рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Шашкова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по истории для 8 класса к предметным линиям учебников  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  по истории России и  А.Я. Юдовской, П.А.Баранова, Л.М. Ванюшкиной по всеобщей истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx69.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени основного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей.  Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство». Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов  отечественной  и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.

Общая характеристика рабочей программы.

Данная рабочая программа предназначена для 8 класса и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа,2004), программ  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011), А.Я. Юдовской  (Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени./А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина//программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011)   Основные содержательные линии  программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». На изучение всеобщей истории (новой истории) отводится 26 часов, истории России 44 часа.  

Цели:

  •    сформировать у учащихся целостное представление о новой истории как периоде всемирной истории и истории России;
  •    осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира,показать их общие черты и различия;
  •    охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и культуре;
  • вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развивать у учащихся способность  рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  • формировать ценностные ориентации и убеждения школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение  к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

знания/понимания:

  • основные этапы и ключевые события истории  России и мира в рамках изучаемого периода; выдающихся исторических деятелей  изучаемого периода;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

умений:

  • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана), отделяя главное от второстепенного;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,
    так и вещественные и изобразительные;        
  • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
  • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
  • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
  •  давать оценку отдельным явлениям культуры;
  • составлять характеристику исторических деятелей;
  • полемизировать и отстаивать свои взгляды, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

навыков использования приобретенных знаний и умений  в практической деятельности и    повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии изучаемого периода;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Образовательные технологии

     При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения под воздействием человека:

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

- технология проблемного подхода.

Также при реализации программы использовались и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде понятий, терминов.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы.


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителей

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

2

История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011

Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени./А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина//программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011

Учебники:

1. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Всеобщая история. Новая история. 8 класс.

М.: Просвещение, 2011

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. - М.: Просвещение,2011

Рабочая тетрадь к учебнику «История России XIX век» в 2 частях / авт. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: Просвещение, 2011.

 Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Росси. XIX век». Книга для учителя // http://www.prosv.ru/ebooks/danilov8/index.htm 


Содержание

История России (44 часа)

 Введение. Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и      политическое развитие. (1ч.)

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.  (19 ч.)

Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.

Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.  

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.

Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона  Севастополя. П. С. Нахимов,  В. А. Корнилов, В. И. Истомин.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.

Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. 

Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.  (21 ч.)

Начало царствования Александра II. Личность Александра II  и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.

Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.

Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы.  Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.  

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Итоговое повторение 1 ч.

 2 часа резерва отведено на изучение регионального компонента.


Всеобщая история  (26 ч)

 

 Введение (1 ч.)

РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. (11 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (5ч)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества.

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.

Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, фишки, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. К- Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I  Интернационал.

Тема 2. Строительство новой Европы (6 ч)

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция  1848 г.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба.. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фона Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.

ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (13 ч)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч)

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка  к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового, мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя   политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. Две Америки (3 ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». 11лантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 5. Страны  Азии  и  Африки  в  конце  19 –начале  20  в (4 ч)

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие»  Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай.   Насильственное   «открытие»   Китая.   Движение   тайпинов — попытка  воплотить  утопию  в жизнь.  Раздел  Китая  на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857— 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на африканском континенте.  Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими  державами.   Независимые   государства  Либерия  и   Эфиопия.I Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки.  Создание ЮАС.  Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Тема 6. Международные отношения в новое время. (1 ч)

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость  Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог  Первой мировой войны.

Пацифистское движение. II  Интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Повторение (1 ч)


Календарно-тематическое планирование  по истории России для 8 класса (44 часа)

2 часа резерва отведено  на изучение регионального компонента

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Тульский край в начале XIX в.

1

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (19 ч)

19

2

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.  

1

П. 1

3

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

П. 2

4

М.М. Сперанский. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

1

П. 3

5

Отечественная война 1812 г.

1

П. 4

6

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. Россия и образование Священного союза.

1

П. 5

7

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1

П. 6

8

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений.

1

П. 7

9

Общественное движение при Александре I. Движение декабристов.

1

П. 8

10

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

П.9

11

Внутренняя политика Николая I

1

П.10

12

Социально-экономическое развитие в 20-50-х гг. XIX в. Начало промышленного переворота.

1

П. 12

13

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. Национальная политика.  Присоединение Кавказа.

1

П. 12

14

Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм.

1

П. 13

15

Крымская война 1853-1856 гг.

1

П. 14

16

Образование и наука в первой половине XIX в.

1

П. 15

17

Русские первооткрыватели и путешественники

1

П. 16

18

Художественная культура в первой половине XIX в.

1

П. 17

19

Быт и обычаи в первой половине XIX в.

1

П. 18

20

Повторение по теме: Россия в первой половине XIX в.

1

Тестирование

21

Тульский край в первой половине XIX в.

Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (21 ч)

22

Начало царствования Александра II

1

П. 19

23

Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права.

1

П. 20

24-25

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Великие реформы 1860 - 1870-х гг.

2

П. 21-22

26

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

П. 23

27

Общественные движения второй половины XIX в.

