Сценарий урока истории в 5 классе "Вторая война Рима с Карфагеном" в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Предлагамые материалы можно использовать для работы на уроках истории в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Вторая война Рима с Карфагеном.

Тип: изучение нового материала (урок «открытия» нового знания)

Цель урока (для учителя): формирование знаний о второй войне Рима с Карфагеном (дата, причины, полководцы, основные сражения, итоги).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

  • Называть крупнейшие экономические и политические центры Средиземноморья в III веке до н.э. – Рим и Карфаген, знать их местоположение.
  • Объяснять причины противостояния Рима и Карфагена.
  • Перечислять ключевые события войны  - переход карфагенян через Альпы, битва при Каннах, битва при Заме.
  • Называть и кратко характеризовать роль двух полководцев – Ганнибала и Сципиона.
  • Знать условия мирного договора Рима и Карфагена и их значение для страны победителя.
  • Знать значение итогов войны для Римского государства.

УУД

Метапредметные

Познавательные:

- уметь передавать содержание в сжатом виде;

- составлять простой и сложный план;

- самостоятельно перерабатывать информацию и делать выводы;

Коммуникативные:

- осуществлять учебное сотрудничество в парах;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель урока;

- определять способы действий в рамках предложенных условий;

- уметь оценить свою работу на уроке.

Личностные

  • Проявлять интерес к новому учебному материалу

Средства обучения: презентация, учебное пособие (учебник), раздаточный материал, фрагмент фильма.

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Предметные результаты

УУД

- познавательные

- регулятивные

- коммуникативные

Мотивация познавательной деятельности

Актуализация необходимых знаний

  1. Обращение к раздаточному материалу (карте), вопрос: «Какие события могут быть отражены на этой карте?»

Высказывают предположения, объясняют свою точку зрения.

Актуализация знаний о том, как на исторической карте изображаются боевые действия.

П: повторение знаков исторической карты.

К: участие в диалоге.

  1. Предложение «восстановить» карту с помощью раздаточного материала (лист выбора). Вопрос: «С помощью чего мы можем выбрать правильные ответы?»

Выбирают учебник в качестве средства выполнения задания, находят нужный параграф. С помощью учебника (текст параграфа и карта в параграфе) выбирают и подчеркивают правильные утверждения, относящиеся к «проблемным» элементам карты. Работа в парах.

Первоначальное знакомство с содержанием материала урока.

П: самостоятельная переработка информации, выбор адекватного вывода.

К: осуществление учебного сотрудничества в парах.

Р: определение способов действий в рамках предложенных условий.

  1. Предложение поделиться с классом полученными результатами.

Представитель пары зачитывает вслух результат проделанной работы (одна пара – один тезис). Остальные соглашаются или не соглашаются с помощью табличек «ДА» и «НЕТ»

Проговаривание вслух основных элементов содержания изучаемого материала.

К: участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Р: оценка умения выбирать правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. Предложение сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь. Предложение сформулировать цель урока.

Называют тему урока.

Отнесение элементов изучаемого материала к конкретному историческому событию (второй войне Рима с Карфагеном)

Р: самостоятельное формулирование цели урока.

Организация познавательной деятельности

  1. Предложение составить план работы, вопрос «Что мы должны сделать, чтобы составить рассказ о войне Рима и Карфагена?»

Высказывают предположения: составить план рассказа, составить краткий рассказ.

Р: определять способы действий в рамках предложенных условий.

  1. Предложение выбрать средства составления рассказа – учебник или переработанный лист выбора.

Выбирают лист выбора как простейшее средство решения задачи.

Р: определять способы действий в рамках предложенных условий.

  1. Предложение составить план рассказа из «перемешанных» пунктов на доске.

Располагают листы бумаги с названиями пунктов плана на доске (1 человек). Записывают в тетрадь получившийся план.

Актуализация знаний о примерном плане изучения военных действий.

П: составление простого плана рассказа.

