урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Обобщающий урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_t.n._urok_literatury_v_10_klasse.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 10 классе
«Проблема поиска счастья или Кому на Руси жить хорошо»
(повторительно-обобщающий урок по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Тема урока | Проблема поиска счастья или Кому на Руси жить хорошо |
Тип урока | Повторительно-обобщающий, подготовка к написанию сочинения-рассуждения |
Цель | Обобщение и расширение знаний о поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», создание условий для определения учащимися понятия счастья для героев поэмы, авторской позиции, собственного понимания счастья |
Метапредметные результаты | Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Методы и формы обучения | Методы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, проектной деятельности. Групповая и индивидуальная форма |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный. | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. |
2. Мотивация учебной деятельности. | На экране строки из стихотворения Э. Асадова «Что такое счастье» (читает) Что такое счастье? - Понравилось стихотворение? - Ребята, о чём размышляет Эдуард Асадов? - На какой вопрос пытается ответить? - Случайно ли я нашу встречу начала именно с этого стихотворения? Почему мне захотелось вам предложить именно его? А как это связано с тем произведением, которое вы недавно прочитали? | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя |
3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | - О чём мы сегодня будем рассуждать? - На какой главный вопрос попробуем найти ответ? - А теперь помогите мне, пожалуйста, сформулировать тему урока. Хочется, чтобы там было и название произведения, и проблема, которой будет посвящен наш разговор. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают Определяют тему урока: «Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо?» Записывают тему урока в Индивидуальный лист |
4. Актуализация знаний | - ИТАК!!! Сегодня заключительный этап работы с поэмой, и мы с вами решили понять: кто же всё-таки счастлив на Руси. - Давайте вспомним героев поэмы. В чём суть спора между мужиками? - Какие вопросы они задают? -У вас в индивидуальных листах для работы есть кластер. Давайте его заполним. - Знают они ответы на свои вопросы? Значит, для них это…? Проблема. Проблема чего? Какая? | Отвечают на вопросы учителя Заполняют кластер (кому хорошо жить, что такое счастье, есть ли счастье, кто счастлив, что нужно сделать для счастья ) Проблема поиска счастья – центральный элемент кластера |
5. Обобщение 1) определение понятия счастья для героев поэмы | -У каждого из них есть своя гипотеза… Какую формулу счастья изначально для себя определяют мужики? Кто живёт счастливо? -А как вы думаете, что знаменует эта формула: композиционный замысел или уровень народного самосознания? (А каков этот уровень? Возвышенный, духовный, или приземленный, ограниченный, примитивный?) Таково их понимание счастья -Теперь обратимся к домашнему заданию. Работа была распределена по группам. Что нужно было сделать? - Мы будем слушать сообщения и одновременно заполнять таблицу + комментарии по каждому пункту (Смотреть таблицу на отдельном листе) - Давайте подведем итог. Нашли ли счастье мужики? Изменилось ли для них понятие счастья? | Отвечают на вопрос цитатой из книги Роман сказал: помещику, Уровень самосознания. Ограниченность. Понимают счастье примитивно (сытая жизнь и богатство) Определить, в чём герои глав находят счастье Первая группа: Поп, помещик Вторая группа: Счастливые Третья группа: Крестьянка Четвертая группа: Пир на весь мир Отвечают по группам и заполняют таблицу в индивидуальном листе |
2) определение авторской позиции | А автор? Как вам кажется, он нашёл для себя ответ на этот вопрос? - В литературе есть авторитетное мнение критиков, которые утверждают, что последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Согласны ли вы с этим утверждением? Т.е., кого же называет счастливым Некрасов? Вы уверены? А есть другое мнение? | Отвечают на вопросы учителя Высказывают своё мнение, обсуждают, выслушивают разные точки зрения своих одноклассников |
3) собственное определение счастья | Со времени написания поэмы прошло 150 лет. Изменилось ли понятие счастья? Задумывались вообще о счастье? Что для вас «жить хорошо»? Что для вас счастье? Давайте составим кластер из ваших ответов | Составляют кластер в Индивидуальном листе |
4) сравнение представлений о счастье | Сколько же понятий складывается в одно единственное слово счастье! Это уже наше понимание, людей 21 века, века компьютеризации и интернета. Отличается от представлений о счастье, хорошей жизни некрасовских мужиков? | Отвечают на вопросы учителя |
5) представление других писателей о счастье | А знаете ли вы ещё каких-то писателей или поэтов, которые тоже искали ответы на эти вопросы? В чем заключается формула счастья в этих произведениях? А есть ли там какие-то символы счастья? | Отвечают на вопросы учителя Александр Грин Алые паруса Морис Метерлинк Синяя птица |
6) создание проекта «Счастье – это…» | А сейчас я хочу предложить вам самим создать символ или формулу счастья. (На слайде) «Счастье – это…» | Выступление групп |
6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. | - Пройдет ещё сто пятьдесят лет… Будут людей волновать эти вопросы? Будут они искать формулу счастья? - А вы сегодня получили ответ на вопрос о счастье? Смогли мы ответить на те вопросы, которые ставили перед собой в начале встречи? - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке в оценочном листе: - На уроке я работал активно/пассивно. - Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? - Материал урока мне был понятен / не понятен? - А теперь аплодисментами оцените, пожалуйста, работу друг друга | Осуществляют самооценку, используя оценочный лист. Оценивают работу групп. |
7. Домашнее задание | Можете предположить, каким будет домашнее задание? На слайде: написать сочинение о счастье, используя 2 аргумента из художественной литературы. Тему определяете сами. 250-300 слов | Предлагают свои варианты домашнего задания. Предполагают, что это будет сочинение о счастье. Записывают домашнее задание |
Когда я готовилась к этому уроку, случайно нашла вот эту песню. Хочу, чтобы она стала для вас маленьким подарком http://chudesenka.ru/mp3-5/Chto-takoe-schastie.mp3 Что такое счастье? Мы найдём ответ. Припев: |
Приложение
ФИ_________________________________ Дата_________
Индивидуальный лист для урока литературы в 10 классе
по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»
Тема урока _________________________________________________________________________
2. Составьте кластер «Вопросы, которые задают мужики в поэме»
3. Заполните таблицу
Герои | В чем счастье |
Поп | |
Помещик | |
Дьячок Баба старая: Солдат с медалями: Каменотёс Дворовый человек Крестьянин-белорус: | |
Яким нагой | |
Ермил гирин | |
Савелий, богатырь святорусский | |
Матрёна тимофеевна | |
Гриша добросклонов |
4.
