рабочая программа по истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Шашкова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по истории для 11 класса к учебнику Алексашкиной Л.Н., Данилова А. А., Косулиной Л.Г. «Россия и мир в XX -  начале XXI века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_11_klass.docx69.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего  общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.


Общая характеристика рабочей программы.

Рабочая программа  по  истории в 11 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа,2004),  программы А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX веке» 11 класс. (Данилов А. А. Косулина Л.Г. История: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,  2009) 

При составлении рабочей программы сохранена ее концепция в части разделов и тем. Разделы и темы синхронизированы с разделами и главами учебника. Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Составлена из расчета 68  часов   на изучение курса  истории России и мира  в 11 классе (44 часа – история России, 24 часа – всеобщая история), 2 часа в неделю.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основной образовательной целью современной российской школы является формирование у обучающихся основ исследовательского, научного взгляда на мир. Это позволит им в дальнейшем включиться в динамичное, инновационно развивающееся общество не только в качестве потребителей, способных грамотно использовать существующие высокие технологии, но и созидателей новых социально значимых материальных и духовных ценностей, способных отвечать на нестандартные вызовы мирового развития, общественного и технологического прогресса. От качества усвоенных знаний, умений и навыков, диктуемых современной действительностью, напрямую зависит не только конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе, но и ее будущее.

В соответствии с этим к числу концептуальных и методологических основ исторического образования в школе можно отнести:

  • овладение обучающимися знаниями о закономерностях развития человеческого общества в целом и России как субъекта исторического процесса;
  • развитие способностей осмысливать исторические процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
  • формирование  общественной системы ценностей, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
  • воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами; развитие у учащихся стремления внести свой достойный вклад в развитие России;
  • знакомство обучающихся с различными концепциями исторического развития;
  • противодействие попыткам исказить историческое прошлое в угоду политической конъюнктуре.

В связи с вышеизложенным,  в программе особое внимание уделяется принципам отбора содержания учебного материала по истории. В условиях информационной открытости, радикального обновления информации, доступности массовых источников для изучения исторического прошлого  четко определены те критерии, по которым из этого массива данных будет вычленяться то, что должно составлять основу обучения и воспитания  обучающихся.

Такими принципами отбора являются следующие основные подходы:

  • описание лишь тех событий и явлений, которые оказали наиболее важное воздействие на развитие России и мира;
  • учет возрастных особенностей, знаний и умений, социального опыта обучающихся;
  • исключение из текстов учебников материалов, не являющихся точными с точки зрения фактов, носящих характер сенсации или прямого опровержения прежде известных фактов и событий.

Задачи курса «История» в 11 классе:

  • выявить актуальные проблемы исторического развития России мира, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность стран и народов;
  • определить основные этапы развития нашей страны в конце XIX, XX – начале XXI века;
  • на примерах  событий современной истории показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно историческом процессе; выявить и осмыслить факторы самобытности российской истории;
  • уяснить, по каким проблемам истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
  • показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
  • обратить внимание на тенденции развития мировой и отечественной историографии. Определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке;
  • проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России и мире в последние два десятилетия. Осознанно уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.

На первый план выдвигается компетентностный подход, общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

Курс:

  1. учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10-11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «История России и мира»;
  2. завершает  вертикальную линию учебников по истории России для 6-9 классов А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной.

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается не за счет «лобового» сопоставления исторических процессов и явлений, а путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны, в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспективность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.

Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление имеющихся у учащихся  знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Образовательные технологии

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

     При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

- технология проблемного подхода.

Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы.


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

11

2

Алексашкина Л.Н., Данилов А. А., Косулина Л.Г. « Россия и мир в XX -  начале XXI века». 11 класс.

(Данилов А. А. Косулина Л.Г. История: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,  2009)

 

Алексашкина Л.Н., Данилов А. А., Косулина Л.Г. «Россия и мир в XX -  начале XXI века». 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень. - М. : Просвещение, 2013.

