Нашествие с Востока
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Анна Степановна Решетникова

Ф.И.О. учителя: Решетникова Анна Степановна

Класс: 6 «А» кол-во детей на уроке _______

Дата: 29.01 2016 г.

Урок истории

Тема раздела: Политическая раздробленность Руси — 11 часов

Цель раздела: Сформировать представление о процессе распада Древнерусского государства как закономерном периоде всемирной истории и его последствиях.

 

Тема урока, цель

Требования ФГОС

Тема урока:

Нашествие с Востока (Монголо-татарское нашествие)

 

Цель урока:

Дать представление о последствиях распада Руси на отдельные княжества, об иноземных захватчиках в XIII веке, причинах поражения русских земель.

 

Тип урока:

урок ввода и формирования новых знаний

 

Кол-во часов данной темы - 2

 

урока в разделе:

5

Предметные знания и умения

Метапредметные знания и умения

Личностные качества

Универсальные учебные действия

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Контроль учителя

Объяснять значение понятий:

- политическая раздробленность

- положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности

- причины поражения русских войск на Калке

а) формирование причинно-следственных связей:

- почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

 

б) формирование понятий и вычленение главного в тексте о причинах поражения Руси в борьбе с монголо-татарами.

 

в) умение сравнивать, обобщать, делать выводы о причинах и взаимодействиях исторического процесса в Монгольском государстве и Руси.

Развитие интереса и мотивации к истории.

Формирование убеждения о необходимости единства (объединения) перед лицом внешней опасности.

Понимание целей и способов усиления

Монгольского государства и причин неуспешности Руси во взаимоотношениях с монголами.

Уметь определить факт (явление) в его исторических условиях.

 

 

- Работа с притчей

- Сравнение летописных высказываний

- Работа с текстом учебника (103-105)

- Работа с дополнительной литературой

- Работа с картой (атлас)

- Выступление по вопросам, высказывание мнения

- Работа с тестом

- Использование презентации, сравнительных данных о процессе развития Монгольской державы и Руси

- Организация деятельности по поиску и обработке информации

- Дать тест

Дать определение термину — феодальная раздробленность и знать его отрицательные последствия. Причины поражения Руси на Калке.

Тест.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppa_1.doc14.5 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_2.doc15 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_3.doc14 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_4.doc15 КБ
Office presentation icon ss_12._nashestvie_s_vostoka.ppt2.48 МБ
Office presentation icon chingishan.ppt917.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc34 КБ
Microsoft Office document icon test.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1  «Монголы в конце XII в.»

  1. Как появилась Монгольская держава
  2. Есть ли общее в причинах появления Монгольского и Русского государств?
  3. В чем особенности природных условий, в которых создавалась Монгольское государство, в устройстве жизни и занятиях ее жителей

Литература:

  1. учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
  2. Кацва Л.А. «История России», стр.117
  3. А.Н.Сахаров «История России», стр.147-148

Группа 1  «Монголы в конце XII в.»

  1. Как появилась Монгольская держава
  2. Есть ли общее в причинах появления Монгольского и Русского государств?
  3. В чем особенности природных условий, в которых создавалась Монгольское государство, в устройстве жизни и занятиях ее жителей

    Литература:

  1. учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
  2. Кацва Л.А. «История России», стр.117
  3. А.Н.Сахаров «История России», стр.147-148



Предварительный просмотр:

Группа 2  «Военное дело у монголов»

  1. Военная организация монголо-татар.
  2. Рода войск. Реформа армии
  3. Вооружение: личное, для штурма
  4. Тактика ведения боя

Литература:

  1. учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
  2. Методическое пособие по истории, стр.107
  3. А.Н.Сахаров «История России», стр.149

Группа 2  «Военное дело у монголов»

  1. Военная организация монголо-татар.
  2. Рода войск. Реформа армии
  3. Вооружение: личное, для штурма
  4. Тактика ведения боя

Литература:

  1. учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
  2. Методическое пособие по истории, стр.107
  3. А.Н.Сахаров «История России», стр.149



Предварительный просмотр:

Группа 3  «Завоевания монголов (до битвы на Калке)»

  1. Какие территории (до битвы на Калке) были завоеваны монголами (дата - территория)
  2. Последствия монгольских завоеваний

Литература:

  1. учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
  2. атлас, стр.
  3. А.Н.Сахаров «История России», стр.149-150
  4. Л.А.Кацва «История России», стр. 116-117, 118-119

Группа 3  «Завоевания монголов (до битвы на Калке)»

  1. Какие территории (до битвы на Калке) были завоеваны монголами (дата - территория)
  2. Последствия монгольских завоеваний

     Литература:

  1. учебник «История Росси» 6 класс, стр. 103-104
  2. атлас, стр.
  3. А.Н.Сахаров «История России», стр.149-150
  4. Л.А.Кацва «История России», стр. 116-117, 118-119



Предварительный просмотр:

Группа 4  «Встреча на Калке»

  1. Встреча послов монголов
  2. Соотношение сил накануне битвы
  3. ход битвы (видеоролик)
  4. Итоги битвы
  5. Причины трагического исхода для Руси битвы на Калке?

Литература:

  1. Кацва Л.А. «История России», стр.121-124
  2. А.Н.Сахаров «История России», стр.150-152

Группа 4  «Встреча на Калке»

  1. Встреча послов монголов
  2. Соотношение сил накануне битвы
  3. ход битвы (видеоролик)
  4. Итоги битвы
  5. Причины трагического исхода для Руси битвы нв Калке?

      Литература:

  1. Кацва Л.А. «История России», стр.121-124
  2. А.Н.Сахаров «История России», стр.150-152


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Притча

Слайд 2
Удельная Русь

Слайд 3
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

Слайд 4
Кочевники

Слайд 5
Нашествие с Востока(Монголо-татарское нашествие).
*

Слайд 6
РУСЬ IX век
Монгольское государство XIII век
?
Как монголо-татары смогли покорить Русь,находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Слайд 7
Работа групп
1 группа — Монголы в XII в. Индивидуальное выступление2 группа — Военное дело у монголов3 группа — Завоевания монголов4 группа — Первая встреча монголов с русскими — на Калке
Почему русскиепотерпелипоражение?

Слайд 8
1. Монголы в XII веке
Центральная Азия – монголы – кочевники – скотоводы
кон.XII - нач. XIII векаМонгольское государство
Рис. 3. Передвижение юрт
Рис. 1. Монгольская конница
Почему русскиепотерпелипоражение?

Слайд 9
Почему русскиепотерпелипоражение?

Слайд 10
1. Монголы в XII веке
Центральная Азия – монголы – кочевники – скотоводы
Нач. XIII века. Курултай: Темучин – правитель. Чингисхан (Небесный хан)
кон.XII - нач. XIII векаМонгольское государство
Войско (конница) – все взрослое население страны
10
100
1000
Нукеры – ханские дружинники
Рис. 3. Передвижение юрт
Рис. 1. Монгольская конница
Индивидуальное выступление - Чингисхан
2. Военное дело у монголов
тьма
Почему русскиепотерпелипоражение?

Слайд 11
3. Завоевания монголов

Слайд 12
Кто-то в гости к нам стучится

Слайд 13
4. Битва на Калке.
«Пришла неслыханная рать. Их никто не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их»
Рис. 1. Битва на реке Калке

Слайд 14

Уроки поражения на Калке

Слайд 15
Причины поражения Руси от монголов
Причины поражения Руси
Нет военного единства
многочисленна и хорошо обучена, использовала опыт завоеванных стран
Русь
Монгольская армия
Решаем проблему

Слайд 16
С. 1. Из современной школьной энциклопедии «Российская история».«Повесть о погибели Рязанской земли» рассказывает, как рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину в составе 17ОО человек и начал сражаться с завоевателями, устраивая засады. Чтобы изловить отряд Коловрата, Батый остановил свои войска. Окруженные противником рязанцы храбро бились, победить их монголы смогли лишь с помощью камнеметов. Хан отпустил немногочисленных пленников из отряда Евпатия, разрешив похоронить погибших.1. Как ты думаешь, почему хан отпустил пленников и разрешил похоронить погибших? 2. Как этот поступок соотнести с поведением монголов - завоевателей?
Тесты
А. 1. Исключи лишнее: Чингисхан включил в состав своей державы народы:а) Северного Китая в) Средней Азии б) Персии г) Юго-Западной Руси2. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Русские выступили вместе с половцами против монголов: на рекеа) Калке б) Волге в) Сить г) Днепр3. В 1223 г. хан Батый нанес первый удар по:а) Киеву б) Рязани в) Владимиру г) МосквеВ. 1. Соотнеси понятия и их значение:
Понятия
Значение
1
курултай
А
Небесный хан
2
Чингисхан
Б
Монгольские завоеватели
3
татары
В
съезд монгольской знати
1
2
3
Ответ В1
В
А
Б
Проверить А 1 - 3
1 – г; 2 – а; 3 - б


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чингисхан Презентация по истории ученика 6 А класса Халиуллина Акима

Слайд 2

Монголы и татары Происхождение Чингисхана Быт Детство Чингисхана Великий хан Чингисхан

Слайд 3

Монголы и татары

Слайд 4

Быт

Слайд 5

Происхождение Чингисхана

Слайд 6

Детство Чингисхана

Слайд 7

Великий хан Чингисхан

Слайд 8

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Здравствуйте, ребята! Очень рада всех вас видеть. У нас сегодня гости, а гости — это радость. С хорошим настроением приступим к работе.

Начну я с притчи.

Старик-отец, умирая, призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик попросил детей развязать ветки и переломать его ветки по одной. Это сыновья выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать»

- О чем эта притча? Приведите пример из своего личного опыта.

- Какое отношение эта притча имеет к нашему уроку? К тому периоду который мы рассматриваем?

- Что такое политическая раздробленность?

- Назовите отрицательные последствия политической раздробленности.

Ученики высказыват мнение — только общими усилиями можно решать трудные задачи.

Ученики высказывают свое мнение: в XII в. на Руси наступила феодальная раздробленность.

Феодальная раздробленность — период в развитии государства, когда центральная власть слаба, а власть на местах сильна.

Междоусобная война, потеря экономических связей между отдельными землями, снижение обороноспособности страны в целом.

Современники так воспевали свою эпоху: О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами преиполненная... Всем ты наполенна, земля Русская»

Следующее описание тоже относится к Руси XIII века: «Погибло огромное количество людей, навсегда исчезли с лица могучие города, уничтожены драгоценные фрески, утрачены секреты многих ремесел...»

 - Почему произошла такая метаморфоза (превращение), что случилось на Руси? Ваши предположения.

Ученики высказывают свое мнение: не смогли противостоять внешней опасности из-за раздробленности.

- Какая внешняя опасность всегда имела место быть со дня образования Древнерусского государства?

Опасность с юга - степняки-кочевники

Тема сегодняшнего урока: Нашествие с Востока (Монголо-татарское нашествие на Русь)

-

-  Когда было образовано государство Русь? В каком веке?

- Государство у монголо-татар было образовано только в XIII в.

 Нет ли здесь противоречия? Проблемы?

- Цель определили. А какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? Что вы лично хотите узнать, понять, сделать?

882 г. (IX в.)

цель урока: Как монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Определяют задачи — фиксирую их на доске.

Чтобы решить данную проблему, вы сегодня будете работать в группах.

Вы это делали не один раз, но все-таки очень кратко вспомните правила работы в группе (не перебивать, выслушивать мнение каждого

Молодцы!

Дома вы часто готовитесь, используя дополнительную литературу, вот и сегодня на уроке вы будете работать с дополнительными источниками. Алгоритм работы заложен в перечне вопросов для каждой группы. Групп будет 4:

1. - Монголы в конце XII в. Чингисхан.

2. - Военное дело у монголов.

3. -Завоевания монголов.

4. - Первая встреча монголов с русскими — на Калке.

Время для работы ограничено - _______ мин.

После чего каждая группа представит нам результат своей работы.

Я — консультант.

Каждая группа получает перечень вопросов, литературу и прорабатывает свое задание.

В XIII веке кочевники Великой степи создали мощную военную державу, каких раньше в Степи не было, и которая завоевала половину Евразии. Как это было.

Выступление первой группы: Монголы в конце XII века.

1. Как появилась монгольская держава?

2. Есть ли общее в причинах и процессе появления Монгольского и Русского государств?

3. В чем особенности природных условий, в которых создавалась Монгольская держава, в устройстве жизни и занятиях ее жителей?

Перед вами портрет человека, которого я опишу стихами. Попробуйте угадать, кто это?

Мой дерзкий взгляд раскосых умных глаз,
Лицо в морщинах, борода седей вершин,
Я - царь царей, я Бог для всех для вас,
А для монголов я их хан, я Темучин. (Сергей Селиванов)

Я специально не дочитала последнюю строку — кто это?

- Кем же был этот человек, который сумел объединить разрозненные монгольские племена и создал огромную державу? Об этом человеке нам расскажет Аким, который подготовил специальное выступление.

Инд. Выступление — Халиуллин Аким «Чингизхан»

 

Цель Чингисхана в этот момент, в общем, достаточно ясна – стать единоличным «владыкой поколения людей, живущих в войлочных кибитках». Сам кочевник, он стремился объединить всех кочевников, установить в степи твердый порядок и, в пределах возможного, сделать своих степных подданных богатыми и довольными жизнью.  Набеги на соседние государства главной своей целью имели грабеж.

Чтобы грабить и побеждать более развитыйх соседей необходимо иметь сильную армию. Была ли она у Чингисхана?

Выступление группы 2: Военное дело у монголов

1. Военная организация монголо-татары.

2. Рода войск

3. Вооружение: оборонительное, наступательное, для штурма городов.

4. Тактика ведения боя

По словам Чингисхана:

цель жизни воина-монгола оружием добиваться богатства, славы, власти, чтобы насладиться гибелью и позором врага. Надо презирать оседлую жизнь, но покорять оседлые народы. И дойти до "моря франков".

Создав мощную армию, Чингисхан приступил к выполнению задачи — завоевать мир.

Выступление 3 группы: Завоевания монголов

1. Какие территори (до битвы на Калке) были завоеваны монголами (дата — территория).

 2.Последствия монгольских завоеваний.

Физкультминутка

В 20-е годы XIII века в русских летописях было записано: «Пришла неслыханная рать. Их никто не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая вера их». Русь еще не знала ничего о монголо-татарах, а они включили в свои завоевательные планы ее земли (улус Джучи). Угроза нависла над русскими землями. Поэтому некоторые князья ответили согласием на приглашение половцев принять участие в битве с монгольским войском. Тем более, что Русь имела многовековой опыт борьбы с кочевниками. Как проходила битва и чем она закончилась выступление группы 4: Битва на Калке

1. Соотношение сил

2. ход битвы - видеоролик

3.Чем можно, на Ваш взгляд, объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке?

Уже почти что восемь сотен лет
Прошло с времён сражения на Калке!
Но каждый вновь родившийся рассвет
Несёт печать кровавой этой схватки.

- Как вы считаете, какие уроки должна была вынести Русь из трагедии на Калке?

Обсуждения в группах:

1. Нельзя убивать послов. Ведь посол — это гость, а гостю по востояным обычаям оказывают почести. За убийство посла на Востоке жестоко мстят.

2. Следует изучать заранее тактику врага, чтобыне попасть в смертельную ловушку.

