Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории для 7 класс к предметной линии учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России и А.Я. Юдовской, П.А.Баранова, Л.М. Ванюшкиной по всеобщей истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_7_klass.docx | 73.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени основного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов отечественной и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.
Общая характеристика рабочей программы.
Данная рабочая программа предназначена для 7 класса и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа,2004), программ А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011), А.Я. Юдовской (Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени./А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина//программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011) Основные содержательные линии программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». На изучение всеобщей истории (новой истории) отводится 28 часов, истории России 42 часа.
Цели:
- сформировать у учащихся целостное представление о новой истории как периоде всемирной истории и истории России;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира,показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и культуре;
- вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развивать у учащихся способность рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
знания/понимания:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира в рамках изучаемого периода ; выдающихся исторических деятелей изучаемого периода;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
умений:
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана), отделяя главное от второстепенного;
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,
так и вещественные и изобразительные; - работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- полемизировать и отстаивать свои взгляды, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
навыков использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии изучаемого периода;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Образовательные технологии
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения под воздействием человека:
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовались и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде понятий, терминов.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителей | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
7 | 2 | История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011 Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени./А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина//программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011 | Учебники: 1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Всеобщая история. Новая история. 7 класс. М.: Просвещение, 2012 2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с конца XVI до конца XVIII века. - М.: Просвещение,2012 Рабочая тетрадь к учебнику «История России с конца XVI до конца XVIII века» / авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: Просвещение, 2012. | Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010 г. Юдовская А.Я. Поурочные разработки по новой истории 1500 – 1800: 7 класс: Пособие для учителя /А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. – М.: «Просвещение», 2007 Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 7 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2010 Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Книга для учителя. |
Содержание
История России (42 часа)
Введение. Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVII-XVIII столетий (1ч.)
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ (4 ч.)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем народа. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.
РОССИЯ В XVII в. (9 ч.)
Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.
Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I (9 ч.)
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.
Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
РОССИЯ В 1725—1762 гг. (5 ч.)
Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача. Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.
Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
РОССИЯ В 1762—1801 гг. (11 ч.)
Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.
Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.
Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.
Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Итоговое повторение 1 ч.
2 часа резерва отведено на изучение регионального компонента, итоговую контрольную работу
Всеобщая история (28 ч)
Введение. Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. (1 ч)
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ (11 ч)
Тема I. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ (2 ч)
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч)
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ч)
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА (3 ч)
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО
В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) (4 ч)
Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И РОЖДЕНИЕ СВОБОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОЛЛАНДИИ (1 ч)
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе в Новое время.
Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч)
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В XVI—XVIII вв. (1 ч)
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)
Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. (2 ч)
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема II. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ (1 ч)
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.
ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (2 ч)
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Тема IV. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. (3 ч)
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (3 ч)
Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
ОСОБЕННОСТИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА (1 ч)
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (2 ч)
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
ПОВТОРЕНИЕ. МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ (1 ч)
Календарно-тематическое планирование по истории России для 7 класса (42 часа)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVII-XVIII столетий. | 1 | |
Тема 1. Россия на рубеже XVI–XVII веков | 4 | ||
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Установление крепостного права. | 1 | П. 1 |
3 | Прекращение династии Рюриковичей Смутное время. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. | 1 | П. 2 |
4 | Окончание Смутного времени. | 1 | П. 3 |
5 | Повторение по теме: Россия на рубеже XVI–XVII веков Тульский край на рубеже XVI–XVII веков | 1 | |
Тема 2. Россия в XVII веке | 9 | ||
6 | Новые явления в экономике. Ликвидация последствий Смуты. Развитие торговых связей. Мануфактуры. | 1 | П. 4 |
7 | Основные сословия российского общества | 1 | П. 5 |
8 | Политическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. | 1 | П.6 |
9 | Власть и церковь. Церковный раскол. Никон и Аввакум. | 1 | П.7 |
10 | Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. | 1 | П. 8 |
11 | Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Завершение присоединения Сибири. | 1 | П. 9 |
12 | Образование и культура в XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. | 1 | П. 10 |
13 | Сословный быт. Быт и нравы допетровской Руси. | 1 | П. 11 |
14 | Повторение по теме: Россия в XVII веке Тульский край в XVII веке. | 1 | Тестирование |
Тема 3. Россия при Петре I | 9 | ||
15 | Предпосылки петровских преобразований | 1 | П. 12 |
16 | Петр I. Россия на рубеже веков | 1 | П. 13 |
17 | Северная война. Создание регулярной армии и флота. | 1 | П. 14 |
18 | Преобразования первой четверти XVIII в. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Образование Российской империи. Абсолютизм. | 1 | П. 15 |
19 | Экономика России в первой четверти XVIII в. Заводское строительство. | 1 | П. 16 |
20 | Народные движения первой четверти XVIII в. | 1 | П. 17 |
21 | Образование и наука в первой четверти XVIII в. | 1 | П. 18-19 |
22 | Художественная культура и быт в первой четверти XVIII в. | 1 | П. 18-19 |
23 | Повторение по теме: Россия при Петре I Тульский край при Петре I | 1 | |
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. | 5 | ||
24,25 | Дворцовые перевороты. Фаворитизм. | 2 | П. 20-21 |
26 | Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | П. 22 |
27 | Внешняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | П. 23 |
28 | Повторение по теме: Россия в 1725-1762 гг. | 1 | Тестирование |
Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. | 11 | ||
29,30 | Внутренняя политика Екатерины II. Расширение прав и привилегий дворянства. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя. | 2 | П. 24 |
31 | Социальные движения. Е.И. Пугачев. | 1 | П. 25 |
32 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | 1 | П. 26 |
33,34 | Внешняя политика Екатерины II. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий. | 2 | П. 27-28 |
35 | Россия при Павле I | 1 | П. 29 |
36 | Наука и образование | 1 | П. 30 |
37 | Художественная культура | 1 | П. 31-32 |
38 | Быт и обычаи | 1 | П. 33 |
39 | Повторение по теме: Россия в 1762-1801 гг. Тульский край во второй половине XVIII вв. | 1 | Тестирование |
40 | Повторение по теме: Тульский край в XVII - XVIII вв. | 1 | |
41,42 | Итоговое повторение по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII века | 2 | |
Итого | 42 |
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории (новой истории) для 7 класса (28 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени. | 1 | стр. 3 |
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. Тема I. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ (2 ч) | |||
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | П. 1 |
3 | Великие географические открытия и их последствия. Колониальные захваты. | 1 | П. 2 |
Тема II. ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ч) | |||
4 | Усиление королевской власти в ХVI – ХVII вв. Абсолютизм в Европе | 1 | П. 3 |
5 | Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв. | 1 | П. 4 |
6 | Новые ценности преобразуют общество | 1 | П. 5 |
7 | Повседневная жизнь. | 1 | П. 6 |
Тема III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ч) | |||
8 | Эпоха Возрождения. Гуманизм. | 1 | П.7-8 |
9 | Рождение европейской науки. | 1 | П.9 |
Тема IV. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ. УКРЕПЛЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА (3 ч) | |||
10 | Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола. | 1 | П. 10-11 |
11 | Королевская власть и Реформация | 1 | П. 12 |
12 | Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. | П. 13 | |
Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. Тема I. НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ | |||
13 | Нидерландская буржуазная революция. | 1 | П. 14 |
Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ В АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ (2 ч) | |||
14 | Парламент против короля. Начало революции в Англии. | 1 | П. 15 |
15 | Буржуазная революция в Англии. Путь к парламентской республике | 1 | П. 16 |
Тема III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |||
16 | Международные отношения в XVI-XVIIIвв.. | 1 | П. 18 |
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч) Тема I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. (2 ч) | |||
17, 18 | Эпоха Просвещения. | 2 | П. 19-20 |
Тема II. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ (1 ч) | |||
19 | Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. | 1 | П. 21 |
Тема III. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ В БОРЬБЕ | |||
20 | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | П. 22 |
21 | Война за независимость и образование США. | 1 | П. 23 |
Тема IV. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. (3 ч) | |||
22 | Причины и начало Великой французской революции. | 1 | П. 24 |
23 | Великая французская революция. От монархии к республике | 1 | П. 25 |
24 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | 1 | П. 26 |
Раздел IV. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. Тема I. КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. | |||
25 | Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества. | 1 | П. 27 |
Тема II. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (2 ч) | |||
26 | Государства Востока в раннее Новое время. | 1 | П. 28 |
27 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 1 | П. 29-30 |
28 | Итоговое повторение по теме: «Мир в эпоху раннего Нового времени» | 1 | Тестирование |
Итого | 28 |
Литература (для учителей и учащихся)
Андреев И. Л. Алексей Михайлович. — М., 2006.
Андреев И. Л. На пути к Полтаве. — М., 2009.
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2004.
Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны. — М., 2010.
Анисимов Е. В. Династия Романовых. — М., 2010.
Анисимов Е. В. Иван VI Антонович. — М., 2008.
Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.
Анисимов Е. В. Императрица Екатерина Великая. — М., 2007.
Анисимов Е. В. Куда ж нам плыть. Россия после Петра Великого. — М., 2010.
Анисимов Е. В. Петербург времен Петра Великого. — М., 2010.
Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. — М., 2009.
Анисимов Е. В. Русский застенок. Тайны Тайной Канцелярии. — М., 2010.
Брикнер А. Г. Император Петр I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.
Брикнер А. Г. Императрица Екатерина II. Ее жизнь и царствование. — М., 2009.
Брикнер А. Г. Смерть Павла Первого. — М., 2008.
Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. — М., 1994.
Воронцов-Дашков А. Екатерина Дашкова. — М., 2010.
Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.
