Методическая разработка урока истории в 7 классе
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Северная война

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл final_-_utt.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему: «Проблемы внешней политики Петра I на примере «Северной войны».

Слайд 2

Цель урок: Выявление проблем международной обстановки, в которой оказалась Россия к началу XVIII века, особенности хода «Северной войны» и создание русской армии – армии нового образца, превратившей Россию в европейскую супердержаву. Задачи урока: 1. Образовательные: - Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Петра I , выявить цели, задачи, ход и итоги «Северной войны». 2. Развивающие: - Формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, в том числе с использованием компьютерной презентации , самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – 2

Слайд 3

следственных связях событий «Северной войны». 3. Воспитательные: Воспитание у учащихся патриотических чувств и любви к Отечеству , на рассказах о основных сражениях и победах русской армии в «Северной войне» и о русских полководцах, принимавших в ней участие. Проблемное (исследовательское задание для учащихся): - Выяснить, была ли «Северная война» составляющей частью внешней политики эпохи Петра I. Тип урока: урок лекция с сопровождением компьютерной презентации. Оборудование: Учебник «История России 7 класс», карты начала XVIII века, компьютерная презентация, документы того времени. 3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

Основные понятия урока (перечислены на доске): галера, редут, линейный корабль, фрегат, «Нарвская конфузия ». Ход урока: 1. Вступительная беседа учителя, начинающаяся с предложения учащимся определить проблему урока на основании поставленного учителем вопроса: «Почему Петр I стремился выйти к Балтийскому морю?» 2. Изложение нового материала. План изложения: 1 . Мир с Турцией. Начало «Северной войны». 2. Нарвское сражение. 3. Преобразование армии. Первые победы. 4. Перелом в войне. Полтавская битва. 5. Победы на море. Разгром шведского флота у мыса Гангут и острова Гренгам . 6. Ништадтский мирный договор. 9

Слайд 10

Излагая материал, учитель вместе с учениками работают по карте: знакомятся с побережьем Балтийского моря, территорией России, Швеции, Дании, Польши, Саксонии. Направлении первых ударов шведских войск, сражений на море и на суши, местах постройки русского флота, основании Петропавловской крепости. 3. Работа с классом (беседа). Вопросы к беседе: 1. Какие страны вступили в «Северный союз»? ( Россия, Дания, Саксония). 2. Почему Петр I объявил войну Швеции именно 9 августа 1700 года? (8 августа было заключено перемирие с Турцией). 3. Как Петр I готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров). 10

Слайд 11

4. Работа учащихся. Заполнение таблицы учениками в ходе рассказа учителя. (Название таблицы «Основные события «Северной войны»». 5. Диспут. Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение о причинах поражения России в «Нарвской битве». Рассматриваются различные варианты ответов. 6. Сообщение учителя. Капитуляция и выход Дании из Северного Союза, поражение русских войск под Нарвой, переброска шведских войск на территорию Польши, капитуляция Польши в 1706 году. Планы Карла XII о наступлении на южном направление – поход на Украину. Гетман Мазепа. 11 Дата Событие Место

Слайд 12

7.Самостоятельная работа учащихся. Работа учащихся с учебником §13, §14. Задание: Выяснить и записать в тетради информацию относящуюся к преобразованию русской армии и созданию российского флота. Выписать в тетрадь термины: рекрутские наборы, строительство заводов на Урале, переп -лавка церковных колоколов на пушки, поиск денег (прибыль - щики , подушная реформа и т.д.). Основание Санкт – Петербурга, Кронштадта, морские крепости, строительство флота на Олонецкой верфи, подготовка медицинских и офи - церских кадров. Навигационная школа. Медицинская школа. 8. Продолжение рассказа учителя: «Таким образом, реорганизация коснулась не только армии, но и русского флота, который был детищем Петра I , уделявшем его развитию огромное внимание. На Балтике был спущен на воду первый 28-ми пушечный фрегат «Штандарт», строились линейные корабли и галеры». 12

Слайд 13

9. Работа с картой и контурными картами. Ученикам по выбору учителя предлагается показать на карте места побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга (Заячий остров), путь, по которому флот переправлялся на Балтику. Все это учащиеся фиксируют в своих контурных картах. 10.Чтение дополнительного материала. 11. Продолжение лекции учителя. Изучение хода Полтав - ской битвы, морских сражений по плану и по картам. 12. Диспут. Вопросы для общего обсуждения (на доске): - Назовите итоги Полтавской битвы, и морских сражений; - Почему Петр назвал шведов своими учителями?; - Сравните обращение к войскам Карла XII и Петра I перед Полтавской битвой. В чем разница?; 13

Слайд 14

- Слова какого полководца кажутся вам более убедительными и почему?. 13. Итог и выводы урока. Учитель вместе с учащимися делают вывод: «Северная война 1700 – 1725 годов началась с разгрома русской армии, но Петр I сумел сконцентрировать силы страны и в кратчайшее время создать боеспособную армию и флот. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов на суше (Полтавская битва), и на море (Гангут и Гренгам ). Всю свою внутреннею политику Петр I подчинил внешней политике –выходу в Балтийское море, прорубив окно в Европу. 14. Методы оценки и диагностики: самостоятельная работа учащихся, работа с текстом, дополнительные материалы, документы, карты, контурные карты, ответы учащихся в ходе 14

Слайд 15

бесед , выставление оценок по этим видам деятельности. 15. Домашнее задание: - §13, §14; - подготовить сообщение или презентацию на темы по выбору: 1. Карл XII – король Швеции. 2. Петр I – организатор побед русской армии. 3. Полководцы: Шереметев, Меншиков, Репнин. Литература и ссылки: Артамонов В. А. «Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы» (1709 – 1714). М., 1990. Бескровный Л. Г. «Русская армия и флот в XVIII в.»: Очерки. М., 1958. Бобылев В. С. «Внешняя политика России эпохи Петра I.» М., 1990. 15

Слайд 16

Костомаров Н. И. Мазепа. М., 1992. Крылова Т. К. Полтавская победа и русская дипломатия // Петр Великий. М. – Л., 1947. С. 104 – 166. Данилов А. А. , Косулина Л. Г. Учебник «История России 7 класс», М.: 2012. Пушкин А. С. Полтава // Пушкин А. С. Избранные произведения. Т. II. М., 1990. С. 367 – 458. Тарле Е. В. Северная война и шведское нашествие на Россию. М., 1958. Тельпуховский Б. С. Северная война. 1700 – 1721 гг. М., 1946. http://mognovse.ru/mn-literatura-101-bbk-39-42-b95-091-nauchnij-redaktor-i-n-sol.html http://temples.ru/forum/viewtopic.php?p=15479 16

Слайд 17

http://poznaemvmeste.ru/index.php/narodnye-vosstaniya-vojny/48-karty/218-karty-vojny-18-veka-severnaya-vojna-1700-1725 http://hiztory.ru/rossiya-18-19vek/petr1-severnaya-vojna.html http://xreferat.com/35/3367-1-poltavskaya-bataliya-i-ee-voenno-politicheskoe-znachenie.html 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....