Урок-суд "Нюрнбергский процесс"
план-конспект занятия по истории (9 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Урок проводится в форме суда. Учащиеся исполняют роли членов суда, представителей обвинения, свидетелей защиты, членов секретариата. Столы расставлены в форме  буквы "П" . С одной стороны сидят «члены трибунала», на столе стоят флаги участниц: СССР, США, Великобритании, Франции. Напротив — «члены секретариата» (по ходу заседания они зачитывают исторические справки); по сторонам от членов трибунала сидят «представители обвинения» и «свидетели защиты», рядом с ними стол, имитирующий «скамью подсудимых», на котором стоят таблички с именами фашистских преступников и главарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nyurnbergskiy_protsess.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС   Урок-суд по теме «Нюрнбергский процесс».

Цели: 1. Раскрыть историческое значение сущности  Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления,  фашистские злодеяния против человечества.  2.  Воспитывать чувство патриотизма, расширить кругозор школьников, обыграть  в ролях  суд в Нюрнберге .

3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства  гуманизма, справедливости и пацифизма, неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности  наказания, расплаты за преступления против человечества. Оборудование:   слова Л. Толстого " Война -это противное человеческому разуму...",надпись "Нюрнбергский процесс",  картина  " на Нюрнбергском процессе"; брошюра «Суд над фашизмом и агрессией», карточки для учащихся,  скамья подсудимых, Библия, трибуна для свидетелей, таблички с именами гитлеровских преступников; слайды, запечатлевшие злодеяния гитлеровцев в годы Второй мировой войны;  кадры кинохроники ( по страницам Интернета), флаги СССР, США, Великобритании, Франции, таблички с надписями: адвокат, прокурор, секретарь, председатель суда, компьютер

                                                                                    Ход  урока

1.  Оргмомент.  Сегодня, у нас с Вами необычный урок. Урок проводится в форме  суда.  Вы-учащиеся будете  исполнять роли членов суда, представителей обвинения, свидетелей защиты, членов секретариата. Столы расставлены в форме прямоугольника. С одной стороны сидят «члены трибунала», на столе стоят флаги СССР, США, Великобритании, Франции. Напротив — «члены секретариата; в зале свидетели и участники процесса, по правую и левую сторону от  трибунала сидят «представители обвинения» и «свидетели защиты», рядом с ними стол, имитирующий «скамью подсудимых», на котором стоят таблички с именами фашистских преступников и главарей.

 Корреспондент. Сегодня, уважаемые зрители, мы  побываем с вами на суде, посвященном  Нюрнбергскому процессу, историческому событию, вошедшему в историю под названием «Суд народов». В 2016 г. исполняется 70 лет со дня этого процесса. Что вы слышали о Нюрнбергском процессе? Сколько строк в учебнике отводится этому событию? (Около 7 строк.) 7 строк и ...40 томов стенограмм, 7 строк и...16 тысяч страниц, тысячи фотографий, километры киноплёнок. Каждое слово, произнесённое на суде, фиксировалось. Всё это — свидетельства страшных злодеяний гитлеровских преступников. Сегодня и мы станем участниками символического суда над фашистскими главарями. Попробуем представить, что происходило во Дворце юстиции города Нюрнберга в 1945—1946 гг.

Учитель: 20 ноября 1945 г. Зал суда с наглухо зашторенными окнами освещён искусственным светом.  На возвышении под флагами четырёх союзных держав (СССР, США, Великобритании и Франции) места для членов Международного военного трибунала, напротив — адвокаты в чёрных и лиловых мантиях, справа столы представителей обвинения. Неподвижно стоят, заложив руки за спину, американские военные полицейские.

Секретарь: Встать! Суд идет! Прошу садиться.

Председатель. Слушается дело за  №   1    о преступлениях против человечества. Слово предоставляется обвинению.  

Прокурор обращается с речью. На скамье подсудимых оказались  фашистские преступники. На двух скамьях — подсудимые, обвиняемые в чудовищных злодеяниях, приведшие к гибели десятков миллионов людей. В Нюрнбергском Дворце юстиции оказалась почти вся нацистская правящая клика за исключением Гитлера, Гиммлера и Геббельса, покончивших жизнь самоубийством; разбитого параличом Круппа, исчезнувшего и судимого заочно Бормана и Лея, повесившегося в тюрьме после ознакомления с обвинительным заключением.

