Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8классов
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Программа кружка "Музееведение" для учащихся 5-8 классов, рассматривает историю культуры и промыслов Вятского края второй четверти ХIХ начала ХХ веков. В данном контесте учащиеся имеют возможгость познакомиться на теоритическом материале и в практической деятельности с предметным миром, декоративно-прикладныи искусством, архитектурой,этнографией, разными направлениями культуры от от устного народного творчества  до театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/Dzix/oT7pp2HDh58.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/_Е.А.Валиева_/

Протокол №   ____

от «28» августа 2017 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ

_________/_С.М.Бардина_/

от «28» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ

_______________/Л.В.Ярцева /

Приказ № 323

от «28» августа 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку  «Музееведение»

в _5, 6, 7, 8_классах

Потемкиной Елены Леонидовны,

учителя   I квалификационной  категории

МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

Пояснительная записка.

        Рабочая программа кружка  «Музееведению», рассматривает историю культуры и промыслов Вятского края второй четверти ХIХ начала ХХ веков. Программа рассчитана для 5 – 8 классов, разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями  Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Программа музееведческой направленности способствует формированию научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и исторических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне. Настоящая программа  по краеведению «История культуры и промыслов Вятского края со второй четверти ХIХ начала ХХ веков», предусматривает реализацию регионального и школьного компонента содержания образования предметов «Истории» и «Изобразительного искусства». Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и исторических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне. К занятиям привлекаются учащиеся 5 классов основной школы

Актуальность конкретной деятельности

          В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Программы по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для основной школы федерального и местного значения.

         Мировое сообщество, войдя в новый постиндустриальный или информационный  этап своего развития испытывает многочисленные  проблемы, и по-разному на них откликается. Напрямую это касается и музеев, которые возникли в основном на индустриальном этапе развития и явились во многом его прямым отражением. Изменения, произошедшие за последние десять лет в структуре российского общества, в общественном менталитете и менталитете рядового российского человека, создали принципиально новые условия и новые возможности взаимодействия музея со школьниками. Играет важную роль также то, что за последние годы существенно продвинулось как зарубежное, так и отечественное музееведение. Появились новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем. Музей, являясь по своей сути частью социальной структуры общества, вынужден реагировать на все изменения, происходящие в обществе. Эти изменения привносят и закрепляют новые конкретные виды социального взаимодействия музея с обществом, социальными группами, отдельными его членами. Появляются новые функции и полномочия музея как социального института.

         Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, ставит условия перед школой переосмысливать свое место в современном мире, пытаться приспосабливаться, в данных условиях, или искать пути и выстраивать новые модели своего развития. Музеи во все периоды существования общества служат ему источником, пополняющим духовные силы, сохраняющим коллективную память, обогащающим и развивающим интеллект нации. Программа развития школьного музея исходит из того, что современный музей - это, прежде всего, тщательно отобранная, научно и профессионально разработанная музейная педагогика, полностью поставленная на службу обучающихся и педагогов  в  понятных комфортных для него формах музейной коммуникации.

         Не остается в стороне от этих проблем и МБОУ СОШ №19, имеющая с одной стороны значительную историю своего существования, с 1985 года, с другой стороны, занимаясь, долгое время в усиленном режиме работы и не имеющая возможности  изыскать помещение для аккумуляции  исторических пластов своей деятельности. И только реализация президентской программы «Новая школа», позволившая поставить цель для формирования музея.

       Программа является результатом многолетней целенаправленной деятельности коллектива по осмыслению роли и места музея в реальном мире, интегрирует в себе лучшие достижения отечественного и зарубежного музейного строительства. Она предопределяет создание устойчивой системы  взглядов и действий коллектива, направленных на всестороннее развитие всех сторон деятельности такого важного направления, как история промыслов Вятской губернии. По своему профилю музей является центром культурного наследия народов Поволжья. Он воссоздает страницы истории, развития ремесленных промыслов и материальной культуры народов региона, малых деревень и населенных пунктов  периода второй четверти ХIХ, начала ХХ веков.

