию результатов деятельности,  выделяют основные идеи изучаемой темы.

Решают развивающие и проблемные задачи, делают выводы (познавательные УУД). 

Учатся составлять рассказ по рисунку и по заданному плану (предметные УУД).

Список использованной литературы:

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс/Сост. Е.Н. Сорокина. –М.:ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс "Военные походы фараонов"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием ФЦИОР....

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ»  Яцкина  Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО  на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования социального направления «ПРОДВИЖЕНИЕ» для 7 класса

Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение ученикам...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...