разработка урока "Религия древних египтян"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Завезёнова Татьяна Григорьевна

разработка содерит конспект урока и презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon religiadregiptjan.docx.zip604.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории в 5 классе

Тема: Религия древних египтян

Цели:

  1. познакомить учащихся с религией Древнего Египта, рассмотреть основные божества и сферу их влияния;
  2. продолжить формирование умений анализировать исторические источники, обеспечить  усвоение понятий;
  3. воспитывать уважение к культурному наследию других народов.

Ход урока:

В начале урока – 1 слайд

I. Актуализация опорных знаний по теме «Древний Египет»

1. У доски 1 человек – привести в соответствие термины и понятия

1) дельта

А) высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма

2) папирус

Б) специалист по строительству зданий

3) фараон

В) место, где река делилась на несколько рукавов

4) крестьянин

Г) повелитель всего Египта

5) ремесленник

Д) вера в сверхъестественные существа

6) архитектор

Е) земледелец, имеющий своё небольшое хозяйство

7) религия

Ж) сбор в пользу государства

8) налог

И) мастер, изготовлявший изделия из глины, камня, дерева, металла

Ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – г, 4 – е, 5 – и, 6 – б, 7 – д, 8 – ж

2. Работа по карточке – 1 человек

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?»

Для этого вспомни:

  • для чего фараоны Египта организовывали военные походы?
  • Как было вооружено войско фараона?
  • Как выглядели боевые колесницы?
  • Что привозили из военных походов их участники?
  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальников и рядовых воинов?

Примерный ответ:  фараоны организовавывали  военные походы для того. Чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

3. Работа над ошибками в тексте (фронтальный опрос)

Ребята, сегодня к нам на урок пришел необычный гость из прошлого.

- что привело Вас, о, Блистательный, в наш мир, недостойных наших очей?

- я ищу недостойного, который посмел написать свой труд по истории моей страны, в котором много ошибок. (слайд2)

- о, Почтеннейший. В нашем классе таких безграмотных учеников нет. Мы сейчас исправим все ошибки. Ребята, давайте найдем ошибки в письме.

Текст письма:

«Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога.. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»

- доволен я вашими ответами. Пожалуй останусь я в вашем обществе, оценю ваши знания (садится на трон)

Ответ по карточке (слайд 3)

II. Переход к новой теме:

 Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно. Что в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных)

Примерный ответ: (у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, существовали религиозные верования.

Итак, сегодня мы с вами поговорим о религии древних египтян.(слайд 4) Запишите тему урока.

III. Изучение новой темы:

1. Работа с текстом учебника

-откройте свои учебники на стр. 49, п. 1

О ком пойдет речь в данных пунктах? ( о богах и жрецах) (слайд 5)

Какие слова в тексте выделены курсивом?

Что они означают?

Используя эти слова, составьте несколько предложений по теме пункта

( Жилища богов называют храмами. В храмах стоят большие статуи богов. Жрецы являются служителями богов. Они совершают священные обряды).

2. Проблемные вопросы(слайд 7)

А)Ребята, как вы думаете, почему у египтян зародилась религия? (религия зародилась у египтян. Как и у других народов. Ещё в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами).

Б)  (слайд 8) В III тыс. до н. э . земледелие превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? (египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце – это раскаленное небесное тело и верили в то, что солнце – это бог)

Найдите в п.2, как звали бога солнца? (Ра, Амон – Ра. Амон)

Помимо ра, в Египте существовали и другие боги. В п.2 найдите их имена. Какие силы они олицетворяли? Как их изображали? (слайд 9)

3)Рассказ ученика

Египтяне создали множество мифов о богах. Лёня подготовил вам один их таких мифов. (рассказывает о Гебе и Нут) (слайд 10)

4) Проблемный вопрос:

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. (слайд 11) 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. (щелчок на слайде)В середине лета страшный ветер пустыни затихает, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять. В чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

5) Проект ученика (рассказ, сопровождающийся презентацией)(слайд 12 – 18)

6) Проблемный вопрос

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зелёный цвет? Почему они часто изображали его сидящим среди деревьев с виноградной лозой, обвивавшей фигуру?

(Осирис символизировал плодородие) (слайд 19)

7) Театрализация(слайд 20)

Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство ертвых. Сейчас вы увидите, как проходил суд Осириса. Подумайте, кто мог попасть туда?