          Эпиграфом деятельности музея являются слова В. Астафьева " Память – это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути". Музей – центр воспитательной работы в школе. Д.С. Лихачев говорил, что каждый человек должен знать историю своей Родины, своего города, своей школы, своей семьи.

          Программа развития музея основывается на том, что в нем осуществляется широкий спектр социальных функций (образовательной, воспитательной, просветительской, документирования и хранения), и адекватно реагирующих на конкретные запросы общества. Программное содержание основывается на принципах комплексного, междисциплинарного и прогностического подходов,  к созданию системы устойчивого функционирования.  Курс, программного содержания  и развития школьного музея, служит местом музейного, культурно-просветительного, общественно-политического, информационного и центра, как постоянно действующей информационно-коммуникативная среда взаимодействия различных общественных групп школьников и этносов, место экспозиционно-выставочной интерпретации и обсуждения, важнейших общественно-эстетических значимых проблем, диалоговое и дискуссионное пространство, консультативная служба для учащихся.

          Информационное пространство музея открыто для всех желающих. Это система пользования всем массивом имеющейся в музее информации: компьютерная база данных, интерактивная информация, методическая литература, разработки и пособия. Используя возможности  музея, учащиеся имеют возможность проводить исследовательские работы, экскурсии и уроки. Программное содержание рассчитано на 1 год обучения для учащихся 5-х классов.

          К сегодняшнему времени музей имеет  предметы материальной культуры, собранные учащимися школы в экспедициях по деревням и населенным пунктам территорий бывшей Вятской губернии Кировская область, Пермский край, территории республик Татарстан, Мариэл, Чувашия, Удмуртия  и другие регионы. Так же экспозиция музея располагает большим разделом, включающим предметы улитарного назначения городского быта России XXв.

           Общий комплекс содержания музея предусматривает разделы для ознакомления учащихся:

I Раздел. Археологические памятники: «Сельское хозяйство», «Кустарные производства и крестьянские промыслы», «Нумизматика» (денежные обращения), предметы  культа, материальной и духовной культуры;  

II Раздел. Памятники истории и культуры: «История зодчества Вятской губернии», «История городов-крепостей», «Вятская деревянная архитектура. Сельское строительство. Жилище и сельская усадьба»;  

III Раздел. Этнографические особенности: «Память о народе» (история в фотодокументах), «Во вкусе доброй старины» (кулинарные рецепты), «Праздники обряды, традиции» (фольклор, устное народное творчество),

IV Раздел. Национальный мотив: «История костюма», «Мастера народных промыслов», элементы орнамента в украшении экстерьера крестьянской избы, купеческого дома, предметов быта, стилистические особенности культуры русского, чувашского, удмуртского, народов и других этногрупп.

Цель:

        - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Воспитывать чувство патриотизма, показать величие трудового и художественного наследия людей своей малой родины. Воспитывать чувство причастному к этому великому культурному пласту.

       -  способствовать формированию у учащихся расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности по истории Вятской губернии, этнографии, культуре и развития народных промыслов. По всем направлениям работы музея под руководством совета Музея, классных руководителей, учителей – предметников. Результаты поисковой работы оформить в накопительные папки, летописи и экспозиционный материал, хранить их классам или предоставить в музей школы, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

 Задачи:

1. Образовательные:

 -   формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры, связь с современной жизнью своего населенного пункта;

 -   ознакомление с историей и культурой  развития различных промыслов населенных пунктов Вятской губернии; освоение приемов содержания и изготовления, реконструкция и реставрация  некоторых предметов старины.

2. Воспитательные:

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

 - формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности  региона;

 -  формирование заинтересованности учащихся содержанием предмета: изучения  истории региона через архивы, этнографические экспедиции, рассказы старшего поколения; изучение жизни края через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, экскурсии; общая работа детей и воспитателей в деле охраны и восстановлении  памятников материальной  и духовной истории и культуры, природы, городской среды.

3. Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

-  ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

-  формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

     Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни.

Ожидаемые  результаты:

К концу обучения учащиеся  должны иметь представление:

Об истории Вятской губернии, географии и этнографии, художественной культуре, развитии  народных промыслов, ремесел и малых мануфактур. Иметь преставление о предметном мире, городской и сельской архитектуре, развитии культурной жизни и обрядовых праздников предков.

должны понимать и знать:

-  значение древних корней народного искусства;

-  связь времен в народном искусстве;

-  место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-  особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;

-  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен;

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства;

- о роли и истории быта, об исторических, мифологических и библейских темах в искусстве;

- о процессе работы народного мастера, о смысле каждого этапа этой работы, о роли символов и знаков;

-  о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии архитектуры на градостроительство, понимание событий истории;

- наиболее значимый ряд великих произведений архитектурного зодчества, как исторического наследия отечественного искусства;

- понимать особую культуростроительную роль музея в деле сохранения исторических артефактов;

должны уметь:

- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслах;

-  создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой.

- иметь первичные навыки изготовления и реставрации предметов, составляющих национальную ценность;

-  владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

-  иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

-  уметь вести поисковую исследовательскую работу в области изучения предмета, а так же сформированные навыки информационной культуры. Использование интернет ресурсов и других информационных технологий в изучении краеведения.

II. Содержание программы

Музей и музееведение. Вводное занятие 1час.

Особенности организации работы кружка «Основы музееведения» Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовать себя. Техника безопасности. Знакомство с экспонированием, хранением и реставраций. Источники изучения исторического краеведения.

История зодчества Вятской губернии 1час

Историческая карта края. Геральдика Вятской земли. Географические названия – свидетели прошлого Вятки ХVIII века. Индивидуальный архитектурный облик Вятки, обусловленный характером жилой застройки. Эстетические вкусы времени, проявления художественных предпочтения заказчиков, связь с традициями. Основные признаки – застройки по красной линии улиц, фронтальность и фасадность композиций, иерархия внешнего парадного (уличного) и внутреннего (внутридворового) пространства. Культурное наследие Вятской земли в XVIII веке: строительство монастырей, церквей, церковно-приходских школ. Развитие деревянного и каменного зодчества. Памятники вятского деревянного зодчества: Михаило - Архангельская часовня в городе Слободском, Верхнемоломская Спасская церковь. Развитие гражданского каменного строительства.

История крепостей  1час

Вятская крепостная архитектура XIV – XVII вв.Стратегическое месторасположение центральных Вятских городов: Хлынова, Орлова, Котельнича, Слободского. Малый Хлыновский город (Кремль). Спасская башня. Воскресенская башня. Богоявленская и Никольская башни. Покровская башня. Наугольные выводы. Городской посад. Ров и вал вокруг посада. Большой земляной город. Никитская и Московская башни. Сретенская и Преображенская башни. Малый город Слободского. Спасская башня. Христорождественская башня. Орловский городской кремль. Троицкая башня. Котельнический городской кремль. Никольская башня. Шестаковское городище. Шестаковский укрепленный вал. Городской тын. Никольская башня. Сравнительный анализ удмуртских укрепленных сооружений с вятскими. Сравнительный анализ поселения Иднакар со Слободским и Хлыновским укреплениями.

Сельская  усадьба. Архитектурный декор рядовой застройки  2часа

Деревенский дом – колыбель крестьянской России. Крепостная домовая резьба. «Композиция и техника декорирования», форма, конструкции, строительные традиции его внешней отделки,  с разными декоративными деталями, рисунками резьбы, технологическая специфика образа в резьбе и росписи по дереву, характеристика образных трансформаций, связанных с различными технологическими приемами, структура технологических приемов декорирования, как основа связана с  космогоническими представлениями и отчасти сакральными функциями дохристианских образов.

Этнографические особенности. Обрядовая кукла. Ролевые игры  2часа

Старинные куклы, часть культуры славянских народов. История их происхождения, магический характер. Предназначение куклы в укладе жизни семьи, применение игрушки  как украшение дома и развлечение ребенка. Игра - священный процесс познания мира, а значит, игрушки священны. Как зарождалась традиция, идея, как проявлялся характер изделия в ходе его создания: Вятская народная кукла Бабка-символ мудрости и жизненного опыт;  Берегини – обережные куклы помощники хозяев дома; Кукла «Благодать» - «Благо дающая», на творение добрых дел; Миниатюрная кукла Веснянка – оберег молодости и красоты и некоторые другие.

Этнографические особенности. Кировская глиняная игрушка  2часа

История народных Художественных промыслов Кировской области. На Вятке зародились и развивались более 70 видов народных промыслов и ремесел. Каждый промысел имеет свою историю возникновения и развития. Дымковская глиняная игрушка — один из самых ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражает быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в Вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, изготовленные к ежегодному весеннему празднику Свистунья. Праздник  проводился в честь убиенных в битве 1418 года между вятчанами  и устюжанами у стен Хлыновского кремля.

Ярмарки, торговля, украшение. Традиционные приемы росписи  2 часа

Начиная, с 20-х годов XIX века  важнейшим торговым центром России становится Нижегородская ярмарка. Значительная  роль Нижегородской ярмарки и в торговле купечества Вятской губернии, характер торговых контактов и представительность вятских товаров на этом крупнейшем рынке. Торговые связи Вятской губернии. Расширение ассортимента привозимых из губернии товаров по мере развития местной промышленности и кустарных промыслов. Место в товарообороте купцов города Вятки в XIX веке -  торговля холстом.

Традиции обрядов. Народные гуляния  2часа

Памятники обрядовой и праздничной культур русского народа: атрибуты обрядов годового и жизненного циклов, предметы православного культа, музыкальные инструменты, кукольный театр. Маски святочных ряженых, некоторые атрибуты обрядов весеннее - летнего цикла: кораблик из Терской области, спускавшийся по реке в Троицу, чучело русалки, атрибут обряда "похороны кукушки", троицкий венок; атрибут осеннего обряда - чучело Андропушки, которого "хоронили" в землю после уборки урожая; атрибуты свадебного обряда: березовый веник, украшенный лентами, ветка с бумажными бантиками, воплощавшие "девичью красоту", изображение водоплавающей птицы - символ жениха и некоторые другие.

Народный театр. Скоморохи, Петрушка  2часа

Самобытность народного театра «Петрушки» как формы городского зрелищного фольклора России. Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра «Петрушки». Особенности  обрядовых игр - веселья, театральные действа, ряженые, скоморохи - потешных молодцов, уличные акробаты, кулачные бои, катание в санях, хороводы, лапта. Многие обычаи, которые  ведут свое начало еще со времен Перуна.

Образно-знаковая система. Солярный знак  2часа

Дом в системе языческого мировоззрения. Народные обереги.  Язычество в городском быту. Языческие обряды и празднества. Историческое развитие славяно-русского язычества. Народные обереги. Солярная символика в народном искусстве. Образ солнца – отражение в обрядах и фольклоре. Традиции архитектурно – охранного декора жилищ: фасады, наличники, ворота, интерьеры и домашняя утварь. Украшения одежды священными изображениями и магическими символами.

Развитие книжной культуры многонационального Волго-Камского края  2часа

Исторические условия и события, предшествующие появлению и развитию книги и книжности в Волго-Камском крае. Процессы  формирования общественных, частных книжных коллекций и особенности функционирования специализированных книготорговых учреждений. Этнокультурная специфика книжной культуры региона, сохранившая историческую память. Вопросы становления письменности, повышения духовно-нравственного уровня и постижения книжных сокровищ. Книжная культура этнических социумов, образование совокупного круга общественного чтения, их духовных интересов, своеобразный книжный репертуар эпохи. Содержание богатого исторического опыта  межнациональных отношений, развития, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур.

