Рабочая программа по ИКМ, 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Бикмаева Ольга Васильевна

Рабочая программа по курсу "История и культура мордовского края".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_avtosohranennyy.docx49.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей истории

Руководитель МО ________________Дербеденева Т. А.

       Утверждена  директором      

МБОУ      «Инсарская      средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «31» августа 2015 г.                                                                         « 01» сентября 2015 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Родиноведение»

для 5 а класса

 
 

Составитель: Бикмаева О.В.,

учитель истории и обществознания


 
 Инсар 2015

Пояснительная записка

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Одним из важнейших вопросов современного российского образования является формирование его региональной составляющей. В федеральном Базисном учебном плане 2004 г. Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10 % общего нормативного времени на региональный(национально-региональный) компонент.

Учебная программа разработана в соответствии:

С законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, Примерной программы курса «история и культура мордовского края»: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с, Уставом образовательного учреждения, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010г №889

Программа соответствует БУП, ориентирована на учащихся 5 класса.

Структура рабочей учебной программа по истории и культуре мордовского края  для 5 класса  содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения данному предмету, общая характеристика учебного предмета, его место в базисном учебном  плане, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета;
  • содержание учебного  предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 8  класса и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета;

список источников

  в последовательность изучения тем :изменения не внесены

  • в содержание учебного предмета:

Тема 15 «Чем славится столица моей родины» объединена с темой 16 « Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики»

Цель изучения «Родиноведения»  в 5 классе

- формирование   у  школьников знаний о далеком прошлом своего края,  которые послужат одной из основ их общей образованности.

Основные задачи:

- заинтересовать ребенка, пробудить уважение к прошлому, научить видеть историю в себе, своей семье и необходимость развития абстрактного мышления, формирования понятийного аппарата школьников.

- способствовать реализации и развитию способностей, интересов детей, приобретению ими опыта познания и самопознания, подготовить их к осуществлению выбора образовательной и профессиональной траектории, сформировать общенациональное самосознание, исторический оптимизм, воспитывать учащихся в духе веротерпимости и уважения к истории родного края и России в целом.

Общая характеристика учебного предмета

родиноведение 5 класс

Для 5-классников «Родиноведение» — новый предмет. Это вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края. Отдельные исторические факты, представления, известные школьникам из художественной литературы и общения со взрослыми, не вписаны в определенную историческую эпоху, не связаны между собой причинно-следственной связью, не локализованы на географической карте. У 5-классников развиты наглядно-образное мышление и эмоциональное восприятие мира, но не развито абстрактное мышление: они с трудом воспринимают исторические термины, ориентируются в историческом времени и географическом положении.

Важным дидактическим приемом преподавания пропедевтического курса «Родиноведение» в 5 классе  является опора на жизненный опыт учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имён и фамилий,  судеб предков, летописи школы, биографии улиц и т.д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии.

Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

  • освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
  • воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
  • приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
  • Формирование собственного щценочного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, его аргументации.

Место учебного предмета

    «Родиноведение» в Базисном учебном (образовательном) плане МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»  предмет «Родиноведение» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в  5 классе в общем объеме — 16 часов, по 1 часу в неделю в первом полугодии.

Количество часов в 1-й четверти – 9 часов;

Количество часов во 2-ой четверти – 7 часов

Преподавание ведется по учебнику «Родиноведение». Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред. \чл.-кор. РАН  Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2009. – 144с.

Межпредметные и межкурсовые связи:

при работе широко используются:

По Истории России тема «Государство»

По обществознанию тема «Символы государства»

По географии тема «Масштаб»

Результаты обучения и усвоения

содержания предметародиноведения

      В связи с переходом на ФГОС преподавание истории и культуры мордовского края предлагается строить на основе компетентного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс по истории и культуре мордовского края предлагается направить на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

К  личностным результатам изучения «Родиноведения»  в 5 классе относятся :

¬ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

¬ осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

¬ понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метопредметные результаты:

¬ способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

¬ владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

¬ готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

¬ овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

¬ способность применять понятийный аппарат исторического знания

¬ умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

¬ расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.

¬ готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Оценка достижений обучения

Оценку достижений обучения планируется осуществлять по традиционной 5-бальной системе. В качестве ведущих форм контроля будут использоваться:

  1. Устный контроль:

Фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний

  1. Письменный контроль:

Тестирование

Работа по карточке

Проектная работа

Содержание дисциплины

Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины. (2 часа)

Основная цель: сформировать у учащихся интерес и умения изучать малую родину

§1.Как вести счёт времени (1ч)

§2.Откуда мы знаем историю своего края. (1ч)

Тема 2. Откуда наши корни. (2часа)

Основная цель: сформировать у учащихся интерес к истории своих корней.

§1.Почему меня так зовут. (1ч)

§2.Откуда происходит мой род.(1ч)

Тема 3.  Чем интересна история дома. (2 часа)

Основная цель: рассмотреть историю дома

§1. Каким бывает жилище. (1ч)

§2.О чём могут рассказать вещи. (1ч)

Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии. (2часа)

Основная цель: сформировать у учащихся знания о появлении школы в Мордовии

§1. Как появились школы на территории нашего края.(1ч) 

§2.Чем отличаются письмо и счёт народов мордовского края.

Тема 5. Как возник мой город (моё село). (2 часа)

Основная цель :сформировать интерес к истории своего города

§1.Как и когда появились города мордовского края. (1ч)

§2.Чем знамениты сёла нашей республики. (1ч)

Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия. (7 часов)

Основная цель: сформировать знания у учащихся о становлении Республики Мордовия

§1.Почему моя республика называется Мордовией. (1ч)

 §2. Какие народы живут в нашей республике. (1ч)

§3.Чем богат духовный мир народов Мордовии. (1ч)

§4 Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн своей республики(1ч). 

§5-6.Чем славится столица моей родины. Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики (1ч)

Защита проектных работ «Знаю ли я историю моего края».

Тематическое планирование по предмету «Родиноведение»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч

Контрольная работа, ч.

1

  Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины

2

2

-

-

2

  Тема 2.Откуда наши корни 

2

1

1

-

3

 Тема 3.  Чем интересна история дома

2

1

1

-

4

Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии

2

1

-

1

5

Тема 5. Как возник мой город (моё село)

2

1

1

-

6

Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия

5

4

1

Защита проектных работ

1

1

7

Итого

16

10

5

1

        

Календарно-тематический  план

№ п/п

Наименование раздела и темы

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Плановые сроки прохождения

Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины

2

1

Как вести счёт времени

Урок-лекция

1

Решение задач «Счёт времени»

2

Откуда мы знаем историю своего края

Комбинированный урок

1

Составление летописи семьи

Тема 2. Откуда наши корни

2

3

Почему меня так зовут

Урок-конференция

1

Исследование имён своих близких

4

 Откуда происходит мой род

Урок-практикум

1

Составление генеалогического древа своего рода

Тема 3.  Чем интересна история дома

2

5

 Каким бывает жилище

Урок-практикум

1

Рисунок Куд-авы

6

О чём могут рассказать вещи

Комбинированный урок

1

Работа с презентацией

Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии

2

7

Как появились школы на территории нашего края

Заочная экскурсия

1

Написать историю своей школы

8

Чем отличаются письмо и счёт народов мордовского края

Комбинированный урок с использованием ИКТ

1

Придумать пиктографические знаки

Тема 5. Как возник мой город (моё село)

2

9

Как и когда появились города мордовского края

Заочная экскурсия

1

Рисуем герб города Мордовии через 100 лет

10

Чем знамениты сёла нашей республики

Комбинированный урок

1

Работа по карте

Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия

7

11

Почему моя республика называется Мордовией

Заочная экскурсия

1

Рассказ о Герое Советского Союза из Мордовии

12

Какие народы живут в нашей республике

Видео-урок

1

Рассказ «Наш класс - дружная семья народов»

13

Чем богат духовный мир народов Мордовии

Комбинированный урок

1

Рассказ  о семейном празднике

14

Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн своей республики

Урок-презентация

1

Рисуем свой фамильный герб

15

 Чем славится столица моей родины

 Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики

Урок-практикум

1

Работа с презентацией

Рисуем проект памятника «Знаменитые люди Мордовии»

16

Защита проектных работ

1

Итого

16

Учебно- методическое обеспечение предмета

Учебник

РодиноведениеВводный курс для изучения истории и культуры мордовского края: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред. \чл.-кор. РАН  Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2009. – 144с.

Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.

Нормативные документы и программы:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ;
  2. Закон об образовании в Республике Мордовия;
  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.

Дополнительная учебно - методическая литература

Бахмустов С, Лаптун В. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. — Саранск, 1982.

Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.

Записки о Саранске XVIII-XX веков / сост. В. А. Юрченков. -Саранск, 1991.

Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. — Саранск, 2008.

Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. — Саранск, 2007.

Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. - Саранск, 2004.

Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.

Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар-ского монастыря иеромонаха Венедикта. - Саранск, 2008.

Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. - Саранск, 1991.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

Интернат – сайты:

http://lesson-history.narod.ru/index.htm

http://www.uchportal.ru/load/69-1-0-28344

http://www.zavuch.info/methodlib/users/55028/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20

http://malininanv.ucoz.ru/

http://his.1september.ru/urok/

http://www.proshkolu.ru/

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  • ноутбук;
  • интерактивная доска;
  • видеопроектор;
  • принтер;
  • демонстрационный материал, разработанный с помощью программы PowerPoint;
  • интерактивный материал, разработанный с помощью программ Smart Notebook, elite Panaboard;
  • карта Республики Мордовия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

  • Называть даты важнейших событий, хронологические рамки
  • Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
  • Читать историческую карту с опорой на легенду
  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
  • Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
  • Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
  • Соотносить единичные исторические факты и общие явления
  • Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
  • Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
  • Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории

Список источников

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
  7. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  9. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год".
  10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.

11 . Авторская программа по истории и культуре мордовского края: программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/В.М.арсентьев, Н.М.Арсентьев, Э.Д.Богатырев; под ред. Ч.-кор. РАН Н.М.Арсентьева; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева – Саранск, 2010 – 84с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...