Методическая разработка урока "Религия древних египтян"
методическая разработка по истории (5 класс)

Зотова Елена Алексеевна

Методическая разработка урока "Религия древних египтян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya_drevnih_egiptyan.docx59.8 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История Древнего мира

Класс,: 5 класс.

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.  М.:  Просвещение, 2015.

Учитель Зотова Елена Алексеевна

Дата проведения урока – 18.10.2019г

Тема урока: Религия древних египтян.

Цель: 

дать представление о религиозных верованиях древних египтян, зародившихся ещё в первобытные времена; формировать общие учебные навыки и умения ( работа с текстом); развивать у учащихся внимание и различные виды памяти, интерес к изучению религии Древнего Египта.

Планируемые результаты: объяснять и раскрывать значение религиозных образов египтян; объяснять роль храмов в жизни египтян; расширять опыт оценочной  деятельности;

Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группах; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты; личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические  традиции и ценности египетского общества.

Оборудование: учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.  М.:  Просвещение, 2007, проектор, презентация «Боги и жрецы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

 II.  Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов- это лабиринт загадок. Как говорил древнегреческий историк Геродот, «египтяне самые богобоязненные из всех людей». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

Попытаемся понять на нашем уроке, насколько был прав Геродот.

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов  обогащали  их самих и ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали его статую, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина.

-О чём свидетельствуют такие ритуалы погребения?

Действительно, у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит , были религиозные верования. Историки и археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочной цивилизации Древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Мы уже знаем, что их религия основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь, с чем и связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.

Тема урока: «Религия  древних египтян»

      План урока.

  1. Боги и жрецы.
  2. Что рассказывали египтяне о своих богах.
  3. Миф об Осирисе и Исиде.
  4. Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых».
  5. Обожествление фараона.

Проблемный вопрос: Почему фараону было важно иметь гробницу-пирамиду? В чём сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей.

Работа по теме урока.

  1. Боги и жрецы.

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Для богов они выстраивали жилища- храмы.

(Учитель показывает презентацию).

Слайд 1. В глубокой древности храмы строили из тростника и глины, позже их стали строить из камня, и они уже напоминали дворцы. Храм строили из:

- огромных пилонов (сужающихся кверху башен), между которыми был расположен вход;

- двора, окружённого колоннами;

- главного зала с массивными колоннами;

- святилищ, куда имели доступ только жрецы и фараон.

Слайд 2. При храмах находились жрецы, или служители богов, как они себя называли.  «Только нам,- говорили жрецы,- боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам- несите в храм жертвы!»

Слайд 3. Представьте, что мы видим реку, возле которой сооружён каменный храм. Вокруг него- плодородные земли. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу плывут корабли, возможно, они везут новые подарки фараона жрецам.

- Предположите, какую роль играли жрецы в египетском обществе.

(Учащиеся отвечают, вместе записываем на доске и в терадях)

ЖРЕЦЫ:

- Строительство пирамид;

- Математика;

- Наблюдения за звёздами;

- Медицина;

- Служители культа.

2. Что рассказывали египтяне о своих богах.

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, ещё в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Представьте, что мы оказались в Древнем Египте и в наших руках документ, в котором египтяне рассказывают о своих наиболее почитаемых богах (п.2 параграф 10 учебника). Для тог чтобы лучше запомнить их, заполните таблицу подсказку.

           ИМЯ БОЖЕСТВА

              ОПИСАНИЕ.

                      Ра

Бог Солнца, египтяне так же называли его Амон или Амон-Ра.

                   Апоп

Бог тьмы, свирепый змей.

                 

                   Геб

Бог земли, египтяне изображали его в виде человека с головой змеи.

               

                 Нут

Богиня неба, её представляли огромной коровой с телом, усеянном звёздами.

               

               Тот

Бог мудрости с головой птицы ибиса и длинным клювом, он научил людей читать и писать.

            Бастет

Покровительница женщин и их красоты, гибкая чёрная кошка.

            Апис

Священный чёрный бык с белой отметиной на лбу.

            Себек

Бог воды и разлива Нила.

            Баран

Символ плодородия.

       

         Скарабей

Священное насекомое, считалось, что его изображение защищает от злых духов.

3.Миф об Осирисе и Исиде.

Прочитайте текст п.3 параграф 10 учебника и определите о каком явлении природы идёт речь.

Действительно в мифе отражён процесс смены времён года. Весной у нас всё расцветает. А в Египте май и июнь –худшее время года: пятьдесят дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары всё гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начитается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чём причины этого ежегодно повторяющегося явления природы, египтяне и придумали сказание.

- Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зелёный цвет?

- Почему Осириса часто изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру.

  1. Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых».

Слайд 4.

Осирис вершит суд в царстве мёртвых, и суд  его справедлив . Так же справедлив суд фараона.

- Прочитайте текст п.4 параграф 10 учебника, распределите роли и разыграйте сценку, отражающую процесс перехода в « страну мёртвых».

- Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в «страну мёртвых»?

- Почему все стремились попасть в эту страну?

- Как считаете, справедлив ли суд Осириса? Почему?

Слайд 5 .

Для существования в « стране мёртвых» нужно тело, жилище и пища. В тело покойника, верили египтяне, могла вновь вселиться душа, поэтому умерших людей и животных бальзамировали. Сначала бальзамировщик извлекал мозг и внутренние органы умершего и складывал их в специальные сосуды. Затем он обрабатывал труп бальзамирующими веществами. Бальзамированный труп оборачивали множеством слоёв льняной ткани, а на лицо надевали погребальную маску. Обработанный таким образом труп называют мумией.

Слайд 6.

Процесс бальзамирования знатного покойника длился семьдесят дней. А затем его хоронили. Мумию клали в гроб- саркофаг. Всё, что понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы.

РАЗМИНКА.

Мы гуляем по Египту (топ-топ).

Мы заходим в пирамиду (цок-цок).

Открывайте двери шире (вжик-вжик).

Там на троне фараон (вау).

А там- Ра- вот это да!

Приветствуем мы Баст, голос

                                  Нам она подаст (мяу-мяу).

Рядом с нею Апис- бык, он

                            Рогами (вжик-вжик).

Мы со всеми попрощались (бай-бай).

И бегом из пирамиды мы помчались (топ-топ)!

                         

  1. Обожествление фараона.

Фараона египтяне называли «сыном бога»  и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

- О чём свидетельствуют эти факты?

- Какая связь существует между религией и государственной властью?

(Составляем схему).

ФАРАОН:

- не просто человек;

- могущественный бог, сын бога Солнца Ра;

-  царь среди людей.

Вывод:

Религия- важнейшая опора государственной власти в Египте.

IV. Подведение итогов урока.

- В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

- Вспомните, в чём клялся на суде Осириса умерший

- Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Домашнее задание.

Параграф 10. Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников – выполнить задание в рубрике «Подумайте».
  2. Для средних учеников- проанализировать составленную на уроке таблицу «Боги Древнего Египта».
  3. Для слабых учеников- выполнить задание в рубрике «Опишите».



Приложение 1.

Рабочий лист по теме: «Религия древних египтян»

Задание 1. Запиши значение слова.

Храм _____________________________________________________________

Жрец_____________________________________________________________

Мумия____________________________________________________________

Саркофаг______________________________________________________

Задание 2. Запишите название предметов

hello_html_29196c41.jpg1._____________________

2._______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Древнейшие люди" 5 класс

Методическая разработка соответствует новым стандартам....

Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс

   Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...

Методическая разработка "Искусство Древней Греции. Керамика"

Конспект урока по теме "Искусство Древней Греции. Керамика."Детские работы....

Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...

Методическая разработка урока "Древнейший Рим", 5 класс

Методическая разработка урока «Древнейший Рим», 5 класс, 2018г. Результат: демонстрация в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года-2018», победитель. Материал (из-за больш...

Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.

Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г. Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...