Керамические промыслы Казанской и Пермской губернии  2часа

Начало гончарного промысла на Вятской земле - XII- начало XIY веков. Развитие гончарного дела с конца XIX века. Развитие промысла по всей губернии, центры гончарного ремесла в каждом уезде Вятской губернии, небольших частных заводов по производству керамических изделий. Работа на тяжелом гончарном круге, появление двух основных форм изделий – горшки и чаши с линейным и ленточным орнаментами разного размера, клейма на посуде Вятских гончаров.  С XYII по XIX века в арсенале местных мастеров появление многоцветных поливных изразцов чаще квадратной формы, с рельефным или гладким узором, которые служили украшением русской печи жилой части дома, а также использовались для наружного украшения культовых каменных зданий. Поздняя деревенская керамика XIX- XX веков характерные формы и черты гончарства прошлого времени, а также появление  новых форм изделий простые и удобные. Традиционный ассортимент изделий: подойница, кринка, корчага, горшок, чашка, масленка, банка, блюдца, рукомойник, мерник и т.д

Заклинательная орнаментика. Пермский звериный стиль  2часа

В человеческом сознании животные (звери, птицы, насекомые и другие представители фауны) выступают как символы, на основе которых составляются образные картины тех или иных объектов бытия. Славянские обереги, связанные с культом животных, отражающие представления древних славян о родстве людей (рода) с почитаемым животным (тотемом). Предметы  культа служили прежде всего животные, охота на которых являлась источником существования человека (медведь, олень, лось, утка, заяц и т.п.). Звериный стиль в солярных знаках, гербах, пряжках, вышивке, деревянной скульптуре.

Реконструкция истории. Имитация старения. Обработка материалов  2часа

Оригинальность и индивидуальность работ по воcстановлению современных и старинных предметов быта и обихода. На фоне современной жизни уголок старины имеет право на существование. Данная тема обязывает владеть десятком технологий, так как приходится сталкиваться с предметами различного назначения, от бытового до декоративно-прикладного. В процессе реставрации или ремонта тщательно изучается состояние изделия, будь-то восстановление фрагментов резьбы по дереву, элементов конструкции мебели, лакового покрытия, работы по утратам статуэток деталей руки, ноги, другие элементы... из металла и папье-маше, восстановление корпусов различных шкатулок, настенных часов, киотов, ремонт мебельных замков и старинной фурнитуры для мебели . В процессе работы приходиться сталкиваться как с типовыми изделиями, такое как каслинское литье, так и с "бабушкиным" буфетом и тому подобными вещами, что, напротив, бывает не менее интересно с точки зрения реставратора.

Национальный мотив. Богатый мир предметной среды. История вещей  2часа

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам В.И.Даля. Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и  гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Свадебные обряды в культуре русского народа 19века. 2часа

Обрядовое празднество совершеннолетия девицы. Венчальные иконы, которые остаются с супругами на всю жизнь – и в радости и в печали святые лики будут напоминать о данных в храме перед Богом клятвах верности и любви. Особая группа «чрезвычайных» обрядов, т. е. тех, которые совершаются или совершались в связи с особыми событиями. Таковы обряды вызывания дождя во время засухи; опахивание селений и разжигание на дорогах костров во время эпидемий.  Наконец существуют особая группа – семейной обрядности. К группе семейных обрядов относятся родильный обряд, свадьба, юбилей, похороны и т.п. Праздничный свадебный костюм отличался большой вариантностью от повседневного и заключал в себе полный набор предметов, которые были определены местной традицией.

«Домотканные» изделия  (рушники, скатерти, покрывала). «Бабушкин сундук»  Традиции способов изготовления  1час

Кустарно – ремесленное производство по обработке  льна, выработка из него льняных тканей составляли принадлежность почти каждого крестьянского двора. Ткачество полотен, скатертей, половиков, сукманы (сукно с льняной основой и шерстяным утком), пояски, кушаки, шарфы. Пошив верхней одежды: азямы, чепаны, делали онучи, без которых было невозможно ношение лаптей в холодное время года. Холст шел на нужды своей семьи, много его скупалось торговцами и вывозилось из уезда (до 1,5 млн. аршин). Мастерицы – кружевницы  в уезде, в Яранске ткацкая мастерская по производству всякого рода рыболовных снастей: фитилей, сетей, бредней, наметов. Веревочный промысел особенно был развит в  Яранском уезде. Вследствие большого производства холста и пряжи в уезде развился и красильный промысел. Способы украшения тканей  делали, нанося на холст рисунок специальными досками-набойками, предварительно окунув их в краску.

Орнаментальные композиции народов Вятской губернии  1 час

Возникновение орнамента. Особенности охранительных символов-оберегов. Орнаментальные композиции при украшении  вышивкой полотенц, свадебных подзоров, скатертей, занавесов, праздничных рубах, белых холщовых сарафанов, лёгкой верхней одежды, головных уборов и платков. Позументное кружево шло в основном для отделки навершников и рубах. Процесс выполнения счетного кружева в XIX веке был известен русским мастерицам разных губерний. Плели такое несложное кружево в северных и центральных губерниях России.

Одежда говорит о человеке. История Вятского костюма  1час

Стилистические особенности крестьянского и купеческого костюма Праздничный и повседневный костюм, бытовавший в конце XVIII– начале XX века. Праздничный костюм отличался большой вариантностью от повседневного и заключал в себе полный набор предметов, которые были определены местной традицией. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви, душегрейки, епаночки.

III. Календарно – тематическое планирование

п/.п №

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Содержание деятельности

Результат занятия

Дата

1.

I четверть

Музей и музееведение

Экспонирование, хранение и реставрация

1

Эссе. Работа реставратора

Знания о предметном пространстве музея и умения формировать экспозицию

Знания по работе с архивными документами и интернет ресурсами

2.

История зодчества Вятской губернии

1

Подготовить реферат об археологических находках

3.

История крепостей

1

Провести исследование возникновения городов в Вятской губернии

Знания  исследовательской работы

4.

Вятская храмовая деревянная архитектура

1

Подготовить  фотоматериал или архивные документы

Знания и умения и навыки при работе с фотоаппаратом

5.

Сельская  усадьба.

Архитектурный декор рядовой застройки

2

Выполнить эскизы с натуры на природе и изготовить  макет фасада или архитектурных элементов по теме

Знания умения и навыки при работе на пленере. Знание правил изготовления макета

6.

IIчетверть

Этнографические особенности

Обрядовая кукла. Ролевые игры

2

Подготовить сообщение по теме с иллюстрациями.

Выполнить образцы обрядовых кукол из текстиля и природного материала

Знания, умения, навыки при работе с текстильным и природным материалом

7.

Кировская глиняная игрушка

2

Подготовить презентацию о промысле.

Изготовление традиционной глиняной игрушки

Знания правил оформления презентации. Знания, умения, навыки при работе с глиной

8

Ярмарки, торговля,

украшение. Традиционные приемы росписи

2

Выполнение декоративной росписи образцов глиняной игрушки

Знания, умения, навыки при выполнении декоративной росписи

9.

Традиции обрядов. Народные гуляния

1

Подготовить реферат об устном народном творчестве

Заготовки потешек, припевов,сказок

Знания правил подвижных игр и умения в них играть

10.

III четверть

Народный театр.

Скоморохи, Петрушка

2

Изготовление декорации и бутафории для кукольного театра.

Заготовка лоскутного сырья, изготовление кукол

Знания, умения, навыки при работе с текстильным  материалом и декорировании бутафории

11

Образно-знаковая система. Солярный знак

2

Подготовить сообщение по теме. Выполнить образцы вышивки полотенца

12.

Развитие книжной культуры много национального Волго-Камского края

2

Подготовить сообщение по теме: «Пасхальная открытка».

Изготовление винтажной открытки по теме

Знания, умения, навыки при изготовлении и декорировании винтаж

Ных книг и открыток

13.

Керамические промыслы

Казанской и Пермской

губернии

2

Заготовить лепную массу.

