Рабочая программа История 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Хилова Мария Борисовна

Программа включает планирование курсов:  "Всеобщая история" - к учебнику Е.В.Агибалоой ид.р.; "История России" к учебнику под редакцией академика А.В. Торкунова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_6.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Основная школа п.Большевик» -

«Ст.-Ахматовская основная школа»

«Утверждаю»

Директор школы

______________

Е.Д.Горюкова

Предметная область

«Общественно – научные предметы»

Учебный предмет «История»

6 класс

Учитель истории: Хилова М.Б.

Рабочая программа по истории. 6 класс

Содержание  учебного курса

Курс «Всеобщая история. История Средних веков» ( 28 часов)

представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Основу курса истории для 6 класса составляют следующие содержательные линии:

  1.  Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство - исторические карты Средневековых государств.
  3. Историческое движение:
  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;
  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  • развитие отношений между народами, государствами. цивилизациями (соседство, завоевания. преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику:

  • условий жизни и быта людей в Средневековье;
  • их потребностей, интересов, мотивов действий;
  • восприятия мира, ценностей;
  • жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

Введение. Живое Средневековье (1ч)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Глава 1. Становление средневековой Европы (4 ч)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Глава 2. Византийская империя и славяне в V1-Х1 вв. (2 ч)

Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Культура Византии.

Глава 3. Арабы в V1-Х1 вв. (2 ч)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

Формирование городов. Ремесло и торговля в Средние века. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Глава 6. Католическая церковь в IX—XIII вв. Крестовые походы (2 ч)

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) (5 ч)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV—XV вв.

Кризис европейского сословного общества в ХIV-ХУ вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. (2 ч)

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Глава 9. Культура Западной Европы в XI—XV вв. (3 ч)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Глава 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Урок повторения и обобщения ( 1 ч)

             Содержание курса «История России. 6 класс» (40 часов)

Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории и ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти знания создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других народов и культур.

Основу курса «История России» в 6 классе составляют следующие содержательные линии:

  1. историческое время — хронология и периодизация событий и процессов;
  2. историческое пространство - исторические карты различных государств;
  3. историческое движение (события и процессы):

               -  эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

                - формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

                - развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

                - история познания человеком окружающего мира; развитие религиозных учений и мировоззренческих систем, духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

                - развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: условий жизни и быта людей в средневековье; их потребностей, интересов, мотивов действий; восприятия мира, ценностей; жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

Введение (1 ч)

Задачи и содержание курса «История России. 6 класс». История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Классификация некоторых языков и языковых групп. Исторические источники и вспомогательные исторические науки. Знакомство со справочным и методическим аппаратом учебника и формами работы.

Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

Появление и расселение человека на территории современной России. Древние стоянки, родовой строй, орудия труда.

Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат, Тюркский каганат, Великая Булгария, Скифское царство. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

 Краеведение:археологическое прошлое Нижегородского края

Основные понятия: первобытно-общинный строй, родоплеменная и соседская общины, племя, союз племен, микролит, неолитическая революция, кочевой и оседлый образ жизни, ремесленники, разделение труда, присваивающее и производящее хозяйства, эксплуатация, государство, народ (народность), переложная система земледелия, двуполье, трехполье, язычество, идол, вече, народное ополчение, колонизация, индоевропейские народы, славяне, балты.

Глава II. Русь в IX— первой половине XII в. (10 ч)

Происхождение народа русь. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Формирование княжеской власти. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые князья Древнерусского государства. Перенос столицы в Киев.

Внутренняя и внешняя политика первых князей, социально-экономический строй Древнерусского государства. Реформы княгини Ольги. Формирование территории Древнерусского государства. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы, любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Православная церковь и ее роль в жизни общества. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками.

Особенности культуры Руси, ее специфика и достижения. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, былина и др.). Деревянное и каменное зодчество. Художественное ремесло, фрески, мозаика. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и образ жизни разных слоев населения Руси. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства.

Краеведение: Городец на Волге

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме.(1ч)

Основные понятия: князь, дружина, полюдье, урок, погост, гривна, династический брак, наместник, политика, усобица, боярин, вотчина, духовенство, епископ, закуп, люди, митрополит, монастырь, общество, резиденция, рядович, смерд, житие, былина, летопись, миниатюра, граффити, мозаика, фреска, патриотизм, самобытность.

Глава III. Русь в середине XII — начале XIII в. (4 ч)

Эпоха политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель - самостоятельных государств на Руси. Причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Идея единства Руси. Развитие русской культуры. Международные связи русских земель, отношения с кочевниками.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Особенности княжеской власти в различных землях Руси. Ростово-суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Рост и расцвет городов.

