Глобальные проблемы современности
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Воронина Лариса Сергеевна

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по теме "XXI век: глобальные проблемы человечества". 9-й класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.

Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.Форма организации учебного занятия: урок-проект на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnye_problemy_9_klass.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по теме "XXI век: глобальные проблемы человечества". 9-й класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.

Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.

Задачи:

Образовательные: осознать необходимость международного сотрудничества в решении глобальных проблем, с учётом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; целостность географической оболочки нашей планеты; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.

Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументированно выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование исторического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций.

Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.

Форма организации учебного занятия: урок-проект на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.

Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, настенная карта.

План урока:

1. Понятие о глобальных проблемах.

2. Классификация глобальных проблем.

3. Основные особенности глобальных проблем.

4. Пути решения.

Ход урока:

1.Мотивационно-целевой блок.

Учитель: «Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счёте, умели становиться и мудрее»   А.Назаретян / профессор/

Многие качественные, революционные по всей глубине и радикальности перемены произошли в мире за минувшее столетие в современных условиях усилить факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Это объясняется актуальностью темы сегодняшнего занятия – «Глобальные проблемы современности».

Нам предстоит на основе исторического анализа постараться осмыслить новый уровень глобальных проблем мира. Для этого понадобятся знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске).

Крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем неизбежен?

Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский  ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил.  В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро. 

Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов.

Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

Ожидаемый ответ: Глобализация.

Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

Слайд № ___

Учитель: Итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Аурелио Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов. «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (работа с деформированным предложением)

Вопросы учащимся.

- Почему вплоть до середины ХХ века в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

- Что породило глобальные проблемы?

Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов.

С развитием орудий труда человек все более усиливал свое “давление” на природу. Так, еще 400 тыс. лет назад синантропы уничтожили огнем значительные площади растительного покрова на севере Китая; а в некогда лесистом Московском крае во времена Ивана Грозного лесов было меньше, чем сейчас – из-за применения с древности подсечно-огневого земледелия.

Промышленный переворот XVIII-XIX веков, межгосударственные противоречия, НТР середины ХХ века, интеграция усугубила ситуацию. Проблемы нарастали как снежный ком по мере продвижения человечества по пути прогресса. Вторая мировая война положила начало превращению локальных проблем в глобальные.