Я не только расскажу, но и покажу  все  страшные злодеяния и преступления гитлеровских преступников, которые были  ими совершены с 1939 по 1945 гг. Это насилие, убийства мирных жителей, издевательства, пытки, людей заживо сжигали в газовых камерах, держали в концлагерях,  предавали самым страшным пыткам... А  впрочем посмотрите (демонстрируются кадры хроники  преступлений фашистов)

Секретарь. В зал суда приглашаются свидетели обвинения. Им слово.

 Свидетель обвинения. Обвинение предоставило огромное количество доказательств. Стенограммы совещаний у Гитлера, приказы главного командования вермахта, различные инструкции, тысячи других документов легли на стол Международного военного трибунала. Демонстрировались также фильмы, смонтированные из подлинных кадров фашистской кинохроники. Концлагерь Освенцим: нескончаемые вереницы из тысяч и тысяч узников, направляемых в газовые камеры. Заключённых избивают, травят собаками... (кадры кинохроники)

Просмотр слайдов (кадры, заснятые в Освенциме, Треблинке и других лагерях смерти, кадры кинохроники о зверствах фашистов на оккупированных территориях и пр.)

Председатель суда. Слово предоставляется защите. Адвокат зачитывает свою речь.

 В зал суда приглашаются  свидетели защиты: Клянусь говорить, правду и только правду и ничего, кроме правды.

 1-й ученик произносят слова из речей адвокатов нацистских главарей

Эти люди невиновны.  Давайте будем гуманны. Вспомним Наполеона, который в течение 15 лет совершал агрессии против народов и стран, но он не был судим. Вспомним кайзера Вильгельма II, он хоть и был обвинён в развязывании Первой мировой войны, но ведь не был судим.

2-й ученик. Главные виновники — Гитлер, Гиммлер и Геббельс, а эти люди невиновны, они ведь только выполняли приказы, а  не выполнить приказ для военных- это  Трибунал,  это смерть .

20 ноября 1945 г. был оглашён обвинительный акт, а на следующий день каждому подсудимому был задан вопрос, признаёт ли он себя виновным.

Ответы следовали стандартные: «Не признаю себя виновным» — так ответили Кейтель, Франк, Функ, Редер и другие. Геринг, Риббентроп, Розенберг, Шпеер уточнили: «Не признаю себя виновным в том смысле, как мне предъявлено обвинение». И лишь Гесс внёс некоторое разнообразие, заявив: «Нет. Я признаю себя виновным перед Богом».

Свидетели защиты. 3-й: В Международном праве не существует закона, устанавливающего наказание глав государств за ведение агрессивных войн. Этот процесс надо отложить до выработки такого закона.

Секретарь.  Прошу встать! Суд удаляется на совещание.

Секретарь: Встать! Суд идет! 1 октября 1946 г. на последнем, 403-м заседании председателем трибунала был объявлен приговор.

Председатель суда.  Рассмотрев все материалы дела по обвинению фашистских главарей и преступников  в зверствах и злодеяниях против человечества, суд приговорил: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Йодля, а также Бормана (заочно) приговорить к смертной казни через повешение. К пожизненному заключению приговорить: Гесса, Функа, Редера.

Приговорить: Деница — к 10 годам, Нейрата — к 15 годам, Шираха — к 20 годам, Шпеера — к 20 годам тюремного заключения.   Большинством голосов оправдать: Шахта, Папена, Фриче.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Судебное заседание объявляется закрытым.

Учитель.  Итак, мы с Вами стали свидетелями уникального судебного процесса в Нюрнберге. Ходатайства осуждённых о помиловании были отклонены. В ночь на 16 октября 1946 г. на территории Нюрнбергской каторжной тюрьмы приговор был приведён в исполнение. Герман Геринг за 2,5 часа до казни принял цианистый калий.

Трупы казнённых фашистских главарей были перевезены в Мюнхен, сожжены, и их прах был развеян с самолёта в горах Баварии. Осуждённые к тюремному заключению были перевезены в тюрьму Шпандау, где содержались под охраной солдат четырёх союзных держав.

 Корреспондент АиФ. Сейчас, когда поднимает голову международный терроризм, когда в разных уголках планеты гремят взрывы, уносящие жизни мирных, ни в чём неповинных людей, не будет лишним помнить итоги Нюрнбергского процесса, который длился 11 месяцев.

Все без исключения обвиняемые на Нюрнбергском процессе пользовались такими процессуальными гарантиями, такими возможностями защиты, которые никогда не существовали не только в странах третьего рейха, но которых не знала юстиция западных стран. Подсудимые располагали услугами 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента-юриста и  67 секретарей. Были удовлетворены ходатайства о вызове в суд 61 свидетеля защиты, а 143 лицам направлены опросные листы. Адвокаты потребовали отложить суд, утверждая, что нет такого закона, согласно которому можно привлекать к уголовной ответственности за ведение агрессивной войны.

                                             Дополнительный материал. Комментарий.

Герман Вильгельм Геринг — рейхсмаршал, главнокомандующий военно-воздушными силами Германии, ближайший помощник Гитлера, «человек № 2», как величали его в рейхе. Именно он был официально объявлен первым преемником Гитлера, он был организатором штурмовых отрядов и гестапо, создателем первых концлагерей.  С именем Геринга связано истребление еврейского населения. Он был самым активным после Гитлера подстрекателем к агрессивным войнам с целью завоевания мирового господства, идеологом и создателем программы уничтожения целых народов, ограбления оккупированных стран, использования рабского труда военнопленных и насильственно угнанных из других стран в Германию людей. Геринг причастен к подготовке нацистами бактериологической войны и массовым изуверским опытам над людьми.        

Рудольф Гесс — заместитель Гитлера по руководству нацистской партией, обергруппенфюрер СС и СА (штурмовых и охранных отрядов), непосредственный организатор агрессии против Австрии, Чехословакии и Польши. Он был объявлен следующим после Геринга преемником Гитлера. Гессом были подписаны такие человеконенавистнические документы, как «об охране чести и совести», указы о лишении евреев права голоса и работы в общественных учреждениях. Именно он является инициатором создания особых законов для поляков и евреев на оккупированных землях. В 1941 г. он вылетел в Англию с целью организации совместных действий против СССР. Там он был интернирован (задержан) до конца войны.        

Иоахим фон Риббентроп — министр иностранных дел третьего рейха, один из самых активных организаторов подготовки и ведения агрессивных войн. Вместе с ближайшими приспешниками Гитлера Риббентроп разрабатывал планы колонизации оккупированных стран, ограбления, порабощения и массового истребления их граждан, активно участвовал в осуществлении этих планов на практике. По его указанию был создан «батальон особого назначения», который, следуя за передовыми частями вермахта, грабил музеи и библиотеки оккупированных территорий

Вильгельм Кейтель — генерал-фельдмаршал, ближайший военный советник, единомышленник и соратник Гитлера. Его руками приводилась в движение вся военная машина третьего рейха. Он руководил не только подготовкой и ведением агрессивных войн, но и разработкой приказов, санкционировавших военные преступления и преступления против человечества. «Человеческая жизнь на Востоке ничего не стоит!», «Только драконовские методы способны обеспечить порядок в завоёванных районах» — такими выражениями пестрели приказы, подписанные Кейтелем.

Эрнст Кальтенбруннер — начальник полиции безопасности, обергруппенфюрер СС, палач и правая рука Гиммлера. Это ему подчинялись гестапо и германская политическая разведка. Он ведал охраной концлагерей, руководил командами, осуществлявшими убийства людей в душегубках, пытками, массовыми казнями мирного населения. Кальтенбруннер ответствен за истребление миллионов евреев, злодейские преступления против узников концлагерей и военнопленных, против женщин, стариков и детей на оккупированных территориях.

Альфред Йодль — генерал-полковник, заместитель Кейтеля и один из ближайших советников Гитлера. Всё, что связано с подготовкой и осуществлением агрессивных планов фашистской Германии, неразрывно связано с его именем. Под планом «Барбаросса» (планом нападения на Советский Союз) наряду с подписями Гитлера и Кейтеля стоит подпись и Йодля. Это им были подготовлены приказы об уничтожении Москвы и Ленинграда и других городов, даны санкции на безжалостное уничтожение всех патриотов, не смирившихся с фашистским рабством.

Юлиус Штрейхер — один из создателей и руководителей нацистской партии, идеолог антисемитизма, «юдофоб № 1», как он сам себя называл, организатор еврейских погромов. Призывая к физическому уничтожению всех евреев, он писал: «...Только тогда, когда мировое еврейство будет уничтожено, эта проблема будет решена». Именно эта концепции была взята на вооружение фашистскими главарями, принявшими в 1942 г. директиву об «окончательном решении» еврейского вопроса, согласно которой в Европе было уничтожено более 6 млн еврейского населения.

Ганс Франк — рейхслейтер фашистской партии по правовым вопросам, президент академии германского права, генерал-губернатор оккупированных польских территорий, превративший их в сплошной концлагерь. Он систематически и планомерно насаждал там голод и нищету, террор и бесправие, санкционировал массовое уничтожение еврейского и польского населения.

Вильгельм Фрик — имперский министр внутренних дел, рейхслейтер, член совета министров по обороне империи, генеральный уполномоченный по вопросам администрации, ведавший подготовкой тыла к войне. В течение ряда лет в его подчинении находилось гестапо, а также другие полицейские службы «рейха». Именно Фрик издал в 1940 г. приказ об уничтожении душевнобольных и престарелых.

Яльмар Шахт — президент рейхсбанка, министр экономики, уполномоченный по вопросам военной экономики. Именно он помог германским монополистам обеспечить приход Гитлера к власти. Шахт — создатель военной промышленности, финансист кровопролитных войн.

Вальтер Функ — имперский министр экономики, президент Рейхсбанка, один из главных экономических советников Гитлера. Продолжая дело Шахта, он поставил на службу агрессивным планам гитлеровцев всю экономику Германии, а затем и экономику оккупированных стран. Не кто иной, как Функ превратил кладовые Рейхсбанка в место хранения ценностей, награбленных гитлеровцами в оккупированных странах, в том числе золотых коронок, оправ от очков и других изделий из драгоценных металлов, снятых с узников концлагерей, умерщвлённых в газовых камерах.

Карл Денниц — гросс-адмирал, командующий подводным флотом, с 1943 г. главнокомандующий военно-морскими силами Германии; после самоубийства Гитлера его преемник на посту главы государства. По приказу гросс-адмирала топились госпитальные суда и пароходы, на которых эвакуировались мирные жители, в том числе старики, женщины, дети, не предпринимались меры для спасения команд с потопленных кораблей и т.д.

Эрих Редер — гросс-адмирал, принимал активное участие в планировании, подготовке и ведении агрессивных войн фашистской Германии. Идея вторжения в Норвегию была выдвинута именно Редером, он же призывал к оккупации Греции.

За шесть дней до нападения на СССР Редер отдал приказ атаковать подводные лодки в Балтийском море. Именно он был инициатором неограниченной подводной войны. Это его штаб издал кощунственную директиву об уничтожении Ленинграда и более 3 млн его жителей.

Бальдур фон Ширах — организатор и руководитель молодёжной организации «гитлерюгенд», имперский наместник и гауляйтер Вены. В течение полутора десятков лет он растлевал германскую молодёжь ядом расизма и милитаризма, внедряя в сознание юношей и девушек человеконенавистнические идеи. Ширах ответствен также за порабощение австрийского народа, за убийство сотен тысяч людей. Именно он руководил выселением из Вены 60 тыс. евреев, которые затем были уничтожены в концлагерях.

Фриц Заукель — обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы. С его именем связана одна из мрачных страниц фашизма — массовый угон людей из оккупированных стран для использования в качестве рабочей силы на германских предприятиях и фермах. «Всех людей, — поучал он, — следует кормить, размещать и обращаться таким образом, чтобы эксплуатировать их с наибольшим эффектом при минимальных затратах». По его приказам на каторжные работы в Германию было отправлено более 10 млн иностранных рабочих и военнопленных.

Франц фон Папен — один из активных организаторов захвата власти фашистами, вице-канцлер в первом кабинете Гитлера. Являясь лидером католической партии, Папен стремился обеспечить гитлеровскому режиму поддержку Ватикана. Будучи послом в Турции в 1939—1945 гг., он руководил шпионской деятельностью и организацией всякого рода провокаций.

Артур Зейсс-Инкварт — один из руководителей фашистской партии. Он помогал Гитлеру осуществлять аншлюс, т.е. захват Австрии, а во время войны санкционировал массовый террор в отношении польского и голландского народов.

Альберт Шпеер — соратник и фаворит Гитлера, имперский министр вооружений и боеприпасов, начальник широко разветвлённой военно-строительной организации «Тодт». Именно он во время войны возглавлял всё военное строительство и военное производство фашистской Германии.

Константин фон Нейрат — имперский министр иностранных дел в чине генерала СС, председатель тайного совета, член совета министров по обороне империи. Прусский аристократ, дипломат старой школы, именно он помогал Гитлеру делать первые шаги в его агрессивной политике. В качестве протектора Богемии и Моравии он в течение четырёх с половиной лет насаждал в Чехословакии режим кровавого террора — так называемый «новый порядок».

Ганс Фриче — ближайший сотрудник Геббельса, начальник отдела внутренней прессы министерства пропаганды, затем руководитель радиовещания. Своими выступлениями он культивировал в немцах чувство ненависти к другим народам, добивался, чтобы его соотечественники безропотно следовали за нацистской партией. Его личная ответственность за политическое и моральное растление германского народа велика.

4. Итог урока. Домашнее задание. Написать отзыв об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...