Урок Православный храм
методическая разработка по истории на тему

Лангинен Елена Суловна

Технологическая карта и презентация к уроку Основ православной культуры в 4 классе. Презентация доступна по ссылке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17._urok_pravoslavnyy_hram.docx525.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Основ православной культуры в 4 классе

Учитель истории ГБОУ школа №185 Лангинен Елена Суловна

Урок ФГОС ООО

ТЕМА: «Православный храм», 4 класс

Место урока в системе уроков: урок 17, базовый уровень.

Тип урока: комбинированный урок

Методы урока:

 - словесные (рассказ, объяснение, эвристическая беседа, вопросы, работа с дополнительными материалами – виртуальный тур по храму)

 - наглядные (презентация, раздаточный материал)

 - практические (индивидуальная и парная работа)

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: персональный компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Литература:

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2014.
  2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – М.:  Просвещение, 2012.
  3. Электронное приложение к курсу «Основы православной культуры». – М.:  Просвещение, 2012.
  4. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012
  5. Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ. Тенденции. Возможности. Методическое пособие. –  Санкт-Петербург: Каро, 2007.
  6. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. Санкт-Петербург: Каро, 2014.

Основные понятия: храм, икона, иконостас, канун, Царские врата, алтарь, колокольня, благословение.

Цель урока:

Образовательная: знакомство с новыми понятиями через личностный аспект, способность применять знания на практике.  Обеспечить условия для усвоения учащимися назначения и устройства православного храма.

Развивающая: развитие навыков работы с текстом, навыков анализа и систематизации информации, организация самостоятельной деятельности, развитие критического и логического мышления.

Воспитательная: формирование системы знаний, умений, развития интеллекта, памяти и характера.  

Задачи урока:

  • Обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока.
  • Обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения.
  • Создать условия для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовыми знаниями.
  • Способствовать формированию умений получать информацию из разных источников, обрабатывать и представлять её.
  • Развивать умение составлять учебную задачу.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научиться: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия значения и возможностей имущественных отношений в обществе и государстве.

Метапредметные:

Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать в коллективе. Строить монологическое контекстное высказывание.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Карта урока

Этап урока (название, время, цели)

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

I. Организационный момент

Продолжительность:

1 мин

Положительный настрой на дальнейшее сотрудничество.

Обоюдное приветствие.

Готовность к уроку. Рассаживаются по местам.

II. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения учебной деятельности

Продолжительность:

3 мин

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать, это любопытно)

Чтение стихотворения И.Бунина «Любил я в детстве сумрак в храме…»

Фронтальная работа с классом. Эвристическая беседа.

1. Презентация с картинками различных православных храмов.

Формулировка темы урока.

Анализируют стихотворение. Находят незнакомые слова. Фронтальное обсуждение, что такое храм, зачем человек приходит в храм. Мозговой штурм. Предложение темы урока.

Записывают темы в тетрадь.

III. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий 

Продолжительность:

6 мин

1. Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую нужно решить в течение урока. Демонстрирует слайды презентации.

2. Что уже нам знакомо из элементов храма? Храмы бывают разные, но у всех них есть общие элементы, черты. Попробуем их определить.

Демонстрирует виртуальный тур по храму Воздвижения Христа Господня в Омске.

http://vozdvizhenie.prihod.ru/virtualnaya-ekskursiya-po-xramu

3. Были ли вы раньше в храмах, что там видели? Все ли, что вы увидели в виртуальном туре, вам знакомо?

1. Обозначение целей и задач на урок. Просмотр слайдов презентации.

2. На примере одного из храмов выделяют общие признаки, элементы.

3. Называют те понятия, что остались незнакомыми.

1. Смотрят презентацию. Высказывают предположения. Формулирование целей и задач на урок: значение новых слов, понимание зачем нужен храм, что люди там делают и что находится внутри.

2. Проговаривают известные им детали храма: крест, купол, икона.

3. Осознают необходимость получить дополнительные знания.

Обращаются к текстам раздаточного материала.

IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: подвести учащихся к пониманию основных элементов храма и их предназначения.  

Продолжительность:

20 мин

Предоставляет ресурсы для работы, отвечает на текущие вопросы по выполнению заданий.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск, наводит на верные суждения путем эвристической беседы.

Задания для мини-групп (пары)

1. Работают с текстами раздаточного материала (Приложение 2).

2. Формулирование кратких определений понятий и запись их в тетрадь.

Поиск информации в раздаточном материале.

Фиксируют ключевые понятия в тетрадях.

V. Применение полученного знания (решение проблемных заданий и синтез собственных)

Цели: формировать умение применять полученные знания для решения конкретных задач.