ДОКЛАД 1: угроза самоуничтожения

§ 1. УГРОЗА МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Важным фактом теории глобальных проблем явилось осознание реальной возможности самоуничтожения человечества. Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, и, прежде всего, в результате резко возросшей мощи оружия. Во всем мире на вооружение и содержание армии расходуется три миллиарда долларов в день – три миллиарда, которые можно было бы потратить на борьбу с голодом, просвещение, защиту окружающей среды и т.д. В этих условиях особенно важно правильное понимание источников войн, того, откуда исходит угроза войны. Широкое распространение в литературе получили следующие концепции о неизбежности войн:  биологические, связывающие их возникновение с «агрессивной природой человека»;  психологические, видящие источник их возникновения в «склонности» народных масс к насилию и фанатизму или во враждебности рас;  неомальтузианские, объявляющие причиной войн перенаселенность Земли, «демографический взрыв»;  геополитические, усматривающие в нехватке «жизненного пространства», территорий, ресурсов главную опасность войны;  технократические, указывающие на неконтролируемость технического прогресса в военной сфере как на важнейший источник войн, и др. Длительное время в научных исследованиях на Западе считалось, что двигателем милитаризма, гонки вооружений является соперничество сверхдержав. Однако такая аргументация стала бессмысленной. Подобный аргумент плохо работал и в предшествующие периоды. Значительная доля ответственности за развязывание гонки вооружений лежит на военно-промышленных комплексах ведущих держав. Как правило, в их состав включают: крупнейшие монополии, фирмы, корпорации, связанные с военным производством; высшие военные структуры и генералитет; государственную бюрократию, связанную с военными аспектами деятельности; милитаризированную науку, в которой заняты высококвалифицированные исследователи, составляющие чуть ли не пятую часть всех ученых в мире; идеологический и информационно-пропагандистский аппарат, воспроизводящий потребности в военных заказах. Военные ведомства в разных странах нередко обладают разветвленной системой СМИ. Военный бизнес приносит значительно большую прибыль, чем любой другой. Во времена Наполеона французские производители оружия и амуниции «зарабатывали» на каждом убитом солдате 45 франков. В последующем эта цифра быстро росла: в Первой мировой войне она составляла почти 1 тыс., а во второй — 3 тыс. долларов. На протяжении более чем полувека самым опасным оружием считалось ядерное. К концу XX в. разрушительная мощь мирового ядерного арсенала достигла примерно 600 тыс. Мт, т.e. возросла более чем в 100 тыс. раз. Атомные бомбы были впервые применены США во время Второй мировой войны и направлены против гражданского населения. Урановая бомба в 14 Кт была сброшена 7 августа 1945 г. на Хиросиму, а плутониевая бомба в 20 Кт — 9 августа 1945 г. на Нагасаки, уничтожив от 50 до 100 тыс. человек и развязав гонку ядерных вооружений.  Угроза всеобщей ядерной катастрофы в современных условиях, не смотря на прилагаемые усилия, не исключена. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп. Кроме того, необходимо иметь в виду разрушительные и смертоносные возможности современного биохимического, лазерного и других видов оружия массового поражения. Опасность катастрофических последствий ядерной войны заставила наиболее дальновидных ученых еще в условиях «холодной войны» усилить внимание к проблемам сохранения мира. Для их исследования на Западе было создано около двухсот институтов, объединенных в международную ассоциацию, стало издаваться около полутора сотен журналов. Большое значение в публикациях придается разработке так называемых проектов мира: 1. Идея «государственного гигантизма». Полномочия распоряжаться вооруженными силами и ядерным оружием были бы переданы «мировому правительству». 2. Другие исходят из того, что всеобщий мир станет результатом изменений, ведущих в конечном счете к преодолению разделения мира на разделяющие его цивилизации и социальные системы. 3. Третья группа исследователей решающей предпосылкой сохранения мира считает идеологическое и культурное сосуществование. Они уповают на примирение культур, идеологий. Для мирного сосуществования различных культур, возможно, более продуктивна идея синтеза культур, поскольку национальные культуры несовершенны и ограничены и могут развиваться лишь взаимодействуя с другими. Возможность межкультурной коммуникации давно и глубоко проанализирована мыслителями в понятии диалога культур. Диалог культур - совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. 4. Концепция «ядерного сдерживания войны». Соединение в рамках теории «сдерживания» двух принципиально различных основополагающих требований (доядерного периода — императив готовности к войне и угрозы силой, ядерного — неприемлемость войны) приводит к неразрешимым противоречиям. Державам, обладающим ядерным оружием, рекомендуется его постоянно совершенствовать, чтобы уменьшить вероятность его использования. Предлагается быть готовым к применению ядерного оружия для того, чтобы страх уничтожения имел реальные основания, но тут же следует предостережение, что это чревато катастрофой. Для снижения остроты ядерной угрозы необходимо осуществить ряд превентивных мер:  ограничить продолжавшееся в 1990-е годы распространение ядерного оружия и соответствующего сырья в малые страны;  договориться об ограничении вооружений и отказаться от политики «силового глобализма»;  с целью уменьшения политической напряженности важно содействовать экономическому развитию менее развитых стран. Понижение уровня ядерного сдерживания на началах взаимной безопасности и равенства укрепит стратегическую стабильность. Ликвидация угрозы планетарной военной катастрофы является необходимым условием решения глобальных проблем современности. В политическом плане важность выполнения этого условия характеризуется тем, что объединение усилий всех стран в деле решения глобальных проблем возможно лишь в условиях военной разрядки и сокращения (желательно — прекращения) гонки всех видов вооружений. Экономический аспект задачи ликвидации угрозы планетарной военной катастрофы заключается в ее ресурсном потенциале, т.е. в необходимости выделения ресурсов для: создания новой технической базы мирового хозяйства; снятия остроты экологической проблемы; ликвидации дефицита продовольствия и устранения голода; преодоления отсталости различных регионов мира и устранения нищеты. В научно-техническом плане важность ликвидации военной угрозы заключается в том, что поворот главного направления НТП с военного на мирный является существенной предпосылкой снижения остроты глобальных противоречий и предотвращения кризисных ситуаций в будущем.

