Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Стецкевич Анна Михайловна

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideologiya_i_propaganda.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль СМИ в жизни общества Идеологи и пропаганда

Слайд 2

Идеология Это мировоззрение, дающее знание о мире в целом, но с точки зрения интересов той социальной группы, мировоззрением которой она является, и интересы которой выражает. Является сердцевиной, самосознанием той или иной социальной группы. Выработкой идеологии занимается особая группа людей – идеологов. Чтобы стать побудительной силой для больших групп людей (чтобы это знание функционировало в практической деятельности), она должна из специализированного сознания транслироваться в массовое сознание.

Слайд 3

Пропаганда и агитация Механизмы формирования нужного общественного мнения: это пропаганда и агитация . Агитация – распространение информации, содержащей в том или ином виде призыв к действию. Скрытых целей и мотивов не имеет. Методы носят преимущественно убеждающий характер. Это так называемая “мягкая манипуляция” поскольку она допускает для реципиента возможность свободного выбора. Результаты проявляются достаточно быстро и выражаются в виде конкретных действий (единоразовое действие).

Слайд 10

Пропаганда Пропаганда - распространение знаний, формирующих фундаментальные основы мировоззрения, приемлемых с точки зрения действующих политических субъектов. Ее действие рассчитано на изменение мировосприятия, на внушение. Результаты воздействия проявляются через какой-то промежуток времени. + пропагандистская информация всегда подается через призму интересов определенных социальных групп – т.е. через идеологическую призму. Взятая со стороны источника информации, пропаганда может быть: - белой- когда источник информации очевиден - серой – когда источник информации не очевиден - черной – когда информация одного источника подается от имени другого

Слайд 11

Структура пропаганды Пропаганда включает в себя два этапа – на первом , опираясь на знание системы ценностей массовой аудитории, она представляет пропагандируемый объект со стороны, представляющей ценность для аудитории (даже если он таковой и не обладает). На втором этапе посредством метода внушения пропаганда прививает людям мысль о том, что они самостоятельно сделали этот выбор. Структура пропаганды включает в себя совокупность трех методов – информирования, убеждения и внушения . Зависимости от совпадения целей субъекта пропаганды и реципиентов, эффект может быть достигнут на любом из этих этапов. Пропаганда, так же как и агитация направлена на формирование у массовой аудитории определенного стиля мышления и последующего поведения. Важнейшим каналом и средством пропаганды и агитации являются …

Слайд 15

Жак Эллюль, французский философ 20 века « Ч еловек сегодняшнего дня не доверяет собственному опыту, собственным выводам и наблюдениям… Любой факт становится в его глазах истинным, только когда он прочтет о нем в газетах; важность же факта он оценивает по размеру газетных заголовков ».

Слайд 16

С о временем конкретный человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет — это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр. Связь времени нарушается: в понедельник телевидение сообщает одно и большинство может этому поверить; на следующий день выясняется, что все как раз наоборот, но предыдущего сообщения массовая аудитория уже не помнит…

Слайд 17

Политическое поведение Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействия с социальной средой, с различными общественно-политическими силами . Политика как сфера деятельности возникает и существует только потому, что у обычного рядового человека есть потребность в ней. Человек-есть мера политики

Слайд 18

Формы политического поведения 1. Реакция (положительная, отрицательная, нейтральная) на события, происходящие в политической жизни общества. Реакция-это простейшая форма политического поведения. 2. Участие в выборах в представительные органы власти. Эта форма поведения требует от человека сознательной политической активности. 3. Участие в конференциях и плебисцитах - связано с непосредственным принятием политических решений. 4. Форма прямого действия. Обращение к властям с требованиями улучшения своего положения и т. д., митинги, демонстрации, пикеты, бойкоты. 5. Членство в партиях, движениях. Требует не только активности, но и знаний. 6. Профессиональная политическая деятельность. Форма политического поведения тех, кого мы называем политиками.

Слайд 20

Словарь Плебисцит (от лат. Plebs -простой народ и scitum -решение, постановления) - всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение. Абсентеизм (от лат. Absentia - отсутствие) - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п. Конвенциональный – слово происходит от латинского “ conventionalis ”, что означает согласованный , условный , соответствующий нормам и правилам .

