Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Хохлова Ирина Анатольевна

Рабочая программа по истории 6 класс составлена в соответствии с требованияи ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6_klass_2015.docx522.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

Согласовано на заседании МО

историко-филологического цикла

Протокол № ___ от ____________

Руководитель МО

____________ Е.В.Шенгелая

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ В.Ю. Гудков

Приказ № ___ от _________

Рассмотрено на МС

Протокол № ___ от _______

Председатель МС

_________ О.А. Шестопалова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «История»

6 класс

Срок реализации: 2015-2016 учебный год

Составитель: Хохлова И.А.,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск

2015 год

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика учебного предмета «История, 6 класс»

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

5. Содержание учебного предмета  «История, 6  класс»

6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История, 6 класс»

1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Целью курса является развитие исторических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения истории  в средней школе и осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

При изучении данного курса решаются следующие задачи: 

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

2. Общая характеристика предмета «История, 6 класс»

Начальный курс истории формирует у учащихся первоначальные знания о Древнерусском государстве, князях Древней Руси, культуре Руси, а так же средневековых европейских и азиатских странах.

В структуре курса «История. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.  

Особенности содержания обучения истории в средней школе: содержание учебного предмета «История в 6 классе изложено в виде двух курсов — «История России с древнейших времен до конца XVI века» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «История средних веков».

Курс «История России» в 6 классе сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс охватывает период истории России с древнейших времен до конца XVI века, позволяет сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков в России, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории, дает представление об основных этапах исторического пути Отчества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение обучающихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности.

Программа курса «Средние века» охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность сформировать у учащихся представление о роли средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.

3. Описание места учебного предмета «История, 6 класс»

Количество учебных часов, отведённое на  освоение программы учебным планом МБОУ «СШ №34» предусматривает 2 часа в неделю обязательного изучение истории  в  6  классе в количестве 70 часов, из них «История России с древнейших времен до конца XVI века» - 38 часов, «Средние века» - 32 часов.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет- ресурсов;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

-_  формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
  • овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
  • развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
  • создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

5. Содержание учебного предмета «История, 6 класс»

История Средних веков (32 часа)

Введение (1ч) Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

«Светлый» и «Темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Глава 1.Становление Средневековой Европы в VI  XI вв. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Духовенство его структура и иерархия. Возникновение папства. Жизнь средневекового монастыря

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Кал Мартел и его бенефициальная реформа. Управление империей. «Каролингское возрождение».  Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для западной Европы. Государство викингов в Европе. Норманны и Англия

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Феодальная раздробленность во Франции. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь

Глава 2.Византийская империя и славяне. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Особенности развития Восточной римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Роль античного наследия в культуре Византии

Глава 3. Арабы. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причину успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Быт и культура повседневной жизни.

Глава 4. Феодалы и крестьяне. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Глава 5. Средневековый город и его обитатели. Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людвике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.

Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI – XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбаросы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти о второй половине XIII – XIV в.

Глава 6. Католическая церковь. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X – XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси X – XI вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены – францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.

Причины и начало крестовых походов, участники. Ход и результаты Первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе. Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья Романский и готический стили, их отличительные черты.

Глава 8. Германия и Италия в XII-XV.Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV – XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV – XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе

Глава 9. Славянские государства и Византия. Польша в XIV – XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского  ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнельде. Расцвет Чехии в XIV в.  Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Глава 10. Страны Азии, Африки и Америки. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Контрольная работа по истории средних веков (1ч)

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI В. (38ч)

Глава 1.  Древняя Русь в VIII-первой половине XII в.

Введение (1ч) Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятиях и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы: Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан-па. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика  Ярослава.   Русская  Правда.  Земельные отношения.  Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти.  Военная организация.  Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах.  Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.  Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы,  книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской  культуры  в развитии  европейской  культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Глава 2. Русь удельная в XII – XIV вв.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной   Руси.   Характер   княжеской   власти   в   северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь:  борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV середине XV в. Усилий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за извращение  западных  русских  земель.   Василий  III.   Завершение политического  объединения  русских земель  и  создание  единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство.  Становление  русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва –  Третий Рим».