Ганичев В. Н. Ушаков. — М., 2010.
Гордин Я. А. Меж рабством и свободой: 19 января – 25 февраля 1730 года. — СПб., 1994.
Григорьев Б. Карл XII. — М., 2006.
Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. — М., 1987.
День народного единства. Биография праздника. Антология. — М., 2009.
Елисеева О. И. Григорий Потемкин. — М., 2006.
Елисеева О. И. Екатерина Великая. — М., 2010.
Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. — М., 2008.
Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. — М., 2001.
История государства Российского: Жизнеописания. XVII век. — М., 1997.
История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. — М., 1996.
История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XVII век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. — М., 2000-2001.
История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XVIII век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. — М., 2001.
Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII. (Опыт целостного анализа). — М., 2001.
Каменский А. Б. Повседневность русских городских обывателей. Исторические анекдоты из провинциальной жизни XVIII века. — М., 2006.
Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1999.
Козляков В. Василий Шуйский. — М., 2007.
Козляков В. Лжедмитрий I. — М., 2009.
Козляков В. Марина Мнишек. — М., 2005.
Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2010.
Курукин И., Никулина Е. Повседневная жизнь Тайной канцеляри. — М., 2008.
Курукин И. В., Плотников А. Б. 19 января – 25 февраля 1730 г. События, люди, документы. — М., 2010.
Курукин И. В. Бирон. — М., 2006.
Курукин И. В. История России. XVIII век. — М., 2010.
Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны: Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг. — М., 1999.
Леонтьева Г. А. Практикум по истории России XVII века. — М., 2006.
Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. — М. — Тула, 2009.
Мадариага И. де. Россия в эпоху Екатерины Великой. — М., 2002.
Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. — М., 1994.
Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России XVIII-XIX веков. — М., 2009.
Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). В 2-х тт. — СПб., 2003.
Мыльников А. Петр III. — М., 2009.
Охлябинин С. Повседневная жизнь русской армии во времена суворовских войн. — М., 2004.
Павленко Н. И. Анна Иоанновна. Немцы при дворе. — М., 2002.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2009.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2006.
Павленко Н. И. Елизавета Петровна. — М., 2008.
Павленко Н. И. Лефорт. — М., 2009.
Павленко Н. И. Петр II. — М., 2006.
Павленко Н. И. Петр Великий. — М., 2010.
Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 2008.
Павленко Н. И. Царевич Алексей. — М., 2008.
Песков А. М. Павел I. — М., 2005.
Петрова Н. Г. Скопин-Шуйский. — М., 2010.
Писаренко К. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Петровны. — М., 2003.
Сахаров А. Н. Степан Разин. — М., 2010.
Скрынников Р. Г. 1612 год. — М., 2008.
Скрынников Р. Г. Борис Годунов. — М., 2002.
Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. — М., 2002.
Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский. — М., 2007.
Скрынников Р. Г. Михаил Романов. — М., 2005.
Скрынников Р. Г. Смутное время. Крушение царства. — М., 2007.
Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия. — М., 2003.
Таирова-Яковлева Т. Мазепа. — М., 2007.
Тюменцев И. О. Смутное время в России начала XVII столетия. Движение Лжедмитрия II. — М., 2008.
Устинова И. А. Приказная бюрократия допетровской Руси // Преподавание истории в школе. 2010. № 4.
Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 2. Ч. 1-2. — М, 1995, 1997.
Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб., 2001.
Шильдер Н. К. Император Павел I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.
Шубинский В.И. Ломоносов. — М., 2010.
Эйдельман Н. Я. Грань веков. — М., 2010.
Эйдельман Н. Я. Секретная династия. — М., 2008.
Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. — М., 2010.
Эскин Ю. М. Очерки истории местничества в России XVI–XVII вв. — М., 2009.
Интернет-ресурсы:
Адьютант: Историческое обозрение: http://adjudant.ru/. Большая библиотека, много интересных материалов по военной истории империи (немного и по XVII в.). Отдельный проект посвящен А. В. Суворову.
Антология древнерусской литературы. Литература XVII в.: http://old-ru.ru/08.html.
Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm
Ботик Петра I "Св. Николай": http://peter1boat.narod.ru/. Сайт о «дедушке русского флота», сочетающий серьезный рассказ и основательную подборку материалов.
Петр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5927 (на сайте Института русской литературы РАН — «Пушкинского дома»).
Российский мемуарий: http://fershal.narod.ru/. Превосходное собрание мемуаров XVIII-XIX столетий. Еще сайт Русские мемуары: http://memoirs.ru/. Очень большое собрание. Различия между двумя проектами в том, что первый отличается большей разборчивостью (ориентируясь на полноценные тексты), а второй – большей «всеядностью». Оба проекта превосходно дополняют друг друга.
Сайт Общества изучения русской усадьбы: http://oiru.org/. Хорошая библиотека.
Семилетняя война: http://syw-cwg.narod.ru/ Опубликовано много интересных документов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...