Слайд 21

Формы политического участия I. Конвенциональные формы Абсентеизм Чтение о политике в газетах Обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми Голосование Работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата Убеждение окружающих голосовать определенным образом Участие в митингах и собраниях Обращение во властные структуры или к их представителям Активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.)

Слайд 22

Формы политического участия II Не конвенциональные формы : Подписание петиций Участие в неразрешенных демонстрациях Участие в бойкотах Отказ от уплаты налогов Участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах Блокирование дорожного движения Участие в стихийных забастовках

Слайд 23

Типология субъектов на основе политического поведения Неактивные. Большинство представителей этой категории либо вообще никак не участвуют в политике, либо, в крайнем случае, читают газеты и могут подписать петицию, если их об этом попросят, некоторые могут принимать участие в выборах. Конформисты. Конформисты принимают более активное участие в конвенциональных формах. Некоторые из них могут даже участвовать в политических кампаниях. Однако в целом они избегают непосредственного политического участия. Реформисты . Также как и конформисты, участвуют преимущественно в конвенциональных формах, но более активно. Кроме того, они могут использовать и законные формы политического протеста, такие как демонстрации и даже бойкоты. Активисты. Они наиболее активно участвуют в политической жизни. Формы активности – преимущественно конвенциональные, однако используют и неконвенциональные формы участия. Протестующие . По уровню активности они похожи на реформистов и активистов, однако отличаются от них тем, что практически не участвуют в политическом процессе в конвенциональных формах

Слайд 24

Исследования, проведенные в странах Западной Европы и США, свидетельствовали, что более активно в политике участвуют представители среднестатусных и высокостатусных групп, мужчины . Менее активны в политике пожилые люди, женщины, граждане с низким уровнем образования, домохозяйки и безработные. Конформистский тип политического поведения в большей степени свойственен представителям старших возрастных категорий, реформизм – мужчинам, лицам среднего возраста, с высоким уровнем образования, активизм преобладает среди мужчин, молодежи и лиц с высоким уровнем образования, неконвенциональные формы политической активности в большей степени распространены среди молодых (мужчин и женщин в одинаковой степени)

Слайд 25

Экстремизм и терроризм в политике Экстремизм и терроризм - формы политической деятельности, связанные с применением жестких, насильственных способов достижения целей. Они порождаются социально-экономическими кризисами, резким падением жизненного уровня населения, неэффективностью политических институтов, национальным гнетом, стремлением социальных групп ускорить решение тех или иных проблем, политическими амбициями лидеров и т.д.

Слайд 26

Объект и субъект политического экстремизма .Типология Объекты политического экстремизма и терроризма - существующий государственный строй или его элементы, политические партии, отдельные лица, важнейшие системы жизнеобеспечения общества . Субъектами политического экстремизма могут выступать не только отдельные лица или группы, но и целые государства и союзы государств . Политический экстремизм в насильственной форме характерен для политики тоталитарных государств (сталинские репрессии в СССР, система концлагерей в Германии, экспорт «пролетарских революций» и навязывание народам нацистского «нового порядка»). Элементы политического экстремизма обнаруживаются и в политике демократических государств, если они выступают в роли мирового или регионального полицейского. Социальная база экстремизма и терроризма — маргинальные слои, часть интеллигенции и студенчества, группы военных, националистические и религиозные движения, стремящиеся ликвидировать функционирующие институты власти и установить авторитарное правление . Основные разновидности политического экстремизма: программный, ситуационный и эмоциональный .

Слайд 28

Программный экстремизм Облик программного экстремизма определяется типом идеологии и поставленной целью. Такой экстремизм характерен, например, для фашизма, прибегающего во имя осуществления своих политических целей к уничтожению противников и оппонентов или радикальному ограничению их прав.

Слайд 29

Ситуационный экстремизм Ситуационный экстремизм вызывается положением субъекта, не оставляющим ему иных средств борьбы, кроме жестких. Он проявляется, например, в таких формах политической деятельности, как революции и восстания.