ДОКЛАД 2: экологическая проблема

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. Экологические проблемы – это те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы, связаны с ограниченностью возможностей биосферы выносить нагрузки антропогенного характера. Экологическая проблематика связана с поиском оптимальной альтернативы во взаимоотношении общества и природы в условиях научно-технической революции. Суть экологической проблемы в противоречии между производительной деятельностью человека и возможностями биосферы. Кризисные явления в отношениях между природой и человеком имели место и раньше. Однако современный экологический кризис имеет целый ряд особенностей:  он носит глобальный характер, т. е. охватывает всю планету;  изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека, коснулись базисных систем жизнеобеспечения. Симптомами этого служат угрозы изменения климата, сокращения видового многообразия планеты, демографического взрыва, широкомасштабного загрязнения окружающей среды;  скорость негативных изменений, происходящих в окружающей среде, беспрецедентно велика. Никогда прежде изменения не происходили столь стремительно, на протяжении жизни всего одного поколения;  современный экологический кризис может обрести необратимый характер и перерасти в экологическую катастрофу, а значит, он таит в себе угрозу существованию не только человечества, но и вообще всей жизни на Земле;  он создается людьми, а, следовательно, побуждает к активному действию. § 2. ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА. Мыслители, оценивая развитие и перспективы экологического кризиса, призывают обратить внимание на его истоки. Выделяют ряд причин экологического кризиса, которые можно объединить в группы. Религиозные причины экологического кризиса.  По утверждению Л.Уайта, экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией. Именно в иудео-христианской религиозной традиции некоторые исследователи увидели истоки современного отношения западного человека к природе. В иудео-христианской традиции существовало противопоставление духа телу. Все материальное, в том числе и природа, находится на низшей ступени иерархии бытия. Бог – царство священного и сакрального – трансцендентен природе. Также в этой традиции сложилось представление о том, что Бог санкционировал господство человека над землёю и всеми живыми существами, было преодолено языческое обожествление природы. Христианство явилось как бы переходным этапом от древнего обожествления природы к её эксплуатации. Справедливости ради необходимо отметить, что в христианстве сложилось двойственное отношение к природе: одни религиозные мыслители прославляли природу как творение Бога, как отражение его совершенства, а другие считали, что человек как высшее творение Бога может сделать с природой всё, что угодно. В целом, религиозные интересы человека изначально находятся за пределами бренного мира, религия нацелена на трансцендентное. Наиболее развитые формы религиозности предполагают отстраненность от эмпирической, природной жизни и формируют недоверчивое отношение ко всему материальному, временному, земному. Необходимо отметить, что концепции религиозных истоков экологического кризиса преувеличивают значение религиозных и преуменьшают значение других культурных и материальных предпосылок. Не во все страны, в которых было распространено христианство, пришёл экологический кризис, а, прежде всего, в западные. В таком случае возможно обнаружение причин в особенностях западной культуры как таковой. Культурные причины экологического кризиса.  Некоторые авторы прямо указывают, что по мере развития культуры, пропасть между человеческим и природным миром возрастает. Дело в том, что человеческие сообщества ведут себя не так прямолинейно как животные. Они выработали культурные регуляторы поведения. Но нарушение баланса между возросшими технологическими возможностями и прежними культурными механизмами способно в корне изменить обстановку. Превосходство инструментального интеллекта над гуманитарным влечет за собой всплеск экологической агрессии. Недостаточность культурных сдержек делает поведение социума, в том числе и по отношению к природе,  подобным поведению биологической популяции. Причем к естественным импульсам (размножиться, расширить ареал обитания, прокормиться)  добавляется человеческий фактор - возрастание потребностей по мере их удовлетворения. Современную цивилизацию все чаще называют обществом потребления. По отношению к природе это означает приоритет использования над отдачей, над восстановлением, над заботой об окружающей природе. Мыслители видят причины этого в особенностях культуры. Группа исследователей в работе «Пределы роста», сравнила отношение к природе свойственное западным и восточным культурам. Западная концепция, по их мнению, рассматривает человека как самое выдающееся творение природы, уникальный мозг которого даёт ему не только способность, но и право эксплуатировать все другие существа и ресурсы Земли.

ДОКЛАД 3: ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ СОВРЕМЕННОСТИ.  Глобальные проблемы в системе «индивид - общество» отражают разные стороны ситуации, когда гигантские темпы научно-технического прогресса не соответствуют духовному развитию человечества. Человек просто не успевает духовно освоить то, что порождает его разум. Известный философ М. Мамардашвили, характеризуя современную ситуацию, употреблял выражение «антропологическая катастрофа». Он имел ввиду, что за всеми нашими бедами, локальными и глобальными, стоит кризис человека, его духа. Торжество современной цивилизации выступает как торжество бездуховности. Цивилизация со всеми ее материальными взлетами вдруг обнаруживает себя как лишенная надежных духовных основ. Она не уверенна в своем будущем, с опаской оценивает настоящее и путается в осмыслении прошлого. Таким образом, одной из главных причин кризиса, постигшего человеческую духовность, является утрата путеводных идей. Таких идей, которые могли бы связать воедино человеческую реальность, помочь оценить уроки прошлого, определить смыслы происходящего и очертить контуры будущего. В прошлом такие идеи были. Например, идея социализма - общества социальной справедливости. Или идея научно-технологическая, воспевшая экономическую эффективность. Но эти идеи не выдержали испытания временем. А новые, яркие, объединяющие идеи, возможно только начинают зарождаться и ясно обнаружатся лишь в новом столетии. Для понимания современных процессов можно провести такое различение: под цивилизацией понимать всю совокупную деятельность человека, направленную на удовлетворение его материальных и духовных (в самом широком смысле этого слова) потребностей и ее результаты, включая научно-техническое развитие, а под культурой ту часть цивилизации, которая направлена на удовлетворение только и исключительно духовных потребностей человека. Исторически культура формировалась и развивалась в русле религиозного (или околорелигиозного) миропонимания, ориентированного на веру в объективное бытие высшей духовной реальности (богов, духов, Первоединого, Бога, Абсолюта и т.п. — некоего Великого Другого, по выражению В.В.Бычкова), оказывающей воздействие на возникновение, развитие, существование жизни, в том числе и человеческой. Соответственно культура  ориентирована на создание, развитие, поддержание любой творческой деятельности, духовно просветляющей и преображающей жизнь человека и человечества. Процесс расшатывания культуры начался уже где-то с XVI в. и активно прогрессировал в Новое время не без влияния научно-технического прогресса. В XX в. он превратился во взрывоподобный слом культуры, начался период пост-культуры. Главной и характерной чертой этого периода является внутренний отказ большей части человечества западного ареала от признания объективно существующей высшей духовной реальности — Великого Другого. Пост-культура — современное состояние той лавинообразно расширяющейся сферы цивилизации, которая создается поколением людей, сознательно отказавшихся от признания бытия какого-либо иного духовного начала кроме только и исключительно человеческого. Пост-культура — это творение «одномерного человека», как четко охарактеризовал человека индустриальной цивилизации немецко-американский философ Герберт Маркузе. В социальном плане — это «культура нулевого цикла» (понятие Маркузе), ограничивающаяся прагматически оптимальным минимумом знаний, навыков, способов коммуникации, помогающим укрепиться человеку в своей узкой социально-профессиональной нише внутри индустриального мира. Ни о каком «полете духа» к какому-то мифическому Универсуму в случае «одномерного человека» не может быть и речи. Поэтому в пост-культуре отпадает потребность во многих традиционных посредниках (прежде всего эстетических) между земным человеком и чем-то сверхземным, нематериальным. Она вся здесь и сейчас — на земле, в гуще техногенной цивилизации и ничего кроме этой «земли» не знает и знать не желает. Таковы правила цивилизационной игры, сформировавшейся на протяжении XX в. и фактически заменившей культуру. Такое изменение мировоззренческой установки обернулось к середине XX в. радикальными изменениями человеческого бытия, сознания, мыслительных парадигм, образа жизни и творческих принципов. Более того — косвенно способствовало приближению человечества к грани самоуничтожения. Если над нами нет никакой высшей законодательной, руководящей, сдерживающей, карающей, наконец, силы, если все в наших руках то нам все дозволено (провозгласил еще Ницше): куда хочу, туда и ворочу, — внутренняя установка пост-культуры. Расставание с ориентацией на высшую духовность обернулось прагматизацией, утилитаризацией, уплощением сознания. Соответственно изменилось отношение к сфере вещей. В обстановке массового производства и в отсутствие реалий более высокого порядка вещи вырвались на первый план и «загромоздили пути воображения» современного человечества. Жадные люди были всегда, но «вещизм», «потребительство», превознесение материальных благ и связанного с ними комфорта — это черта нашего времени. Современный озабоченный собой индивид хочет много и хорошо потреблять. Само по себе это было бы неплохо, если бы не сделалось самоцелью, единственным неисчерпаемым желанием современного «среднего человека». Но тот, кто «зациклен» на потреблении, не в состоянии отдавать, дарить, делиться ни внешним, ни внутренним достоянием.