 Действующие лица: Египтянин, Анубис, Амат, Тот, Гор, Осирис, «голос за кадром».

Анубис:

Я бог смерти и покровитель мертвых – Анубис.

Амат:

Я – Амат, я караю тех, кто лжет.

Тот (с табличкой и пером в руке):

Я – Тот, бог мудрости.

Гор:

Я бог покровитель фараонов – Гор.

Осирис:

Я – великий бог Осирис, царь загробного мира.

«Голос за кадром»:

Когда Египтянин умирал, он отправлялся на суд к богу загробного мира Осирису.

Появляется Египтянин. Анубис подходит к нему, берет его за руку и ведет на суд.

Анубис (обращаясь к египтянину):

Говори.

Египтянин: (произносит исповедь отрицания)

Я не делал зла, я не крал, я не лгал, я не был причиной слез, я не завидовал, я не говорил плохого о царе, я не пренебрегал богами

Анубис:

Мы проверим твои слова на весах богини истины Маат.

Тот (после проверки слов египтянина):

Весы не дрогнули. Египтянин сказал правду (фиксирует приговор на таблички).

Египтянин проходит дальше. Его берет за руку Гор и подводит к трону Осириса.

Гор:

Я привел к тебе умершего. Его сердце праведно. Он не прегрешил ни против одного бога, ни одной богини. Ты даруй ему вечную жизнь.

Осирис (обращаясь к египтянину):

Ты правдив, ты не прегрешил ни против одного бога, ни одной богини, ты не вершил зла на земле. И дарую я – царь загробного мира Осирис – тебе вечную жизнь в лучшем мире.

Итак, кого же принимали в царство мёртвых? (доброго и хорошего человека, не совершавшего плохих поступков, почитавшего богов)

Для существования в царстве мертвых человеку нужны тело, жилье, пища. Поэтому египтяне заботились  о сохранении тела умершего, в которое вновь могла переселиться его душа. Тело высушивали и обматывали тонкими бинтами – изготавливали мумию. Мумию клали в саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. Как вы думаете, гробницы богатых египтян и бедных различались? Чем?

8) Работа с историческим источником

Не только богам поклонялись в Египте. Кому же ещё? Это вы узнаете, ознакомившись с историческим документом.

Раздать карточки с текстом

Геродот «История»

(культ животных)

66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67. …Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…

69. …Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, а пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными, и даже употребляют их в пищу…

Итак,  кому поклонялись в Египте кроме богов?

Культ каких животных существовал? (слайд 21)

Какие факты говорят о том, что эти животные действительно были священными?

9)Работа с текстом учебника

Ну что ж, ребята, вот мы и познакомились с религией древних египтян

Слова фараона:

О, сообразительные дети, внимательно слушал я вас. Доволен я вами, но… о себе, фараоне, не услышал я ни слова.

Ребята, давайте не будем гневить нашего почетного и могущественного гостя.

Кого в Египте называли фараонами7

Что вы уже знаете  о фараонах?

Найдите в п.5 те сведения, которые вам были неизвестны?

(фараона называли сыном Солнца и верили, что без него, также как и без солнца. Невозможна жизнь на земле. Все должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа). (слайд 22)

IV. Закрепление (переход на страницу интеракт. Доски)

Ребята, вы сегодня многое узнали. Я хочу увидеть, как внимательно вы слушали меня и своих одноклассников.

На интерактивной доске изображения богов и имена в произвольном порядке. Необходимо привести в соответствие.

V. Итог урока

Ну что же, я очень вами довольна. Сегодня вы на славу потрудились. Показали свои знания и умения не только мне, но нашим гостям – учителям, и самому могущественному человеку Египта.

Выставление оценок.

Домашнее задание (слайд 23)

Завезёнова Т.Г., учитель истории и обществознания

МОАУ СОШ №1  г. Свободного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК "Религиозные представления Древних Египтян"

Этот урок я провела в 10 классе. К сожалению у нас в школе МХК только в 10 и 11 классах. Урок получился интересным. Скачать урок с презентацией можно здесь.http://narod.ru/disk/28471418001/%D0%A0%D0%B...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"

Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...

Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...

Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.

Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г. Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:...

Методическая разработка урока "Религия древних египтян"

Методическая разработка урока "Религия древних египтян"...