урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Иванова Татьяна Николаевна

Обобщающий урок литературы в 10 классе  "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_t.n._urok_literatury_v_10_klasse.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 10 классе
«Проблема поиска счастья или Кому на Руси жить хорошо»
(повторительно-обобщающий урок по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Тема урока

Проблема поиска счастья или Кому на Руси жить хорошо

Тип урока

Повторительно-обобщающий, подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Цель

Обобщение и расширение знаний о поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», создание условий для определения учащимися понятия счастья для героев поэмы, авторской позиции, собственного понимания счастья

Метапредметные результаты

Личностные:

  1. Самоопределение.
  2. Смыслообразование.
  3. Нравственно-этическая ориентация.

Познавательные:

  1. Общеучебные универсальные учебные действия.
  2. Логические универсальные учебные действия.
  3. Постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  2. Постановка вопросов.
  3. Управление поведением партнёра.
  4. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

  1. Целеполагание.
  2. Прогнозирование.
  3.  Контроль.
  4. Коррекция.
  5. Оценка.
  6. Саморегуляция.

Методы и формы обучения

Методы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, проектной деятельности.

Групповая и индивидуальная форма

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

2. Мотивация учебной деятельности.

На экране строки из стихотворения Э. Асадова «Что такое счастье» (читает)

Что такое счастье?
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья - 
Все острые ощущенья. 

Другие верят, что счастье - 
В окладе большом и власти, 
В глазах секретарш плененных 
И трепете подчиненных. 

Третьи считают, что счастье - 
Это большое участие: 
Забота, тепло, внимание 
И общность переживания. 

По мненью четвертых, это 
С милой сидеть до рассвета, 
Однажды в любви признаться 
И больше не расставаться. 

Еще есть такое мнение, 
Что счастье - это горение: 
Поиск, мечта, работа 
И дерзкие крылья взлета! 

А счастье, по-моему, просто 
Бывает разного роста: 
От кочки и до Казбека, 
В зависимости от человека!

- Понравилось стихотворение?

- Ребята, о чём размышляет Эдуард Асадов?

- На какой вопрос пытается ответить?

- Случайно ли я нашу встречу начала именно с этого стихотворения? Почему мне захотелось вам предложить именно его?

А как это связано с тем произведением, которое вы недавно прочитали?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя

3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

- О чём мы сегодня будем рассуждать?

- На какой главный вопрос попробуем найти ответ?

- А теперь помогите мне, пожалуйста, сформулировать тему урока. Хочется, чтобы там было и название произведения, и проблема, которой будет посвящен наш разговор.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают

Определяют тему урока: «Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо?»

Записывают тему урока в Индивидуальный лист

4. Актуализация знаний

- ИТАК!!!  Сегодня заключительный этап работы с поэмой, и мы с вами решили понять: кто же всё-таки счастлив на Руси.

- Давайте вспомним героев поэмы. В чём суть спора между мужиками?

- Какие вопросы они задают?

-У вас в индивидуальных листах для работы есть кластер. Давайте его заполним.

- Знают они ответы на свои вопросы? Значит, для них это…? Проблема. Проблема чего? Какая?

Отвечают на вопросы учителя

Заполняют кластер (кому хорошо жить, что такое счастье, есть ли счастье, кто счастлив, что нужно сделать для счастья )

Проблема поиска счастья – центральный элемент кластера

5. Обобщение

1) определение понятия счастья для героев поэмы

-У каждого из них  есть своя гипотеза…

 Какую формулу счастья изначально для себя определяют мужики? Кто живёт счастливо?

-А как вы думаете, что знаменует эта формула: композиционный замысел или уровень народного самосознания? (А каков этот уровень? Возвышенный, духовный, или приземленный, ограниченный, примитивный?)

Таково их понимание счастья

-Теперь обратимся к домашнему заданию. Работа была распределена по группам. Что нужно было сделать?

- Мы будем слушать сообщения и одновременно заполнять таблицу + комментарии по каждому пункту (Смотреть таблицу на отдельном листе)

- Давайте подведем итог. Нашли ли счастье мужики? Изменилось ли для них понятие счастья?

Отвечают на вопрос цитатой из книги

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

Уровень самосознания. Ограниченность. Понимают счастье примитивно (сытая жизнь и богатство)

Определить, в чём герои глав находят счастье

Первая группа: Поп, помещик

Вторая группа: Счастливые

Третья группа: Крестьянка

Четвертая группа: Пир на весь мир

Отвечают по группам и заполняют таблицу в индивидуальном листе

2) определение авторской позиции

А автор? Как вам кажется, он нашёл для себя ответ на этот вопрос?

- В литературе есть авторитетное мнение критиков, которые утверждают, что последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Согласны ли вы с этим утверждением? Т.е., кого же называет счастливым Некрасов? Вы уверены? А есть другое мнение?

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают своё мнение, обсуждают, выслушивают разные точки зрения своих одноклассников

3) собственное определение счастья

Со времени написания поэмы прошло 150 лет. Изменилось ли понятие счастья? Задумывались вообще о счастье? Что для вас «жить хорошо»? Что для вас счастье? Давайте составим кластер из ваших ответов

Составляют кластер в Индивидуальном листе

4) сравнение представлений о счастье

Сколько же понятий складывается в одно единственное слово счастье! Это уже наше понимание, людей 21 века, века компьютеризации и интернета. Отличается от представлений о счастье, хорошей жизни некрасовских мужиков?

Отвечают на вопросы учителя

5) представление других писателей о счастье

А знаете ли вы ещё каких-то писателей или поэтов, которые тоже искали ответы на эти вопросы?

В чем заключается формула счастья в этих произведениях? А есть ли там какие-то символы счастья?

Отвечают на вопросы учителя

Александр Грин Алые паруса

Морис Метерлинк Синяя птица

6) создание проекта «Счастье – это…»

А сейчас я хочу предложить вам самим создать символ или формулу счастья.

(На слайде) «Счастье – это…»

Выступление групп

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Пройдет ещё сто пятьдесят лет… Будут людей волновать эти вопросы? Будут они искать формулу счастья?

- А вы сегодня получили ответ на вопрос о счастье? Смогли мы ответить на те вопросы, которые ставили перед собой в начале встречи?

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке в оценочном листе:                                            

   - На уроке я работал активно/пассивно.

- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

- А теперь аплодисментами оцените, пожалуйста,  работу друг друга

Осуществляют самооценку, используя оценочный лист. Оценивают работу групп.

7. Домашнее задание

Можете предположить, каким будет домашнее задание?

На слайде: написать сочинение о счастье, используя 2 аргумента из художественной литературы. Тему определяете сами. 250-300 слов

Предлагают свои варианты домашнего задания. Предполагают, что это будет сочинение о счастье. Записывают домашнее задание

Когда я готовилась к этому уроку, случайно нашла вот эту песню. Хочу, чтобы она стала для вас маленьким подарком  http://chudesenka.ru/mp3-5/Chto-takoe-schastie.mp3 

Что такое счастье? Мы найдём ответ.
Счастье – это мама, ласковый рассвет.
Счастье – это солнце, розовый закат,
Голубого неба добродушный взгляд.

Припев:
Что такое счастье? Время золотое,
Небо голубое, мирные поля.
Счастье, когда сердцем человек спокоен,
Когда есть с тобою верные друзья.
Счастье, когда сердцем человек спокоен,
Когда есть с тобою верные друзья.

Счастье – это дети, их весёлый смех,
Голубая речка, отдых без помех.
Счастье – это школа, та, что учит нас.
Счастье – это правда, правда без прикрас.

Припев.


Приложение

ФИ_________________________________                                                Дата_________

Индивидуальный лист для урока литературы в 10 классе
по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Тема урока _________________________________________________________________________

2.  Составьте кластер «Вопросы, которые задают мужики в поэме»

3. Заполните таблицу

Герои

В чем счастье

Поп            

Помещик

Дьячок  

Баба  старая:                        

Солдат  с медалями:

Каменотёс

Дворовый человек

Крестьянин-белорус:    

Яким нагой  

   Ермил  гирин

Савелий, богатырь святорусский  

Матрёна тимофеевна

Гриша добросклонов

4.

