Программа кружка " Музееведение"
рабочая программа (9 класс) по теме

                          

Пояснительная записка

 

    Программа занятий кружка « Музееведение» имеет культурологическую направленность.

   Цель:формирование интереса к истории народов мира, воспитание толерантного отношения  в условиях совместного сосуществования разных культур.Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность

  Задачи программы:

- заинтересовать учащихся познавательной и исследовательской деятельностью;

- опираясь на педагогику развития творческих способностей,  привлекать учащихся к работе в музее;

- осуществлять сотворчество и взаимодействие учащихся, их родителей и педагогов;

-организовывать поиск материалов для пополнения музейного фонда;
- исследовать, систематизировать и обобщать материалы, связанные с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
 
   Педагогическая целесообразность и актуальность программы основывается на том, что в современных условиях школьный музей  становится центром учебно-воспитательной работы и дополнительного образования, интегрирован в учебный процесс ( материалы  музея широко используются на уроках литературы, МХК, экологии, ИЗО, технологии).В условиях, когда становится особенно актуальным семейное воспитание , музей способствует тесным связям с социумом, осуществляя совместные мероприятия с участием родителей и детей.

 

  Программа рассчитана на возраст 7-17лет.

  Срок реализации программы – один год.

   Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа .                 

  Формы занятий и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.

 

Формы работы

Цели, практическая направленность

 

 

Посещение музеев, экскурсии

Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций.

 

 

Написание рефератов

 

 

 

 

Формирование умения отобрать нужный исторический материал,  грамотно оформить написанную работу.

Оформление выставки

Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций

 

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.

Овладевать навыками публичных  выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия

Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.

Работа по индивидуальному плану

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ

Индивидуальные консультации

Оказание помощи учащимся в подготовке  творческих работ

Интерактивные формы

экскурсий

«Погружение» в тематику. Создание эмоционального фона. Стимулирование выбора индивидуальных тем.

 

Создание фото- и художественной выставок

 

Учить умению оформления стендов, переносных выставок в соответствии с выбранной темой. Развивать творческую активность и индивидуальность

Составление плана работы члена кружка на год

Оказание помощи – выявление интереса, формулирование конечной цели исследования - реферат, сообщение,   доклад, самостоятельная экскурсия, фотовыставка, создание экспозиции, статьи в школьную газету и т.д. Совместное составление алгоритма исследования.

Создание информационного блока в музее

Накопление архивного ,научно- исследовательского материала, накопление аудио- видео и мультимедийных  программ, создание «Библиотеки юного музееведа»

 

Проектно- исследовательская деятельность

Создание совместного школьно-семейного проекта по составлению полного каталога музеев Москвы. Работа с родителями. Исследовательская работа в школьном музее  «Живая память» .Реализация проекта « Театральная гостиная».

 

 

Ожидаемые результаты:

          В обучающей сфере – приобретение учащимися знаний по музееведению,усиление интереса учащихся к музейной деятельности  ( активность в создании самостоятельных исследований и проектов);

          В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории, людям труда, создателям материальной культуры.

          В развивающей сфере -  достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, , проведению экскурсий по экспозициям музея. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентаций и  творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания сознания школьников.  

Расширение музея «Живая память», поиск музейных предметов силами  членов музейного кружка;
Создание в школе «Музея театра» и « Театральной гостиной» .

 Учебно - тематический план.

76 часов в год.

 

№№

Тема

Количество часов

 1.

Раздел 1.Что такое музей.

 

6ч.

 

История появления и развития музеев. Лекция.

 

3ч.

 

Какие бывают музеи.

3 ч

 

2.

 Раздел 2.Музейная экспозиция и выставка. Практическая работа в музее.

16ч.

 

 

Проектирование экспозиции. Практическая работа в музее.

 

 

Как сделать музейную экспозицию (выставку).

Практика в музее.

8ч.

3.

Что такое Раздел 3. Музейные предметы. Работа в основном фонде.

 

15ч.

 

Что такое музейный комплекс. Лекции - презентации.

 

5ч.

 

Музейные экспонаты

10ч.

4.

 

Что такое раздел 4.Музейные фонды.

14ч.