3. Нельзя действовать разрозненно, идя в бой с таким серьезным противником.

Предположите, сделали ли выводы русские князья? Правильно ли они поняли, что произошло на Калке?

Действительно, к сожалению, русские князья не сделали правильных выводов из трагедии на Калке. Монголы же приняли окончательное решение о походе на Русь в 1235 г. Батыю, внуку Чингизхана, предстояло выполнить волю своего деда, организовав поход на Русь.

- Вы ответили сегодня, почему русские рати проиграли монголам на Калке. Дальше работать над проблемой:Как монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?- мы продолжим на следующем уроке.

Цель урока достигли. Кто решил сегодня поставленные перед собой задачи?

Рассуждения учеников.

Индивидуальные ответы

 Переходим к проверке понимания темы — тестам.

И внизу нарисуйте смайлик — ваше самочувствие на начало урока, ваше настроение — в конце урока.

Д/з стр.112 «Учимся быть историками» вопр.1 (письм.)



Предварительный просмотр:

Тест «Нашествие с Востока»

А1. Кто был союзником русских князей в битве на реке Калка:

               а) волжские булгары                                          в) печенеги

               б) половцы                                                          г) касоги

А2. Причина победы монгольского войска в битве на Калке была в:

а) несогласованности действий русских войск;

б) наличии у монголов огнестрельного оружия;

в) снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета;

г) отказе русских князей прийти на помощь половцам.

3. Отметьте особенность монгольской армии:

а) морской флот

б) пехота

в) жесткая дисциплина

г) отсутствие единого командования

4. Титул «Чингисхан» на русский язык переводится как:

а) знатный человек

б) великий правитель

в) сильный воин

5. Феодальная раздробленность Русских земель это

а) территориальная организация государства, направленная на отражение внешней агрессии;

б) порядок занятия престолов князьями;

в) закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода;

г) форма организации боярской вотчины.

В.1. Установите соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности Руси и их характеристиками.

Тест «Нашествие с Востока»

А1. Кто был союзником русских князей в битве на реке Калка:

         а) волжские булгары                  в) печенеги

         б) половцы                                  г) касоги

А2. Причина победы монгольского войска в битве на Калке была в:

а) несогласованности действий русских войск;

б) наличии у монголов огнестрельного оружия;

в) снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета;

г) отказе русских князей прийти на помощь половцам.

3. Отметьте особенность монгольской армии:

а) морской флот

б) пехота

в) жесткая дисциплина

г) отсутствие единого командования

4. Титул «Чингисхан» на русский язык переводится как:

а) знатный человек

б) великий правитель

в) сильный воин

5. Феодальная раздробленность Русских земель это

а) территориальная организация государства, направленная на отражение внешней агрессии;

б) порядок занятия престолов князьями;

в) закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода;

г) форма организации боярской вотчины.

В.1. Установите соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности Руси и их характеристиками.

ПРОЯВЛЕНИЯ                                                             ХАРАКТЕР ПОСЛЕДСТВИЙ

1)    сохранение всех богатств в отдельных

княжествах и землях;                                         А) отрицательные;

2)       ослабление обороноспособности;           Б) положительные.

3)       рост междукняжеских усобиц;

4)       развитие местных школ книжности,

      архитектуры, иконописи.

1

2

3

4

ПРОЯВЛЕНИЯ                                                             ХАРАКТЕР ПОСЛЕДСТВИЙ

1)    сохранение всех богатств в отдельных

княжествах и землях;                                         А) отрицательные;

2)       ослабление обороноспособности;           Б) положительные.

3)       рост междукняжеских усобиц;

4)       развитие местных школ книжности,

      архитектуры, иконописи.

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с  историческими документам...

Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

Материал предназначен учителям истории...

Нашествие с Востока

1)      Познакомить  с ходом монгольского нашествия на Русь;2)      Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...

"Нашествие с Востока"

Разработка учебного занятия  по истории России в 6 классе....

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)

Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...