5. Домашнее задание: _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Герои

В чем счастье

ПОП

ПОМЕЩИК

ДЬЯЧОК

БАБА  старая:

СОЛДАТ  с медалями:

КАМЕНОТЁС

ДВОРОВЫЙ человек

КРЕСТЬЯНИН-белорус:

Всё мужицкое царство

ЯКИМ НАГОЙ

ЕРМИЛ  ГИРИН

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ

МАТРЁНА ТИМОФЕЕВНА

ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ

Герои

В чем счастье

Итак, первым встречается мужикам ПОП.

             « В чём счастие, по-вашему?

               Покой, богатство, честь-

                Не так ли, други милые?»

                Они сказали: «Так…»

Вспомнив рассказ попа, делаем вывод: не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец.

ПОКОЙ

БОГАТСТВО ЧЕСТЬ

ПОМЕЩИК рассказывает о своей нелёгкой жизни, ученики подводят итог :

     Порвалась цепь великая,

     Порвалась – расскочилася :

     Одним концом по барину,

     Другим по мужику!..

НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ

    В главе «Сельская ярмонка» странники приглядываются к народной толпе, являющейся главным действующим лицом. Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа.

Понятие счастья здесь очень примитивно.

ДЬЯЧОК  уволенный: Коль обогреет солнышко,

                                      Да пропущу косушечку,

                                      Так вот и счастлив я!

БАБА  старая:                         …у ней по осени

                                     Родилось реп до тысячи

                                     На небольшой гряде.

СОЛДАТ  с медалями: … в двадцати сражениях

                                      Я был, а не убит!

КАМЕНОТЁС:          Случалось, не похвастаю,

                                    Щебёнки наколачивать

                                    В день на пять серебром!

ДВОРОВЫЙ человек:    За стулом у светлейшего

                                          У князя Переметьева

                                           Я сорок лет стоял…

КРЕСТЬЯНИН-белорус:  …Досыта у Губонина

                                            Дают ржаного хлебушка,

                                            Жую - не нажуюсь!

   Всё мужицкое царство вовлекается в разговор, в спор о счастье. Конечно, это «счастие»  «горбатое с мозолями», «дырявое с заплатами».

«ДЫРЯВОЕ С ЗАПЛАТАМИ, ГОРБАТОЕ С МОЗОЛЯМИ»

ЯКИМ НАГОЙ  во время пожара бросается в избу спасать любимые им картиночки, а жена его - иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о богатстве, скопленном в течение всей многотрудной жизни. Сгорел дом - «слились в комок целковики». Хлеб духовный оказался выше хлеба земного, и Яким счастлив, что у него «есть и новые» картинки. (Отмечаем в схеме духовные ценности.)

ДУХОВНЫЕ
ЦЕННОСТИ

   Рассказ о ЕРМИЛЕ  ГИРИНЕ начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. В конце торга «вышло дело дрянь», у Ермилы не было денег, он обращается к народу за поддержкой. Мир единым порывом одерживает победу над неправдою:

      Хитры, сильны подьячие,

      А мир их посильней…

Отмечаем, что Ермил наделён острым чувством христианской совестливости и чести. Добавляем это в схему о понятии счастья.

ДОВЕРИЕ НАРОДА, СОВЕСТЛИВОСТЬ

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ – олицетворение русской силы, способной противостоять всякому насилию, давлению. Савелий – первый в поэме бунтарь, свободолюбивый человек: «клеймёный, да не раб». Добавляем это понятие в схему.

СВОБОДОЛЮБИЕ

МАТРЁНА ТИМОФЕЕВНА воплощает в себе лучшие качества русского женского характера. Героиня наделена сдержанной и строгой красотой, она исполнена чувством собственного достоинства (дополняем схему). Героиня гордая и независимая, привыкшая полагаться во всём на свои собственные силы.

Матрёна – идеал некрасовской женщины.

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошёную волость, избытково село».

БОРЬБА ЗА СЧАСТЬЕ НАРОДА

Оценочный лист

Фамилия Имя____________________________________                  Дата _____________

  1. На уроке я работал активно/пассивно.
  2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?
  3. Материал урока мне был понятен / не понятен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом....

Презентация к уроку "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация предоставляет возможность включения зрительной памяти учащихся, способствует лучшему усвоению материала....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Блок-урок. 1: «Кому на Руси жить хорошо». Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2: Крестьяне в поэме.

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать главы «Поп» и «Сельская ярмонка»; проанализировать образы крестьян в поэме.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произве...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...