ДОКЛАД 4: социальные проблемы - ЗДОРОВЬЕ.

Глобальные проблемы, связанные с человеком затрагивают не только состояние его духа. Другой неотъемлемой частью человека является его телесность. Греческий идеал человека означал совершенство и духовное и телесное. На протяжении веков здоровье было одной из главнейших ценностей человека. Все ли благополучно с телесностью человека в современном мире и в России в частности? Антропологический кризис с области человеческой телесности имеет множество проявлений. Одним из главных является опасность изменения генофонда человечества. Мутагенные факторы вызваны прямым и косвенным загрязнением биосферы. Биологи отмечают растущее повреждение генотипических структур сформированных веками. Опасны тенденции к переконструированию биологической основы человека. Системная целостность генетических факторов вовсе не гарантирует, что при изменении одного гена, который программирует определенные свойства организма, не изменятся другие свойства. Человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и тем эмоциональным фоном, который ей продиктован. Биологические предпосылки не просто фон культуры, а почва на которой она выросла и вне которой невозможны были бы состояния человеческой духовности. Ухудшение здоровья на сегодняшний день связано, как правило, с неблагоприятными факторами антропогенных изменений среды в условиях научно-технического прогресса. Увеличивается число психических больных, растет количество инфарктов, инсультов, происходит психофизическая деградация человеческого общества. Сердечно-сосудистые, онкологические, легочные болезни и сахарный диабет прочно заняли ведущее место среди причин смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности. Для настоящего времени характерно исключительно быстрое нарастание социальных изменений. В то же время запрограммированные эволюцией биологические процессы происходят крайне медленно. В столкновении первого со вторым скрыта причина многих болезней. Техногенная цивилизация характеризуется быстрым ростом различных отраслей промышленности, где заняты миллионы людей. Следствием этого является развитие новой группы заболеваний, ранее неизвестных человечеству, так называемых профессиональных заболеваний, вызванных воздействием производственных факторов на человека. Серьезного внимания заслуживает радиационная ситуация на планете. В течение почти 40 лет ядерных испытаний в биосферу выброшено 12,5 т. продуктов деления, самым неблагоприятным образом отражающихся на человеке. Современная цивилизация характеризуется значительным ростом заболеваний, в основе которых лежат порочные наклонности человека: табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, сифилис, СПИД, гепатит В и др. В конце ХХ в. возросла заболеваемость туберкулезом, опухолевыми заболеваниями, ожирением. В этой группе проблем относится такие глобальные проблемы как проблема наркомании, суицида, алкоголизма. Среди факторов, формирующих здоровье населения, решающую роль играют не только здоровый образ жизни, состояние окружающей среды, наследственность и уровень здравоохранения, но и культурный и духовный потенциал общества. Охрана здоровья и борьба с наиболее опасными заболеваниями – одна из глобальных задач человечества, поскольку является центральной в деле сохранения жизни на земле.

4.Рефлексия

А) Итак, подведём итоги. Какие же проблемы современности называются глобальными? Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (работа с деформированным предложением)

Б) Распределите в таблице основные характеристики проблемы и пути их решения. (работа с таблицей)

Молодцы, ребята.

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя: Никогда на протяжении своей истории человечество не сталкивалось  со столь  многими угрозами его существования. Проблемы окружающей среды, энергии, населения, продовольствия и самих форм воспроизводства людей - все это образует взаимопроникающий комплекс, и бесполезно пытаться решать эти проблемы по отдельности. Необходима скоординированная мировая стратегия для их решения.

6. Домашнее задание: Найти в периодической печати Липецкой области и нашего района отражение мировых проблем.

7. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Конспект урока "Глобальные проблемы современности".

Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы....

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности"

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные ...

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные ...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Проект "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранения цивилизации. эти проблемы характеризуются дмнамизм...

Классный час "Глобальны проблемы современности"

Интегрированный урок по предметам "обществознание" , "история" и "основы философии". Материалы, используемые на уроке, содержат информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан...