Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Казначеева Надежда Юрьевна

Модель урока истории с технологической картой и сценарием урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl._istoriya.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока истории  (5 класс)

  1. Тема урока 

Восстание Спартака

  1.  Общедидактическая цель:

Способствовать ознакомлению с самым крупным в Древнем мире восстанием рабов под предводительством Спартака, значением его образа в мировой культуре; содействовать формированию умений характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия для развития интереса к чтению художественной литературы исторической тематики. Тип урока: открытия новых знаний

  1. Планируемые результаты:

          Предметные – знать причины, цели, ход,  итоги,

                              последствия       восстания Спартака

уметь давать характеристику событий, относящихся к периоду восстания Спартака, рассказывать об армии восставших, походах, характеризовать итоги восстания, работая фронтально и в группах

  1.  Метапредметные:

познавательные – учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

коммуникативные – учиться организовывать учебное взаимодействие в группе; учиться,  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;  учиться вычитывать все уровни текстовой информации.

 Личностные – объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих ценностей; учиться выстраивать стиль своего общения со сверстниками в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат.

  1. Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, аналитический

  1. Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, работа с картой, работа с текстом учебника

  1. Средства обучения: план изучения восстаний, карта «Восстание Спартака», учебник, раздаточный материал, компьютер,  проектор, экран

Ход урока.

Структурные компоненты урока (Этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Включение учащихся в учебный процесс

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Организует работу с изображением на слайде. Проводит беседу с учащимися о состоянии рабов в древнем Риме

Отвечают на вопросы учителя

Принимают участие в беседе

Регулятивные: учатся принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров

Коммуникативные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Познавательные: объясняют явления, процессы, связи и отношения на примере ранее изученного материала

Личностные:  формируется устойчивый познавательный  интерес, уважительное отношение к одноклассникам.

3. Постановка учебной задачи

Называет тему, цели урока.

 

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют учебные действия

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Рассказывает  о рабстве в  Риме, о гладиаторах с использованием иллюстраций в учебнике

Организует работу  с текстом учебника п. «Начало восстания», «Поход к Альпам», с картой

Опрашивает учащихся по плану изучения восстаний

Рассказывает  о последних походах восставших по карте

Организует работу по определению причин поражения восставших

Проводит физ.минутку

Слушают рассказ учителя, работают по иллюстрациям

Читают текст учебника

Отвечают на вопросы.

Показывают направление движения  восставших по карте

Слушают учителя, работают по карте

Участвуют в физ. минутке

Регулятивные: учатся целеполаганию, планируют путь достижения цели.

Коммуникативные: учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.  

Познавательные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, учатся анализировать текст, мыслить критически.

 Личностные: формируется устойчивый познавательный  интерес, уважительное отношение к одноклассникам

4.Закрепление знаний

Организует работу групп по заданиям в карточках

Организует представление результатов работы групп

Проводит беседу по   изображению, представленному в начале урока.

  Работают в группах, выполняя задания, проговаривают старшему группы изученный материал, выбирают докладчика, который представляет результаты своей работы классу.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

5. Рефлексия

Просит закончить предложения:

* На уроке я работа…

* Своей работой на уроке я …

* Урок для меня показался…

* За урок я…

*Мое настроение…

* Материал урока мне был …

* Домашнее задание мне кажется …

Оценивает работу учащихся на уроке

Заканчивают предложения.

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

6. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение



Сценарий урока

План урока:

  1. Рабство в Риме.
  2. Гладиаторы.
  3. Начало восстания.
  4. Поход к Альпам.
  5. Последние походы.

1.Организационный момент. Мотивация.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Учитель: -На прошлых уроках мы с вами совершали путешествие по Средиземноморью и увидели, как Рим покорял себе все новые и новые земли, укрепляя свое могущество, становясь сильнейшим государством. Но действительно ли все было благополучно в Риме. Давайте подумаем, но прежде мы познакомимся с главным героем сегодняшнего урока.

На экране изображение (Спартак), оно не подписано.

- Как вы думаете, кем мог быть этот человек?

- Какой могла быть его жизнь?

- за какие заслуги этому человеку поставлен памятник?

Запомните ваши предположения, мы проверим их в течение урока.

- С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.

– О чем они могли мечтать? (О свободе.)

– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (совершать побеги, портить  орудия труда, неповиноваться, высшей формой борьбы – было восстание).

3. Постановка учебной задачи

Учитель: - Цель нашего урока узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, как оно проходило.

- Тема нашего урока:  “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”

- Докажите, что крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в Италии. Почему плохо вооруженные и обученные рабы под предводительством Спартака одержали победы над римским войском?

4.Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Рабство в Риме.
  2. Гладиаторы.

Учитель: - Чтобы ответить на эти вопросы, нужно узнать, каким было положение рабов в Риме.

Рассказ учителя о рабстве в  Риме, о гладиаторах с использованием иллюстраций в учебнике

  1. Начало восстания.
  2. Поход к Альпам.
  3. Последние походы.

Учитель: -  В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Он подговорил рабов бежать. Но сделать это было очень трудно, так как ворота всегда были затворены, а оружие надёжно спрятано. И всё же 70 смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и смогли бежать.

