План - конспект урока на тему "Восстание декабристов"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Фаманова Элина Рустамовна

Цели:

 - создать у учащихся яркий, целостный образ о декабристах

 - показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой

 - прийти к выводу о том, что разрешение противоречий было возможно лишь на пути реформ

Задачи:

- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение и причины поражения восстания на Сенатской площади

- учиться определять и объяснять понятия, анализировать и сравнивать исторические факты, выделять главное, делать выводы, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника, развивать навыки работы с документами

 - воспитывать интерес к истории своей Родины и уважение к выдающимся личностям

Тип урока:

изучение нового материала

Форма урока:

урок-презентация

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран, затемнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosstanie_dekabristov.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Восстание декабристов

Цели:

 - создать у учащихся яркий, целостный образ о декабристах

 - показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой

 - прийти к выводу о том, что разрешение противоречий было возможно лишь на пути реформ

Задачи:

- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение и причины поражения восстания на Сенатской площади

- учиться определять и объяснять понятия, анализировать и сравнивать исторические факты, выделять главное, делать выводы, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника, развивать навыки работы с документами

 - воспитывать интерес к истории своей Родины и уважение к выдающимся личностям

Тип урока:

изучение нового материала

Форма урока:

урок-презентация

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран, затемнение

Вступительная беседа

Вопросы:

- Назовите характерную черту послевоенного царствования Александра I. (Нарастающее общественное движение, зарождение либеральной идеологии.)

- Когда в России появились первые тайные общества? (После окончания наполеоновских войн.)

- Почему тайные общества появляются именно в этот период? (Во время войны с Наполеоном многим русским офицерам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью европейцев. И невольно сравнивали с тем, что видели у себя на Родине. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные законом общественные порядки. Русскую армию везде встречали с восторгом. Она несла избавление от жестокого наполеоновского господства. Власти почти всех городов и стран, где останавливались русские полки, проявляли, в первую очередь к «офицерам-освободителям», повышенное внимание, окружали заботой, демонстрировали лучшее. Поэтому в офицерской среде зарождается мысль о том, что в России порядки плохи потому, что нет «правильных» законов. Значит необходимо изменить государственное устройство и выработать «правильные» законы.)

- Когда и какие наиболее известные тайные общества были созданы?       (1821 г. – Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге.)

Давайте рассмотрим программы тайных обществ.

(Учащиеся подготовлены заранее. Слайд №2)

Необходимо отметить, что члены тайных обществ стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы, потому что избрали тактику военного государственного переворота. Она не предполагала обращения к широким народным массам. В условиях, которые сложились на тот момент, по мнению будущих декабристов, на власть смог бы повлиять только военный переворот.

Объяснение нового материала

Восстание декабристов на Сенатской площади

Общества понимали, что выступать нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота – лето 1826 года.

В ноябре 1825 года неожиданно вдали от Петербурга, в Таганроге, умирает Александр I. (Слайд №3) Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. (Слайд №4) Но женатый на особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия, не мог передать престол своим потомкам и поэтому отрёкся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай (Слайд №5) – грубый, жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне, о нём знал  лишь самый узкий круг членов царской семьи. Поэтому он продолжал считаться наследником престола, и ему была принесена присяга.  На 14 декабря была назначена переприсяга Николаю I. Декабристы ещё при создании первого тайного общества приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент теперь  и наступил. На квартире Рылеева (Слайд №6-7) был разработан план действия.

Николай Бестужев (Слайд №8): «С сей минуты  дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он - душой их…Мы работали усерднее, приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев не переставал быть источником и главною пружиной всех действий общества…Мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».

 Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания назначен князь Сергей Трубецкой. (Слайд №9) Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом». В этом документе объявлялось о свержении самодержавия, отмене крепостного права, сокращении срока солдатской службы. Провозглашались гражданские свободы, предусматривался созыв Великого собора для решения вопросов о принятии конституции и о форме правления в стране. (Учебник с.62)

Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

На деле же все получилось иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу для членов Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с 13 на 14 декабря. Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С.П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. (Слайд №10-11) Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия.

Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. (Слайд №12) Генерал Милорадович не дождавшись верных правительству войск, потребовал коня и со словами: «Я сам все кончу», поскакал к каре восставших. Он произнес: (Слайд №13) «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы - пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!»                                                                   Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории. (Слайд №14) В следующий момент Евгений Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно, смертельное ранение  из пистолета нанес Петр Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. (Слайд №15)

После того, как мирные переговоры не удались, Николай приказал открыть огонь картечью по московскому полку.

После второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.

Запишите: (Слайд №16) 14 декабря 1825 года в Петербурге было подавлено восстание революционеров-дворян, выступивших против самодержавия и  крепостничества. В историю они вошли под именем декабристы. 

Восстание Черниговского полка

Запишите: (Слайд №17) 29 декабря 1825 г. - восстание Черниговского полка на Украине.

Восстание возглавил С.И. Муравьев-Апостол. (Слайд №18)

Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Северного общества. В течение недели С.И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.

Еще до выступления на Сенатской площади начались аресты участников тайных обществ. (Слайд №19)

Следственная комиссия

После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Работу Следственной комиссии направлял сам император Николай I. Суд разделил всех арестованных на 11разрядов по степени виновности. (Слайд №20)

Арестовано – 579 человек

Признано виновными – 289 человек

Предано суду – 121

Приговорены к казни – 5 человек (четвертование)

10 июля 1826 г. Николай I своим указом смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование было заменено на повешение.(Слайд №22) Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке (оборонительное сооружение для наблюдения за подходами к крепости) Петропавловской крепости. У каждого на груди висела доска с надписью «Цареубийца». (Слайд №23)

Декабристы, приговоренные к повешению:

Кондратий Федорович Рылеев

Петр Григорьевич Каховский

Павел Иванович Пестель

Сергей Иванович Муравьев-Апостол

Михаил Павлович Бестужев-Рюмин

Осужденные по первому разряду были приговорены к каторжным работам. На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых, 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

На самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами (длинный гибкий прут из лозняка для телесных наказаний) от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ. Туда же был отправлен весь штрафной Черниговский полк.

В июле 1826 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. (Слайд №24) Тридцать лет провели декабристы в Сибири, близ Иркутска и Читы и за ними поехали их жены Е. Трубецкая, М.Волконская, А.Муравьева. (Слайд №25) Амнистированы декабристы были лишь Александром II в 1856 году. (Слайд №26)

Заключение

Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступление XIX века. (Слайд №27) Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, считали себя продолжателями их дела. Многие остались неравнодушными к деятельности декабристов. Многих волновала их судьба. 

Домашнее задание

1. §9 (учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История  России XIX век)

2. Ознакомиться с выдержками из «Манифеста к русскому народу» (учебник с.62)

3. Почему декабристы решили выступить именно в декабре 1825 г?

4. Почему офицеры-декабристы не говорили своим солдатам об истинной  причине восстания?

5. Каковы причины поражения восстания? Могли ли декабристы победить?

6. Какого историческое значение восстания декабристов?

7. Каким вы видите продолжение событий в России, в случае победы декабристов? (Творческое задание, по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...