К: участие в диалоге.

  1. Предложение самостоятельно подобрать к каждому пункту плана и записать в тетрадь информацию из листа выбора.

Сопоставляют данные из листа выбора с пунктами плана.

Наполнение плана изучения военных действий деталями, относящимися к конкретному историческому событию.

П: составление сложного плана рассказа, представление содержания в сжатом виде.

  1. Предложение проверить правильность составленного рассказа (сравнить с образцом на слайде).

Сравнивают полученный рассказ с образцом, подсчитывают количество баллов.

Р: умение оценить свою работу.

  1. Вопрос «Какие пункты плана оказались незаполненными и почему?» Предложение дополнить план дома с помощью заданий раздаточного материала.

Высказывают утверждение, что листа выбора недостаточно для заполнения всего плана, что необходимы дополнительные источники.

.

Закрепление и включение в систему знаний

  1. Предложение посмотреть фрагмент фильма и выписать в тетрадь ключевые слова.

Смотрят фрагмент фильма и записывают в тетрадь ключевые слова.

Формирование визуального образа второй войны Рима и Карфагена.

П: самостоятельная переработка информации и представление выводов.

Домашнее задание: заполнение последних двух пунктов плана-рассказа с помощью раздаточного материала, устный рассказ о войне Рима и Карфагена (основа – рассказ в тетради, дополнения из параграфа 47, фрагмента фильма).



Предварительный просмотр:

Сценарий урока истории в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Тема урока: Вторая война Рима с Карфагеном.

Тип урока: изучение нового материала (урок «открытия» нового знания).

Цель урока (для учителя): формирование знаний о второй войне Рима с Карфагеном (дата, причины, полководцы, основные сражения, итоги).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Предметные
  • Называть крупнейшие экономические и политические центры Средиземноморья в III веке до н.э. – Рим и Карфаген, знать их местоположение.
  • Объяснять причины противостояния Рима и Карфагена.
  • Перечислять ключевые события войны  - переход карфагенян через Альпы, битва при Каннах, битва при Заме.
  • Называть и кратко характеризовать роль двух полководцев – Ганнибала и Сципиона.
  • Знать условия мирного договора Рима и Карфагена и их значение для страны победителя.
  • Знать значение итогов войны для Римского государства.
  1. УУД, метапредметные
  • Познавательные:

- уметь передавать содержание в сжатом виде;

- составлять простой и сложный план;

- самостоятельно перерабатывать информацию и делать выводы;

  • Коммуникативные:

- осуществлять учебное сотрудничество в парах;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель урока;

- определять способы действий в рамках предложенных условий;

- уметь оценить свою работу на уроке.

3. Личностные

  • Проявлять интерес к новому учебному материалу

Средства обучения: презентация, учебное пособие (учебник), раздаточный материал, фрагмент фильма.

СЦЕНАРИЙ  УРОКА

Мотивация познавательной деятельности,  актуализация необходимых знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Предметные результаты

УУД

- познавательные (П)

- регулятивные (Р)

- коммуникативные (К)

Обращение к раздаточному материалу (карте), вопрос: «Какие события могут быть отражены на этой карте?»

Высказывают предположения, объясняют свою точку зрения.

Актуализация знаний о том, как на исторической карте изображаются боевые действия.

П: повторение знаков исторической карты.

К: участие в диалоге.

Предложение «восстановить» карту с помощью раздаточного материала (лист выбора). Вопрос: «С помощью чего мы можем выбрать правильные ответы?»

Выбирают учебник в качестве средства выполнения задания, находят нужный параграф. С помощью учебника (текст параграфа и карта в параграфе) выбирают и подчеркивают правильные утверждения, относящиеся к «проблемным» элементам карты. Работа в парах.

Первоначальное знакомство с содержанием материала урока.

П: самостоятельная переработка информации, выбор адекватного вывода.

К: осуществление учебного сотрудничества в парах.