- Что же произошло дальше? Ознакомьтесь с текстом учебника п. «Начало восстания», «Поход к Альпам».

Учитель: -Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)

-Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали
бой у подножия Везувия?
(На юг страны.)

-Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что рим-
ляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и
дать свободу своим воинам.)

- Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии,
на о. Сицилия.)

Рассказ учителя о последних походах восставших по карте

Учитель: - Итак, ответим на вопрос, поставленный вначале урока

Почему  крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в Италии. Почему плохо вооруженные и обученные рабы под предводительством Спартака одержали победы над римским войском, но потерпели поражение?

- Давайте назовём причины поражения восстания

1) Плохое вооружение восставших

2)  У Спартака не было четкого плана действий

3) Восставших обманули пираты

4) Рим имел большое превосходство над восставшими

Физкультминутка

Учитель:

- Закрепим наши знания, выполнив задания.

Вы получили карточки с текстом. Будьте внимательны, все ли в этом тексте соответствует истине.

Карточка №1.  Определите, есть ли ошибка в тексте:

« Армия Спартака состояла только из рабов, все они хорошо понимали друг друга, т.к  говорили на одном и том же языке, к тому же в войске установилась железная дисциплина..

Карточка №2.  Определите, есть ли ошибка в тексте:

«У воинов Спартака было много оружия, хорошо укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, не хватало лишь конницы…Военному искусству воинов Спартака обучали перешедшие на их сторону легионеры»

Карточка №3.  Определите, есть ли ошибка в тексте:

«Сенаторы не считали восставших рабов серьезными врагами, поэтому отправили на борьбу с ними лишь небольшой отряд легионеров…Спартак двигался к Альпам. Его войско первым нанесло удар по римлянам, застав их врасплох.»

Карточка №4.   Определите, есть ли ошибка в тексте

«Еще одну победу Спартак и его воины одержали в долине реки По… Спартак и его воины пересекли реку и покинули Италию…

 В проливе, отделявшем Италию от о. Сицилия, Спартак увидел пиратов. Пираты вступили в войско Спартака….»

Карточка 5.  Определите, есть ли ошибки в тексте

 «Здесь, у пролива войско рабов столкнулось с римлянами под командованием полководца Красса. Он устроил рабам западню, вырыв глубокий ров от моря до моря, через который не смогли прорваться. Однако из ловушки удалось выбраться всей армии Спартака»

Карточка №6.  Определите, есть ли ошибки в тексте

«Для подавления восстания Сенат привлек лучших полководцев – Мильтиада и Леонида, однако армия восставших было намного сильнее. Восстание завершилось победой рабов»

Представление группами результатов работы

-  Вернемся к картинке, которую вы видели в начале урока. Кто этот человек? За что ему поставлен памятник?

5. Рефлексия

Учитель: Закончите предложения:

* На уроке я работа…

* Своей работой на уроке я …

* Урок для меня показался…

* За урок я…

*Мое настроение…

* Материал урока мне был …

* Домашнее задание мне кажется …

6. Домашнее задание

§46, ответить на вопросы к §46

Задание на выбор

1)написать сочинение о восстании от имени участника восстания

2) написать сочинение о восстании от имени  воина-легионера

Приложения

Раздаточный материал группам

Карточка №1.  Определите, есть ли ошибка в тексте:

« Армия Спартака состояла только из рабов, все они хорошо понимали друг друга, т.к  говорили на одном и том же языке, к тому же в войске установилась железная дисциплина..

Карточка №2.  Определите, есть ли ошибка в тексте:

«У воинов Спартака было много оружия, хорошо укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, не хватало лишь конницы…Военному искусству воинов Спартака обучали перешедшие на их сторону легионеры»

Карточка №3.  Определите, есть ли ошибка в тексте:

«Сенаторы не считали восставших рабов серьезными врагами, поэтому отправили на борьбу с ними лишь небольшой отряд легионеров…Спартак двигался к Альпам. Его войско первым нанесло удар по римлянам, застав их врасплох.»

Карточка №4.   Определите, есть ли ошибка в тексте

«Еще одну победу Спартак и его воины одержали в долине реки По… Спартак и его воины пересекли реку и покинули Италию…

 В проливе, отделявшем Италию от о. Сицилия, Спартак увидел пиратов. Пираты вступили в войско Спартака….»

Карточка 5.  Определите, есть ли ошибки в тексте

 «Здесь, у пролива войско рабов столкнулось с римлянами под командованием полководца Красса. Он устроил рабам западню, вырыв глубокий ров от моря до моря, через который не смогли прорваться. Однако из ловушки удалось выбраться всей армии Спартака»

Карточка №6.  Определите, есть ли ошибки в тексте

«Для подавления восстания Сенат привлек лучших полководцев – Мильтиада и Леонида, однако армия восставших было намного сильнее. Восстание завершилось победой рабов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Урок истории для 5 класса с использованием приема заполнения контурной карты в ходе изучения нового материала....

Конспект урока истории "Восстание Спартака"

конспект урока истории для 5 класса...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".

План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...