Культура и быт в XIV – начале XVI в. Исторические условия, особенности   и   основные   тенденции  развития   русской   культуры XIV –  начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской иитвы. Москва  –   центр складывающейся культуры великорусской народности.   Отражение   в   литературе   политических   тенденций. Сказание о князьях Владимирских».  Исторические повести.  Памятники куликовского цикла.  «Задонщина».  «Сказание о Мамаемм побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина.  Главные  сооружения Московского  Кремля.  Феофан  Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV  –  начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Родной край в XIV –  начале XVI вв.  

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

Общее и особенное в развитии средневековой Руси.

6. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Раздел, название темы

Основные виды учебной деятельности

план

факт

1-5.9

1

Что изучает история средних веков? 

Объяснять происхождение и смысл понятия "средние века", называть хронологические рамки Средневековья. Соотносить даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.

1-5.9

1

Образование варварских королевств.

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

7-12.9

1

Христианская церковь в раннее средневековье

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Выявлять характерные черты христианства.

7-12.9

1

Возникновение и распад империи Карла Великого

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Выявлять отличия власти короля от власти вождя. Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

14-19.9

1

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

Называть характерные, черты: политического устройства средневековых обществ в Европе, социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых).

Выявлять характерные черты исторических процессов, явлений и событий.

Терминологический диктант

14-19.9

1

Византийское тысячелетие

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Сравнивать образ жизни славян и германцев; оценивать деятельность Кирилла и Мефодия.

Составлять описание средневековых памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.

Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях

21-26.9

1

Культура Византии 

Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.

Составлять описание произведений искусства.

21-26.9

1

Образование славянских государств

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.

28-3.10

1

Возникновение ислама

Работать с исторической картой. Наносить на контурную карту направления, завоеваний арабов, территорию Арабского халифата. Раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в мусульманском средневековом обществе, их религиозные воззрения.

28-3.10

1

Культура стран халифата

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством.

5-10.10

1

Сеньоры и вассалы

Называть существенные черты социального положения людей

5-10.10

1

Средневековая деревня

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

12-17.10

1

Средневековый город

Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.

12-17.10

1

Католическая церковь в X-XIII веках

Выявлять различия католической и православной церквей.

Характеризовать положение и образ жизни духовенства. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков.

19-24.10

1

Крестовые походы

Наносить на контурную карту направления походов крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

19-24.10

1

Франция - долгий путь к единству

 

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли. Называть причины образования централизованного государства во Франции. Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся; делать выводы.

26-31.10

1

Англия: от норманнского завоевания до парламента

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну  реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появление Хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

26-31.10

1

Столетие бедствий

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Давать самостоятельную оценку историческим личностям и явлениям используя различные источники информации.

9-14.11

1

Столетняя война

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.

9-14.11

1

Трудный путь к торжеству королевской власти 

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции

16-21.11

1

Реконкиста

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

16-21.11

1

Германия и Италия в XII-XV  вв.

Сравнивать уровень развития Франции, Англии и Германии. Выявлять причины ослабления власти императоров в Священной Римской империи.

23-28.11

1

Гуситское движение в Чехии

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации об Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

23-28.11

1

Полумесяц против креста

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

30-5.12

1

Образование, философия  и литература в эпоху расцвета Средневековья

Выявлять и называть новые черты в Средневековой культуре. Торжество книгопечатания. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Характеризовать идеи гуманистов.

30-5.12

1

Время соборов

Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.

7-12.12

1

Культура раннего Возрождения

Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.

7-12.12

1

Научные открытия и изобретения

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

14-19.12

1

В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура

Показывать на карте и комментировать местожительства монголов. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.

14-19.12

1

Индия, Китай, Япония в средневековье 

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии.

21-26.12

1

Народы  и государства Африки и Америки

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

21-26.12

1

Контрольная работа по истории средних веков

тестирование в форме ГИА

11-16.1

1

Введение в изучение курса "История России"

Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

11-16.1

1

Древнейшее население на территории нашей страны

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять: язычество, вече, народное ополчение, дань.

18-23.1

1

Древнейшие культуры

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять: язычество, вече, народное ополчение, дань.

18-23.1

1

Славянский мир

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять: язычество, вече, народное ополчение, дань.

25-30.1

1

Восточные

славяне  и их соседи

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять: язычество, вече, народное ополчение, дань.

25-30.1

1

Повторение по теме  "Народы и государства на территории России"

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять: язычество, вече, народное ополчение, дань.

1-6.2

1

Образование Древнерусского государства

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье.

1-6.2

1

Первые киевские князья.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании текста учебника и отрывков из ПВЛ. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси соседними народами. Готовить сообщение или презентацию об одном и правителей Древней Руси.

8-13.2

1

Владимир Святославович. Принятие христианства

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославовича. Составлять характеристику Владимира Святославовича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значению принятия христианства. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.

8-13.2

1

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп.

15-20.2

1

Культура  Древней Руси

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие.

15-20.2

1

Повторение по теме «Древняя Русь в VIII- первой половине XII в.»

Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА.

22-27.2

1

Сословия феодального общества

Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

22-27.2

1

Мир людей Древней Руси

Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая интернет-ресурсы) для подготовки сообщений и презентаций.

29-5.3

1

Родной край в древности (территория, население, исторические памятники, культура).

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения коренных народов Югры, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать их жизнь, быт и верования. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

29-5.3

1

Начало раздробленности Древнерусского государства

Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки политической раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

7-12.3

1

Владимиро-Суздальское княжество

Показывать на исторической карте территории Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности их географического положения и социально-экономического развития. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Составлять характеристики Ю. Долгорукого, А. Боголюбского, В. Большое Гнездо.

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

7-12.3

1

Господин Великий Новгород

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

14-18.3

1

Культура. Мир людей Руси 12-начале 13 веков

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

14-18.3

1

Культурное наследие времен раздробленности

28-2.4

1

Русь между двух огней. 13 век

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов.

28-2.4

1

Нашествие Батыя на Русь

4-9.4

1

Победа над шведами и крестоносцами 

Рассказывать на основе информации учебника и карт о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение эти сражений для дальнейшей истории русских земель. Составлять характеристику Александра невского.

4-9.4

1

Русь и Золотая Орда

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход».

11-16.4

1

Повторение по теме «Раздробленность Руси (вторая треть 12-13 в.)»

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА.

18-23.4

1

Начало объединения русских земель.

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельность Ивана Калиты.

18-23.4

1

Московское княжество при Дмитрии Донском

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi-hl.uk/illcat/record.asp?MSID=S1?7&CollID='S8&NStait=51. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

25-30.4

1

Русь в первой половине 15 века

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Оценивать роль Д. Донского, С. Радонежского, митрополита Алексея. Готовить сообщение, презентацию о Куликовской битве с использованием Интернет-ресурсов.

25-30.4

1

Объединение русских земель (вторая половина 15 - начало 16 в.)

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского княжества в Русского государство. Объяснять значение создания единого русского государства.

2-7.5

1

Московская Русь - единое государство.

Выявлять на основе учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Составлять характеристику Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. Использовать их в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

2-7.5

1

Годовая контрольная работа

Итоговое тестирование в форме ГИА

9-14.5

1

Люди Московской Руси

Раскрывать роль православной церкви в становлении Российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с в властью. Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим».Давать оценку религиозным деятелям (И. Волоцкий, Нил Сорский и др.).

9-14.5

1

Быт наших предков в 14-начале 16 века

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв. Осуществлять поиск исторической информации для подготовки сообщений, презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций материалов Интернета (с использованием регионального материала). Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России XIV – XVI вв.

16-21.5

1

Культурное наследие московской Руси

Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы Интернета. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв., используя информацию отрывков из Домостроя и записок иностранцев, изобразительных материалов.

16-21.5

1

На пути к единому государству (14-начало 16 в.)

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России. Высказывать суждения о значении наследия XIV— XVI вв. для современного общества.

23-28.5

1

Повторение по теме «Русь Московская»

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в.    

23-28.5

1

Родной край в XVI в.

Характеризовать особенности развития края в XIV в.

30-31.5

1

Общие черты в истории Западной Европы и Руси.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности преобразования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о  значении наследия XIV – XVI вв. для современного общества.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники

История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / В.Е.Агибалова, Г.М.Донской, под ред. А.А.Сванидзе.  – 4-е изд. М.: Просвещение, 2015.

История России: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / П.А.Баранов, Л.К.Ермолаева; под общ.ред. Р.Ш.Ганелина. М.: Вентана-Граф, 2012.

Учебно-методический комплекс.

Андреевская Т.П. Тесты по истории России/ Т.П. Андреевская.– М.: «Экзамен», 2005.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс/ О.В. Арасланова.– М.: ВАКО, 2004.

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 1992.

Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / М.М. Забылин. М., 1997.

Карневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Тесты 6-7 и 10 классы: Учебно-методическое пособие.– М.: Дрофа, 2001.

Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной 6 класс/ Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.

Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 класс. Методическое пособие / О.Г. Набатова.– М.: Владос-Пресс, 2001.

История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня / М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011.

История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: атлас. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011.

Литература для учащихся.

История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

История Средних веков: хрестоматия для учащихся 6-х кл. / авт.-сост. А.В. Абрамов, М.В. Пономарев, С.В. Тырин.- М.: Новый учебник, 2007. История Средних веков. 6 кл.: Атлас. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Рабочая тетрадь. Ведюшкин В.А. Крючкова Е.А. «История Средних веков».– М.: Просвещение, 2014.

История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007. Рабочая тетрадь. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века». - М.: Просвещение, 2009.

Интернет-ресурсы.

http://www. Booksite.ru/enciklopedia/  - древнерусская жизнь в картинках.

http://old-russian.narod.ru/ - древнерусская литература

http:// rublev.voskes.ru/ - иконы Андрея Рублева.

http://www.history.tom.ru/ - История России от князей до Президента

http://www.avorhist.ru/ - Русь Древняя и Удельная

http://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси.

http://www.portal-slovo.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).

http://www.artclassik.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культура).

http://a-nevskiy.narod.ru/ - сайт, посвященный Александру Невскому.

http://history.standart.edu.ru/ Обществознание и новейшая история

http://his.1september.ru/ Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»

http://historydoc.edu.ru/ Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала

http://rushistory.stsland.ru/ История России с древнейших времен до наших дней

http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах

http://www.worldhist.ru/ Всемирная история

http://www.world-history.ru/ Всемирная история.

http://lesson-history.narod.ru/ Компьютер на уроках истории, обществознания и права.

http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете

http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".

http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Витязь на распутье: Интерактивное учебное пособие

Материально-техническое обеспечение:

1. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

2. Мультимедиапроектор + экран;

3. Комплект презентаций к урокам по данному курсу;

4. Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты)

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История, 6  класс»

Результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Личностные

· осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважению прав и свобод человека;
· осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредменые

♦ планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

♦ формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог (на уровне возраста), публично выступать с докладом, защитой презентации;

♦ проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

♦ решать творческие задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

♦ работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях и т.д.

♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

♦ выделять главное в тексте и второстепенное;

♦ организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

♦ определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

♦ сотрудничать с соучениками, коллективной работе,

♦ межкультурному взаимодействию в школе и социальном окружении и др.

Предметные

♦ локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития государств;

♦ использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

♦ проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

♦ составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

♦ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

♦ объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

♦ давать оценку событиям и личностям всеобщей и отечественной истории Средних веков.

♦ сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

♦ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

♦ составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

♦ применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы;

♦ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

♦ давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

♦ применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до начала XVI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...