Продолжительность:

10 мин

Предлагает обратиться к картинкам, подписать их и объяснить свой выбор. Следит за выполнением работы. Подсказывает, наталкивает на мысли.

Задания для мини-групп (пары).

На основе полученных теоретических знаний подписать предложенные картинки.

Ребята совещаются, могут консультировать друг друга для выполнения задания.

Придумывают собственные ситуации и примеры.

Демонстрируют выполненные задания.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: Скорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Подтолкнуть к осознанию обучающихся значимости проделанной работы, к дальнейшей продуктивной деятельности.  

Продолжительность:

5 мин

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание и способы его выполнения.

Познавательная рефлексия:

Психологическая рефлексия:  

Домашнее задание:  

Обязательное:

Найти и записать загадку о каком-либо элементе православного храма.

Творческое:

Нарисовать какой-либо элемент внутреннего или внешнего убранства православного храма.

 

Мне пригодятся полученные знания, потому что …

Мне было не совсем понятно …

Я доволен своей работой на уроке, так как …

Планируемые предметные результаты:

Овладение понятиями храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, колокольня, благословение. Развивать умение применять полученные знания в жизни.

Универсальные учебные действия:  

Способствовать формированию анализировать информацию, выделять существенные признаки определений, систематизировать их. Способствовать умению выражать свою точку зрения, высказывать мысли, предположения перед классом.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Приложение 1.

И.Бунин Любил я в детстве сумрак в храме…

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О "Свете Тихом", — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.

Приложение 2.

Внешнее убранство православного храма.

Прежде чем войти во храм, посмотрим на него с внешней стороны. Чем храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий?  - Купола, крест, колокольня. 

       Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас людей на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от грехов.  Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

       Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. - Знаете ли вы, что символизирует разное количество куполов? – Один купол – самого Единого Бога, три – Святую Троицу. Несколько глав имеют разное символическое значение: 9 – ангельские чины, 13 – Иисуса Христа и 12 апостолов. Важен и цвет куполов. Храмы, посвящённые Иисусу Христу, имеют золотые купола, Богородице - синие, Святому Духу - зелёные. Все остальные храмы, которые посвящены различным святым, имеют купола зелёного или серебряного цвета.

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, где находятся колокола. Как вы думаете, зачем нужны колокола? – Созывать верующих. 

- Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

1. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

2. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

3. Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Внутреннее убранство православного храма

Войдем в храм. Что же мы можем видеть в нем?

        Впереди мы видим целую стену из множества икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – икона Божией Матери.

      За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

      Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – это самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и поэтому к нему никто и никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителей. Лишь один раз в жизни при Крещении человек мужского пола бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. Исключения делаются только монахиням. Даже иконы с изображением женских ликов, кроме икон Богоматери, не полагается ставить в алтаре.

    Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.

    За упокой душ умерших свечи в храме ставят на панихидный столик или канун, который всегда находится возле распятия.

    В центре храма стоит аналой – вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства чтения возложенных на аналой Евангелия, Апостола – с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день. Аналой используется и при таинстве Исповеди. В этом случае на него кладутся Евангелие и крест. При совершении таинства Венчания молодые обводятся священником трижды вокруг аналоя.

    Обязательным предметом, находящимся в средней части храма, является Голгофа – большой деревянный (иногда мраморный) крест с образом распятого Иисуса Христа, часто сделанный в натуральную величину – в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IHЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображается череп и кости – останки Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Голгофа в Великий пост выдвигается на середину храма лицом к входу для напоминания людям о крестных страданиях Христа ради спасения людей.

Приложение 3.

Определите элемент храма и подпишите под картинкой его название.

C:\Users\Lenovo\Desktop\tihvinskaya18.jpg           Канун_1               Кадило_1           Свеча_1

_______________                         _______________                    _______________                  _______________

Иконостас_1         C:\Users\Lenovo\Desktop\image002.jpg          Царские врата_1         C:\Users\Lenovo\Desktop\Kreshhenie-mladentsev.jpg

_______________                               _______________            _______________             _______________

hello_html_m1f1e3cae.png         hello_html_71ad3f77.png                C:\Users\Lenovo\Desktop\kolo.jpg

_______________                                                      _______________                                        _______________

Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, крещение, священник, колокольня, купол, глава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

План - конспект урока "Православный храм"

План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....

План - конспект урока "Православный храм"

План - конспект урока "Православный храм" . Предмет: Основы православной культуры....

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Презентация к уроку "Православный храм"

Презентация может быть использована как в курсе ОРКСЭ так и на уроках ИЗО...

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса...