Рабочая программа по ИКМ, 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "История и культура мордовского края".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_avtosohranennyy.docx | 49.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Инсарского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей истории Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А. | Утверждена директором МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
«31» августа 2015 г. « 01» сентября 2015 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Родиноведение»
для 5 а класса
Составитель: Бикмаева О.В.,
учитель истории и обществознания
Инсар 2015
Пояснительная записка
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.
Учебная программа разработана в соответствии:
С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889
Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 5 класса.
Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края для 5 класса содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
- тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 8 класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
список источников
в последовательность изучения тем :изменения не внесены
- в содержание учебного предмета:
Тема 15 «Чем славится столица моей родины» объединена с темой 16 « Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики»
Цель изучения «Родиноведения» в 5 классе
- формирование у школьников знаний о далеком прошлом своего края, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Основные задачи:
- заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.
- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе веротерпимости и уважения к истории родного края и России в целом.
Общая характеристика учебного предмета
родиноведение 5 класс
Для 5-классников «Родиноведение» — новый предмет. Это вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края. Отдельные исторические факты, представления, известные школьникам из художественной литературы и общения со взрослыми, не вписаны в определенную историческую эпоху, не связаны между собой причинно-следственной связью, не локализованы на географической карте. У 5-классников развиты наглядно-образное мышление и эмоциональное восприятие мира, но не развито абстрактное мышление: они с трудом воспринимают исторические термины, ориентируются в историческом времени и географическом положении.
Важным дидактическим приемом преподавания пропедевтического курса «Родиноведение» в 5 классе является опора на жизненный опыт учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имён и фамилий, судеб предков, летописи школы, биографии улиц и т.д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии.
Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:
- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
- приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
- Формирование собственного щценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации.
Место учебного предмета
«Родиноведение» в Базисном учебном (образовательном) плане МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» предмет «Родиноведение» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме — 16 часов, по 1 часу в неделю в первом полугодии.
Количество часов в 1-й четверти – 9 часов;
Количество часов во 2-ой четверти – 7 часов
Преподавание ведется по учебнику «Родиноведение». Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред. \чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2009. – 144с.
Межпредметные и межкурсовые связи:
при работе широко используются:
По Истории России тема «Государство»
По обществознанию тема «Символы государства»
По географии тема «Масштаб»
Результаты обучения и усвоения
содержания предметародиноведения
В связи с переходом на ФГОС преподавание истории и культуры мордовского края предлагается строить на основе компетентного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс по истории и культуре мордовского края предлагается направить на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
К личностным результатам изучения «Родиноведения» в 5 классе относятся :
¬ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
¬ осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
¬ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метопредметные результаты:
¬ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
¬ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
¬ готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
¬ овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
¬ способность применять понятийный аппарат исторического знания
¬ умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
¬ расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
¬ готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Оценка достижений обучения
Оценку достижений обучения планируется осуществлять по традиционной 5-бальной системе. В качестве ведущих форм контроля будут использоваться:
- Устный контроль:
Фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний
- Письменный контроль:
Тестирование
Работа по карточке
Проектная работа
Содержание дисциплины
Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины. (2 часа)
Основная цель: сформировать у учащихся интерес и умения изучать малую родину
§1.Как вести счёт времени (1ч)
§2.Откуда мы знаем историю своего края. (1ч)
Тема 2. Откуда наши корни. (2часа)
Основная цель: сформировать у учащихся интерес к истории своих корней.
§1.Почему меня так зовут. (1ч)
§2.Откуда происходит мой род.(1ч)
Тема 3. Чем интересна история дома. (2 часа)
Основная цель: рассмотреть историю дома
§1. Каким бывает жилище. (1ч)
§2.О чём могут рассказать вещи. (1ч)
Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии. (2часа)
Основная цель: сформировать у учащихся знания о появлении школы в Мордовии
§1. Как появились школы на территории нашего края.(1ч)
§2.Чем отличаются письмо и счёт народов мордовского края.
Тема 5. Как возник мой город (моё село). (2 часа)
Основная цель :сформировать интерес к истории своего города
§1.Как и когда появились города мордовского края. (1ч)
§2.Чем знамениты сёла нашей республики. (1ч)
Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия. (7 часов)
Основная цель: сформировать знания у учащихся о становлении Республики Мордовия
§1.Почему моя республика называется Мордовией. (1ч)
§2. Какие народы живут в нашей республике. (1ч)
§3.Чем богат духовный мир народов Мордовии. (1ч)
§4 Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн своей республики(1ч).
§5-6.Чем славится столица моей родины. Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики (1ч)
Защита проектных работ «Знаю ли я историю моего края».
Тематическое планирование по предмету «Родиноведение»
Календарно-тематический план
Учебно- методическое обеспечение предмета
Учебник
Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред. \чл.-кор. РАН Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2009. – 144с.
Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.
Нормативные документы и программы:
- Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ;
- Закон об образовании в Республике Мордовия;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.
Дополнительная учебно - методическая литература
Бахмустов С, Лаптун В. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991.
Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. — Саранск, 1982.
Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.
Записки о Саранске XVIII-XX веков / сост. В. А. Юрченков. -Саранск, 1991.
Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. — Саранск, 2008.
Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. — Саранск, 2007.
Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. - Саранск, 2004.
Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.
Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар-ского монастыря иеромонаха Венедикта. - Саранск, 2008.
Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. - Саранск, 1991.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Интернат – сайты:
http://lesson-history.narod.ru/index.htm
http://www.uchportal.ru/load/69-1-0-28344
http://www.zavuch.info/methodlib/users/55028/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20
http://his.1september.ru/urok/
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- ноутбук;
- интерактивная доска;
- видеопроектор;
- принтер;
- демонстрационный материал, разработанный с помощью программы PowerPoint;
- интерактивный материал, разработанный с помощью программ Smart Notebook, elite Panaboard;
- карта Республики Мордовия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
- Называть даты важнейших событий, хронологические рамки
- Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
- Читать историческую карту с опорой на легенду
- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
- Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
- Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления
- Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
- Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
- Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории
Список источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
- СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
11 . Авторская программа по истории и культуре мордовского края: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс
поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...