Консерваторы, либералы и социалисты в поисках счастья
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Щукина Анна Борисовна

Урок основан на технологии сенсорно-оздоровительной среды, элементов игровой технологии и проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konservatory_liberaly_sotsialisty_v_poiskah_schastya.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории

«Консерваторы, либералы, социалисты: в поисках счастья»

8 класс.

Учебник: Всеобщая история. История нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.

На изучение темы «Политические течения XIX века» отводится два урока. На первом происходит знакомство учащихся с основными понятиями (консерватизм, либерализм, социализм). На втором уроке происходит более детальное знакомство с различными направлениями социализма. Для облегчения понимания темы урок содержит стадии промежуточной и финальной рефлексии. Использование предметов материальной культуры повышает мотивацию учащихся к изучению темы, помогает погрузиться в эпоху.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии и методы: элементы технологии сенсорно-развивающей среды, элементы ролевой игры, кольца Венна.

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах.

Задачи урока:

Предметные задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основными общественно-политическими течениями Европы XIX века.

Метапредметные задачи урока:

  • Регулятивные –  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
  • Познавательные – анализировать различные источники информации, находить причинно-следственные связи, формулировать вывод, аргументировать собственную позицию.
  • Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные задачи урока:

  • Осмысление социально-нравственного опыта человечества.

Оснащение урока: доска, маркеры или мел, магниты, мультимедиа проектор, чемодан с предметами (рубашка с закатанными рукавами, библия, портмоне, серебряная ложка, бритвенные принадлежности), фотографии сословий, раздаточный материал, таблички с названиями общественно-политических течений.

На уроках истории, особенно в младших классах, я часто использую чемодан историй. Это обыкновенный старый чемодан, купленный на блошином рынке, из которого появляются соответствующие теме предметы и персонажи (египетские боги, письма с фронта и т.д.) Ученики с радостью ждут его появления, с интересом изучают содержимое. Чемодан можно использовать на любых стадиях урока.

Перед началом урока ученики рассаживаются по трем группам.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Формулировка темы.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте мне тайну: о чем вы мечтаете? (слушает ответы тех, кто хочет ответить) У вас интересные (смелые, правильные, классные) мечты! А я мечтаю, чтобы наше с вами путешествие в историю принесло как можно больше увлекательных открытий. Сегодня я принесла для вас чемодан одного путешественника. Давайте заглянем в него. (Учитель может представлять все содержимое чемодана сам или позвать на помощь ученика). Что берут с собой люди, отправляясь в дальний путь? (Открывает чемодан, достает и раскладывает вещи.) Конечно, смену белья (достает рубашку), предметы гигиены (помазок и бритва), деньги или фамильные ценности (ложка и портмоне), берет с собой свои убеждения (библия) и фотографии близких. Последними достает фотографии трех сословий. (Слайд 1)

                      

Вопросы классу:

  • Какие социальные группы представлены на фотографиях? (дворянство, буржуазия, рабочие)
  • О чем мечтали эти люди? (дворяне: земля, привилегии, слава, буржуа: деньги, власть, рабочие: права, хорошая зарплата, хорошие условия труда)
  • Как бы вы назвали наш урок? («Мечты разных сословий», «О чем мечтали в XIX веке» и т.д.)

Учитель: люди с одинаковыми мечтами объединялись в группы и создавали общественно-политические течения. Сегодня мы с вами поговорим о том, как эти люди хотели осуществлять свои мечты.

(Слайд 2) Тема: «Консерваторы, либералы, социалисты: в поисках счастья»

  1. Работа с понятиями.

Учитель: как вы думаете, с чего мы начнем нашу работу? (С изучения терминов)

Посмотрите внимательно на термины, как они могут подсказать нам свое значение? (корни слов: консерват – сохранять, консервировать, либерал – свобода, социал – общество). Ученики предполагают значение слов, учитель корректирует их, слова заносятся в словарь (Слайд 3)

  1. Промежуточная рефлексия.

Учитель предлагает ученикам вытянуть жребий: с каким понятием будет работать каждая группа. Таблички с названиями политических течений выставляются на парты.

Задание: подумайте, какому сословию ближе ваше общественно-политическое течение и возьмите из чемодана одну вещь, символизирующую это сословие.

Ученики совещаются 30 секунд, затем берут предметы и объясняют свой выбор. (Например:  либерализм подходит буржуазии, буржуазия стремится зарабатывать деньги, поэтому мы выбрали портмоне)

  1. Работа с текстом.

Учитель предлагает ученикам прочитать тексты и заполнить свою часть сравнительной таблицы. (Для экономии времени пустую сетку таблицы лучше распечатать заранее.) Опыт показывает, что текст соответствующего параграфа учебника слишком сложен для восприятия. Поэтому ученикам предлагаются сокращенные и упрощенные тексты, а работа с учебником начинается дома и продолжается на следующем уроке, когда ученики уже получили первичное представление о политических течениях. Обращение к учебнику на данном этапе урока возможно, если учитель работает с сильным классом.

Группы выступают по очереди. Один ученик рассказывает о политическом течении, второй – фиксирует на доске в соответствующей части таблицы. Учитель корректирует ответы. Для экономии времени можно не записывать таблицу на доске, а вывести ее на экран  (Слайд 4)

Консерватизм

Либерализм

Социализм

Ценности

Отношение к государству

Отношение к личности

Развитие общества

  1. Промежуточная рефлексия

Учитель предлагает ученикам поменять выбранный ими предмет в соответствии с новыми знаниями. Ученики объясняют свое решение. (Например: группа консерваторов изначально выбрала серебряную ложку, потому что она символизирует богатство дворян. После работы с таблицей ученики решили поменять ложку на Библию, т.к. религия является одной из ценностей консерваторов, а богатство свойственно еще и буржуазии.)

  1. Кольца Венна. Сравнение политических течений.

Учитель: В каждой стране одновременно существовали и социалисты, и консерваторы, и либералы.

Вопрос: Возможно ли удовлетворить потребности всех течений?(Нет)

Задание: сравнить три течения при помощи колец Венна, выделить общие идеи в программах. Кольца рисуются на доске рядом с таблицей. Сначала ученики находят общее у либералов и консерваторов (неприятие революции, защита собственности), затем добавляют общее либералов и социалистов (равенство всех в правах). Учитель спрашивает, можно ли найти что-то общее  между социалистами и консерваторами? (Нет).

Вопрос: Исходя из полученного результата предположите, возможно ли достижение счастья для всех сословий в обществе? (нет, неизбежны конфликты, консерваторы могут объединяться с либералами против социалистов и наоборот; или – да, возможно для большинства в том случае, если консерваторы или социалисты изменят некоторые свои взгляды).

  1. Промежуточная рефлексия.

Учитель: перед вами представители всех трех течений (Слайд 5). Краткий рассказ (2-3 предложения) про каждого из них. Подробнее вы изучите деятельность этих людей на других уроках. Задание: предположите, кому принадлежат эти высказывания? (Первое – Уильям Гладстон, второе – Шарль Фурье, третье – Отто фон Бисмарк)

  1. Проблемное задание, элемент ролевой игры.

Учитель меняет карточки и предметы на столах учащихся. Каждая группа получает новое политическое течение.

Задание: В XIX веке рабочие очень часто устраивали забастовки, борясь за свои права. Предложите от имени вашего политического течения способы решения проблемы забастовок. (Слайд 6) Ученики совещаются в группах (2-3 минуты) и представляют свои позиции. (Пример. Консерваторы: «Отказываясь работать, рабочие мешают производству товаров. Это подрыв экономики государства. Забастовки должны быть остановлены, а виновные – наказаны». Либералы: «Мы понимаем желание рабочих получить больше прав и улучшить условия труда. Однако устраивая забастовки, рабочие ущемляют наши права на получение полноценной прибыли. Мы готовы идти на переговоры с лидерами рабочих, если они обещают не нарушать трудовой распорядок». Социалисты: «Только забастовками мы сможем обратить внимание на проблемы рабочих! Никаких компромиссов! Даешь всеобщую забастовку!».)

  1. Итоговая рефлексия.

Учитель снова меняет карточки на столах учеников таким образом, чтобы каждая группа снова получила новое политическое течение.

Задание: На доске представлены таблички со словами, характеризующими  каждое из трех течений. Выберите те слова, которые относятся к вашему течению и составьте, используя их (все или частично) лозунг. (Слайд 7)

Слова для задания: церковь, государство, сословия, привилегии, личность, равенство в правах, закон, реформа, частная собственность, полное равенство, труд, общественный интерес, революция.

Перед составлением лозунга учитель проверяет правильность выбранных слов и корректирует в случае необходимости.

Составленный лозунг дети пишут на карточке с названием политического течения. После представления ученики кладут карточку в чемодан.

  1. Домашнее задание.

Параграф 9-10, стр 178-183. Вопрос для размышления: какое из трех течений кажется вам самым жизнеспособным? Ответ аргументируйте.


Задания для работы в группах

Либерализм.

Главный принцип либерализма – право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний и участие в управлении государством. Где заканчивается свобода человека? Ответ на этот вопрос был заложен еще в Декларации прав человека и гражданина – разрешено все, что не запрещено законом.

Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения властей. Отстаивая принцип равенства всех перед законом, либералы выступали против экономического равенства, считая, что каждый сам ответственен за свое благосостояние.

Либерализм выступает за свободный рынок и свободную конкуренцию. Государство лишь выполняет функцию «ночного сторожа», охраняя собственность. Для развития общества государство должно проводить реформы.

Консерватизм.

Это учение возникло еще в XVIII веке и выступало за сохранение существующего порядка. Главное для консерватизма – сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, порядка, семьи. Консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность.

Поскольку общество XIX века испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения реформ только в самом крайнем случае.

Консерваторы не верили в возможность социального равенства всех людей и выступали сторонниками сохранения сословных отличий.

Социализм.

Своим идеалом социализм выдвигает полное равенство людей, как перед законом, так и в имущественном плане. Причиной всех конфликтов в обществе социалисты считали частную собственность. Для достижения абсолютного равенства между людьми они предлагали уничтожить частную собственность и оставить только коллективную. Интересы общества ставились выше личностных. Зато в таком обществе каждый мог получить возможность для развития, труда, творчества и удовлетворения своих потребностей. Выполнение всех работ должно происходить в коллективе.

Строительство общества равенства и справедливости многие социалисты предлагали начинать с революции. Так как именно она должна была обеспечить перераспределение собственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"

Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком  учител...

Час общения с использованием метода комплексной сказкотерапии "В поисках счастья" для подростков

На занятии происходит расширение представлений подростков о  счастье, нравственных ценностях, развитие способности к самопознанию, пониманию своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффектив...

Авторская сказка А.Новиковой (Загорулько) "В поисках счастья"

Сказка является мощным воспитательным инструментом, с ее помощью мы можем мягко воздействовать на подсознание ребенка, побуждая его к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию. Данная сказка помогает...

Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")

Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")Цель: продемонстрировать использование коммуникативной технологии на интегрированном уроке русского языка и литературы....

История семьи Маташнёвых. В поисках счастья.

История одной семьи, похожая с судьбами миллионов других семей....

урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо"

Обобщающий урок литературы в 10 классе  "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")...

«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова

Урок литературы в 10 классе по теме:«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»....