ДИНАСТИЧЕСКИЙ КРИЗИС. ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Горнаева Галина Яковлевна

Ролевая игра. Урок-суд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinasticheskiy_krizis._vystuplenie_dekabristov.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Учитель истории и обществознания

 Горнаева Галина Яковлевна

МОУ ООШ с. Котоврас

Балашовского района

Саратовской области.

ДИНАСТИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ.

Суд над участниками декабрьского

 вооруженного восстания 1825г.

Ролевая игра.

        Цель:

1. Обучающая – усвоение знаний по теме: «Династический кризис.  Выступление декабристов».

2. Воспитательная – привитие любви к Родине, к Отечеству.

3. Развивающая – развитие кругозора, речи,  умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

        Задачи урока: на судебном заседании, опираясь на полученные в ходе самостоятельной работы знания, выслушав обвинителей и защитников декабристов, дать собственную оценку действиям восставших, вынести им обвинительный, или оправдательный приговор.

Класс разбивается на несколько групп.

        Участники судебного заседания:

1. Обвинение (прокурор и свидетели обвинения офицер, дворянка);

2. Защита (защитник и свидетели защиты – крепостной крестьянин);

3. Обвиняемые: Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин,  Каховский, Якушкин, Волконский, Трубецкой, Бестужев. и др. (всего 579 человек).

4.Члены суда.

(Учащиеся, получив предварительно задания, самостоятельно готовят выступления.)

        Состав преступления: покушение на царя, попытка изменить государственный строй, нарушение присяги.

        Время преступления: 14 декабря 1925г.

Мотив преступления: любовь к Отечеству, боль за бесправный народ.

Ход игры:

        I. Вступительное слово  (учитель).

             Наш суд – это наша современная оценка исторических личностей, событий, явлений. Без нее невозможно изучение истории, извлечение из нее уроков.

        Сегодня на нашем суде современности, выслушав свидетелей противоположных сторон, обвинителя и защитника, рассмотрев причины выступления,  его ход и итоги, мы должны вынести обвинительный приговор декабристам, или оправдать их.

        Сегодня в роли обвинителя –уч-ца  8 класса, защитника –уч. 8класса.

Члены суда (3 человека):_____________________________________________

Свидетели обвинения:( дворянка)_________________________________

Свидетели защиты: (два человека)__________________

               Я хочу напомнить вам об ответственности за историческую      достоверность показаний.

        Остальные учащиеся тоже должны принять активное участие в судебном заседании. Вы можете задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.

Председатель суда:

        Вызываются свидетели обвинения.

        Дворянка:  «Я – помещица, вдова Татьяна Дмитриева. Поместье мое находится в Симбирском уезде. У меня триста душ крепостных. Отношение к крепостным у меня самое милостивое, работают они на господской земле всего пять дней в неделю, продаю только семьями, оброки требую посильные. Что еще нужно? Однако, неблагодарные холопы мои, прознав о бунте в столице, тоже взбунтовались. Они вооружились дубьем и стали грабить и жечь поместье. Мой муж был убит разбойниками, мне же чудом удалось избежать его участи. За смерть мужа, грабеж поместья и все мои переживания я свидетельствую против обвиняемых».

        Защитник: «Я протестую. Господа дворяне – люди благородные, честные, мужественные. Они отдали свои жизни делу освобождения народа, но боялись народного восстания. Они считали, что «пугачевщина» не менее опасна, чем «аракчеевщина». Даже солдат они не посвящали в свои планы и, тем более, не призывали народ к бунту. Я считаю ваши обвинения беспочвенными».

        Председатель: Есть ли вопросы к свидетелю?

        Вопрос – Свидетель, считаете ли Вы нравственным продажу людей как скота?

        Дворянка: -  Продавать людей свободных, конечно, скверно. Но ведь они не люди, а мои крепостные, моя собственность. Что хочу с ними, то и делаю.

        Председатель: Есть ли еще вопросы?

        Предоставляется слово главному обвинителю.

Обвинитель: Я обвиняю сих неблагонадежных людей в подрыве устоев государственного строя, в посягательстве на жизнь святая святых – государя императора, в попытке освободить крестьян из зависимости, преобразовать армию, установить республику.         Вот письменный документ сих зловредных намерений. Прилагается «Манифест русскому народу».

В манифесте объявляется:

1. Уничтожение бывшего Правления.

2. Учреждение временного, до установления постоянного, выборными..

3. Свободное тиснение, и потому уничтожение цензуры.

4. Свободное отправление богослужений всем верам.

5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

6. Равенство всех сословий перед законом.

7. Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право поступить на воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать…приобретать всякого рода собственность, как то: земли, дома в деревнях и городах...

10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.

11.Убавление сроков службы военной для нижних чинов, и определение оной последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.

12. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.

13. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначаемых.

14. Гласность судов.

15. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские. Учреждает Правление из двух, или трех лиц, которому подчиняет все части высшего управления, т.е. все Министерства, Совет, Комитет министров,  Армия, Флот. Одним словом, всю верховную исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судебную…

        Временному правлению поручается приведение в исполнение:

1. Уравнение прав всех сословий.

2. Образование местных волостных, уездных, губернских и областных Правлений.

3. Образование внутренней народной стражи…

Я передаю этот документ на рассмотрение суда.

         Председатель:

         Есть ли вопросы к обвинителю?

Защитник: «Я считаю, что следственным комитетам расследование этого дела проведено предвзято. В составе комитета не было ни одного независимого лица, а только лица, угодные царю:

1. брат царя, великий князь Михаил Павлович;

2. Бенкендорф, шеф корпуса жандармов;

3. Чернышев, военный министр.

Расследованием занимался и сам царь, а если считать его в этом деле стороной потерпевшей, то это недопустимо ни по каким международным нормам.

Обвинитель: «Никакие международные нормы нам не указ. Мы живем по своим законам. И не собираемся вводить в стране демократию и говорильню. Я настаиваю на своем обвинении».

Председатель: «Есть ли еще вопросы к обвинению? Если нет, то спасибо, и переходи к свидетелям защиты».

Защитник: «Вызываем свидетеля из народа, т.е. крепостного крестьянина.

«Я, Петр, сын Кузьмин, крепостной крестьянин помещика Ерофеева, свидетельствую о бесчеловечном обращении помещиков с крепостными. Нас продают, как скот, разлучают детей с родителями, издеваются и мучают за малейшее неповиновение. Мой брат, резчик по дереву. Был обменян нашим помещиком на беговую лошадь, сестра с мужем и трехлетней дочкой проданы вместе со стаей гончих псов. Я был бит плетьми за попытку побега и еле выжил. Все барин у нас отнимает, мы голодаем. Спасибо, сосед моего барина декабрист Якушкин и его крестьяне подают милостыню, не дают умереть с голоду. Господин Якушкин хотел отпустить своих крестьян на волю, да министерство внутренних дел не разрешило. Прошу не осуждать Якушкина его друзей, они хотели помочь народу».

Вопрос к свидетелю:

Защитник: «Призывал ли обвиняемый крестьян к бунту?»

Ответ: «Нет, не призывал. Он хотел отдать им свою землю, или сдавать ее в аренду»

Защитник: « Защита вызывает декабриста Бестужева Н.А.»

Бестужев: « Мы были окружены со всех сторон, бездействие поразило оцепенением умы; дух упал… атаки на нас и стрельба наша прекратилась… День смеркался.  Вдруг мы увидели, что полки, ставшие против нас, расступились на две стороны, и батарея артиллерии стала между ними…

Первая пушка грянула,  картечь рассыпалась; одни пули ударили в мостовую и подняли рикошетом снег и пыль столбами, другие вырвали несколько рядов из фрунта, третьи с визгом понеслись над головами и нашли своих жертв в народе, лепившемся  между колонн сенатского дома и на крышах соседних домов. Разбитие оконницы зазвенели, падая на землю, но люди, слетевшие вслед за ними, растянулись молча и недвижимо. С первого выстрела семь человек около меня упали; я не слышал ни одного вздоха, не приметил ни одного судорожного движения – столь жестоко поражала картечь на этом расстоянии. Совершенная тишина царствовала между живыми и мертвыми. Другой и третий повалили кучу солдат и черни., которая толпами собралась около нашего места…

С пятым, или шестым выстрелом колонна дрогнула, и, когда я оглянулся – между мною и бегущими была уже целая площадь и сотни скошенных картечью жертв свободы. Я должен был следовать общему движению и с каким-то мертвым чувством в душе пробирался между убитыми… За нами кинули эскадрон конной гвардии, и когда при входе в узкую Галерную улицу бегущие столпились вместе, я достиг до  лейб-гренадеров, следовавших сзади, и сошелся с братом Александром: здесь мы остановили несколько десятков человек, чтобы в случае натиска конницы сделать отпор и защитить отступление, но император предпочел стрельбу по длинной и узкой улице.

Картечи догоняли лучше, нежели лошади, и составленный нами взвод рассеялся. Мертвые тела солдат и народа валились и валились на каждом шагу; солдаты забегали в дома, стучались в ворота, старались спрятаться между выступами цоколей, но картечи не щадили ни одного закоулка. Таким образом толпы достигли до первого перекрестка и здесь были встречены огнем Павловского гренадерского полка». Мы не собирались в этот раз убивать императора, мы хотели, чтобы сенаторы не присягали царю, а подписали манифест о ликвидации самодержавия, отмене крепостного права, о предоставлении гражданских прав большинству русского народа. Мы потерпели неудачу, но разве цель не оправдывает средства. Нас погубило бездействие. Мы не захватили зимний дворец, растерялись».

Обвинитель:  «А как расценить действие Каховского, который смертельно ранил генерала Милорадовича, участника Отечественной войны 1812 г.?»

Бестужев: «Это было сделано во имя высшей цели, чтобы он не смог предотвратить выступление. Мы не имеем ничего против него как человека. Но он был оплотом самодержавия и крепостничества и должен был уйти с дороги ради жизни и свободы миллионов бесправных».

Председатель: «Есть ли еще вопросы к свидетелю? Если вопросов нет, просим на трибуну защитника».

Речь защитника: «Перед вами  люди, принадлежащие к самой верхушке дворянского общества, перед которыми были открыты все возможности сделать блестящую карьеру, стать крупными государственными чиновниками. Они пожертвовали всем, чтобы изменить существующий в России бесчеловечный строй. Благо Родины, счастье народа были для них важнее их личных интересов, их собственной судьбы.

Юные годы декабристов совпали с великим потрясением, которое пережила Россия,- Отечественной войной 1812г. В знаменитой Бородинской битве участвовали в чине младших офицеров: 19-летний Павел Пестель, раненный в этом сражении и награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость», 18-летний Иван Якушкин, 16-летний Сергей Муравьев-Апостол, 22-летний Сергей Трубецкой и др. Никита Муравьев, вопреки желанию матери, бежал из дома 17-летним юношей в действующую армию. Все они люди широко образованные, усвоившие самые прогрессивные идеи своего времени.

В 1820 г. в ряде стран Европы вспыхнула революция. В Испании была уничтожена абсолютная власть короля, восстановлена Конституция 1812 года, созывались Кортесы. Вспыхнули революции в Италии, Португалии, Греции. А русский народ, освободивший Европу от Наполеона, стонал в цепях рабства. Эти молодые люди поняли, что народ достоин лучшей доли.

 В своей практической деятельности будущие декабристы стремились максимально облегчить жизнь народа там, где это было возможно. Они старались в своих частях ослабить муштру, уничтожить телесные наказания, улучшить быт подчиненных. Они создавали училища для солдат, обучали их грамоте, заботились о питании. Пестель, например, не жалел собственных денег для улучшения солдатского котла. У себя в имениях будущие декабристы старались помочь крестьянам, освобождали их от непосильной барщины  и оброка, устраивали в деревнях школы, помогали крестьянам деньгами. И. Якушкин во время голода в Смоленской губернии собрал в Москве 30000 рублей в пользу голодающих.

К.Ф. Рылеев, Пущин и другие резко отличались от других чиновников своей честностью, неподкупностью, уважением к человеческому достоинству, активной борьбой за справедливость.

Имя Рылеева было широко известно простому народу в столице

И вот эти люди не могли не воспользоваться ситуацией, возникшей в стране, после смерти Александра I. Они хотели, чтобы новый император принял конституцию, которая даровала бы всем свободы, чтобы конституция ограничила единоличную власть царя, чтобы суд был независимым и гласным, чтобы законы принимали выборные органы. И только если он не согласится, то тогда свергнуть монархию и установить республику.

Но это были их помыслы и желания, Они не были осуществлены. Государь жив, на него не было совершено покушение. А ведь главное – обвинение в попытке убийства, которого не было. А если не было убийства царя, то и нет состава преступления. А стремление предоставить народу демократические свободы похвально, так как в Европе и США уже нет рабства. Я прошу вынести оправдательный приговор.

Суд приступает к совещанию и выносит свой приговор.

Заключительное слово.

(Ученица)

События 14 декабря смертельно напугали Николая I. В течение всех тридцати лет своего царствования он не мог без содрогания вспомнить день своего восшествия на престол. Ненависть к революционерам, страх перед ними преследовали его всю жизнь. И определили всю его политику.

Всего к следствию по делу декабристов было привлечено 579 человек. Суд определили для обвиняемых разные меры наказания. 5 человек – Пестель, Муравьев-Апостол, Рылеев, Бестужев-Рюмин и каховский – были приговорены к четвертованию. Затем приговор заменили повешением. Многие декабристы были отправлены на вечную каторгу и ссылку в Сибирь. Лишь единицы пережили тридцатилетнее правление Николая I. После его смерти дряхлыми больными стариками вернулись домой.

Декабристам А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Во глубине сибирских руд…», а Н.А. Некрасов - «Дедушка».

Замечателен подвиг русских женщин - жен декабристов, которые сумели преодолеть сопротивление родных, властей, самого царя, отказались от привычной роскоши, от всех привилегий и отправились в глухую и страшную тогда Сибирь, чтобы облегчить участь своих мужей. Русский поэт Некрасов посвятил им поэму «Русские женщины».

Прошло много лет со дня восстания декабристов. До сих пор живы и здоровы их потомки. В настоящее время они проживают в разных странах Америки и Европы. Наша область, наш край не остались в стороне от этих событий. Некоторые из декабристов связаны с Саратовской землей (Рассказ ученицы_________________).

Резюме: Сегодняшний наш урок, я считаю, не прошел даром. Вы все самостоятельно определили свое отношение к декабристам, которые больше всего на свете любили свою Родину. И они для нас пример в служении Отечеству.

Домашнее задание: предположите: «По какому пути развития могла бы пойти Россия в случае победы декабристов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...

Открытый урок в 8 классе по истории России "Династический кризис. Восстание декабристов"

Династический кризис 14 декабря 1825 года. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок по теме. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Данная разработка предназначена для проведения урока в 8 - х классах. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. Цель урока: познакомить  с причинами  династического кризи...