А.  А. Данилов, Л. Г. Косулина «Поурочные разработки по истории базовый уровень» М.: Просвещение, 2010

Данилов  А. А. «Россия и мир. 11 класс»: метод, рекомендации / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Г.А. Миндрина. - М.: Просвещение, 2010

В. В. Кириллов «Отечественная история  в схемах и таблицах» М.: Эксмо, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914 гг.) -  18 часов

 Введение в историю 20 века. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в 20 веке. Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации. Страны Европы и США в 1900-1914 гг. Достижения и проблемы индустриального общества. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Экономическая модернизация России: успехи и противоречия. Город и деревня России в процессе модернизации. Право и традиции в российской политической системе начала 20 века. Противоречия формирования гражданского общества в России. Панорама российского оппозиционного движения начала 20 века. Национальный фактор российской модернизации. Первая российская революция и её влияние на процессы модернизации. Столыпинская программа модернизации России. Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории.

Раздел II. Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России (1914 г. – начало 1920-х гг.) -  11 часов

Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество. Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономика России в годы войны. Война и российское общество.  Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны. Октябрь 1917 г. в России. Причины победы большевиков. Дискуссия о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств. Российское общество между красными и белыми. Социальный состав и политические ориентации противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Конституция РСФСР 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия.  Окончание  мировой войны и образование новых государств в Европе.

Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30 гг. 20 в. -  8 часов

 Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития. Россия нзповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве. СССР на путях формирования модернизации. Национальная политика в СССР в 20 – 30е гг. 20 в. Политика «коренизации».Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Страны Азии. Особенности развития культуры. Международные отношения. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности.

Раздел  IV.Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война советского народа(1941-1945 гг.) -  8 часов

Истоки Второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Военно-политические планы агрессоров. Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. Экономическая система в годы войны. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне. Власть и общество во время войны. Немецкий оккупационный режим. Холокост. Власть и общество во время войны в СССР. Западные демократии в годы войны. Человек на войне. Герои фронта и тыла. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Массовый героизм. Особенности развития науки и культуры в годы войны.

Раздел  V. Мир во второй половине 20 в. От индустриального общества к  информационному. -  21 час

Послевоенный мир. Изменения на карте мира. «Холодная война». Крушение колониальной системы. Особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав. Научно-технический прогресс. США в 1945 – 2000 гг.: становление сверхдержавы. Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы. Послевоенный СССР: альтернативы развития. Советская экономика в 1953 – 1991 гг. Советская политическая система в 1953 – 1991 гг. Советская федерация. Духовный мир и повседневный быт советского человека. Страны Восточной Европы в 1945 – 1990 гг. Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации. Страны Латинской Америки: противоречия и пути модернизации. Международные отношения во второй половине 20 в. «Холодная война». Разрядка международной напряжённости. Перемены 80 – 90-х годов 20 века. Эволюция советской внешней политики. Социально-экономические и политические реформы 90-х годов в России. Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса.

Итоговое повторение, итоговый контроль - 2 часа.


Литература (для учителей и учащихся)

по истории России:

Аксенов Г. Вернадский. — М., 2010.

Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М., 2010.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. — М., 2009.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. — М., 2009.

Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-ХХ вв. — М., 2009.

Андриянов В. Косыгин. — М., 2004.

Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.

Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. — М., 2005.

Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — СПб., 1998.

Басинский П. Горький. — М., 2006.

Бодрихин Н. Кожедуб. — М., 2010.

Бореев Ю. Луначарский. — М., 2010.

Боханов А. Н. Николай II. — М., 2008.

Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России. — М., 2010.

Буйновский Э. Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов. — М., 2005.

Булатов В. Адмирал Кузнецов. — М., 2007.

Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.

Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.

Ватлин А. Коминтерн: идеи, решения, судьбы. — М., 2009.

Великанов Н. Блюхер. — М., 2010.

Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999.

Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина. — М., 2010.

Вострышев М. Патриарх Тихон. — М., 2009.

Вострышев М. Повседневная жизнь России в заседаниях мирового суда и ревтрибунала. — М., 2004.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.

Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2007.

Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.

Гареев М. А. Сражения на военно-историческом фронте. — М., 2010.

Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2004.

Голдман В. З. Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий. — М., 2010.

Голованов В. Нестор Махно. — М., 2008.

Горелик Г. Андрей Сахаров. — М., 2010.

Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на советский Союз. — М., 2008.

Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. — М., 2009.

ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.

Гулыга А. Творцы русской идеи. — М., 2006.

Дайнес В. Жуков. — М., 2010.

Демин В. А. Верхняя палата Российской империи. 1906–1917. — М., 2006.

Думный В. В. Люди будущего или люди без будущего? Социал-демократическая интеллигенция России на рубеже ХIX-ХХ столетий. — М., 2003.

Земское самоуправление в России. Т. 2. — М., 2005.

Зубкова Е. Прибалтика и Кремль. — М., 2008.

Зырянов П. Колчак. — М., 2009.

Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX в. — М., 2004.

Ильюхов А. Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917-1941 гг. — М., 2010.

История государства Российского: Жизнеописания. XX век. Кн. 1-4. — М., 1999-2001.

Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.

Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. — М., 2009.

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. — М., 2001.

Кожинов В.В. Россия. Век ХХ. Кн. 1-2. — М., 2002.

Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. — М., 2010.

Конов В. Епистинья Степанова. — М., 2005.

Коцюбинский Д. А. Русский национализм в начале XX столетия. — М., 2001.

Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.

Кудрина Ю. Мария Федоровна. — М., 2009.

Лейбович О. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. — М., 2008.

Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 — 1914 гг. — М., 1995.

Лившин А. Настроения и политические эмоции в Советской  России. 1917-1932. — М., 2010.

Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.

Марочкин В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. — М., 2003.

Матюшкин В. Повседневная жизнь Арзамаса-16. — М., 2007.

Медведев Р. Андропов. — М., 2007.

Медведев Р. Окружение Сталина. — М., 2006.

Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.

Млечин Л. Шелепин. — М., 2009.

Миронов Б. Я. Социальная история России периода империи. В 2 т. — СПб., 2003.

Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». — М., 2008.

Пайпс Р. Русская революция. Кн. 1-3. — М., 2005.

Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» — Николай Ежов. — М., 2008.

Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985. — М., 2007.  

Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985-2005. — М., 2007.

Пихоя Р. СССР. История великой империи. Под знаком Сталина. — СПб., 2009.

Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. — М., 1996.

Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. — М., 2001.

Прибытков В. Черненко. — М., 2009.

Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. — М., 1997.  

Пушкарев Б. С. Две России ХХ века. 1917-1993. — М., 2008.

Рабинович А. Большевики у власти. — М., 2008.

Рабинович А. Революция 1917 г. в Петрограде. Большевики приходят к власти. — М., 2003.

Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. — М., 2007.

Рольф М. Советские массовые праздники. — М., 2009.

Рыбас С. Генерал Кутепов. — М., 2010.

Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.

Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001. — М., 2001.

Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Ч. 1-2. — М., 2009.

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевики. 1860-1930. — М., 2004.

Таубман У. Хрущев. — М., 2008.

Тимофеев А. Покрышкин. — М., 2005.

Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. — М., 2005.

Турков А. Твардовский. — М., 2010.

Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.

Ушаков А., Федюк В. Корнилов. — М., 2006.

Федюк В. Керенский. — М., 2009.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. Город. — М., 2008.

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. — М., 2008.

Хлевнюк О. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. — М., 2010.

Чернявский Г. Лев Троцкий. — М., 2010.

Шевченко В. Повседневная жизнь Кремля при президентах. — М., 2005.

Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 2005

Шубин А. В. 1937. АнтиТеррор Сталина. — М., 2010.

Шубин А. В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. — М., 2008.

Шубин А. В. Золотая осень, или Период застоя в СССР в 1975-1985 гг. — М., 2008.

Шубин А. В. Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 гг. — М., 2006

по всеобщей истории:

Австро-Венгрия: опыт многонационального государства. —М., 1995.

Агаев С. Л. Иран между прошлым и будущим: события,люди, идеи. — М., 1987.

Адибеков Г. М. Коминформ и послевоенная Европа 1947—1956. — М., 1994.

Американские президенты: 41 портрет. — Ростов-на-Дону, 1997.

Арендт X. Истоки тоталитаризма. — М., 1996.

Арзаканян М.Ц. Новейшая история Франции. — М.,2002.

Белоусов Л. С. Муссолини: диктатура и демагогия. — М.,1993.

Белоусов Л. С. Муссолини и массы. — М., 2000.

Волокитина Т. В. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе, 1944—1948. — М., 1993.

Восточная Европа в документах российских архивов.1944—1953 гг. — Ч. 1—2. — М., 1997—1998.

Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. — М., 1997.

Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. — М., 1983.

Гренвилл Дж. История XX в. — М., 1999.

Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М., 1998.