Новгородская республика: территория, политические особенности, категории населения, занятия новгородцев, культура.

Южная и Юго-Западная Русь: территории княжеств, особенности правления, занятия населения, культура.

Краеведение: Основание Нижнего Новгорода.

Основные понятия: удел, политическая раздробленность, архитектурный ансамбль, аскетизм, артель, посадник, тысяцкий, республика.

Глава IV. Русские земли в середине XIII — ХIVв. (9ч)

Возникновение Монгольской империи. Чингисхан и его завоевательные походы. Влияние Монгольской империи на развитие народов Евразии. Первые столкновения русских князей с монголами — Битва на Калке. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу, их последствия.

Северо-Западная Русь. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Невская битва и Ледовое побоище. Внутренняя и внешняя политика Александра Невского.

Образование Золотой Орды. Государственный строй, армия и вооружение, экономика, население и культура Золотой Орды. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на менталитет, культуру и быт населения Руси. Религиозная политика в Орде и статус Русской православной церкви. Золотая Орда в системе международных связей. Борьба русского народа против ордынского владычества.

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Устройство Литовско-Русского государства. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Внешняя и внутренняя политика Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Дмитрий Донской. Русская православная церковь в условиях ордынского владычества. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Набег хана Тохтамыша.

Культура и быт русских земель. Книжное дело, летописание, устное народное творчество. Архитектура и живопись.

Краеведение: Великое Нижегородско-Суздальское княжество

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. (1ч)

Основные понятия: курултай, нойон, тумен, стан, ополченец, ярлык, ордынское владычество, выход, баскак, крестоносец, крестовый поход, духовно-рыцарский (военный монашеский) орден, царь, диалект, народность, уния, слобода, эпос.

Глава V. Формирование единого Русского государства (7ч)

Мир к началу XV в. Политическая география русских земель. Процессы централизации. Генуэзские колонии в Причерноморье. Упадок Византии и его последствия.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Изменения в порядке владения землей в Московском княжестве. Развитие ремесла и торговли в Московском княжестве. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Темный.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Характер экономического развития Московского государства. Новгород и Псков в XV в. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Стояние на Угре. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Расширение международных связей Московского государства.

Флорентийская уния. Падение Византии. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Повседневная жизнь и быт населения. Основные категории населения и их положение. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Посадские люди. Появление казачества.

Культурное пространство единого Российского государства. Летописание общерусское и региональное. Литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. «Хронограф». Архитектура и живопись. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека. Московский Кремль.

Краеведение:  Нижегородский край в 15 веке.

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме. (1ч)

Урок обобщения за курс История России 6 класс(1ч)

Основные понятия: централизация, поместье, помещик, служилые люди, ясак, транзитная торговля, скипетр, держава, шапка Мономаха, герб, регалии, воевода-наместник, Боярская дума, уезд, кормление, местничество, налог, догмат, автокефалия, ересь, чин, привилегии, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые и черносошные, посадские люди, казачество, поэма.

 Уроки обобщения и систематизации знаний, предусматривают выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся

На изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов — из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч — на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения курса истории Средних веков 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ит.д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории и истории России;
  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате освоения курса История России в 6 классе  учащиеся должны учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности и патриотизма;
  • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • осознание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
  • познавательные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
  • проводить исследование под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе, презентация;
  • давать определения понятий;
  • коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

  • понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
  • характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;
  • овладевать целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Критериями для определения уровня усвоения учащимися 6 класса содержания предмета будут:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • называть хронологические рамки и периоды ключевых исторических процессов, а также даты важнейших событий  всеобщей истории и истории России изучаемого периода;
  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;
  • различать в исторической информации факты и мнения.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту и ориентироваться в ней; соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • осуществлять поиск необходимой информации в одном пли нескольких источниках, отбирать ее, группировать, обобщать;
  • сравнивать разные исторические источники, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

  • последовательно выстраивать повествование (устно или письменно) об исторических          событиях и их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в изучаемую историческую эпоху;
  • описывать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • составлять описание исторических объектов и явлений на основе текста учебника, дополнительного и иллюстративного материала.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание;
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий и явлений, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • характеризовать основные исторические объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества в изучаемый период как целостной системы;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить изложенные в учебной литературе версии и оценки исторических событий и личностей;
  • определять и объяснять свое отношение к историческим событиям и личностям, их оценкам.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • способствовать сохранению памятников культуры;
  • использовать знания об истории своего народа и других народов в общении с людьми; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • конспектировать информацию, выделять главное;
  • использовать дополнительные источники исторической информации (энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы);
  • классифицировать, систематизировать информацию - составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;
  • правильно применять специальные термины и понятия;
  • связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в исторических явлениях.