1

П. 24

28

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

П. 25

29

Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг.

1

П. 26

30

Внешняя политика Александра II

1

П. 27

31

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

П. 28

32

Внутренняя политика Александра III.  Контрреформы 1880-х гг.

1

П. 29-30

33

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Завершение промышленного переворота.

1

П. 31

34-35

Положение основных слоев общества. Формирование классов индустриального общества.

2

П. 32-33

36

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1

П. 34

37

Внешняя политика Александра III. Национальная политика. Россия в военно-политических блоках.

1

П. 35

38

Просвещение и наука во второй половине XIX в.

1

П. 36

39

Литература и изобразительное искусство во второй половине XIX в.

1

П. 37

40

Архитектура, музыка, театр, народное творчество во второй половине XIX в.

1

П. 38

41

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

П. 39

42

Повторение по теме: Россия во второй половине XIX в.

1

Тестирование

43

Тульский край во второй половине XIX в.

1

44

Итоговое повторение и обобщение по курсу истории России XIX в.

Повторение по теме: Тульский край в  XIX в.

1

Итого

44


Календарно-тематическое планирование  по всеобщей истории  (новой истории) для 8 класса  (28 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. (1ч.)

1

стр. 3-7

РАЗДЕЛ 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. (11 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (5ч)

2

Технический прогресс в Новое время.

1

П. 1-2

3

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества.

1

П. 3

4

Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.

1

П. 4

5

Развитие науки в XIX в. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу.

1

П. 5

6

Идейные течения в обществознании. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма.

1

П. 9-10

Тема 2. Строительство новой Европы (6 ч)

7

Франция в период консульства и империи. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт.

1

П. 11,12

8

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации  Бурбонов.  Священный союз.

1

П. 14,15

9

Англия в первой половине XIX в.

1

П. 13

10

 Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк.

1

П. 16

11

Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии.

П. 17

12

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Европейские революции XIX в.

1

П. 18

РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (13 ч)

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч)

13

Германская империя. Создание Британской империи. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.

1

П. 19,20

14

Третья республика во Франции.

1

П. 21

15

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

П. 22

16

Австро-Венгрия. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

1

П. 23

17

Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени.

1

П.6-8 выб.

Тема 4. Две Америки (3 ч)

18

США в XIX в.  Гражданская война в США.  А. Линкольн.

1

П. 24

19

США в период монополистического капитализма Монополистический капитализм.

1

П. 25

20

Латинская Америка в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.

1

П. 26

Тема 5. Страны  Азии  и  Африки  в  конце  19 –начале  20  в (4 ч)

21

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии.

1

П. 27

22

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Китай в  конце  19 –начале  20  в.

1

П. 28

23

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Индия в  конце  19 –начале  20  в.

1

П. 29

24

Африка в  конце  19 –начале  20  в.

1

П. 30

25

Тема 6. Международные отношения в в Новое время.

 (1 ч) Обострение противоречий в развитии индустриального общества.

1

П. 31

26

Итоговое повторение по курсу всеобщей истории XIX века.

1

Тестирование

Итого

26


Литература (для учителей и учащихся)

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.

Анисимов Е. В. Багратион. — М., 2009.

Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.

Архангельский А. Александр I. — М., 2008.

Бегунова А. Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I. — М., 2000.

Беленький М. Менделеев. — М., 2010.

Бокова В. М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX века. — М., 2003.

Бокова В. Повседневная жизнь Москвы в XIX веке. — М., 2010.

Бондаренко А.Ю. Милорадович. — М., 2008.

Боханов А. Н. Александр III. — М., 2007.

Боханов А. Н. Николай I. — М., 2008.

Брюханов В. Мифы и правда о восстании декабристов. — М., 2005.

Выскочков В.Л. Николай I. — М., 2006.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.

Гордин Я. А. Зачем России нужен был Кавказ. Иллюзии и реальность. М., 2008.

Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — М., 2006.

Григорьев Б. Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке. — М., 2010.

Григорьев Б., Колоколов Б. Повседневная жизнь российских жандармов. — М., 2007.

Гулыга А. Творцы русской идеи. — М., 2006.

Демин В. Бакунин. — М., 2006.

Желвакова И. Герцен. — М., 2010.

Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. — М., 2001.

Ивченко Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. — М., 2008.

История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая половина. — М., 1997.

История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина. — М., 1998.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XIX век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. — М., 2001.

История России. XIX век / Автор-составитель Л. М. Ляшенко. — М., 2002.

Зайончковский А. М. Восточная война. 1853—1856. Т. 1-2. — М., 2002.

Земское самоуправление в России. Т. 1. — М., 2005.

Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале ХХ в. — М., 2002.

Казиев Ш. Имам Шамиль. — М., 2010.

Казиев Ш. М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. — М., 2003.

Киянская О. И. Пестель. — М., 2005.

Киянская О. И. Очерки из истории общественного движения в России в правление Александра I. — М., 2008.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. — М., 2004.

Костин Б. Скобелев. — М., 2000.

Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.

Кудрина Ю. Мария Федоровна. — М., 2009.

Кузьмина С. Адмирал Корнилов. — М., 2007.

Кучерская М. Константин Павлович. — М., 2005.

Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. — М., 2006.

Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. — М., 2007.

Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 — 1914 гг. — М., 1995.

Лесин В. Атаман Платов. — М., 2005.

Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.

Лобанов М. Аксаков. — М., 2005.

Лопатников В. Горчаков. — М., 2004.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). — М., 2008.

Ляшенко Л. М. Александр II. — М., 2010.

Маркин В.А.  Кропоткин. — М., 2009.

Матонина Э., Говорушко Э. К. Р. — М., 2010.

Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России XVIII-XIX веков. — М., 2009.

Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. — М., 1990.

Миронов Б. Я. Социальная история России периода империи. В 2 т. — СПб., 2003.

Миронов Г. Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX в. — М., 1995.

Николай I. Молодые годы. Антология. — М., 2008.

Олейников Д. Бенкендорф. — М., 2009.

Охлябинин С. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. — М., 2006.

Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. — М., 2007.

Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. — М., 2000.

Россия под надзором. Отчеты III Отделения. 1827-1869 / Сост. М.В. Сидорова, Е.И. Щербакова. — М., 2006.

Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX — начало XX в.). — М., 1995.

Соколов К. Б. Российская интеллигенция XVIII – начала ХХ века: картина мира и повседневность. — СПб., 2007.

Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Ч. 1. — М., 2009.

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевики. 1860-1930. — М., 2004.

Толмачев Е. П. Александр II и его время. Кн. 1-2. — М., 1998.

Толмачев Е. П. Александр III и его время. — М., 2007.

Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2010.

Томсинов В. А. Сперанский. — М., 2006.

Троицкий Н. А. Александр I против Наполеона. — М., 2007.

Троицкий Н. А. Корифеи российской адвокатуры. — М., 2006.

Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций. — М., 2003.

Троицкий Н. А. Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты. — М., 2003.

Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — М., 2006.

Филин М. Мария Волконская. — М., 2006.

Чернов К. С.  Забытая конституция: «Государственная Уставная Грамота Российской империи». — М., 2007.

Шильдер Н. К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

Шильдер Н. К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

Эйдельман Н. Я. Апостол Сергей. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Большой Жанно. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Быть может за хребтом Кавказа. — М., 2006.

Эйдельман Н. Я. Вьеварум. — М., 2007.

Эйдельман Н. Я. Лунин. — М., 2004.

Эйдельман Н. Я. Первый декабрист. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Последний летописец. — М., 2004.

Эйдельман Н. Я. Прекрасен наш союз…. — М., 2006.

Эйдельман Н. Я. Пушкин и декабристы. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Свободное слово Герцена. — М., 2009.

Эйдельман Н. Я. Твой девятнадцатый век. — М., 2010.

Эпоха Николая I в воспоминаниях и свидетельствах его современников. — М., 2001.

Интернет-ресурсы:

Адьютант: Историческое обозрение: http://adjudant.ru/. Много материалов по военной истории империи. Отдельный проект посвящен военнопленным 1812-1815 гг.

Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm 

Библиотека социал-демократа: http://www.plekhanovfound.ru/library/. Посвящена в первую очередь Плеханову, но содержит огромный массив исследований и документов по истории общественного движения.

Виртуальный «Музей декабристов»: http://decemb.hobby.ru/. Здесь интересны высокодетализированные биографии участников декабристского движения, набор источников («Архив», «Мемуары»), раздел «Наследие», содержащий некоторые литературные труды декабристов. В «Галерее» представлены портреты декабристов, жанровые картины, а также работы самих декабристов.

Интернет-проект «1812 год»: http://www.museum.ru/museum/1812/index.html. Посвящен войне 1812 г., но охватывает предшествующие и последующие события. Библиотека, отличные изображения, биографии, хронологическая таблица военных действий. Есть историографические материалы, источники (в т.ч. архивные документы), два библиографических указателя и художественная литература. Биографии государственных и военных деятелей даны очень полно (как для России, так и для Франции).

История России XIX века: http://xix-vek.ru/. Письменные, и, что особенно ценно, статистические и графические источники.

Как наши деды воевали: http://www.kulichki.com/grandwar/. Войны России в XIX - начале ХХ вв., много ссылок.

Народная воля: http://www.narovol.narod.ru/. Сайт очень удачно сочетает в себе научную и просветительскую составляющие, а также насыщен иллюстрациями.

Российский мемуарий: http://fershal.narod.ru/.

Русская императорская армия: http://regiment.ru/. Большой объем систематизированной информации, отличная библиотека.

Русские мемуары: http://memoirs.ru/.

С. Ю. Витте: http://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi. Библиография, некоторые важные документы, работы о нем.

Сайт Общества изучения русской усадьбы: http://oiru.org/.

Северная Америка: век девятнадцатый: http://america-xix.org.ru/. Много информации и документов о деятельности русских в Северной Америке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...