5. Домашнее задание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Герои | В чем счастье |
ПОП | |
ПОМЕЩИК | |
ДЬЯЧОК БАБА старая: СОЛДАТ с медалями: КАМЕНОТЁС ДВОРОВЫЙ человек КРЕСТЬЯНИН-белорус: Всё мужицкое царство | |
ЯКИМ НАГОЙ | |
ЕРМИЛ ГИРИН | |
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ | |
МАТРЁНА ТИМОФЕЕВНА | |
ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ |
Герои | В чем счастье |
Итак, первым встречается мужикам ПОП. « В чём счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь- Не так ли, други милые?» Они сказали: «Так…» Вспомнив рассказ попа, делаем вывод: не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец. | ПОКОЙ БОГАТСТВО ЧЕСТЬ |
ПОМЕЩИК рассказывает о своей нелёгкой жизни, ученики подводят итог : Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася : Одним концом по барину, Другим по мужику!.. | НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ |
В главе «Сельская ярмонка» странники приглядываются к народной толпе, являющейся главным действующим лицом. Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа. Понятие счастья здесь очень примитивно. ДЬЯЧОК уволенный: Коль обогреет солнышко, Да пропущу косушечку, Так вот и счастлив я! БАБА старая: …у ней по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде. СОЛДАТ с медалями: … в двадцати сражениях Я был, а не убит! КАМЕНОТЁС: Случалось, не похвастаю, Щебёнки наколачивать В день на пять серебром! ДВОРОВЫЙ человек: За стулом у светлейшего У князя Переметьева Я сорок лет стоял… КРЕСТЬЯНИН-белорус: …Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую - не нажуюсь! Всё мужицкое царство вовлекается в разговор, в спор о счастье. Конечно, это «счастие» «горбатое с мозолями», «дырявое с заплатами». | «ДЫРЯВОЕ С ЗАПЛАТАМИ, ГОРБАТОЕ С МОЗОЛЯМИ» |
ЯКИМ НАГОЙ во время пожара бросается в избу спасать любимые им картиночки, а жена его - иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о богатстве, скопленном в течение всей многотрудной жизни. Сгорел дом - «слились в комок целковики». Хлеб духовный оказался выше хлеба земного, и Яким счастлив, что у него «есть и новые» картинки. (Отмечаем в схеме духовные ценности.) | ДУХОВНЫЕ |
Рассказ о ЕРМИЛЕ ГИРИНЕ начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. В конце торга «вышло дело дрянь», у Ермилы не было денег, он обращается к народу за поддержкой. Мир единым порывом одерживает победу над неправдою: Хитры, сильны подьячие, А мир их посильней… Отмечаем, что Ермил наделён острым чувством христианской совестливости и чести. Добавляем это в схему о понятии счастья. | ДОВЕРИЕ НАРОДА, СОВЕСТЛИВОСТЬ |
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ – олицетворение русской силы, способной противостоять всякому насилию, давлению. Савелий – первый в поэме бунтарь, свободолюбивый человек: «клеймёный, да не раб». Добавляем это понятие в схему. | СВОБОДОЛЮБИЕ |
МАТРЁНА ТИМОФЕЕВНА воплощает в себе лучшие качества русского женского характера. Героиня наделена сдержанной и строгой красотой, она исполнена чувством собственного достоинства (дополняем схему). Героиня гордая и независимая, привыкшая полагаться во всём на свои собственные силы. Матрёна – идеал некрасовской женщины. | ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА |
ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ – русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошёную волость, избытково село». | БОРЬБА ЗА СЧАСТЬЕ НАРОДА |
Оценочный лист
Фамилия Имя____________________________________ Дата _____________
- На уроке я работал активно/пассивно.
- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?
- Материал урока мне был понятен / не понятен?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...
Урок "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо", создает необходимый эмоциональный настрой для изучения произведения, пробуждает чувство сопричастности со своим народом....
Презентация к уроку "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация предоставляет возможность включения зрительной памяти учащихся, способствует лучшему усвоению материала....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Блок-урок. 1: «Кому на Руси жить хорошо». Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2: Крестьяне в поэме.
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать главы «Поп» и «Сельская ярмонка»; проанализировать образы крестьян в поэме.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произве...
Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс
Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...