Тематическое планирование

к учебнику   Е.В. Агибалова, Г.Д. Донской  « История средних веков»    (28 часов в год)

№ урока

Содержание курса

Кол-во часов

Д/З

Сроки

   1

Введение. Живое Средневековье

1

С.7

Глава1.. Становление средневековой Европы ( 6-11вв.)

4

2

Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв. Христианская  церковь в раннее Средневековье.

1

§1,2

3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

§3

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках.

1

§4

5

Англия в раннее Средневековье

1

§5

Глава 2. Византийская империя и славяне в 6-11веках

2

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1

§6

7

Культура Византии. Образование славянских государств .

1

§7,8

Глава 3. Арабы в 6 – 11 веках

2

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

§9

9

Культура стран халифата.

1

§10

Глава 4. Феодалы и крестьяне

2

10

Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.

1

§11,12

11

Стартовая контрольная работа.

1

Глава 5  Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

12

Формирование  средневековых городов. Городское ремесло

1

§13

13

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.

1

§14,15

Глава 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы

2

14

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

§16

15

Крестовые походы

1

§17

 Глава 7  Образование централизованных государств в Западной Европе.( 11-15 вв)

5

16

Как происходило объединение Франции

1

      §18

17

Что англичане считают началом своих свобод

1

§19

18

Столетняя война.

1

§20

19

Усиление королевской власти в к15 в. в Англии и Франции.

1

§21

20

 Реконкиста. Германия и Италия в 12-15 веках.

1

§22

 Глава 8.  Славянские государства и Византия  в 14-15 вв.

2

21

Гуситские войны.

1

§24

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

§25

 Глава 9.  Культура Западной Европы. (11-15 вв).

3

23

Образование и философия. Средневековая литература

1

§26,27

24

Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии.

1

§28,29

25

Научные изобретения и открытия.

1

§30

Глава 10.  Народы  Азии, Америки и Африки в средние века.

2

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

§31

27

Государства Африки и доколумбовой Америки.

1

§32

28

Урок повторения и обобщения. Тестирование

1

К учебнику История России под редакцией А.В.Торкунова   (40 часов в год)

Содержание курса

часы

Д/З

Сроки

   1

Введение. Наша Родина-Россия

1

С.6-8

Глава1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

§1

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

С.15-19

4

Образование первых  государств

1

§2

5

Восточные славяне и их соседи

1

§3

   6

Археологическое прошлое Нижегородского края

1

Глава 2.  Русь  в  IX- первой половине XII вв.

10

7

Первые известия о Руси

1

§4

8

Становление  Древнерусского государства

1

§5

9

Становление  Древнерусского государства

1

§

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

§6

11

Русское государство при Ярославе Мудром

1

§7

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

§8

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

§9

14

Культурное пространство Европы и культура  Руси

1

§10

15

Повседневная жизнь населения

1

§11

16

Место Руси в Европе. Городец на Волге

1

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII-первой половине X11 в.». Тестирование

1

Глава 3 Русь в середине XII- начале XIII вв.

4

18

Политическая раздробленность на Руси

1

§12

19

Владимиро-Суздальское княжество

1

§13

20

Новгородская республика.

1

§14

21

Южные и юго-западные русские княжества. Основание Нижнего Новгорода

1

Глава 4. Русские земли в середине XIII-XIV в.

9

22

Монгольская империя и изменение политической карты мира

1

§15

23

Батыево нашествие на Русь

1

§16

24

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

§17

25

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

§18

26

Литовское государство и Русь

1

§19

27

Усиление Московского княжества

1

§20

28

Объединение русских земель вокруг Москвы.  Куликовская битва

1

§21

29

Развитие культуры в  русских землях во второй половине XIII -XIV вв.

1

§22

30

Великое Нижегородско-Суздальское княжество

1

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли  в середине XII-XIV вв». Тестирование

1

Глава 5. Формирование единого Русского государства

7

32

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

1

§23

33

Московское княжество в первой половине  XV вв.

1

§24

34

Распад Золотой Орды  и его последствия

1

§25

35

Московское государство и  его соседи во второй половине XV века.

1

§26

36

Русская православная церковьXV – нач. XVI вв. Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

1

С.96-101

37

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

§27

38

Нижегородский край в 15 веке.

1

39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства». Тестирование.

1

40

Обобщение по курсу История России

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...