Рабочая программа по русскому языку. 8класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Бочарова Татьяна Васильевна
Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_._r.ya_._8kl.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Тальменского района Алтайского края

«Рассмотрено»:

  «Согласовано»:

«Утверждаю»:

  рук. МО гуманит. предметов

Зам. директора по УВР

 директор школы

 __________Сыровежкина М. Ю.

___________Фурсова Г.Д.

 ___________Кривошапкин В.Н.

     Протокол №1 от 22.08.2014

25 августа 2014 г.

 Приказ №67 от 29.08.2014

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык» 8 класс

(базовый уровень) вторая ступень

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Бочарова Т.В.

учитель русского языка и

литературы

Тальменка 2014

                                           Пояснительная  записка

Рабочая программа по  русскому  языку  для 8  класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; урочно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

 Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

                                                     Содержательные линии предмета

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Цели обучения

  1. Воспитание  гражданственности  и  патриотизма,  любви  к  русскому  языку;  сознательного  отношения  к  языку  как  к  духовной  ценности,  средству  общения  и  получения  знаний  в  разных сферах  человеческой  деятельности.
  2. Развитие  речевой  и  мыслительной  деятельности,  коммуникативных  умений  и  навыков,  обеспечивающих  владение  русским  литературным  языком  в  разных  сферах  и  ситуациях  общения;  готовности  и  способности  к  речевому  взаимодействию  и  взаимопониманию,  потребности  в  речевом  самосовершенствовании.
  3. Освоение  знаний  о  русском  языке,  его  функционировании  в  различных  сферах  и  ситуациях  общения;  обогащение  словарного  запаса  и  расширение  круга  используемых  грамматических  средств.
  4. Формирование  умений  опознавать,  анализировать,  классифицировать  языковые  факты,  оценивать  их  с  точки  зрения  нормативности,  соответствия  сфере  и  ситуации  общения;  осуществлять  информационный  поиск,  извлекать  и  преобразовывать  необходимую  информацию.
  5. Применение  знаний  и  умений  в  жизни.

Задачи организации учебной деятельности

- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  

  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения

- развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; углубление общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Специфика предмета

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  8  КЛАССА

Учащиеся  должны:

знать / понимать  определения  основных  изученных  в 8  классе языковых  явлений, речеведческих понятий,  пунктуационных  правил,  обосновывать  свои  ответы,  приводя  нужные  примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать  главную  и  второстепенную  информацию,  известную  и  неизвестную  информацию  прослушанного  текста;

- фиксировать  информацию  прослушанного  текста  в  виде  тезисного  плана,  полного  и  сжатого  пересказа;

- определять  принадлежность  аудируемого  текста  к  типу  речи  и  функциональной  разновидности  языка;

-  рецензировать  устный  ответ  учащегося;

- задавать  вопросы  по  прослушанному  тексту;

- отвечать  на  вопросы  по  содержанию  текста;

- слушать  информацию  теле-  и  радиопередачи  с  установкой  на  определение  темы  и  основной  темы  сообщения ;

ЧТЕНИЕ:

- прогнозировать  содержание  текста,  исходя  из  анализа  названия,  содержания  эпиграфа  и  на  основе  знакомства  с  иллюстративным  материалом  текста – схемами,  таблицами  на  основе  текста;

- используя  просмотровое  чтение,  ориентироваться  в  содержании  статьи  по  ключевым  словам,  а в содержании  книги,  журнала,  газеты – по  оглавлению  и  заголовкам  статей;

- при  необходимости  переходить  на  изучающее  чтение;

- читать  и  пересказывать  небольшие  по  объему  тексты  о  выдающихся  отечественных  лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая  текст,  отражать  свое  понимание  проблематики  и  позиции  автора  исходного  текста;

- вести  репортаж  о  школьной  жизни;

- строить  небольшое  по  объему  устное  высказывание  на  основе  схем,  таблиц  и других  наглядных  материалов;

- создавать  связное  монологическое  высказывание  на  лингвистическую  тему  в  форме  текста-рассуждения,  текста-доказательства,  текста-описания;

- составлять  инструкции  по  применению  того  или  иного  правила;

- принимать  участие  в  диалогах  различных  видов;

- адекватно  реагировать  на  обращенную  устную  речь,  правильно  вступать  в  речевое  общение,  поддерживать  или  заканчивать  разговор  и  т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать  фрагмент  прослушанного  текста;

- пересказывать  прочитанные  публицистические  и  художественные  тексты,  сохраняя  структуру  и  языковые  особенности  исходного  текста;

- создавать  сочинение-описание  архитектурного  памятника, сочинение - сравнительную  характе ристику,  рассуждение  на  свободную  тему,  сочинение  повествовательного  характера  с  элементами  повествования  или  рассуждения,  репортаж  о  событии;

- писать  заметки,  рекламные  аннотации,  уместно  использовать  характерные  для  публики  средства  языка (выразительная  лексика,  экспрессивный  синтаксис,  расчлененные  предложения – парцелляция,  риторические  вопросы  и  восклицания,  вопросно – ответная  форма  изложения,  ряды  однородных  членив,  многосоюзие  и  т.д.)

- составлять  деловые  бумаги:  заявление,  доверенность,  расписку,  автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить  в  журналах,  газетах  проблемные  статьи,  репортажи,  портретные  очерки,  определять  их  тему,  основную  мысль,  заголовок;

-  распознавать  характерные  для  художественных  и  публицистических  текстов  языковые  и  речевые  средства  воздействия  на  читателя;

ФОНЕТИКА  И  ОРФОЭПИЯ:

-  правильно  произносить  употребительные  слова  с  учетом  вариантов  произношения;

- оценивать  собственную  и  чужую  речь  с  точки  зрения  соблюдения  орфоэпических  норм;

МОРФЕМИКА  И  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

-  разъяснять  значение  слова,  его  написание  и  грамматические  признаки,  опираясь  на  словообразовательный  анализ  и  типичные  морфемные  модели  слов;

- разбирать  слова,  иллюстрирующие  разные  способы  словообразования;

- пользоваться  разными  видами  морфемных  и  словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ  И  ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять  значение  слов  общественно-политической  тематики,  правильно  их  определять;

- пользоваться  разными  видами  толковых  словарей;

- оценивать  уместность  употребления  слов  с  учетом  стиля,  типа  речи  и  речевых  задач  высказывания;

- находить  в  художественном  тексте  изобразительно-выразительные  приемы,  основанные  на  лексических  возможностях  русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать  части  речи  и  их  формы;

- соблюдать  морфологические  нормы  формообразования  и  употребления  слов,  пользоваться  словарем  грамматических  трудностей;

- опираться на  морфологический  разбор  слова  при  проведении  орфографического,  пунктуационного  и  синтаксического  анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять  орфографические  правила;

- объяснять  правописания  труднопроверяемых  орфограмм,  опираясь  на  значение,  морфемное  строение  и  грамматическую  характеристику  слов;

СИНТАКСИС  И  ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать,  правильно  строить  и  употреблять  словосочетания  разных  видов;

- различать  простые  предложения  разных  видов,  использовать  односоставные  предложения  в  речи  с  учетом  их  специфики  и  стилистических  свойств;

- правильно  и  уместно  употреблять  предложения  с  вводными  конструкциями,  однородными  и  обособленными  членами;

- правильно  строить  предложения  с  обособленными  членами;

- проводить  интонационный  анализ  простого  предложения;

- выразительно  читать  простые  предложения  изученных  конструкций;

- проводить  интонационный  и  синтаксический  анализ  простого  предложения  при  проведении  синтаксического  и  пунктуационного  разбора;

- использовать  различные  синтаксические  конструкции  как  средство  усиления  выразительности  речи;

- владеть  правильным  способом  действия  при  применении  изученных  правил  пунктуации,  устно  объяснять  пунктуацию  предложений  изученных  конструкций,  использовать  на  письме  специальные  графические  обозначения,  строить  пунктуационные  схемы  простых  предложений, самостоятельно  подбирать  примеры  на  пунктуационные  правила.

                        Формы  промежуточной  и  итоговой  аттестации  в  8-ом  классе  

-диктант (объяснительный,  выборочный,  графический,  предупредительный);

- тест;

- проверочная  работа  с  выборочным  ответом;

- комплексный  анализ  текста;

- подробное  и  выборочное  изложение;

-изложение  с  элементами  сочинения-рассуждения;

- сочинение-описание памятника;

- сочинение-описание  на  морально-этическую  тему;

- публичное  выступление  по  общественно-важным  проблемам;

- сочинение-рассказ  на  свободную  тему;

- устное  выступление  на  лингвистическую  тему

Содержание дисциплины

Функции русского языка в современном  мире (1ч)

Повторение пройденного в 5-7 классах (6ч + 2 ч)

Синтаксис. Пунктуация.

Словосочетание (2 ч)

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение (3ч+1ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (6ч+2ч)

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Второстепенные члены предложения (6ч+2ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)

Сравнительный оборот; знаки препинания при  нем.

Простые односоставные предложения (9ч+2ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12ч+2ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложен ия. Разделительные знаки препинания между однородными членами предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Обращения, вводные слова и междометия (9ч+2ч)

Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при  вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Обособленные члены предложения (18ч+2ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Прямая и косвенная речь (6ч+1ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5ч+1ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания(рассуждения).

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VIII класса

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать свой выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-эстетические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Учебно – тематический план

        №

Содержание

Коли-чество часов

Контрольные работы

Развитие

      речи

1

Функции русского языка в современном мире

1

-

-

2

Повторение пройденного в 5-7классах

8

-

2

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание

Простое предложение

2

4

-

1

4

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

8

9

1

1

2

2

5

Простые односоставные предложения

12

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2

6

Неполные предложения

2

-

-

7

Однородные члены предложения

14

1

2

8

Обращения, вводные слова и междометия

11

1

2

9

Обособленные члены предложения

20

2

2

10

Прямая и косвенная речь

8

-

1

11

Повторение и систематизация пройденного в VIII классе

7

1

1

                                                                 Итого:

105

8

17

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

п\п

Наименование документа

Автор

Годы издания

1.

Государственный стандарт основного общего образования

20

2.

Программа по русскому языку для 5 - 9 классов.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

3.

Учебник. Русский язык. 8 класс. «Просвещение»

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

20

4.

Методические пособия

Л.А.Тростенцова. Русский язык. 8класс. Поурочные разработки. «Просвещение»

М.Баронова. Тесты и задания по русскому языку. 8класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. АСТ

Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина. Русский язык: 8 класс. Дидактические материалы. «Просвещение»

Т.А.Ладыженская. Такие разные диктанты. 5-9классы. «Ювента»

2014

2012

2007

Урочно – тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (105 ч)

Тема урока

Количество

 часов

Вид учебной

деятельности

Контроль

знаний

Функции русского языка в современном  мире (1ч)

1

Русский язык в современном мире

1

Фронт.опрос

Повторение пройденного в 5-7 классах (6ч + 2 ч)

2

Пунктуация и орфография

1

 Беседа по вопросам, словарная работа

Фронт.опрос

3

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

Работа с таблицей беседа по вопросам, словарная работа

Уплот.опрос

4

Знаки препинания в сложном предложении

1

Беседа по вопросам, словарная работа

Уплот.опрос

5

Буквы Н – НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1

Отработка приемов лингвистического разбора

Уплот.опрос

6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1

Работа с таблицей беседа по вопросам, словарная работа

Фронт.опрос

7

Закрепление темы: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

1

Индив.опрос

8

Р/Р Текст как единица синтаксиса

1

Беседа , элементы лингвистического анализа текста,  

Фронт.опрос

9

Р/Р  Сочинение по личным впечатлениям по тему «Рассвет»

1

Беседа ,словарная работа. Написание сочинения

Письм.опрос

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание (2ч)

10

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

Повторение пройденного, объяснение учителя,  конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами

Фронт.опрос

11

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

1

 Объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами

Фронт.опрос, письм.опрос

Простое предложение (3ч+1ч)

12

Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

Повторение пройденного, объяснение учителя,  выполнение упражнений, словарная работа (синонимы)

Фронт.опрос

13

Порядок слов в предложении.

1

Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами

Фронт.опрос

14

Интонация

1

Объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами

Фронт.опрос

15

Р/Р Описание памятника архитектуры (упр. 89)

1

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, устное сочинение

Письм.опрос

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения (6ч+2ч)

16

Подлежащее

1

Объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы,  конструирование предложений

Уплот.опрос

17

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

Объяснение учителя, беседа по вопросам, повторение пройденного материала, комментированное письмо

Индив.опрос

18

РР Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Шевандроновой «На террасе»

1

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, устное сочинение

Уплот.опрос

19

РР Сочинение-описание по картине И. Шевандроновой «На террасе»

1

Объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, устное сочинение

Письм.опрос

20

Составное глагольное сказуемое

1

Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на Р/Р, словарная работа, конструирование предложений

Фпронт.опрос

21

Составное именное сказуемое

1

Самостоятельная работа учеников. Объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на Р/Р, словарная работа, конструирование предложений

Фронт.опрос

22

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала, составление таблицы, конструирование предложений

Уплотн.опрос

23

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

1

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Письм.опрос

Второстепенные члены предложения (6ч+2ч) +1ч из резерва

24

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение

1

Объяснение учителя, словарная работа, работа над речевыми нормами

Фронт.опрос

25

Определение

1

Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

26

Приложение. Знаки препинания при нем

1

Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа

Уплотн.опрос

27

Обстоятельство

1

Повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Индив.опрос

28

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1+1

Обобщение изученного, повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

Письм.опрос

30

Р/Р Подготовка к сочинению-описанию

1

Обсуждение плана, самостоятельная работа

Индив.опрос

31

Р/Р  Сочинение-описание по картине Ю. Ракши «Проводы ополчения»

1

Работа с учебником, анализ текста, словарная работа

Письм.опрос

32

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Письм.опрос

Простые односоставные предложения  ( 9ч+2ч) + 1ч из резерва

33

Главный член односоставного предложения

1

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

34

Назывные предложения

1

работа с поэтическим текстом,  тренировочные упражнения

Фронт.опрос

35

Определенно-личные предложения

1

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа

Уплотн.опрос

36

Предложения неопределенно-личные

1

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа

Уплотн.опрос

37

Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению

1

Беседа, объяснение учителя, пересказ текста, устные выступления учащихся

Индив.опрос

38

Р/Р Сочинение-рассуждение (по упр. 207)

1

Работа с учебником, анализ текста, словарная работа

Письм.опрос

39

Безличные предложения

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, словарная работа, проверочная работа

Уплотн.опрос

40

41

Синтаксический разбор односоставного предложения

1+1

Обобщение изученного, повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

42

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

Работа со схемой, диктант с грамматическим заданием

Индив.опрос

43

Систематизация изученного по теме: «Односоставные предложения»

1

Самостоятельная работа, комментированное письмо

Уплотн.опрос

44

 Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

1

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Письм.опрос

Неполные предложения (2ч)

45

Понятие о неполном предложении

1

Объяснения учителя, работа с учебником, конструирование предложений

Фронт.опрос

46

Неполные предложения

1

Индив.опрос

Однородные члены предложения (12ч+2ч)

47

Понятие об осложненном предложении

1

Повторение, объяснение учителя, работа со схемами, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

48

Понятие об однородных членах.

1

Повторение, объяснение учителя, работа со схемами, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

49

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

50

Однородные и неоднородные определения

1

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

51

Введение в тему: «Однородные члены, связанные  сочинительными союзами, и пунктуация при них»

1

 Работа с учебником, пояснения учителя, работа со схемами и таблицами

Фронт.опрос

52

Однородные члены, связанные  сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

Индив.опрос

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами

Фронт.опрос

54

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

 Работа с учебником, пояснения учителя, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

55

Синтаксический  разбор предложения с однородными членами

1

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами

Индив.опрос

56

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами

Индив.опрос

57

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

Самостоятельная работа, взаимопроверка

Уплотн.опрос

58

Р/Р Подготовка к изложению (по упр. 246)

1

Беседа, объяснение учителя, пересказ текста, устные выступления учащихся

Идив.опрос

59

Р/Р Изложение (по упр.246)

1

Беседа по вопросам, написание изложения

Письм.опрос

60

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

Диктовка с последующей самопроверкой; грамматические задания

Пиьм.опрос

Обращения, вводные слова и междометия(9ч+2ч)

61

Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания

1

Объяснение учителя работа с учебником, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

62

Употребление обращений

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

63

Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1

 Работа с учебником, составление плана, объяснение учителя

Письм.опрос

64

Вводные конструкции

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение

Фронт.опрос

65

Группы вводных слов и  вводных сочетаний слов по значению

1

Уплот.опрос

66

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

Беседа с классом, комментированное письмо

Уплотн.опрос

67

Р.р. Сжатое изложение «Как раньше взрослели»

1

Беседа с классом, составление плана

Письм.опрос

68

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

Тренировочные упражнения, выразительное чтение, упражнения по культуре речи

Индив.опрос

69

Междометия в предложении

1

Комментированное письмо

Уплот.опрос

70

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Тренировочные упражнения, пояснение учителя

Индив.опрос

71

Контрольная  работа  по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

1

Диктант с самопроверкой, грамматические задания

Письм.опрос

Обособленные члены предложения (18ч+2ч)

72

Понятие об обособлении

1

Комментированное письмо

Фронт.опрос

73

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

1

Комментированное письмо

Уплот.опрос

74

Выделительные знаки препинания при обособленных определениях, выраженных причастным оборотом

1

Комментированное письмо

Уплот.опрос

75

Обособление согласованных и несогласованных определений

1

Комментированное письмо

Фронт.опрос

76

Закрепление темы: «Обособление согласованных и несогласованных определений»

1

Комментированное письмо

Индив.опрос

77

Р/Р Подготовка к изложению (упр. 302)

1

Элементы лингвистического анализа текста, редактирование плана

Фронт.опрос

78

Р/Р Изложение (по упр. 302)

1

Беседа по вопросам, написание изложения

Письм.опрос

79

Обособленные приложения.

1

Повторение, объяснение учителя, работа над интонацией, самостоятельная работа, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

80

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях

1

Уплот.опрос

81

Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения»

1

Диктовка с последующей самопроверкой, грамматические задания

Письм.опрос

82

Обособленные обстоятельства.

1

Повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

83

Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

Уплот.опрос

84

Закрепление темы: «Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах»

1

Индив.опрос

85

Обособленные уточняющие члены предложения.  

1

Объяснение учителя, работа над интонацией, тренировочные упражнения

Фротн.опрос

86

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

Уплот.опрос

87

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

Пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами

Уплотн.опрос

88

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Пересказ текста, пунктуационный разбор, работа со схемами

Уплотн.опрос

89

Систематизация изученного по теме «Предложения с обособленными членами»

1

Повторение, тренировочные упражнения, словарная работа

Уплотн.опрос

90

Обобщение изученного по теме: «Предложения с обособленными членами»

1

Индив.опрос

91

Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами»

1

Диктант с самопроверкой, грамматические задания

Письм.опрос

Прямая и косвенная речь(6ч+1р.р.)

92

Понятие о чужой речи

1

Повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение

Фронт.опрос

93

Прямая и косвенная речь

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, словарная работа

Уплотн.опрос

94

Косвенная речь

1

Изучение теоретического материала, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

95

Прямая речь

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, словарная работа

Уплотн.опрос

96

Диалог

1

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, словарная работа

Уплотн.опрос

97

Цитаты и знаки препинания при них

1

Выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения

Фронт.опрос

98

Р/Р Сжатое изложение (по. упр. 419)

1

Элементы лингвистического анализа текста, работа с репродукцией, написание сравнительной характеристики

Письм.опрос

Повторение и систематизация пройденного в VIIIклассе(5ч+1р.р.)+1ч из резерва

99

Синтаксис и морфология

1

Лингвистический разбор, анализ текста, тренировочные упражнения

Уплот.опрос

100

РР Сжатое изложение

1

Элементы лингвистического анализа текста, редактирование плана

Письм.опрос

101

Синтаксис и пунктуация

1

Лингвистический разбор, задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

102

Синтаксис и культура речи

1

Лингвистический разбор, анализ текста, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

103

104

Синтаксис и орфография

1+1

Лингвистический разбор, задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения

Уплотн.опрос

105

Итоговый контрольный диктант

1

Диктовка текста с грамматическим заданием

Письм.опрос

                    Список справочной литературы:

1. Для учащихся:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:  Просвещение, 1995.
  2. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы. М., 2007
  3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М.,2006
  4. Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.-11-е изд.-М., 2007
  5. Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
  6. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.
  7. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.
  8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2005
  9. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
  10. компьютерный   диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.
  11. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998. -300с.
  12. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.
  13. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред. Ф.П.Филина.-2-е изд.,дораб.-М.,1998
  14. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2006
  15. Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы  упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
  16. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.,2006
  17. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. М.,2006
  18. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  19. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
  20. Панов Б.Т.Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка/Б.Т.Панов, А.В.Текучев.-3-е изд., испр.и доп.-М.,1991
  21. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М.,1998
  22. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка(по произведениям русских писателей XVIII-XXвв.) М., 1996
  23. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. М.,2006
  24. Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учебное  пособие  для общеобразовательных  учебных  заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
  25. Соловьёва Н.Н.  Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)
  26. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.
  27. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.,1991
  28. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь/Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-41-е изд.-М.,1990
  29. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.,1997
  30. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.:  Аванта+, 1998, 701с.
  1. Для учителя:
  1. 700 изложений для школьников и абитуриентов.- М.: Славянский дом книги, 2004. -574с.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л. Т., Кулибаба И.И.   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008. -222с.
  3. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.
  4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.
  5. Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов.:  Лицей, 1999. -110с.
  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.:  Айрис пресс, 2000. -278с.
  7. Калмыкова И.Р. Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программы. Филология. –Ярославль, 2006. – 32с.
  8. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе, 2003. - №4. – с.107-113
  9. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе», 2003. - №5. – с.111-116
  10. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе, 2003. -№6. –с. 107-111
  11. Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса // Русский язык в школе», 2003.  -№7. – с. 117 – 121
  12. Л.В.Шибалова. Русский язык.5класс. контрольные и проверочные работы. «Экзамен», 2013
  13. Л.Г.Ларионова. Русский язык. Карточки-задания.5класс. 2011
  14. Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.:  творческий центр « Сфера», 1997. -78с.
  15. Н.Соловьева. Русский язык. Диктанты и изложения. «Просвещение», 2012
  16. Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5 класс.- М.: -Дрофа, 2002. – 189с.
  17. О. В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. – М., «ВАКО». 2007
  18. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.
  19. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. -М.:  Просвещение, 1986. -206с.
  20. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 5 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.
  21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М.:  Международные отношения, 1994. –с.559.
  22. Т.А.Ладыженская. Такие разные диктанты.5-9класс, «Ювента», 2007
  23.  Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 5 класс. –М.: АЙРИС ПРЕСС, 2002. -206с.
  1. Интернет-ресурсы:
  1. http://nsportal.ru/
  2. http://www.zavuch.ru/
  3. http://www.gramota.ru 
  4. http://www.gramma.ru
  5. http://ruslit.ioso.ru
  6. http://www.vedu.ru/ExpDic/ 
  7. http://yamal.org/ook/ 
  8. http://www.ruscenter.ru/
  9. http://math.msu.su/~apentus/znaete/
  10. http://language.edu.ru/
  11. http://www.mapryal.org/
  12. http://literus.net/ 
  13. http://philolog.pspu.ru/
  14. http://www.slovorusskoe.ru/Main.html 
  15. http://www.rm.kirov.ru/ 
  16. http://www.farosta.ru/
  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/
  18. http://es1301.ru/
  19. http://1septemder.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс

Рабочая программа по русскому языку и литературе 8класс...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по бурятскому языку 8класс

Рабочая программа по бурятскому языку в 8классе...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...