Р: определение способов действий в рамках предложенных условий.

Предложение поделиться с классом полученными результатами.

Представитель пары зачитывает вслух результат проделанной работы (одна пара – один тезис). Остальные соглашаются или не соглашаются с помощью табличек «ДА» и «НЕТ»

Проговаривание вслух основных элементов содержания изучаемого материала.

К: участие в диалоге, умение слушать и понимать других.

Р: оценка умения выбирать правильный ответ из предложенных вариантов.

Предложение сформулировать тему урока и записать ее в тетрадь. Предложение сформулировать цель урока.

Называют тему урока.

Отнесение элементов изучаемого материала к конкретному историческому событию (второй войне Рима с Карфагеном)

Р: самостоятельное формулирование цели урока.

Организация познавательной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Предметные результаты

УУД

- познавательные (П)

- регулятивные (Р)

- коммуникативные (К)

Предложение составить план работы, вопрос «Что мы должны сделать, чтобы составить рассказ о войне Рима и Карфагена?»

Высказывают предположения: составить план рассказа, составить краткий рассказ.

Р: определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предложение выбрать средства составления рассказа – учебник или переработанный лист выбора.

Выбирают лист выбора как простейшее средство решения задачи.

Актуализация знаний о примерном плане изучения военных действий.

Р: определять способы действий в рамках предложенных условий.

Предложение составить план рассказа из «перемешанных» пунктов на доске.

Располагают листы бумаги с названиями пунктов плана на доске (1 человек). Записывают в тетрадь получившийся план.

Наполнение плана изучения военных действий деталями, относящимися к конкретному историческому событию.

П: составление простого плана рассказа.

К: участие в диалоге.

Предложение самостоятельно подобрать к каждому пункту плана и записать в тетрадь информацию из листа выбора.

Сопоставляют данные из листа выбора с пунктами плана.

П: составление сложного плана рассказа, представление содержания в сжатом виде.

Предложение проверить правильность составленного рассказа (сравнить с образцом на слайде).

Сравнивают полученный рассказ с образцом, подсчитывают количество баллов.

Р: умение оценить свою работу.

Вопрос «Какие пункты плана оказались незаполненными и почему?» Предложение дополнить план дома с помощью заданий раздаточного материала.

Высказывают утверждение, что листа выбора недостаточно для заполнения всего плана, что необходимы дополнительные источники.

Закрепление и включение в систему знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Предметные результаты

УУД

- познавательные (П)

- регулятивные (Р)

- коммуникативные (К)

Предложение посмотреть фрагмент фильма и выписать в тетрадь ключевые слова.

Смотрят фрагмент фильма и записывают в тетрадь ключевые слова.

Формирование визуального образа второй войны Рима и Карфагена.

П: самостоятельная переработка информации и представление выводов.

Домашнее задание: заполнение последних двух пунктов плана-рассказа с помощью раздаточного материала, устный рассказ о войне Рима и Карфагена (основа – рассказ в тетради, дополнения из параграфа 47, фрагмента фильма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Рабство в Древнем Риме

Урок истории по теме: "Рабство в Древнем Риме"...

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии"

урок истории по теме " Завоевание Римом Италии" с использованием интнрактивной доски....

презентация к уроку история "Рабство в Древнем Риме"

презентация к уроку история "Рабство в Древнем Риме"...

Сценарий урока истории в 5 классе "Древняя Ассирия" в соответствии с ФГОС

Предлагаемые материалы могут быть использованы для проведения урока истории в 5 классе....

Сценарии уроков истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предлагаемые материалы можно использовать при изучении истории в 5 классе, темы "Древняя Ассирия" и "Вторая война Рима с Карфагеном"...

Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"

Рабочий лист урока истории  для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...

Урок истории "Рабство в Древнем Риме"

Урок нацелен на формирование представления учащихся о важнейших особенностях рабовладения в Древнем Риме, развитияумения работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, давать характер...