Дамс Х. Г. Франсиско Франко. — Ростов-на-Дону, 1999.

Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. — М., 1973. — Т. 1—2.

XX век. Краткая историческая энциклопедия. — М.,2000—2001. — Т. 1—2.

XX век. Многообразие, противоречивость и целостность. — М., 1996.

Демократия в Западной Европе XX в. — М., 1996.

Дерендорф Р. После 1989: мораль, революция и гражданское общество (размышления о революции в Европе). — М.,1998.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. — М., 1992.

Джонсон П. Современность: Мир с двадцатых по девяностые годы. — М., 1995.

Европа и вызовы XXI в. — М., 1993.

Европа между миром и войной. 1918—1939 гг. — М.,

1992.

Европейский союз: федералистские концепции европейского строительства. — М., 1996.

Зимняя война. 1939—1940. — М., 1998. — Кн. 1—2.

История внешней политики России: Конец XIX — начало

XX в. — М., 1997.        

История Европы. — М., 2000. — Т. 5.

История Латинской Америки. 70"е гг. XIX в. — 1918. —

М., 1993.

История Первой мировой войны. — М., 1975. — Т. 1—2.

История политических и правовых учений XX в. — М.1995.

История США. — М., 1985. — Т. 4.

История стран Центральной и Юго-Восточной Европы XX в. — М., 1997.

Краткая история Албании: С древнейших времен до наших дней. — М., 1992.

Кеннеди П. Вступая в XXI столетие. — М., 1997.

Киссинджер Г. Дипломатия. — М., 1997.

Китай в мировой политике. — М., 2001.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. — М., 1997.

Коминтерн и Вторая мировая война. — М., 1994, 1998. —Ч. 1, 2.

Королькова Е.И. «Новый курс» Рузвельта. — М., 1992.

Лавров Н.М. Мексиканская революция. 1910—1917 гг. —М., 1972.

Лопухов Б. Р. Эволюция буржуазной власти в Италии:первая половина XX в. — М., 1986.

Межрасовые и межнациональные отношения в Европе и Америке XIX — XX вв. — М., 1996.

Мир на рубеже XIX—XX вв.: тенденции развития, противоречия, революции. — М., 1991.

Мокшин В. К. Трансформация политических режимов восточноевропейских стран во второй половине XX в. — Архангельск, 1997.

Монархии Европы: Судьбы династий. — М., 1996.

Налеч Д., Налеч Т. Юзеф Пилсудский. — М., 1990.

Невежин В. А. Синдром наступательной войны: Советская пропаганда в преддверии «священных боев». 1939—1941 гг. — М., 1997.

Неру Дж. Открытие Индии / Пер. с хинди. — М., 1955.

Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. — М., 1994.

Полевой В.М. Искусство XX века. 1900—1945. — М.,1991.

Религия и церковь в западном обществе XX в. — М.,1992.

Россия и Африка: Документы и материалы. — М., 1999—2000. — Т. 1—2.

Сергеев Е.Ю. Политика Великобритании и Германии наДальнем Востоке, 1897—1903 гг. — М., 1998.

Сергеев Е. Ю., Улунян Ар. А. Военные агенты   в Европе (1900—1914 гг.). — М., 2003.

Системная история международных отношений. 1918—2000. — М., 2000—2002. — Т. 1—4.

Смирнов В.П. Новейшая история Франции. — М., 1975.

Сталинское десятилетие холодной войны: Факты и гипотезы. — М., 1999.

Страны Южной Европы в современном мире. — М., 1989.

Типпельскирх К. История Второй мировой войны. — СПб., 1994. — Т. 1—2.

Толанд Д. Адольф Гитлер. — М., 1993. — Т. 1—2.

Тоталитаризм в Европе XX в.: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. — М., 1996.

Трухановский В. Г. Уинстон Черчилль. — М., 1989.

Улунян Ар. А. Политическая история современной Греции. — М., 1998.

Хобсбаум Э. Век империи. 1875—1914. — Ростов на Дону, 1999.

Ходнев А. С. Международная организация в ожидании приговора: Лига Наций в мировой политике. 1919—1946. Ярославль, 1995.

Холина В. Н. География человеческой деятельности: эко"

номика, культура, политика. — М., 2001.

Хопкинсон К. XX век. — М., 1997.

Черчилль У. Вторая мировая война. — М., 1991. — Т. 1—3.

Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. — М., 1987.

Шацилло В. К. Политические деятели в новейшей истории. — М., 2004.

Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. — М., 1991

Интернет-ресурсы:

Антисоветская электронная библиотека: http://antisoviet.imwerden.net/. Множество материалов (мемуары, документы и пр.).

Архив Александра Н. Яковлева: http://www.alexanderyakovlev.org/ Документы советской истории.

Белая гвардия: http://www.whiteforce.newmail.ru/. Информативный сайт о Белом движении, есть законодательство и мемуары.

Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия ХХ в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm 

Библиотека социал-демократа: http://www.plekhanovfound.ru/library/.

Биографическая литература СССР: http://biograf-book.narod.ru/.

Великая Отечественная под водой: http://www.town.ural.ru/ship/news Есть интересные документы.

Ворошиловские стрелки: http://airaces.narod.ru/snipers/ О снайперах на войне.

Вторая мировая война в русском Интернете: http://world-war2.chat.ru/. Большая коллекция ссылок, но многие устарели.

Газетные старости: http://starosti.ru/ Обзор русских газет начала ХХ в., замечательный ресурс.

Герои страны: http://www.warheroes.ru/. Информация о Героях Советского Союза, полных кавалерах Ордена Славы, Героях России.

Глобальный мультиязычный портал, посвященный Махно: http://www.nestormakhno.info/.

Документы сталинского террора: http://www.perpetrator2004.narod.ru/. Хорошая подборка.

Ероплан: http://eroplan.boom.ru/. Русская и советская авиация перв. пол. ХХ в., есть библиотека.

Катынь: электронные образы документов на сайте Росархива: http://www.rusarchives.ru/publication/katyn/spisok.shtml.

Коллекция архивных документов по голоду в СССР в 1930-1934 гг.: http://www.rusarchives.ru/publication/hunger-ussr/index.shtml.

Марксизм в России: http://web.mit.edu/fjk/Public/index.html. Материалы по истории троцкизма, в том числе весь Бюллетень оппозиции за 1929-1941 гг.

Мемориал: история террора: http://www.memo.ru/history/. Множество материалов по истории карательных органов и диссидентов.

Наша Победа: http://9may.ru/. Сводки Совинформбюро, истории и фотографии.

Официальный сайт Нестора Махно: http://www.makhno.ru/. Много литературы о махновщине, немного об анархизме в целом.

Победители: Солдаты великой войны: http://www.pobediteli.ru/. Много полезной информации, мультимедийная карта войны, списки ветеранов.

Политическая литература по периоду 1917-1937 гг. в библиотеке «Магистр»: http://www.magister.msk.ru/library/politica/politica.htm. Ленин, Сталин, Бухарин, Троцкий и пр., качественная подборка.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия: http://rkka.ru/. Период с 1918 по 1945 гг. Операции, воспоминания, организация, документы, карты.

Российские социалисты и анархисты после 1917 г.: http://socialist.memo.ru/ На самом деле не только после, но и до.

С. Ю. Витте: http://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi.

Сайт о В.М. Чернове: http://www.chernov.h12.ru/ Специализированный качественный сайт.

Сайт о Ф.Э. Дзержинском: http://fdzerzhinsky.narod.ru/. Панегирический, но есть неплохая библиотека.

Сайт, посвященный адмиралу Н.Г. Кузнецову: http://glavkom.narod.ru/.

Советско-финские войны 1939-1940 и 1941-1944 гг.: http://www.aroundspb.ru/finnish/.

Старые газеты: http://oldgazette.ru/. Уникальный проект по советским газетам.

Уроки истории. ХХ век: http://www.urokiistorii.ru/. Ресурс специально адресован учителям истории и старшеклассникам, много полезной информации.

Электронная база данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»: http://www.sakharov-center.ru/gulag/. Колоссальный объем информации.

Я помню: http://iremember.ru/. Сайт публикует воспоминания участников войны. Очень ценный ресурс.

Sovetika.ru: сайт о советской эпохе: http://www.sovetika.ru/. Библиотека, изобразительные и аудиоматериалы.


Календарно-тематическое планирование  по всеобщей истории  для 11 класса (24 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Введение в историю XX века Мир в начале XX века. Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв.

1

П.1

2

От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.  Модели ускоренной модернизации в ХХ в.

