Методическая разработка урока "Династический кризис".
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Егорушина Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dekabristy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Разработка  деятельностного  урока по теме: Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.

Цели  урока:

1 Выяснить причины выступления декабристов.

2 Выявить причины их поражения.

                                План проведения   урока:

1 Династический кризис.

2 Выступление 14 декабря 1825 года  в Петербурге.

3 Восстание Черниговского полка.

4 Разгром декабристов.

5 Следствие и суд.

6 Историческое значение движения и восстания декабристов.

Основные понятия: Династический кризис, диктатор, декабристы, вооружённое восстание.

 Оборудование: мультимедиа, экран,  выставка книг посвящённых  декабристам.

                                           Ход урока:

Учитель: Ребята, у нас вами сегодня не совсем обычный урок. Мы с вами открываем музей, который посвящен одной из ярчайших страниц истории нашей Родины - событиям 14-го декабря 1825 года. Сегодня, я для вас не просто – учитель, я – экскурсовод, а – вы экскурсанты. Перед вами лежит дневник  экскурсанта, который вы заполните в конце нашей экскурсии.

В наши дни,  существует много точек зрения на разные вопросы в истории. И мне бы хотелось, чтобы вы сегодня до конца нашей экскурсии высказали свою точку зрения на вопрос: «События 14-го декабря – это восстание или мирная форма протеста?», и аргументировано её доказали. А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать. Представьте себе, что мы с вами мысленно переместились в первый зал нашего музея. Он  посвящён  царям династии Романовых.

Началом всему стала передача власти в доме Романовых, дворцовые перевороты 18века, потрясали Россию вследствие, указа о престолонаследии Петра1. Правнук Павел 1 решил изменить закон, в 1797 году был издан новый указ о престолонаследии, по которому власть передавалась по мужской линии от отца к сыну. У Павла 1 и его жены императрицы Марии Фёдоровны, было 4 сыновей. После смерти государя престол перешёл к старшему Александру.  

В ноябре 1825 года неожиданно в Таганроге, умирает государь Александр 1. Наследником престола, за отсутствием детей у умершего царя, является его старший брат Константин. Но ещё при жизни Александра1 Константин отрёкся от престола  вследствие, отсутствия у него наследников, заключения марганического  брака и страха возвращения в Россию из Польши. Отречение осталось тайной немногих лиц, близких к царю. Наследником престола стал считаться третий сын Павла 1 – Николай. Однако получив известие о смерти брата Константин, находившийся в Варшаве, не сразу заявил о своём отказе на престол. Семейная «игра» взаимоприсяги  двух братьев создала в Петербурге смутное положение междуцарствия, которое началось со дня присяги Константину, продолжалось до 12-го декабря, когда Николай решил вступить на престол, объявив  манифестом об отречении брата. На 14-е декабря была назначена присяга императору Николаю.

Что такое династический кризис?

13-е декабря, дом Рылеева. Именно здесь был разработан план восстания и избран его руководитель князь Трубецкой. Было решено 14-го декабря вывести воинские части, которыми командовали члены общества, на Сенатскую площадь, заставить сенаторов и членов Государственного совета отказаться от присяги Николаю и объявить «Манифест к русскому народу.»

Одновременно предполагалось захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью.

Перед вами лежит копия Манифеста. Проанализируйте   его. Какое из его положений вы считаете главным и почему?

Вот оно долгожданное утро 14-го декабря. (Видео фрагмент о выступлении декабристов.)

Чем закончился  день, которого все так долго ждали? А, почему проиграли?

Скажите, а могло ли произойти по-другому? Могли ли декабристы одержать победу?

В нашем следующем зале собран материал о руководителях выступления и наши специалисты сейчас вас с ними познакомят. Выступления детей с заранее подготовленными сообщениями о пяти декабристах. Одновременно с рассказом  идёт показ портретов: С. Муравьёва- Апостола, Пестеля, Рылеева, Бестужева – Рюмина, Каховского.

Учащиеся продолжают: 1) Николай 1 сказал : «Я удивлю Европу своим милосердием.»

2) И удивил.

3) Приговор Верховного суда.

4) Павла Пестеля…

   Кондратия Рылеева…

   Сергея Муравьёва- Апостола…

   Петра Каховского….

   Михаила Бестужева – Рюмина …

5 )Повесить.

1)Во время казни у троих приговорённых оборвалась верёвка. И тогда милосердный государь повесил их вторично.

2) Всего по делу декабристов было привлечено 579 человек: 5 казнено, 121 сосланы в Сибирь на каторгу. Всего наказано 1700 человек.

Учитель:  Следом за осуждёнными, оставив привычный образ жизни, детей, родных  в ссылку добровольно отправились 11 женщин. Первой поехала Трубецкая, за ней Волконская и Муравьёва. (Одновременно идёт показ слайдов с изображением декабристок.) Женщины высшего света, привыкшие к роскоши, обрекли себя на нищету и жалкое существование. «Ангелами – хранителями» называли их  сами декабристы. Героическая  деятельность 11 незаурядных женщин по оказанию помощи политическим заключённым послужила прообразом отечественного Красного Креста. Их жизнь - гражданский подвиг. Что мы называем  гражданским подвигом?

 Мы с сожалением покидаем зал посвящённый жёнам декабристов и переходим в следующий.

Существует очень, много оценок события 14 –го декабря. Я хочу вам предложить познакомиться  с имеющимися в нашем музее оценками современников.

Учитель зачитывает стихи А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева. ( см. приложения.)

На чьей вы стороне в поэтическом споре Пушкина и Тютчева? Почему? Дайте свою оценку декабристам. У вас на партах лежат сердечки красного и чёрного цвета. Если вы оцениваете их положительно, то поднимите красное сердечко, а если отрицательно, то чёрное. ( учащиеся оценивают декабрис-тов).

Ленин называет декабристов революционерами. Кто такие революционеры?

Почему Ленин их так назвал? Революция – это хорошо или плохо? С какими революциями вы знакомы? Есть ли другой путь решения  проблем в обществе?

 Наша с вами экскурсия подходит к концу. Мы покидаем наш музей и из города Петербурга возвращаемся в класс.

Так, что же это было восстание или мирная форма протеста? Только сначала скажите мне, что такое восстание?

Я предлагаю, вам проверить насколько вы усвоили материал нашего урока.

Тест:

1Для военного переворота декабристы выбрали момент, связанный с :

 А) Принятием присяги Константину.

  Б) Принятием присяги Николаю.

  В) Смертью Александра 1

  Г) Созданием 111 отделения.

2 Диктатором декабристского восстания был назначен:

 А) В.К. Кюхельбекер

 Б) С.П. Трубецкой

 В) П.Г. Каховский

 Г) Н.М. Муравьёв

3 Восстание проходило в Петербурге на:

  А) площади перед строящимся  Исакиевским собором.

  Б) Сенатской площади.

  В) площади перед Зимним дворцом.

   Г) Адмиралтейской площади.

4  Кто лишний в ряду:

  Пестель, Рылеев, Бестужев – Рюмин, Муравьёв – А постол, Аненков.

5 Назовите причины поражения декабристов:

А) Отсутствие твёрдого руководства.

Б) Выжидательная тактика восставших.

В) Отсутствие связей с широкими массами.

Г) Всё вышеперечисленное.

Рефлексия.

Перед вами лежат дневники экскурсанта, я предлагаю вам в них ответить на   следующие  вопросы:

1 Что узнал нового на уроке?

2 Какие трудности возникали и что тебе помогло с ними справиться?

3 Получил ли ты удовольствие от выполненной на уроке работе?

Домашние задание: Выписать в тетрадь историческое значение выступления 14-го декабря 1825года.

 «4», «5» Какие из положений Манифеста составленного декабристами осуществились  в наше время? ( основа ответа Конституция РФ)

Спасибо за урок.

 

                                       

1 Что узнал нового на уроке?

2 Какие трудности возникали и что тебе помогло с ними справиться?

3 Получил ли ты удовольствие от выполненной на уроке работе?

1 Что узнал нового на уроке?

2 Какие трудности возникали и что тебе помогло с ними справиться?

3 Получил ли ты удовольствие от выполненной на уроке работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"

В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится ма...

Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»

Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....