Опыт работы учителя истории
статья по истории на тему

Лукьянова Ирина Владимировна

Опыт работы учителя истории Лукьяновой И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inovatsionnyy_proekt.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  Г. КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ     ШКОЛА  № 14

«Создание целостного видения мира

через призму самореализации»

Инновационный проект

Из опыта работы

Лукьяновой Ирины Владимировны,

учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ №14

город-курорт Кисловодск

2015 год

Вы ничему не можете

научить человека.

Вы можете только помочь

Ему открыть это в себе.

Г. Галилей

           Современная школа меняется. При этом наблюдаются изменения, произошедшие независимо от влияния педагогики, более того - вопреки ей. Воздействия социума,  СМИ и Интернета, явлений, возникающих  в политической и экономической системе государства, настолько сильны и вездесущи, что целенаправленная деятельность педагогической науки и ведущих авторитетов отечественной  педагогики, к сожалению, не приносит ожидаемых результатов.

            В современной обществе, а значит и в современной школе много проблем. Школа зачастую проигрывает перед всеобщей негативизацией бытия: «пивизацией»,  наркоманией, курением, беспризорностью и безнадзорностью, суицидом, массовым проявлением ситбаритства. Как следствие, школа сдает позиции перед безразличием к учебе не только детей, но и большинства  родителей. Но без триединства «государство + школа + семья» эти проблемы никто не решит.

         Только  Учитель способен изменить школу, сделать ее современной, создать новый цивилизованный образовательный процесс, отвечающий требованиям модернизации образования, президентскому проекту национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». Только  Учитель может построить систему комфортного воздействия на детский коллектив, отдельную личность ребенка, поставив перед собой цель           активного участия в создании устойчивой системы образования. Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный.

(смотри приложение № 5, «Школа будущего…»)

            …Общая цель исторического образования - приобщение школьников и национальным и мировым культурным традициям,  развитие ценностно- ориентированной личности учащегося, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания россиянина.  Одним из конкретных путей реализации данной цели является формирование и развитие прогностических умений.

            Прогностические умения - это умения прогнозировать, проектировать, предвидеть, предугадать, а также ставить цели и задачи, разрабатывать планы и проекты их решения. Данные способности связаны с развитием интуиции, с умением целостно понимать ситуацию.

           Научное предвидение важно не само по себе, не для того, чтобы пассивно созерцать возможные варианты будущего, а прежде всего, для того, чтобы это будущее можно было планировать,  управлять им через настоящее. Понимание прошлого условно можно считать видом прогнозирования, поскольку сегодняшнее состояние ума налагается на него точно так же, как и на будущее. Более того, прошлое для сегодняшнего дня точно так же неизвестно, как и будущее, и точно так же моделируется в зависимости от обстоятельств настоящего. Поэтому можно считать правомерным употребление термина прогнозирования как по отношению к будущему, так и по отношению к прошлому.

(смотри приложение № 6, «Каким мы видим будущее…»)

       Ясность цели помогает найти в работе «главное звено» и именно на нем сосредоточить усилия. При постановке цели я стараюсь сопоставить прогноз на  будущее и  зону потенциального развития учащегося, определяю дальнейшую стратегию своей педагогической системы, ищу пути решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих целей:

  • Научить понимать и интерпретировать логику исторических событий с целью успешного их применения в социальном прогнозировании.
  • Актуализировать субъективный опыт учащихся.
  • Сформировать специальные учебные умения конструирования, моделирования, прогнозирования.
  • Организовать деятельность учащихся по планированию изучения исторических событий, по самостоятельному применению полученных знаний и умений.
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого исторического материала.
  • Обеспечить развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность.
  • Развивать  творческие способности для   создания нового,  оригинального.
  • Создать условия для развития у школьников умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, а также формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.
  • Воспитывать активную, творческую личность, способную преобразовывать окружающий мир.
  • Способствовать формированию ценностного, толерантного отношения к миру, опыта социального поведения.
  • Способствовать обогащению внутреннего мира школьников на основе исторического материала, их жизненного опыта.

В результате изучения истории учащиеся должны:

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути Росси, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в различных источниках;
  • критически анализировать источники исторической информации;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
  • оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • конструктивно разрешать конфликтные ситуации в моделируемых учебных заданиях и реальной жизни.

  Поставленные цели обеспечивают мне системный характер процесса обучения на уроках истории, и направлены на повышение мотивации обучения моих учащихся.

 Я реализую их, основываясь на ведущих принципах обучения, через методы и приемы, используя различные учебные средства, формы обучения и организации познавательной деятельности учащихся.

(смотри приложение № 1, «Высокие результаты…»)

           Методическая система моей работы базируется  на формировании у учащихся целостного видения мира через призму самореализации.

          Главное не цель, а результат, заведомо определенный по конкретным множественным параметрам. Таким образом, цели и задачи выстраиваются в виде цепочки причинно-следственных связей, где цель обуславливается последующей, более высокой целью.

         Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

  • систему уроков как традиционной, так  и нетрадиционной формы обучения, целями которых является не только расширение объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и преобразование научного опыта каждого учащегося. При этом каждый ученик имеет право самостоятельного выбора и использования наиболее значимых для него способов обработки учебного материала;
  • систему контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающую сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем, поэтапный контроль каждого, соизмеримость требований, открытость перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой (уроки-зачеты, участие в составлении  вопросников, взаимотестирование, самоконтроль);
  • систему внеурочной работы, включающую в себя факультативы и элективные курсы по предмету («Историческое краеведение», «История мировых цивилизаций»), заочные экскурсии, конференции и семинары, конкурсы и лектории. Эти и подобные  виды деятельности обеспечивают ученикам возможность самообразования, саморазвития, самовыражения, а в конечном итоге - самореализации.

 Для достижения ожидаемого результата я стараюсь создавать следующие условия:

1. Учет возрастных и психологических способностей учащихся, осуществление личностного подхода в учебном процессе.

2. Уважительное, доброжелательное отношение к ученику, помня, что каждый ученик - это личность.

3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу.

4. Направленность и организацию учебного процесса на формирование прогностических умений.

5. Создание ситуации успеха, взаимопомощи, признания за учеником права на ошибку.

6. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету.

(смотри приложение № 7, «Самоанализ личности…»)

        Образовательные потребности общества диктуются политической, социальной, культурной ситуацией, а также определенными событиями, происходящими в стране.

         Высокоинтеллектуальные выпускники обществу, бесспорно, нужны. Но разве меньше обществу нужен тот, кто имеет средний уровень базовых знаний, но обладает культурой, порядочностью, добротой? Но разве меньше ценит общество того, кто живет в гармонии с природой, уважает и  ценит законы,  по которым это общество живет.  И, несомненно, обществу нужны те,  кто имеет «золотые руки»,  создает то, что рождается в различных КБ и творческих мастерских заводов.

            Мне представляется, что школа должна быть нацелена на создание условий для развития универсальных способностей каждого ребенка.

Это, во- первых,  способность к концептуальному мышлению.

Во-вторых,  - это способность жить в коллективе.

И, в-третьих,  - это способность человека воплощать свое целостное представление о мире и об общем благе в осмысленной для себя творческой деятельности, не зависимо от рода занятий.

(смотри приложение № 3, №9 «Самодиагностика учащегося…»)

          Будущее к нам ближе, чем мы думаем. Оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать,  радоваться, искать ответы на подчас очень непростые вопросы. Это будущее - наши дети. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей.  Именно поэтому все настойчивее звучит тезис о переходе к единой системе развивающего обучения как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации, повышения качества образования за счет разработки единой логики построения системы образования, освоения и внедрения новых эффективных приемов, технологий обучения и воспитания.

           Это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.  И  прежде всего:

  • на способы самостоятельного постижения знаний;
  • на развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;
  • на условия, в которых осуществляется мониторинг знаний, но не мониторинг оценок;
  • на создание ситуации, когда ТРУДНО, ИНТЕРЕСНО, ВЕСЕЛО и РАДОСТНО!

(смотри приложение № 4, «Интерес к предмету…»)

       Таким образом, предлагаемая дидактическая система имеет целью вовлечь ученика в активную, осознанную, самостоятельную учебную деятельность, что позволяет повысить роль личности ребенка как субъекта, управляющего своей учебной работой и работой товарищей.

                 Вполне понятно, что «на голом месте», без творческой лаборатории,  используя лишь словесные  методы обучения, без материальной базы, наглядности и современных средств обучения довольно сложно донести до современного ребенка научные представления об окружающем мире, дать ответы на все интересующие подрастающее поколение вопросы, помочь найти себя в многоликом мире.

                  Такой творческой лабораторией стал для меня учебный кабинет, в котором сосредоточены

Банк психолого-педагогических идей о развитии

                              личности

                              Научная и методическая литература

                              Библиографический указатель

                              Модели систем и программ обучения

Творческая                                                                       Календарный и тематический план

Лаборатория                             Описание технологий обучения и воспитания

Учителя                                        Копилка передового опыта учителей истории

                             Видеотека

                             Технологические карты урока для учителя

                             Технологические карты урока для ученика

                      Мультимедийные интерактивные лекции для компьютера

               Достижение успеха, на мой взгляд, невозможно в условиях эпизодичного, хаотичного и бессистемного подхода к решению таких важных проблем, как воспитание и образование современного школьника, и, в частности, создания целостного видения мира через призму самореализации. Система моей работы по реализации творческой темы состоит из следующих компонентов:

  • Диагностика обучаемости  и обученности школьников как условие реализации технологии развивающего обучения и технологии «урок-мастерская».
  • Коррекция программ, предложенных МО  РФ по концентрической системе, содержащих обязательный минимум исторического образования и соответствующих требованию к уровню подготовки выпускников, с детальной проработкой разноуровневых целей к каждому учебному элементу.
  • Использование системы творческих заданий, направленных на формирование творческого мышления.
  • Рефлексивный характер обучения.
  • Оценка учащимися своих возможностей, постоянное внутреннее понимание своих действий, мыслей.
  • Совершенствование трех моделей самоустановок: реального «Я», зеркального «Я», идеального «Я».
  • Система поощрительных приемов, дающих комплексный подход к получению оценки, самостоятельное формулирование реальных и перспективных целей урока.
  • Создание условий для включения каждого ученика в деятельность.
  • Организация системы заданий с группами логических операций, комбинирования информации, определение причинно-следственных связей.

Организация доминирующей самостоятельной творческой деятельности ученика по

  • САМОпознанию
  • САМОопределению
  • САМОреализации
  • САМОреабилитации

      При моделировании уроков, занятий я использую данные мониторингового исследования интеллектуальных возможностей своих учащихся. Это позволяет создать эффективную обучающую систему. Составной частью ее являются учебные задания различного уровня сложности: от самых простых до заданий, требующих применения исследовательских умений. Не случайно одним из ведущих тезисов моей работы со старшеклассниками является высказывание И.Я.Зимней; «Думанье - один из видов деятельности».

(смотри приложение № 3, №9 «Самодиагностика учащегося…»)

         Развитие творческого теоретического мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе совместной работы учителя и учащихся. усвоения учащимися методов творческой деятельности. Метод не сама цель, а способ ее осуществления. Поэтому учу своих учеников использовать различные методы познания  целостного видения мира:

  • метод синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска аналогий
  • метод символической аналогии - изображение поисковой задачи в виде символа или схемы
  • метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов.
  • метод причинно-следственного анализа (логический метод), который  позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения.
  • метод эвристических вопросов  в рамках эвристического метода.

Мои ученики знают, что еще Цицерон предлагал все излагать через словесную форму «кто? - что? - где? - чем? - зачем? - как? - когда?» Поэтому нам удалось совместно построить свою эвристическую систему, которая помогает сопоставить  разрозненные составляющие исторических событий и создать целостное видение мира:

?                      !

ФАКТ

ПРИЧИНА

ПОВОД

СОПУТСТВУЮЩИЕ

СОБЫТИЯ

АНАЛОГИ И

СРАВНЕНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ

?                      !

В 80-х годах прошлого столетия в моду прочно вошли нестандартные формы проведения урока (урок-семинар «Что? Где? Когда?»; урок-зачёт «Аукцион»; урок «Дублёр начинает действовать»; урок - «эврика»;  урок-размышление и прочие интересные формы работы с учащимися).  Повышение эффективности урока - важнейшая проблема,  волнующая всех школьных учителей. Но я не сторонница полной отмены традиционного комбинированного урока или подмены его различного рода заигрываниями с учащимися, особенно при изучении такого серьезного предмета, как история..  Мне думается, речь должна идти о придании тому или иному виду учебной деятельности не столько нестандартных, сколько оригинальных , научно оправданных приёмов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли.

Одним из таких приемов я по праву считаю урок-конференцию. Однако,

проработав несколько лет в старших классах, я пришла к выводу: урок-конференцию нужно видоизменить. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знания и умений, в том числе и ораторских. Поэтому конференцию и провожу в основном в старших классах. На начальном этапе моей работы по подготовке урока-конференции я столкнулась с тем, что  докладчиками выступают более сильные ученики, а остальные члены ученического коллектива в это время, в лучшем случае, «сидят тихо», роль их пассивна. Мне кажется, я нашла приём, позволяющий повысить интерес слушателей, а, следовательно,  и внимание к сообщаемому материалу. Таким приёмом является подготовка официальных оппонентов. Оппоненты (их может быть 2 или 3) готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача - поставить достойные и интересные вопросы и кратко дополнить речь докладчика, а, может быть,  изложить и иную точку зрения. При подготовке урока-конференции я консультирую отдельно и докладчиков и оппонентов по каждой теме, подсказываю литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. На конференции приглашаю и «журналистов известных СМИ». С учащимися,  играющими, роль журналистов,  тоже ведётся отдельная работа, по окончании конференции они готовят краткий «Вестник» по материалам конференции

Сегодня я могу констатировать, что достойным результатом  моего творческого сотрудничества с учениками стали следующие формы обучения:

  • уроки проблемного изложения;
  • уроки с элементами театрализации;
  • уроки-исследования;
  • уроки - КВН;
  • уроки - зачёты;
  • уроки с применением групповых форм работы;
  • уроки - путешествия;
  • учебный спектакль « Путешествие в …»;
  • интеллектуальная игра «Умники и умницы»;
  • урок - конференция;
  • уроки формирования общественного мнения.

     Я работаю в современной школе в современных условиях. И, как все педагоги страны, понимаю  необходимость поворота школы от «школы-кузницы  знаний» к «школе развития личности». Поэтому главными принципами, положенными  в основу моей педагогической деятельности , являются:

  • принцип гуманизации образования, употребляемый в контексте «очеловечивания»  всех видов деятельности: учебно - познавательной, исследовательской, художественно - эстетической, организации управления познавательным процессом на уроках истории;
  • принцип гуманитаризации,  развития общей культуры школьника;
  • принцип гармонизации общечеловеческих ценностей в образовательном процессе, основанный на аксиологическом подходе в образовании;
  • принцип САМОразвития личности,
  • принцип соразвития как включённости учащихся в социально значимые отношения в образовательном процессе;
  • принцип демократизации как взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Реализация принципов осуществляется с помощью личностно- ориентированных технологий обучения и воспитания, что позволяет оптимально включить в процесс воспитания каждую конкретную личность.

 (смотри приложение № 10, №11 «Прошлое страны…»; «Любовь, власть, деньги…»)

    Я хочу, чтобы мои ученики воспринимали историю не просто как учебный предмет. История - наука, она должна стремиться к объективности, гарантиями которой является свобода и, как ни парадоксально, поливариантность  оценок, суждений. Поэтому  уроки строю таким образом, чтобы история проходила через мысли и чувства ребёнка. Не в виде готовых схем, а в виде образов, явлений, поступков, идей и страстей, чтобы затронуть не только разум, но и душу, пробудить эмоции.

Позволить ребёнку научиться гордиться и восхищаться, сожалеть и негодовать.… В конце концов, каждый мой ученик должен осознать  себя частью истории. И если он  выбирает свой оттенок в палитре суждений о прошлом,  аргументирует его, не переубеждаю. Все в мире относительно, по словам мудреца. В истории нет аксиом, есть лишь цепочка вариантностей, порождаемых вечным, как сама жизнь, господином Случаем.

(смотри приложение № 12 «С чем ассоциируется слова «Страна»…»)

             Давать возможность делать выбор, самостоятельно, взвешенно - моя главная задача. История - это и ключ к пониманию современности и ориентир на будущее. Воспитать человека критически мыслящим - значит обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека уважающим чужое мнение - обезопасить от многих бед все общество. В этом я вижу свою задачу. И в решении этой задачи стараюсь  являть собою пример.

(смотри приложение №8 «Восприятие в изучении истории…»)

             Хорошая школа всегда начинается с любви. Я часто размышляю, от чего это зависит?  Где рациональное зерно?

           И ответ один: если одновременно ты понимаешь, что надо делать и как надо делать, значит профессиональной формуле «любовь к профессии + любовь к детям» ты соответствуешь.

          Мы много говорим о социальном заказе на выпускника. Создаются модели, по которым можно отслеживать соответствие выпускника идеалу.

Это,  бесспорно, важно. Но не менее важно, на мой взгляд, создание модели того, кто способствует созданию оговоренной выше модели. Это создание модели современного учителя,  «Данко развивающего обучения». На учителя тоже должен быть социальный заказ, и наверняка он есть.

В моём сознании вырисовывается следующая модель значимых качеств учителя:

                                               УМ

БЛАГОРОДСТВО                                            КУЛЬТУРА

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ                                  ЗНАНИЯ

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ                                        ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ

КРЕАТИВНОСТЬ                                             КОММУНИКАТИВНОСТЬ

АКТИВНОСТЬ                                                 ЭРУДИЦИЯ

УВЛЕЧЁННОСТЬ                                             ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ЧУВСТВО ЮМОРА                                         УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ                                                 ПОРЯДОЧНОСТЬ

ДОБРОТА                                                           ТАКТИЧНОСТЬ

                                 СПРАВЕДЛИВОСТЬ

   Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить. История- это проявление души народа, его золотой запас. Ненавязчиво стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого органично входили в сознание учеников. Передаю им духовное наследие Карамзина: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснения настоящего и пример будущего.

 Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей  как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает  душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие  общества.

 Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!»

(смотри приложение № 2 «Работа с историческим текстом…»)

    История требует личности. Именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге - воспитывает. Сегодняшнему поколению, как и любому другому, нужен идеал. И надёжной основой для создания его является история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя химии и биологии ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск В.П.Федоровой

В статье описан опыт работы учителя с использованием современных образовательных технологий и анализом результативности за последние 3 учебных года...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Опыт работы учителя истории и обществознания Донсковой И.А. «Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов.

laquo;Я – гражданин будущего». Программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся 5-11 классов (с возможностью корректировки по итогам 9 класса и дополнениями на каждый ...