Слайд 30

Эмоциональный экстремизм Эмоциональный экстремизм возникает как массовая стихийная реакция на то или иное событие или решение, резко изменяющее положение, в котором находится группа людей, требующее ответного действия, но не дающее времени для его программирования или организации. Примером такого экстремизма являются бунты как стихийная ответная реакция, вызываемая определенными действиями властей.

Слайд 31

Левый экстремизм Левые экстремисты апеллируют к идеям марксизма, троцкизма, анархизма, маоизма, объявляя себя наиболее последовательными защитниками «трудящихся масс». Особое внимание они уделяют критике капитализма, империализма, плутократии, отчуждения личности, бюрократизации общества, социального неравенства. При всей эклектичности леворадикального мировоззрения для него характерен акцент на непримиримую классовую борьбу.

Слайд 32

Правый экстремизм Правый экстремизм представлен прежде всего фашистскими, ультранационалистическими, расистскими группами, партиями и движениями. Перечисленные группы с крайне консервативных позиций критикуют современное общество за «отсутствие порядка», «господство плутократии», «упадок нравов», «деградацию культуры», «засилье инородцев и иноверцев», «неконтролируемую эмиграцию». Преодоление этих явлений связывается с утверждением авторитарных принципов общественного устройства .

Слайд 33

Другие виды экстремизма Политический экстремизм обычно сочетается с другими экстремистскими течениями — экономическим, национальным, религиозным и в последние годы — экологическим . Экономический экстремизм проявляется в стремлении установить одну форму собственности и единые методы ведения хозяйства (коммунистический фундаментализм) либо полностью отказаться от государственного регулирования экономической сферы, резко сократить социальные расходы . Национальный экстремизм находит выражение в обеспечении интересов и прав «своих» наций в ущерб другим национальным и этническим группам, часто связан с сепаратизмом. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии (например, соперничество шиитов и суннитов в исламе). Экологический экстремизм - это противоправные акции групп и движений, осуществляемые с целью защиты окружающей среды от научно-технического прогресса как такового и нередко создающие угрозу общественному порядку. Общим для всех разновидностей экстремизма является стремление дестабилизировать и уничтожить существующие государственные структуры, установить антидемократический режим.

Слайд 34

Терроризм Терроризм - форма политического насилия, имеющая целью физическое устранение и запугивание противников, деморализацию общества и разрушение государственных институтов. Р азновидности : государственный и оппозиционный, консервативный и революционный, религиозный и националистический

Слайд 35

В начале XX века «левый терроризм», в частности эсеровский и анархистский, был направлен против правящего слоя с целью вынудить его осуществить перемены в государственном строе. В первой половине XX века наиболее характерным видом терроризма был государственный (сталинский и фашистский). В настоящее время наиболее опасен не «идейный», а этнический и религиозный терроризм, пользующийся значительной поддержкой населения ряда стран и применяющий методы партизанской войны. Радикальный исламизм провозглашает «священную войну» против иноверцев в качестве единственного способа создания всемирного государства (халифата). Террористическая деятельность является также реакцией на политику вестернизации мусульманского мира со стороны Запада и прежде всего США.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Презентация к уроку английского языка по теме "Здоровый образ жизни" 5 класс

В данной презентации отражены основные моменты для проведения обобщающего урока по теме "Здоровый образ жизни" в 5м классе.(пословицы о здоровье, названия болезней, врачей, советы по сохранению здоров...

медиа-презентация к уроку обществознания по теме: "Роль экономики в жизни общества"

презентацию можно использовать на уроках обществознания по теме: "Экономика" в восьмом классе...

Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. По страницам жизни и творчества"

Презентация сопровождает лекцию учителя на первом уроке по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе. На слайдах представлены важные периоды биографии писателя и его творческого пути....

Презентация к уроку технологии " Цвет в одежде и в жизни"

Работа представляет собой теоретический и иллюстративный материал на тему "Цветоведение": знакомство учащихся с цветом, его восприятием и воздействием цвета на человека, знакомство с основными характе...

Презентация к уроку-исследование слова. Моё сердце – это моя жизнь»

Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок…». Мы с вами отправляемся в путешествие в мир слов.    Сегодня мы...