 

Как сформировать фонды школьного музея.

3ч.

 

 

Основные правила работы с музейными материалами. Практическое занятие.

4ч.

 

 

Учет и хранение музейных материалов. Практическое занятие по делопроизводству.

3ч.

 

 

 Подготовка выставки или экспозиции в школьном музее.

 

4ч.

 5.

Раздел 5.Музейная экскурсия.

 

15ч.

 

Виды музейных экскурсий.

 

7ч.

 

Особенности музейных экскурсий. Методика проведения музейных экскурсий.

 

 

8ч.

6.

Раздел 6.Исследовательская деятельность в музее.

 

 

 

Итоговые занятия. Выставки творческих работ учащихся. Итоговая исследовательская конференция.

 

10ч.

 

Содержание программы.

 

          Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.

          В разделе « Что такое музей» работа строится на первичном ознакомлении учащихся с историей появления музеев, их классификации. Для закрепления завершается экскурсиями в музеи разного профиля.

          Раздел 2 « Музейная экспозиция» раскрывает принципы построения экспозиции, ее отличие от выставки, дает теоретические основы построения экспозиции музея. Практическое занятие строится на создании собственной выставки по лично интересующей ребенка тематике.

          Раздел 3 дает представление о музейных предметах, музейных экспонатах, предметах  музейного назначения. Завершается практикой в школьном музее.

          Раздел 4 рассматривает как формируются фонды музея, дает понятие об основном и вспомогательном фондах,, Учащиеся на практике овладевают правилами ведения музейной документации, учета и хранения музейных предметов.

          Раздел 5 знакомит в правилами проведения экскурсии и завершается практической работой – самостоятельно подготовленной экскурсией по школьному музею или виртуальной экскурсией ( в  виде презентации) по музеям Москвы.

          Заключительный раздел программы, « Исследовательская деятельность в музее», включает в себя лекции по методике исследовательской деятельности и практические занятия. Итогом может быть защита собственного исследовательского проекта в рамках « Ярмарки Идей на Юго –Западе», краеведческого движения « Отечество» и др.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

    Программа обеспечена наглядным материалом  - музейными предметами основного фонда школьного музея « Живая память». Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с  которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.

    В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.

    Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.

Список литературы по методике музейной деятельности.

1.     Ванслова Е. Г.    Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

2.     Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П.    Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.

3.      Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997

4.     Искусство музейной экспозиции. Сб., научн. тр.НИИ культуры. №45, М., 1977

5.      Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

6.     Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996

7.     Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

8.     Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб., 1997.ТельчаровА.Д. Основы музейного дела  Издательство: Омега-Л, 2005 г.

9.     Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов.Под ред. К.Г.Левыкина, В Хербста. М., 1988.

10.       Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
 

11.       Музейная эстетика и архитектура музеев. М., 1972.

12.       Нагорский Н.В.   Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С. 380

13.       Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976.
 

14.       Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.

15.       Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.

16.       Современная историографичекая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев. М., 2002.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

1.     Коваль М.Ю.    Дети в музее: размышления психолога. – М.,1989.

2.     Т.П. Полякова «Как делать музей?»

3.     Титов Б.А.   Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 2003.

                4.  Юхнев ич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.

5.     Интернет. http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html  Онлайн энциклопедия Кругосвет

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программакружка "Юный географ"

Программа расчитана на учпщихся 6-8 классов, содержит 64 часа. Срок реализации программы 1 год....

Программа факультатива " Музееведение"

Программа факультатива "Музееведение"...

Методическая разработка по музееведению «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»

Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из н...

Игра по музееведению "Умники и умницы"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме игры викторины по принципу телевикторины   «Умники и умницы».  Такая форма проведения занятия существе...

Образовательная программа кружка "Музееведение"

Рабочая программа кружковой деятельности в школе....

Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Школа музееведения".

        Программа "Школа музееведения" предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы. ...

Музееведение в школе

Мезей - один из важных институтов культуры современного общества, имеющих отношение к сбору, хранению и передаче социально значимой информации, наряду с архивами, библиотеками ит.п. Облик музея и пони...


 

Комментарии

Программа расчитана на учащихся 9 классов, но может быть адаптирована для любого возраста.