1

П.2

3

Страны Европы и США в 1900 – 1914 гг. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия.

1

П.3

4

Страны Европы и США в 1900 – 1914 гг. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.

1

П.4

5

Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы.

1

П.17

6

Повторение по разделу: «Индустриальная модернизация традиционного общества(1900-1914 гг.)»

7

Предпосылки Первой мировой войны. На фронтах Первой мировой войны.

1

П.18

8

К новому миру.

1

П.26

9

Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития

1

П.27

10

Между демократией и тоталитаризмом. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

1

П.27

11

Истоки мирового кризиса. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.

1

П.34

12

Крупнейшие военные операции Второй мировой войны

1

П.35

13

Экономические системы в годы войны.

1

П.36

14

Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

1

15

Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.

1

П.40

16

Общество и движения. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

1

П.41

17

США во второй половине XX – начале  XXI века: становление сверхдержавы.

1

П.42

18

Страны Западной Европы во второй половине XX – начале  XXI века. Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

1

П.43

19

Страны Восточной Европы в 1945 – начале  XXI века: в поисках своего пути.

1

П.49-50

20

Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации.

1

П.51

21

Страны Латинской Америки: реформы и революции.

1

П.52

22

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.

1

П.55

23

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в. Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

1

П.59

24

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Итоговое повторение и обобщение  по курсу «Россия и мир в XX – начале  XXI века»

1

С.408-413

Итого

24


Календарно-тематическое планирование  по истории России  для 11 класса (44 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Экономическая модернизация в России Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте.

1

П.5

2,3

Город и деревня России в процессе модернизации

2

П.6-7

4

Право и традиции в российской политической системе начала XX века. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы.

1

П.8

5

Проблемы формирования гражданского общества в России. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

1

П.9

6

Панорама российского оппозиционного движения начала XX века. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

1

П.10

7

Национальный фактор модернизации России.

1

П.11-12

8

Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. и её влияние на процессы модернизации.

1

П.13-14

9

Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма

10

Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905 – 1907 гг. в России.

1

П.15

11

Столыпинская программа модернизации России. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

1

П.16

12

На фронтах Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне.

1

П.18

13,14

Война и общество. Влияние войны на российское общество.

2

П.19-20

15

Февральская революция 1917 года и возможные альтернативы развития России.

1

П.20-21

16

Временное правительство и Советы. Тактика политических партий.

17

Октябрьская революция в России. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. 

1

П.23

18

Российское общество между красными и белыми. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

1

П.24

19

Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России. Формирование однопартийной системы.

1

П.25

20

Повторение по разделу: «Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России (1914 – начала 1920-х годов)»

1

21

Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма.

Переход к новой экономической политике. Причины свертывания новой экономической политики. 

1

П.28

22

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

1

П.29

23

СССР на путях форсированной модернизации. Индустриализация. Коллективизация.

1

П.30

24

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Национальная политика СССР в 20-30-е гг. XX века.

1

П.31

25

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

1

П.32

26

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

1

П.33

27

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий.

1

П.35

28

Власть и общество в годы войны. Партизанское движение.

1

П.37

29

Человек на войне. Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны.

1

П.38

30

Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны. Советское военное искусство. Идеология и культура в годы войны.

1

П.39

31

Послевоенный СССР. Восстановление хозяйства.

1

П.44

32

Советская экономика в 1953 – 1991 гг. Складывание мировой социалистической системы. Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач.

1

П.45

33

Советская политическая система в 1953 – 1991 гг. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

1

П.46

34

Советская федерация в 1953 – 1991 гг. Межнациональные конфликты. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт.

1

П.47

35

Духовный мир и повседневный быт советского человека Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

1

П.48

36

Международные отношения во второй половине XX – начале XXI века. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

1

П.56

37

Эволюция советской внешней политики в 1953 – 1991 гг. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

1

П.56

38

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Причины распада СССР.

1

П.57

39

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г. Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

1

П.58

40

Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг. XX века. Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

1

П.60

42

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Россия в начале XXI века. Россия и глобальные проблемы современного мира. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

1

П.61

43

Итоговый контроль по курсу «Россия и мир в XX – начале  XXI века»

1

Итоговая контрольная работа

44

Итоговое повторение и обобщение  по курсу «Россия и мир в XX – начале  XXI века»

1

Итого

44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...