Возможности урока истории в реализации программы развития УУД во ФГОС СПО З+
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Анпилогова Екатерина Сергеевна

Формирование ОК в системе СПО на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anpilogova_e.s._uud_vo_fgos_spo_z.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Анпилогова Екатерина Сергеевна

преподаватель истории и обществознания

г. Ногинск

ГБОУ СПО МО «Подмосковный колледж «Энергия»

«Возможности урока истории в реализации программы развития

УУД во ФГОС СПО З+».

Новое поколение образовательных стандартов «ФГОС СПО 3 +», а также современный историко-культурный стандарт, выдвигает ряд новых требований к уроку истории. При этом важнейшим звеном в системе среднего профессионального образования становиться формирование общих компетенций (ОК)  посредством универсальных учебных действий (УУД).

В качестве примера нами взят комбинированный урок истории по теме «Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение».

Время – 1 ч. 30 минут ( 1 пара).

Оборудование:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей». Часть 1. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2. Артемов В.В.,  Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: дидактические материалы. М.: Издательский центр «Академия», 2013.

3. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. Анализ исторического источника. Ростов на Дону: «Легион», 2016.

Ход урока:

Цели:

1. Образовательные:

–  всесторонне раскрыть суть вопросов образования Древнерусского государства и  Крещения Руси;

–произвести оценку норманнской теории;

2. Развивающие:

– развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

– формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

3. Воспитательные:

– сформировать у учащихся ориентиров для этносоциальной и культурной самоидентичности в окружающем мире;

– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

План

I. Оргмомент.

II. Восточные славяне в Древности. Предпосылки зарождения государства восточных славян. Варяжская проблема. Первые русские князья.

III. Крещение Руси.

IV. Закрепление и оценка результатов

V.домашнее задание.

I. Оргмомент.

Приветствие, подготовка у уроку (идет формирование – волевой саморегуляции)

II. Восточные славяне в Древности. Предпосылки зарождения государства восточных славян. Варяжская проблема. Первые русские князья.

Используя прием комментирования, преподаватель излагает теорию происхождения государства, делая акцент на предпосылки возникновения государства у восточных славян. Поскольку данный вопрос, согласно историко-культурному стандарту относится к «проблемным».

Для подтверждения преподаватель просит учащихся обратиться к текстам дидактических материалов  «Историки о влиянии природы и климатических условий на историю восточных славян» с.67-69.

Задание к тексту: 1. О каких особенностях устройства славянского общества говорят историки.  ( регулятивные УУД – целеполагание; познавательные –логические УУД – построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)

Ответ учащихся: Социально-политическое развитие славян в VIII – IX вв. соответствовало периоду перехода от военной демократии к феодальным отношениям (вече-князь-дружина).

Далее – Практическое задание: обращение к карте и задание: Как территория расселения славян влияла на их образ жизни и занятия?

Преподаватель должен подвести учащихся к выводу о несостоятельности норманнской научной теории, в том, числе приводя антинорманскую теорию М.В. Ломоносова.

Учащиеся перечисляют предпосылки образования государства (социально- экономические факторы: объединение племен в союзы, выделение и усиление родовой знати, развитие ремесел и торговли, рост городов; внешнеполитические факторы: завоевательные походы на Византию, болгар, столкновение с племенами степных кочевников и др.)

(личностно-логических УУД – посторенние логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные УУД- умение выражать свои мысли полно и точно; личностные УУД – нравственно-этическая ориентация).

 Затем учащиеся самостоятельно заполняют таблицу  

«Первые князья и их деятельность

Князь и годы правления

Деятельность

III. Для актуализации информации учащихся по вопросу требуется обращение к статье Д.С. Лихачева «Крещение Руси и государство Русь»// Пазин Р.В. анализ исторического источника. С. 11-12.

Вопросы:

1. Какую попытку реформы язычества предпринял Владимир I ?

2. Почему язычество не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества? указать не менее трех положений.

3. Какие последствия имело принятие Русью христианства? Назовите не менее трех последствий.

Идет формирование личностных, общеучебных,  познавательных- логических универсальных действий, коммуникативных УУД)

IV. Закрепление и оценка результатов

Круглый стол по вопросу: «Что приобрела Русь с принятием христианства?

В выполнении данного задания происходит формирование личностных УУД (нравственно-этической ориентации), познавательных УУД (логически универсальные действия- построение логической цепи рассуждений, доказательство), коммуникативных УУД (планирование, постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), регулятивных УУД (целеполагание)

Учащийся заполняет лист самооценки результатов

Ключевые понятия занятия

Что вызвало трудности

Личная оценка активности на занятии

Предложения

При самоанализе идет формирование личностных УУД (самоопределения, смыслообразования), регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование,  коррекция, контроль и саморегуляция)

V. Домашнее задание. §18,19.прочитать и проанализировать; подготовить сообщение об одном из шести языческих богов (Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорос, Мокошь, Симаргл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности участия родителей в реализации программ внеурочной деятельности

Возможности организации участия родителей (законных представителей) обучающихся в реализации программ внеурочной деятельности : Информационное сопровождение, Организационно-правовое сопровождение, Орг...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ»  Яцкина  Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО  на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...

Выступление « Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий.»

Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....