Урок Династический кризис. Восстание декабристов
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Кудашова Людмила Юрьевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЛЮБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

Методическая разработка урока  истории

 для учащихся 8 – го класса

Династический кризис 1825 года.

Восстание декабристов

Автор разработки  Кудашова Людмила Юрьевна

Должность: учитель истории и обществознания

р.п. Любинский

2012

Ход урока

Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов

Цель урока: раскрыть сущность династического кризиса; рассказать о восстании декабристов на Сенатской площади; показать героизм, благородство, любовь к Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории сознательно, с оружием в руках поднявшегося против самодержавия; выяснить значение восстания.

Задачи урока:

Обучающие: способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов.

Развивающие:  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации; развивать навыки самостоятельной  оценки учащимися исторических событий.

Воспитательные: формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности; воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.

Определения и даты: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Персоналий: Александр I,  Николай II, М. А. Милорадович, П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

Оборудование:  учебник (История России XIX век А.А. Данилов, Л.Г. Косулина), компьютер, (проектор), раздаточный материал, презентация«Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов».

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии: элементы метода критического мышления и проектов.

1.Организационный момент (мотивация): 

Здравствуйте ребята, прежде чем мы приступим к нашему уроку повернитесь пожалуйста друг к другу, улыбнитесь и скажите своему соседу «я желаю тебе на этот урок… (добавьте своё)»

II.Постановка проблемы

Сегодня на уроке вы познакомитесь с одним из самых ярких событий 19 века, о котором в последующем немало писали известные авторы, историки и публицисты. Сейчас мы посмотрим двухминутный фильм, а вы в это время постарайтесь определить, о чём идёт речь, т.к. события, о которых говорится в этом эпизоде, вам очень знакомы и которые произошли ровно 187 лет назад именно в этот день.

III.Актуализация знаний

Итак, тема нашего урока: Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Ребята, скажите пожалуйста, а что вы уже знаете о восстании декабристов. Ваши знания мы оформим в виде схемы. Исходя из темы урока и тех знаний, которые у вас есть, давайте, вместе с вами, определим цель урока. (я на доске пишу слово цель, а потом рядом по кругу записываю те цели, которые называют ученики).

«Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства…» - утверждал Л. Толстой. Я предлагаю через призму  исторических источников взглянуть на само восстание декабристов, что они сделали такого, чего до них не решались сделать другие либерально настроенные дворяне, на их поведение во время восстания и после него, и определить наше отношение к высказыванию великого русского писателя.

IV.        Изложение нового материала

Учитель: 1 сентября 1825 года Александр I покинул Петербург и отправился в Таганрог. Простудившись, 19 ноября он скончался. Неожиданная смерть императора вызвала большое волнение в стране. Ведь у Александра  I не было детей. Согласно закону о престолонаследии, трон переходил к его бату – великому князю Константину Павловичу.

В 1823 году  Константин Павлович,  поселившийся в Варшаве,  отказался от престола, о чем письменно уведомил Александра I. Царь принял отречение и в особом манифесте назначил своим наследником другого брата – Николая Павловича. Но по непонятной причине Александр I не стал обнародовать документ и в запечатанном пакете переслал его московскому митрополиту Филарету для хранения в Успенский собор Московского Кремля.  Копия, тоже секретно, была передана на хранение в Государственный совет. На всех пакетах с текстом император напечатал: Хранить до моего востребования. А в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия.

Сама смерть Александра I и по сей день остаётся загадкой из истории семьи Романовых.

Существует версия, что с согласия и при поддержке близких людей Александр I тайно отбыл из Таганрога в Палестину, в Святые места, а затем уже в виде странствующего старца, пилигрима Федора Кузьмича, появился в России, умер в возрасте 87 лет  на далёкой лесной заимке близ Томска в ореоле великой святости и всенародного признания.

Известие о смерти императора отправилось из Таганрога и в Петербург, и в Варшаву. Возникла путаница, в Петербурге новым царем считали Константина, а в Варшаве – Николая. 12 декабря был вскрыт пакет с манифестом.

Данной ситуацией, смены власти, воспользовались члены тайных обществ, вынашивавшие планы захвата власти, решили, что сложившаяся обстановка благоприятствует им, и наметили своё выступление на 14 декабря 1825 года.

Учитель: Какой же план вынашивали декабристы и что из этого в итоге получилось?  

Работа в группах

1-ая группа определяет цели выступления декабристов (учебник стр. 60)

2-ая группа составляет почасовой план восстания декабристов (работа с источником).

3-ая группа знакомится с поведением декабристов на суде (работа с источником). (Известно, что декабристам был свойственен культ дружбы, верность единомышленникам, готовность пойти на смерть ради осуществления общих идеалов. Как вы объясните, что при аресте и на следствии декабристы пренебрегали обязательствами дружбы, товарищества?).

4-ая группа знакомится с ходом следствия и судом над декабристами выясняет историческое значение и последствия восстания декабристов.

Группы представляют свою работу, а результаты работы размещают на доске.

Учитель: Так в чем значение этого восстания,  завершившегося полным провалом задуманного?

- Что изменило оно в России?

- Сегодня мы неоднократно обращались к культурному наследию: воспоминания, картины, стихи. Как вы определите роль декабристов в истории и культуре? (Ответы учащихся). Записать значение восстания декабристов в тетрадь.

V. Подведение итогов

Учитель: Решили ли мы проблемы, поставленные в начале урока? (вворачиваемся к целям урока, прописанным на доске).

(Ответы учащихся)

Составление синквейна

  1. Рефлексия Ребята, оцените самостоятельно работы других групп.

VII. Домашнее задание. Написать доклад о дальнейшей судьбе одного из декабристов после суда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок.. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.» разработан для 8 класса. На уроке использована технология развития критического мышления, которая способствует повышению...

Открытый урок в 8 классе по истории России "Династический кризис. Восстание декабристов"

Династический кризис 14 декабря 1825 года. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

Урок "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Данный урок раскрывает причиный выступления декабристов, основные события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, причины поражения декабристов и значения данного события....

План - конспект урока на тему "Восстание декабристов"

Цели: - создать у учащихся яркий, целостный образ о декабристах - показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой -...