«И мы в историю заглянем снова…» (путешествуя по страницам истории и литературы)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Бинарный урок по истории и литературе с применением технологии " 1 ученик - 1 компьютер".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: история, литература.

Класс: 5

УМК: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012;

Всеобщая история Древнего мира.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Вигасин,Г.И.Годер.М,»Просвещение»,2012.

Тема урока: «И мы снова в историю заглянем» ( путешествуя по страницам истории и литературы).

Цели урока:

Предметные:

познакомить учащихся с положением рабов в древнем Риме, с повестью С.П.Алексеева «История крепостного мальчика»,

продолжить формирование умений работать с историческими  источниками, с текстом учебника,

воспитывать негативное отношение к любому виду рабства.

Метапредметные:

Познавательные: понимать информацию, читать и слушать, самостоятельно находить ее в материалах учебника.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами,вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности. Работать по плану урока..

Личностные:

совершенствование духовно- нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к русской литературе и истории.

Деятельность учащихся:

Индивидуальная: пересказ, выразительное чтение, работа с текстом.

Тип урока:

Открытие новых знаний

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:

Портреты, слайды, мобильный класс, м/м проектор, компьютер.

Вступление

1.Вступительное слово учителя (литературы)

Размышляя над широко известной мыслью Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять, аршином не измерить..», понимаешь: для того , чтобы узнать свое Отечество, необходимо его хорошо знать.(слайд1)
Поэтому мы сегодня в историю заглянем снова…
(слайд2)

2. Инсценировка

-Сколько стоит мальчик?
-Разве мальчики продаются?
-Разве можно торговать людьми?
3. Учитель: Ребята, как вы думаете, было такое в жизни нашего народа? Когда?
ответы учащихся: (раньше, в прошлом..)

Учитель: Да, это было. Было во времена крепостного права, когда помещики могли продавать и покупать людей, как вещи.

Учитель: А как вы думаете, что такое крепостное право?

Выберите из ряда слов то, которое ярко характеризует это понятие ( работа по карточкам ) (слайд 3)

Зло, Добро, Свобода, Зависимость, Унижение, Милосердие.

Крепостное право-зло?- вот главный вопрос, на который мы должны ответить сегодня. (слайд 4)

История

Работа над определением понятия «крепостное право».
Учитель: Давайте заглянем в исторический словарь. Внимательно прочитайте статью.
(учитель отправляет информацию ученикам на персональный компьютер.)

Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или

письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная

таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом

крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались

холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом

назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина.
-Выделите ключевые слова, характеризующие крепостное право.( выделяют, т.е.подчеркивают) Слайд 5

Учитель: Крепостное право характерно для Руси.
-А с каким подобным явлением мы уже встречались на уроках истории?
(ответы: рабство)
-
Где оно было?

(ответ: в Греции, вместе)
-А как вы понимаете рабство
?(чат)Напишите.

 (ответы: зависимость, угнетение, унижение, несвобода, порабощение) Слайд6

Учитель: Рабство существовало и в Древнем Риме.

-Ребята, нам предстоит определить источники рабства в Др. Риме. Для этого нам нужно поработать с документами. У каждой пары свой документ. Прочитайте, посоветуйтесь, сделайте выводы.

Ответы учащихся: (ответы групп: завоевания, долгов.рабство, дети рабов)

-Зная особенности римской истории, как вы считаете, какой из источников рабства в Древнем Риме был основным? Почему? Докажите свою точку зрения, используя историческую карту( с.233)
(ответы групп= пленные)

-Как к рабству относились в Др.Риме и Греции, например, ученые?

(слайд 6,7 )
а)
Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие-быки, немые-повозки, лопаты, плуги..)(Слайд 6)

б) Греческий ученый Аристотель писал: « Одни орудия являются одушевленными, другие-неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие- рабами. Тем людям , которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо» (Слайд 7)

- Сравните взгляды ученых.  Справедливо ли рабство? Почему?

( нет, потому что несет зло, подавление личности, унижение)

Учитель: Можно ли поставить знак равенства между крепостным правом и рабством?

(ответы учащихся)

Учитель : Да, и при рабстве, и при крепостном праве жизнь людей трудная, невыносимая. Так не должно быть. Поэтому эта тема волновала и волнует и историков и философов…

Литература

Учитель: К проблеме тяжелого положения людей, особенно детей, при крепостном праве обращались и многие писатели.

  - Вспомните, в каких произведениях мы это видим
?

(Тургенев «Муму», Чехов «Ванька) Слайд 8,9        

Учитель:Вот и для С.П. Алексеева, известного детского писателя, главной темой творчества  стало историческое прошлое нашей Родины. (Слайд 10,11,12))

- А почему он в своем творчестве обращался именно к прошлому нашей страны?

- Что повлияло на формирование его творчества?

Выступления учащихся:

1)Из автобиографии: «Мое детство прошло среди долин и холмов подольской земли. Это удивительный край, полный грозных исторических событий, примечательных легенд  преданий».

2)Страсть к истории пробудилась в детские годы, когда Сережа жил у сестер своей мамы, в доме, где уважали книги, историческую культуру. В мальчике воспитывались понимание свободы и чувства собственного достоинства.

3)Сергей Петрович всегда сдержан, дружелюбен, в то же время решителен в доказательстве правды. Он правдолюбивый. Поэтому и предан истории.

4)Сергей Петрович более 30 лет руководил редакцией журнала «Детская литература». За книгу «Сто рассказов из русской истории» был удостоен высокой награды.

Учитель: Перед нами повесть С.П. Алексеева «История крепостного мальчика», с первой главой которой вы познакомились дома.(Слайд 10)

-Какую цель каждый из вас поставил перед чтением?

(узнать, как жили при крепостном праве)

Работа по 1 главе.

- А как жили в родном селе?

 (живут в семье, с родителями, но постоянно слышат разговоры о продаже людей)

- Теперь обратимся к сцене торговли людьми.

 - Где происходит  торговля?

(на ярмарке)

- А что на ярмарке продают?

( гусей , овощи и т.д)

Выразительно прочитаем сцену торговли людьми (с.213)

Учитель: Так Митя Мышкин попал к новым хозяевам.

- А как жилось крепостным в этом доме? Опишите субботний день. (стр.215.)

(Сначала обед, баня, порка, церковь)

Учитель: Так было не только в доме барыни Мавры Ермолаевны. Послушайте отрывок из «Рассказов о Суворове» С. Алексеева же. (с.83)

(чтение учителем отрывка из книги)

Заключение

Учитель литературы:

- А теперь какой вывод можем сделать? (и при крепостном праве, и при рабстве люди бесправны)

- Как вы ответили бы на поставленный в начале урока вопрос?

1) Крепостное право – зло? (это зло, это плохо…)

Учитель истории:

- А как вы думаете, явление рабства полностью исчезло из нашей жизни? (нет)

- Что нужно делать, чтобы не оказаться в опасности? (воспитывать себя, свой характер)( слайд 13)

Учитель литературы:

- Какие черты характера  в себе нужно воспитывать, чтобы этого зла не было?

( Слайд14)

- К чему же нужно стремиться в жизни?( Слайд15)

(к свободе, воле, независимости)  (Слайд16)

Домашнее задание

Учитель литературы: Вот и герой повести С. Алексеева Митя Мышкин сумел обрести достоинство  гордость. Кто помог крепостному мальчику? Как это произошло? Решите эту задачу (вопрос 2, стр. 245).

Учитель истории: Параграф 49, составить рассказ по рисунку на стр. 241.

(Слайд 17)

Рефлексия. Подведение итогов.

Я понял…(что рабство и крепостное право-зло)

Я затрудняюсь…(ответить , как окончательно избавиться от рабства)

Я могу…(объяснить, какие черты характера нужно воспитывать в себе и к чему стремиться в жизни)

Объявление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Ф.И.Тютчев

Слайд 2

(путешествуя по страницам истории и литературы) И мы в историю заглянем снова….

Слайд 3

з ло д обро с вобода у нижение м илосердие з ависимость

Слайд 4

Крепостное право-зло?

Слайд 5

К репостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или письменный , утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие кре­постные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина.

Слайд 6

Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие-рабы, мычащие-быки, немые-повозки, лопаты, плуги».

Слайд 7

Греческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевленными, другие-неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие-рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».

Слайд 8

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 9

Антон Павлович Чехов

Слайд 10

Сергей Петрович Алексеев (1922-2008)

Слайд 13

1) Крепостное право-зло? 2) Как вы думаете, явление рабства полностью исчезло из нашей жизни? 3) Что нужно делать, чтобы не оказаться в опасности? 4) Какие черты характера в себе нужно воспитывать, чтобы этого зла не было?

Слайд 14

у важение к себе у важение друг к другу ч увство собственного достоинства д обро с острадание м илосердие бдительность гордость соучастие

Слайд 15

5) К чему же стремиться в жизни?

Слайд 16

в оля с вобода независимость

Слайд 17

По литературе: вот и герой повести С. Алексеева Митя Мышкин сумел обрести достоинство и гордость. Кто помог крепостному мальчику? Как это произошло? Решите эту задачу(вопрос 2, страница 245) По истории: параграф 49,составить рассказ по рисунку на странице 241. Домашнее задание

Слайд 18

Я понял… Я затрудняюсь… Я могу…



Предварительный просмотр:

     Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или

письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная

таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом

крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались

холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом

назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина.



Предварительный просмотр:

1 группа  «Покоряя  ту  или  иную  страну, римские  полководцы  обращали  в  рабство  десятки  тысяч  военнопленных  и  мирных  жителей. В  результате  завоеваний  в  Римском  государстве  появилось  большое  количество  дешевых  рабов»

Назовите  источник  рабства?

2  группа  «В  неурожайный  год  приходилось  брать  земледельцам  в  долг  зерно  или  серебро  у  знатного  соседа. На  участке  земледельца  ставили  долговой  камень, и бедняк  лишался  покоя  и  сна. Не  отдаст  он  в  срок  долг – отберут  у  него  участок. И  если  такой  несчастный  снова  не  мог  вернуть  долг, то  был  вынужден  отдавать  жену, детей, а  то  и  самого  себя  в  рабство»

Назовите  источник  рабства?

3группа  «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами  становились  дети  рабов, то  есть  распространилось  наследственное  рабство»

Назовите  источник  рабства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"

Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины  с использованием ИКТ технологий....

Классный час ко Дню народного единства "Путешествие по страницам истории России"

Только 1 из 100 жителей России знает,в честь каких событий учрежден День народного единства. Это говорит о том, что большая часть граждан оказались оторванными от русской духовной традиции, что являет...

« Путешествие» по страницам истории»

Эта презентация поможет классным руководителям провести классный час по теме:День народного единства....

Классный час "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии"

В данном материале представлена презентация на тему "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии", посвященная 300-летию образования Нижегородской губернии.В ней отражены история в...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....