Разработка открытого урока по истории для 5 класса
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Открытый урок по истории Древней Индии для обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Природа и люди Древней Индии".

Цель урока: Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.

Развивающая:

Развитие умения у учащихся работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;
  • индийская музыка;
  • карточки с новыми словами;
  • индивидуальные задания-карточки;
  • тест;
  • карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;
  • учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Но на этом изучение истории Древнего мира не останавливается, поэтому мы с вами приступаем к изучению новой темы.

II. Изучение нового материала.

  1. – географическое положение Индии;
  2. – природные условия;
  3. – занятия жителей Индии;
  4. – религиозные верования.

Сегодня мы познакомимся с историей еще одной страны. Но прежде чем начать, я предлагаю вам закрыть  глаза и внимательно послушать музыкальный фрагмент песни. Готовы? Наше путешествие началось.

(Звучит индийская музыка (компьютер)

 - Скажите, пожалуйста, о какой стране пойдет речь сегодня на уроке?

 - Конечно же, это удивительная страна Индия.

 - А что бы вы хотели узнать об этой стране?

Высказывания учащихся.

На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке: (план урока) Слайд 2

  1. – географическое положение Индии;
  2. – природные условия;
  3. – занятия жителей Индии;
  4. – религиозные верования.

Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Природа и люди Древней Индии”   Слайд 3

Логическая задача: Слайд  4  «Почему древние греки называли Индию волшебной сказочной страной?» В ходе урока постараемся ответить на этот вопрос.  

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и с историческим источником Д.Сицилийский Ист. библиотека.

« Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.

Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.

Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.

Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».

Для того, чтобы выяснить, где находится Индия, откройте, пожалуйста, учебники на с. 91. (§ 20, п.1) и исторический источник

  1. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 92).

ВСЕ ПОКАЗЫВАТЬ!!!

- Где находится Индия? (
Индия расположена на юге Азии)
- Какие водные пространства окружают Индию с запада, востока и юга?
(Индийский океан)
- Какие горы защищают Индию с Севера?
(Гималаи) Слайд  6
 - Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг)  Слайд 7
- Где берут начало эти реки?
(Они берут начало в Гималаях)
 - Как ведут себя реки в июле и августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов)
 - В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (в Египте и Междуречье).

  1. Рассказ учителя.
    Индия расположена на полуострове Индостан и занимает прилегающую к нему часть материка.  С запада, востока и юга омывается водами Индийского океана. На северо-востоке Индии расположены величайшие горы в мире – Гималаи, которое означает жилище снега.
     - Как вы думаете, какую роль эти горы играли в жизни жителей Индии? (варианты ответов)
    Горы защищали  от холодных ветров, от вражеских набегов. Именно в Гималаях находится самая высокая вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) (Поднебесная жилища богов).
    Если рассматривать климат Индии, то можно сказать о том, что в областях, расположенных вблизи Гималайских гор, бывает очень холодно, а в южных областях большую часть года стоит жара.
    Реки Инд и Ганг, берущие свое начало в Гималаях – непересыхающие реки, ежегодно разливающие и несущие плодородный ил. Но природные условия долин этих рек различны. В долине Инда редко выпадает дождь, больше солнечных лучей, а в долине Ганга летом дожди льют непрерывным потоком. В древности долину реки Ганг покрывали болота и джунгли.
  2. Самостоятельная работа учащихся с историческим источником и учебником (поэма Махабхарат)

Физкультминутка. Слайд  8  (Музыка)
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли.
Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
  • идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Работая с текстом учебника (п. 2 § 20), вы найдете информацию, касающуюся растительного мира джунглей.
А для знакомства с животным миром вам нужно прочитать исторический документ и ответить на вопросы. (Задание всем понятно?) Работаем.  
Слайд  9


В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по  сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

Беседа с учащимися по прочитанному.
 - Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

 Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Слайд  10

  1. Работа со слайдом. Как вы думаете, чем могли заниматься жители Индии? Почему?
    (ответы учеников)
  2. Решение исторических задач.
    Слайд   11  № 1 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
     - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)
    Слайд   12   № 2.В начале 1 тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
     - Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? (все вышеперечисленное можно было производить только железными орудиями труда.
    -
    В каких странах были сходные природные условия? (в Египте и Междуречье)
    Слайд   13   Таким образом, мы можем сказать, что в Индии был богатый животный и растительный мир. Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень. Это наш ответ на логическую задачу.
  3. Комментированное чтение. (п.4 §20). С. 93-94  Слайд  14 – 15
  4. Беседа с учащимися
    - Что такое религия?
     - Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
    - Что сходно в представлении индийцев и египтян о посмертном существовании, а что различно?
  5. Закрепление изученного на уроке.
    Индивидуальная работа по карточкам.
    Впишите недостающие слова.
    Индия расположена на юге материка_______________________________.
    Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире______________. Их название________________.
    Берега Индии с запада, с востока и юга омывает__________________________.
    Самые многоводные реки Индии – это _____________и____________________.
    В_____________ веке до н.э. почти все индийский царства объединились под властью царя_________________.
  6. Подведение итогов, выставление оценок.
  7. Домашнее задание: § 20, контурная карта.  Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Спартанский полис" для учащихся 5 классов.

 Урок по типу комбинированный, в форме беседы, с использованием технологии дифференцированного обучения....

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Киевская Русь в 9-12 веках"

Разработку открытого урока можно использовать при обобщении материала по теме: "Киевская Русь в 9-12 вв."...

Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим"

Разработка урока по истории в 5 классе с учетом УУД....

разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".

Обобщение знаний  учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....

Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "В Александрии Египетской"

Содержание данного материала включает в себя методическую разработку и презентацию по теме "В Александрии Египетской"...