Час общения с использованием метода комплексной сказкотерапии "В поисках счастья" для подростков
план-конспект занятия по психологии (10, 11 класс)

Новикова Александра Павловна

На занятии происходит расширение представлений подростков о  счастье, нравственных ценностях, развитие способности к самопознанию, пониманию своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром посредством обращения к сказке, работе с тестом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskakh_schastya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

пос. Образцового муниципального образования Ленинградский район

 «В поисках счастья»

 час общения для учащихся 10-11 класса

                                       

                                       

                                       Педагог-психолог  А.П.Загорулько

Цель: развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:  расширение представлений подростков о  счастье, нравственных ценностях, развитие способности к самопознанию, пониманию своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Оборудование: для каждого учащегося «лучик счастья», фломастеры, кусочек соленого теста для лепки, музыкальное оформление.

Ход занятия: 

Упражнение «Самое главное – одним предложением»

(о себе, своём характере - пословица, строка из песни и др., по кругу)

Ребята! Как вы думаете, почему иногда мы чувствуем себя счастливыми и уравновешенными, а порой беспокойными, ранимыми и тревожными? Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую – наше внутреннее состояние? Задумывались ли вы когда-либо над вопросом

«Что такое счастье?», «Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым?»

С какими словами, образами у вас ассоциируется понятие «счастье»?

Упражнение «Звезда пленительного счастья»

 Как вы думаете, все ли люди понимают счастье одинаково?

Я предлагаю вам сейчас зажечь «Звезду пленительного счастья». У каждого из вас есть лучики. Напишите каждый на своем луче, что делает вашу жизнь приятной, интересной, счастливой и ценной (подростки выполняют задание и прикрепляют лучи к  «Звезде», которая закреплена на школьной доске).  

 Посмотрите, какая яркая, многогранная звезда счастья у нас получилась.

Наверное, каждый человек хотел бы всегда чувствовать себя счастливым, но почему-то не всегда это удается. Почему? Дайте послушаем одну историю.

В поисках счастья.        

Жил на свете  обычный человек. Как и все, очень хотел он быть счастливым, только где это счастье искать,  как его добывать не знал. Подумал он и решил счастье  подождать, может оно само придет, в дверь постучится. Сел у окошка, ждал-ждал, выглядывал, глаз не смыкал -  годы шли, а счастья все не было. Что делать? Счастья-то ох, как хочется! Решил тогда человек, что надо идти искать счастье по свету.

Долго ли, коротко ли бродил он в поисках  счастья, много ли бед перенес, нам неведомо, а только набрел он однажды в лесу на избушку. Навстречу ему вышел старичок маленький, сухонький, с длинной белой бородой и мудрыми глазами.

- Здравствуй, милый человек, с чем пожаловал, дело пытаешь, аль от дела лытаешь? – приветствовал он странника.

- Здравствуй, дедушка, я счастье по свету ищу, ты его нигде не видал?

Посмотрел внимательно на странника старичок, подумал, прежде чем ответить.

- Счастье-то  недалеко  отсюда, я как раз за ним присматриваю, да только готов ли ты свое счастье получить?

Наш знакомый даже подпрыгнул от радости:

- Конечно, готов! Где же оно, мое долгожданное?

Старичок ничего не ответил, неторопливо пошел по тропинке, а наш знакомый – за ним следом. Недалеко от избушки человек заметил глубокую яму, заполненную какой- то черной жижей. Возле неё старичок и остановился:

- Вот оно счастье, бери, черпай, хоть все забирай – мне не жалко.

- Разве счастье такое? – удивился человек, - я думал оно на птицу похоже или на радугу, а это грязь какая-то…

- Хочешь, я расскажу тебе, откуда берется эта грязь?- спросил старик, - тогда слушай.

Далеко в небесах, там, куда не может попасть ни одна живая душа, живет Бог. Главная его забота – подарить каждому человеку шанс быть счастливым, поэтому он работает, не покладая рук. Бог замешивает волшебное тесто-счастье, а  когда на земле рождается маленький человек, он дает ему кусочек этого теста. Но только вот в чем проблема: чтобы получился пышный каравай, тесто надо все время месить, работать над ним, беречь, не давать замерзнуть в суровые времена.

Пока ребенок маленький, тесто еще мягкое, пышное, послушное. Но годы проходят, и если  над тестом не трудиться, оно покрывается коркой, черствеет и, в конце концов, превращается в камень. Сколько таких камней в пыли дорог человеческих судеб лежит! Нелегко счастью приходится: кто-то ленится, кто-то боится руки замарать, а кто-то просто не замечает, что счастье всегда рядом, да только результат один – все счастья хотят, но не все понимают, что все от них самих зависит… В этой яме – кусочки зачерствевшего счастья. Они покрыты толстой коркой обид, разочарований, злости, ненависти, грубости, равнодушия. Но слезы раскаяния, любви, нежности, милосердия помогают очистить счастье, превратить его опять в тесто. Здесь это все и происходит. Любой человек может прийти в это место и забрать свое счастье, но нельзя забывать, что тесто человеческие руки, тепло человеческой души любит. Счастье - это трудная работа, которую нельзя оставлять ни на минуту. Результат же ты увидишь только в конце пути, когда с высоты прожитых лет оглядишь всю дорогу своей жизни и сможешь понять, все ли ты сделал для того, чтобы каравай твоего счастья удался.

 А теперь, если хочешь, возьми свой шанс стать счастливым. Будь счастлив!

                                                                                                   (Автор А.Загорулько)

Вопросы для обсуждения:

О чем эта сказка, о каких ценностях в ней идет речь?

Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Согласны ли вы с тем, что «человек сам  создает свое счастье»?

Упражнение « Тесто-счастье»

Сегодня у вас есть уникальная возможность взять волшебное тесто, придать ему форму, наделить его чудесными свойствами, которые помогут обрести способность к лучшему пониманию своих чувств и эмоций, достигнуть гармонии жизни.

Обсуждение:

Что у вас получилось? Какими свойствами обладает этот предмет, как помогает в достижении счастья?

Расскажите о своих чувствах во время работы.

Может ли работа над собой помочь в достижении счастья, жизненной гармонии?

Что нового вы узнали о себе, о чувствах других людей, может ли это пригодиться в реальной жизни?

Подведение итогов.

Работа над собой - самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, помогает сделать себя и мир вокруг  гармоничнее и лучше, стать по-настоящему счастливым. Сегодня мы прикоснулись к  своему внутреннему миру, получили новый опыт общения, мыслей и знаний друг друга. У каждого в жизни свой путь. Но я знаю, что кому-нибудь они обязательно окажутся полезными. Давайте возьмемся за руки, почувствуем энергию, мудрость нашего круга, зачерпнем из него то, что поможет в жизни стать по-настоящему счастливым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

Использование метода десенсибилизации и переработки информации с помощью движений глаз (EMDR) в преодолении предэкзаменационной тревожности у подростков

Предэкзаменационная тревожность – довольно распространённое среди подростков явление, актуализирующееся задолго до непосредственного наступления экзаменов. Подготовка в 9-х классах к ГИА, а в 11-х к Е...

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...

Программа по развитию личности и коррекции межличностных отношений у детей 6-9 лет с использованием метода сказкотерапии

     Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека.       Сказка окружает нас повсюду. Конк...

Использования метода сказкотерапии в работе с детьми.

Использования метода сказкотерапии в работе с детьми заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания....

Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии

Занятие для подростков  направлено на:-  на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...