Лепка кувшина и искусственное состаривание

Знания, умения, навыки при работе с лепными материалами и способами иммитации

14.

Заклинательная орнаментика. Пермский

звериный стиль

2

Изготовление текстильных оберегов и декорирование имитационным способом.

Презентация готовой работы

Знания работы  с игтернет ресурсами

15.

Реконструкция истории.

Имитация старения.

Обработка материалов

3

.

Макетирование.

Создать проект по образцу архитектурной усадьбы из вторичного сырья и современных строительных материалов

Коллективная работа.

Знания по защите проектов

16.

IVчетверть

«Национальный мотив»

Богатый мир предметной среды. История вещей

2

Классификация предметов быта.

Оформление альбомов с образцами с рисунками и фото.

Декорирование шкатулки в технике декупаж.

Знания, умения, навыки при работе с каталогами и альбомами

17.

Свадебные обряды в культуре русского народа 19века.

«Бабушкин сундук»

2

Подготовить реферат «Приданное невесты».

Ознакомление с видами кружева ручной работы. Выполнение вязанной салфетки

Знания, умения, навыки при вязании крючком или на спицах

18.

«Домотканные» изделия

(рушники, скатерти,

2

Подготовить презентацию «Текстиль и домоткачество» о традициях и  способах  изготовления. Выполнить коврик способом плетения

Знания, умения, навыки при создании домотканых изделие

19.

Орнаментальные композиции народов Вятской губернии

1

Работа с архивами. Выполнить зарисовки орнаментов тканых изделий с кратким описанием

Знания, умения, навыки при работе с архивами

20.

Одежда говорит о человеке.

История Вятского костюма. Разработка эскизов

1

Подготовить реферат по теме.

Изготовить этнофутуристическое украшение и защитить как проект

Знания, умения, навыки при защите проекта

Итого: 34часа

Заключение

       После восстановления работ по созданию музейной экспозиции будет продолжена поисковая работа. Учащиеся школы продолжат поисковую деятельность по формированию музейных фондов, обновлению экспозиций, обобщению исследуемых материалов, совершенствованию форм музейной работы. Предстоит огромная работа по созданию кинофонда: наглядно-демонстрационный материал в виде презентаций, и научно-документального архива. Для общекультурного  развития разных групп населения, музей может стать не только одним из звеньев воспитательного процесса учащихся школы, но и культурно - просветительским и духовным центром единения всех поколений  и жителей города, и микрорайона. Планируется поддерживать связь с другими музеями, имеющими опыт подобной работы. Календарно-тематические мероприятия с привлечением музыкального коллектива «Мечта» для проведения  праздников по традициям и  обрядам в  интерьерах экспозиции. «День открытых дверей» музея с экскурсионным обслуживанием всех гостей и  приглашенных. Для широкого освещения местных жителей об интересных находках поисковой работы учащихся нашей школы, о новых материалах экспозиций школьного музея предполагается периодические публикации в газете «Нижнекамские новости» и освещения в других средствах массовой информации.

Cписок  документов и источников информации.

1.Закон РФ «Об образовании». – М.: Про-Пресс,2004.

2.Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. 2001.№1.

3.О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании! – М.: Новая школа. 1996.

4. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей. – М.: 1999.

5.От внешкольной работы -  к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования для детей / под ред. А.К.Бруднова. –М.: гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2000.

6.Федеральный закон от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ( с зим. и доп.).

7.Письмо Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений.

8. Устав «МБОУ Базковская СОШ»

9.Крючков А.В. Школьный музей: становление и функционирование// Директор школы», 2004, №5.

10.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С.Борисова,

В.В.Дранишникова, и т.д., М., Просвещение, 1982,

11.Тарханова Т.А. Музей в образовательном учреждении// Справочник .  руководителя образовательного учреждения, №3 2007.

12.Туризм и краеведение, сб., М.,Просвещение,1982.

13.Практические рекомендации по организации работы с документами в школьных музеях.// Воспитание школьников. 2001, № 10

Список литературы  для детей

1. Города и районы Ростовской области:  Историко-краеведческие очерки. – Ростов н/Д : Кн изд-во, 1987.

2. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Кн.изд-во, 1988.

3. Заклинательная орнаментика русской избы. Подробнее см. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

4.Календарь и памятная книжка Вятской губернии 1898 г. - Вятка, 1897. - С. 71-72.

5. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - С. 49-53.

6.↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Никитина Г. А. Промыслы / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.- этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 89-95.

7.↑ Завьялов В. И. Кузнечное ремесло северных удмуртов в конце I – начале II тысячелетия н.э. / В. И. Завьялов // Новые исследования по древней истории Удмуртии. - Ижевск, 1988. - С. 137.

8.↑ 5,0 5,1 Федоров Г.Д. Кожевенное и скорняжное производство у вотяков // Отчеты и исследования по кустарной промышленности России: Разные промыслы: М.З и Г.И. отдел сельской экон. и с.-х. статистики . - Пг., 1915. - Т. XI. - Ч.II. - С. 95-99.

9.↑ Белицев В. Н. Обработка кож животных / В. Н. Белицер // Народная одежда удмуртов / В. Н. Белицер. - М.,1951. - С. 29.

10.↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Федоров Г.Д. Ткацкий и красильный промыслы у вотяков // Отчеты и исследования по кустарной промышленности России: Разные промыслы: М.З и Г.И. отдел сельской экон. и с.-х. статистики . - Пг., 1915. - Т. XI. - Ч.II. - С. 100-111.

Список литературы  для учителя

1. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М., 1940 С.200.

 2. ЦГИА Ф.1293 оп.168 д.45.л.1

 3. Тинский А.Г. Планировка и застройка города Вятки в 17-19 веке. Киров, 1976. С.228

 4. Столетие Вятской губернии. Т.1. Вятка, 1880. С.600

 5. Тинский А. Главная улица. Вятка. Страницы истории. Киров, 2002. С.300.

 6. Краткий обзор деятельности Вятского губернского земства за 35лет (186701902гг.) Вятка, 1906. С.276.

 7. Голубев П.. Вятское земство среди других земств России. Вятка, 1901.С.160.

 8. История русской архитектуры. Под ред. Ушакова Ю.С., Славиной Т.. С.-Пб, 1994. С.600.

 9. Градостроительство России середины 19 –начала 20 века. Москва, 2003. С.560

 10. Вятка. Памятники и памятные места. Киров, 2002. С.254.

 11. Арманд Л. Кооперация и народные дома //Народные дома. М.,1918. 3-е изд. С.3

 12. Емельянов В.Д. Родиноведение: география Вятской губернии. Вятка, 1917. С.151.

 13. Градостроительство России середины 19 –начала 20 века. Москва, 2003. С.560

 14. Вятское среднее сельскохозяйственно-техническое училище имени императора Александра 11 и низшая при нем школа ремесленная школа. Краткий очерк. Вятка, 1911. С.118

 15. Градостроительство России середины 19 – начала 20 века. Москва, 2003. С.560

16.А.Г. Щурыгина. Программы по изучению родного края.- ВГПУ, 1995.

17.В.Г. Авдеев, М.А. Зимина. История Кировской области.-Киров, Волго-Вятское изд-во, 1975.

18.А. Хохлов Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области. –ВГПУ, 1997.

19.Г.А. Бушмелев. Пятьдесят советских лет. Кировская область. – ВГПУ, 1967.

20.Историко-этнографический атлас кировской области. – ВГПУ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 8класса

Рабочая программа по математике для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего...

Программа по химии за 8класс

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 клас­са, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с хим...

Рабочая программа по русскому языку. 8класс

Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

программа по технологии 5-8класс

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М...

Рабочая программа по технологии 5-8классы

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ по технологии Н.В Синица, П.С Самородский М.: Вентана-Граф, 2015.-112с. ...

Рабочая программа по бурятскому языку 8класс

Рабочая программа по бурятскому языку в 8классе...