Преодоление неуспеваемости на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал по истории на тему

Автор приводит примеры методических приемов преодоления неуспеваемости школьников по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_neuspevaemosti_-_kopiya.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         

                                                            Соколова Т.Н., учитель истории                                                                                    

                                                             МБОУ СШ с углубленным изучением

                                                             отдельных предметов №2 г. Волжский

                                                             Волгоградской области

   Преодоление неуспеваемости на уроках истории и обществознания.

Современные образовательные Программы  ставят перед учителем сложные задачи образования  и развития различных компетенций обучающихся.

Реализация  этих программ возможна в полной  мере  только при единстве действий трех компонентов:  школа – семья – ученик.  Общеизвестно, что  современная семья не является опорой учителя. Только  часть детей приходят в школу  подготовленными к уроку.  Дети не читают дополнительной  литературы, мало кто из них смотрит  образовательные  телепрограммы, возможности интернета используются ими не для  развития и познания, а, в основном, для игр и общения. Поэтому  на школе  лежит огромная ответственность реализации образовательных Программ.

 Образовательные Программы требуют от школы результаты  обученности и   развитые  различные компетенции, не учитывают  психо - физические  способности и  возможности  обучающихся, недостаток учебного времени  для усвоения  учебного материала, да и само нежелание  учиться у  многих подростков.

Поэтому учитель  строит свою работу с учетом  индивидуальных  особенностей подростков и сложности учебного материала.  Деление классов на базовые и профильные дает некоторый  простор для работы с более сильными учениками  и  подходить к ним со стандартными требованиями.  Ученики же простых классов  заставляют искать разные формы работы и оценивания как знаний, так и учебных навыков, в том числе и работы по предотвращению неуспеваемости.

Мотивация, поощрение, индивидуальный подход, посильные задания, дополнительные творческие  задания, индивидуальные домашние задания,  оценка учителем труда ученика при всем классе – это те формы  работы, которые  использует учитель на каждом уроке и дополнительное время. Иногда требуется чуть больше внимания  к ученику, и тогда он ощущает себя не одним из класса, а достойным этого внимания со стороны учителя,  у него просыпается интерес к предмету, он начинает стараться, выполняет задания.    

Дифференцированные  задания позволяют ученикам разного уровня получить положительную оценку за работу. Многие дети  правильно  оценивают свои возможности и рады, если  учитель  их учитывает и дает задания по силам. Задания могут быть не только по проверке имеющихся знаний, но и на развитие навыков и умений, в том числе и работа с текстом  (как по знакомой теме, так и с новым материалом). Так  повышается самооценка  учеников, которую должен поддержать учитель и использовать для  их  дальнейшего развития. Ведь для большинства  ребят очень  важна похвала  со стороны учителя и мнение окружающих.

Особенно трудно с теми детьми, у которых  учеба не является сферой  интересов. К ним необходимо проявлять еще большее внимание. Прогулы уроков, систематическое отсутствие  домашнего задания,  отсутствие учебника и тетради на  уроке, пробелы в знаниях – не редкость  для современного учителя. Такого ученика тоже нужно научить учиться и освоить необходимый материал. И без мастерства и профессионализма учителю не обойтись. Главная задача, если он пришел - заинтересовать сейчас, на этом уроке,  успеть дать  посильное задание, оценить, похвалить (например,  задания по тексту, решение  тестов по домашнему заданию, но с учебником, задания  по работе с документами).

Одной из форм мотивации обучения и развития компетенций у школьников   являются творческие задания. Это и проектная деятельность (как  индивидуальная, так и групповая), и подготовка презентаций ( не скачать из интернета готовую, а сделать самому, по предложенному плану), подготовка  сообщений,  изготовление макетов по  учебному предмету, привлечение к  участию в мероприятиях предметной недели, участию в викторинах, требующих  подготовки дома. Как правило, ученики базовых классов  более активно участвуют во внеурочной деятельности и могут более ярко  здесь проявить свои творческие и  коммуникативные способности.  

Таким образом,  современный  учитель   может использовать различные приемы для преодоления  неуспеваемости.  Самое главное - видеть перед собою каждого ученика, знать его индивидуальные способности  и помочь ему учиться с удовольствием по мере своих возможностей.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Причины неуспеваемости на уроках истории и методы её преодоления.

Методическая разработка посвящена проблеме  неуспеваемости и предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Признаки отставания в сочетании с анализом их причин служат пре...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Доклад «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....