Рабочая программа кружка «Музееведение»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Гогичаева Лилия Рафаэльевна

Рабочая программа "Музееведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_muzeevedenie_2.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

 
               Рабочая  программа кружка  «Музееведение» 

Составила программу учитель истории высшей категории МБОУ СШ№9 г. Димитровграда Хасиятулина В.Г.,руководитель школьного музея «Первая Советская школа Мелекесса»

Реализует программу руководитель кружка «Музееведение», учитель истории МБОУ СШ№9 Гогичаева Л.Р.    

Пояснительная записка

         Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

        Музееведение, как наука, занимающаяся рассмотрением истории и развития музейного дела, представляет собой интерес, как для истории, так и для всего общества в целом и является важной частью культурного наследия страны.  

        Данная программа разработана основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в  5-6 классах.      

         Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную)  направленность и представляет собой вариант   программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

        Педагогическая целесообразность  данной  программы  внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у подростков   региональной  и гражданской идентичности.  Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей  обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

       Актуальность  разработки и создания данной программы  обусловлена тем, что  в программах по истории  России,  соответствующих   ФГОС  ООО  не предусмотрены  часы  на  изучение  регионального  компонента.        В этой  ситуации  внеурочная деятельность     по музееведению  позволит  обеспечить  реализацию  регионального компонента, изучение истории края через историю школы, семьи.  

        Программа  «Музееведение» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.

           Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам музейного дела.   Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.    Кружок юного музееведа призван  научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод,архивариус,исследователь) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.  

           Связь с уже существующими программами.

    Программа  кружка  «Музееведение»   разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования     и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011., Рабочей  программы  и тематического  планирования  курса  «История  России». 6–9 классы (основная школа): учеб. пособие  для  общеобразоват. организаций / А.А. Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М. : Просвещение, 2016.,  методических рекомендаций  «Теоретические и практические основы деятельности школьного музея» /под.ред. Т.Б.Качкиной . – Ульяновск:  УИПКПРО, 2013.

Вид программы – авторская.

           Новизна  данного курса заключается в том, что на занятиях происходит  реализация  культурологического  подхода  к   изучению истории  родного края     через  познание истории родной школы,  знакомство  с памятниками  культуры, музейными экспозициями,  судьбами выпускников школы,  знаменитых  земляков.  Системно-деятельностный  подход осуществляется  посредством  использования  таких  форм организации  познавательной деятельности  как  экскурсия,  образовательное путешествие, практикум,  заочное путешествие, игра-соревнование.    

Цель:

 - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;

 - подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения экскурсий по  школьному музею;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

- формирование  региональной и гражданской идентичности.  

Задачи:

Познавательный аспект:  

- вооружить учащихся умениями и навыками самостоятельного исследования своей школы, ее ближайшего окружения и родного края;

- осуществить теоретическую и методическую подготовку школьников к поисковой музейно-краеведческой деятельности;

- сформировать у учащихся умения работать с различными источниками информации;

- развить интерес у учащихся к исследовательской и экскурсионной деятельности и музееведению;

- формировать универсальные исторические понятия;

- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.          

Развивающий аспект:

- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении исторических источников.

Воспитательный аспект:

- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;

- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

Основные  содержательные  линии курса.

 Изучение курса играет  важную роль  с точки зрения   личностного развития учащихся и получения ими дополнительного образования. Учащиеся смогут приобрести знания  о видах музейной деятельности, научатся  оперировать  музееведческой терминологией, познаниями с основными  способами деятельности музейного работника.      Основные содержательные линии программы: собирательская деятельность музея, деятельность по оформлению  и  исследованию фондов музея, экспозиционно - экскурсионная деятельность, проектная и социально-значимая деятельность.

        Реализация  основных содержательных линий будет осуществляться на теоретических и практических занятиях.

Срок реализации    программы –1 год   (35 часов,1 час в неделю).  

Особенности возрастной группы детей  11 - 12 лет.

      Подростки   этого   возраста  характеризуются  высоким  уровнем познавательной активности и любознательности.  Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, школы, семьи и организационных форм занятий.

  - Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей  - свободная;  

- Занятия проводятся в группах по 10-12 человек, допускается переход обучающихся из одной группы в другую;

 - Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество  часов  и занятий в неделю – 1, один раз  в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.    

 Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности.  Прием  драматизации  во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории  России  и исторического  краеведения,истории школы.

       Знакомство  с экспозициями   музеев,  образовательные  экскурсии и заочные путешествия,  анализ письменных источников по теме позволяют  формировать основы для научного исследования,  активизировать познавательную деятельность  обучающихся.

 Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  

    Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

- добровольность участия и желание проявить себя,

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;  

- наличие целевых установок и перспектив деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

 - толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные :

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

- уметь задавать вопросы, опираясь на  текст, изображения;

-  участвовать в  диалоге;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, презентации и т.д.), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников, 
  • анкетиования,
  • тестирования,
  • презентаций творческих  работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.

Основное содержание

    Курс ориентирован на освоение учащимися теоретического материала музееведческого содержания и  закрепления его в ходе практической деятельности.

Введение 1 час. «Я поведу  тебя в музей…»

Цель:   формировать представление детей о правилах поведения в творческом объединении «Музееведение», правилах дорожного движения, техники безопасности, противопожарной безопасности;   развивать умение применять полученные знания в жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к труду, друг к другу.

Организационное занятие.   Основы теории и организации музейного дела. Назначение музеев. Виды музеев.   Знакомство с нормативно-правовой базой музея. На первом занятии дети просто визуально знакомятся с расположением музейных экспозиций, расстановкой музейных экспонатов.

Проводится  обзорная экскурсия по школьному музею  «Я поведу  тебя в музей…»  

 Собирательная деятельность. Музейная шкатулка  6 ч.

Принципы систематизации, сбор  и оформление материала.  Встреча с ветеранами войны, труда, выпускниками школы.

Цель: обучение  принципам поисковой работы, сбору и систематизации материалов.

Теория-2часа. Проводится инструктаж по правилам сбора материалов, интервьюирование ветеранов войны и труда, знакомство со средствами и способами сбора материалов.

  Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным материалом.

Практика-4 часа.  Сбор и систематизация материала. Представление собранных материалов.  

Деятельность по оформлению  и  исследованию фондов музея.

Работа с  фондами-7 ч

Цель: Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными принципами сбора, отбора и хранения материала, ведения музейной документации.

Теория-2 часа.  Архив. Хранилище архива. Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фоно - и киноисточники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал.

  Инвентарная книга. Единица хранения. Шифрование музейных предметов. Картотеки.

Практика-5часов. Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов. Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение музейной документации 

Экспозиционно - экскурсионная деятельность.11ч

Экспозиционная деятельность

Цель: учить ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые экспозиции.

Теория-1 час. Понятия  «музейная экспозиция», «экспонат»,  Принципы построения музейных экспозиций. Этапы создания музейной экспозиции.

Практика- 3 часа создание новых экспозиций 

Презентация музейной экспозиции

  (Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод ).

        Цель: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида, составление плана экскурсии, описание экспонатов.

Теория- 1 часа. Виды экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем, и тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного, иногда нескольких музейных разделов.  

Практика- 6 часов    Составление плана описания экспонатов, осмотр и описание   Запись экскурсии, тренинговые занятия, пробные экскурсии.

 Проектная и социально-значимая деятельность 10ч. 

Я – экскурсовод. Творческий отчет «Из истории одной вещи»

Устный журнал «Музейная азбука от А до Я»

Составление презентаций к годовщине школы №9. составление «Живой книги» на основе воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны к 71 годовщине Победы.

Учебно - тематический план

 № п\п

Тема

Колич. часов

Форма

организации

Виды деятельности

1

Введение.

«Я поведу  тебя в музей…»

1

Обзорная экскурсия по школьному музею «Я поведу  тебя в музей…»

  Прослушивание, анализ,выполнение записей.    Знакомство с нормативно-правовой базой музея.

Раздел 1.  Собирательная деятельность. Музейная шкатулка  6ч  

2-3

Музей - хранилище исторических источников.

2

    Интерактивная программа

  Интерактивная программа «По музейным дорожкам»

(знакомство с основными экспонатами музея в игровой форме)    

4-5

История экспонатов, представленных в экспозиции школьного музея  

2

 Творческая лаборатория

 Интервью, беседа, анкетирование. Рассказы о людях–участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов.

6-7

 Сбор и систематизация материала

2

  Практикум

Работа в группах по составление вопросов интервью, интервьюирование друг друга, составление плана описания экспонатов.   Домашнее задание. Взять интервью у учителей, родителей-выпускников школы

Раздел  2.  Деятельность по оформлению  и  исследованию фондов музея.

Работа с  фондами-7 ч

 8-9

 Что такое  архив.

 

О чем  рассказывают собранные материалы?

2

Экскурсия в школьный архив.

 

Творческая лаборатория

Работа в архиве школы. Рассматривание и анализ описания архивных карточек. Составление рассказа «Архив моей семьи»

 Работа с архивом школьного музея. Рассматривание фото, фоно картотеки, рассматривание этикеток и карточек в картотеке. Усвоение правил оформления карточек и этикеток.

 

 

10-11

 Музейная коллекция

2

 практикум

Практическая работа по правилам оформления   инвентарной книги.

Реставрация, обновление экспонатов.

12  

Практическая работа по систематизации материала в школьном музее.

1

практикум

 Составление презентаций по темам

13-14

Я - архивариус

2

практикум

Изготовление и наклеивание  этикеток, оформление инвентарной книги, оцифровка материалов.

Раздел 3.  Экспозиционно - экскурсионная деятельность.11ч

(Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод )

15-16

 Все экскурсии ведет человек -…экскурсовод

2

  Экскурсия

Мастер класс по проведению экскурсии по школьному музею активом музея.

 

 Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозициями краеведческого музея, прослушивание экскурсии по теме «Наш город в годы Великой Отечественной войны»

Просмотр экскурсии, анализ и оценка мастер класса.

17-18

 Искусство экспозиции.   Экспозиция и выставка.

 

2

 Теоретическое занятие с элементами виртуальной экскурсии

 

  Знакомство с экспозициями и выставками (виртуальная экскурсия). Участие в работе по созданию экспозиции, выставки. Презентация музейной экспозиции

19

 Основные этапы подготовки музейной экскурсии.  

1

 Практикум с элементами теории

    составление маршрута экскурсии;

   извлечение необходимой информации из различных источников;

  ориентировка в экспозиционно-выставочном пространстве;

20

  История одной вещи

(анализ экспонатов)

1

практикум

  Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования.

21

  История одной вещи

(анализ экспонатов)

1

практикум

 Упражнения по определению значения музейного предмета, его содержания, возможностей экспонирования.

22

Составление плана экскурсии

1

 Теоретическое занятие

Составление плана экскурсии.

  Написание плана конспекта текста сопровождающего экскурсию

23

Составление плана экскурсии

1

Практикум

  Отработка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов

24

Я–экскурсовод

1

Практикум

Пробная экскурсия для обучающихся  начальной школы.

25

 Обзор виртуальных экскурсий по музеям мира.

1

Виртуальное путешествие

  Показ и анализ экспонатов, просмотр виртуальных экскурсий с последующим анализом.

Раздел 4:  Проектная и социально-значимая деятельность 10ч.

26

  «Живая книга»

 1

Встреча, интервьюирование.

  Встреча с ветеранами Вов, ветеранами локальных конфликтов, тружениками тыла. Интервьюирование.

 

27

«Живая книга»

 1

 Творческая мастерская

 

 

 

 На основе  интервью выполнить презентации, оформление выставки -   экспозиции, посвященной защитникам Родины.

Представление результатов своей работы.

 

 

 28

Интерактивная программа «Тоннель времени»

(подготовка)

1

 Групповая работа (групповой проект)

 

 Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии.

Предметы: солдатское письмо, котелок, утюг, пионерский галстук.

Поиск    информации, составление описания предмета

29

Интерактивная программа «Тоннель времени»

(подготовка)

1

Работа над групповым проектом

 Каждой группе дается задание (в виде какого-либо предмета). Задача: описать предмет и включить его в действующие экспозиции в виде элемента экскурсии.

Предметы: солдатское письмо, котелок, утюг, пионерский галстук.

Поиск информации, составление описания предмета

30

Интерактивная программа «Тоннель времени»

Презентация проектов

 Презентация проектов

31

Участие в интерактивной городской краеведческой игре, посвященной годовщине Победы.

 Интерактивная игра

Прохождение маршрута,поиск информации, составление фотолетописи и репортажа.

32

Участие кружка совместно с активом музея в фестивале школьных музеев

Передвижная выставка

Оформление передвижной выставки, презентация.

33

 Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей”

Практикум

Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей”

34

Устный журнал «Музейная азбука от А до Я»

 Практикум-зачет

Зачет по основной музейной терминологии.

35

Проведение дня музея в школе.

Творческий отчет

 Презентация проектов, проведение элементов экскурсии.

 

Программно-методическое обеспечение.  

1. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина. - М: -Вече, 2002.-520 с.

2. Бузыкова В.С. Программа «Музейная культура». - Владимир, 2003-23 с

3. Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.

4. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.

5.  Дьякова Р.А. И др. Основы экскурсоведения. - М.: Просвещение, 1985.

6. Качкина Т.Б. «Теоретические и практические основы деятельности школьного музея» . – Ульяновск:  УИПКПРО, 2013.-184с

7. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Министерство культуры РФ. Рос. институт культурологии. - М., 2001.-200 с

 Интернет-ресурсы:

http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html  Онлайн энциклопедия Кругосвет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка " Музееведение"

Пояснительная записка...

Образовательная программа кружка "Музееведение"

Рабочая программа кружковой деятельности в школе....

Опыт оптико-электронной реставрации изображений в школьном музее (методическая разработка занятия кружка "Музееведение")

Методическая разработка предсталяет собой занятие кружка "Музееведение". В ходе занятия учащиеся смогут познакомиться с основами оптико-электронного восстановления документов и самостоятельн...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Программа кружка "Музееведение"

Программа кружка "Музееведение"...

Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8классов

Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8 классов, рассматривает историю культуры и промыслов Вятского края второй четверти ХIХ начала ХХ веков. В данном контесте учащиеся имеют возмо...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...